«Эра пост-ПК наступает», — говорили они. «Никому больше не нужны громоздкие дестктопы», — говорили они. «Стационарный компьютер в распределённом офисе? Нонсенс!» — говорили они. И вот, пожалуйста: стоило немного ослабнуть вызванным пандемией ограничениям на свободу перемещений, как народ потянулся в магазины, онлайновые и офлайновые, за настольными компьютерами. Именно что «народ»: корпоративные клиенты, по мнению аналитиков, предпочитали в 2020 г. всё-таки ноутбуки. Однако благодаря росту спроса на высокомаржинальные игровые станции общее состояние российского рынка стационарных ПК в минувшем году можно расценивать как позитивное.
Ускользающая статистика
Аналитические агентства нередко избегают публикации полных данных по исследуемым сегментам ИТ-рынка, что с коммерческой точки зрения имеет вполне очевидное обоснование. Однако поставки за первый квартал ковидного
По второму кварталу
Агентство ITResearch, оценивая уже продажи (sell-out) настольных ПК за тот же период, говорит о величине в 640 тыс. единиц, что на 1,5% меньше, чем было реализовано в РФ во II кв.
Всё дело в том, что недостачу по коммерческим поставкам скомпенсировал рост отгрузок домашних ПК. Ведущий эксперт ITResearch Дмитрий Шульгин прямо указывает: «Особенно это коснулась „старших братьев“ ноутбуков — десктопов-моноблоков (AIO)». Поставки моноблочных ПК за II кв. 2020 г. выросли на 30%, а их вклад в общий сегмент десктопов увеличился до весьма ощутимых 15%. Всего же за первое полугодие было продано 1,4 млн настольных ПК (из них почти 180 тыс. — AIO.), так что год к году рынок десктопов вырос за первые шесть месяцев
Эксперт подчёркивает: «Здесь сказался вклад первого квартала, который был очень хорош». Насколько скромными бы ни были поставки настольных ПК в первом квартале, продажи их за тот же период — в том числе за счёт фактически выметания накопленных прежде складских запасов на всех уровнях канала — обеспечили чрезвычайно завидный рост этого сегмента ИТ-рынка. По данным ITResearch, лидером продаж настольных ПК в России по итогам II кв. стала компания HP. В первую пятёрку также вошли (в алфавитном порядке) Acer, Depo, iRu, Lenovo. Вместе лидирующая группа реализовала 42% всех десктопов в России. Передовиками же по продажам AIO стали — также в алфавитном порядке — Acer, Apple, Dell, HP и Lenovo.
Традиционный форм-фактор настольных ПК по-прежнему заметно востребован в бизнес-сегменте, в первую очередь из-за возможностей расширения и модернизации, — на это обращает внимание Дмитрий Родионов, руководитель департамента продуктового маркетинга компании 3Logic Group: «Малый и средний бизнес предпочитают классический стационарный ПК, поскольку цена на такое решение остаётся ниже новых форм-факторов устройств — неттопов, моноблоков. Кроме того, следует учитывать возможность самостоятельного ремонта. Cильными сторонами ПК остаются возможность выбора дисплея подходящей диагонали и разрешения, общая производительность системы и стоимость».
«Мы не заметили каких-либо „угроз“ для традиционного форм-фактора бизнес-ПК», — соглашается с этой точкой зрения Гектор Пулинец, руководитель отдела развития корпоративных продаж компании DNS.
Как говорил в ходе ноябрьской конференции Merlion Digital Day Сергей Кочепасов, директор по развитию бизнеса компании iRU, в 2020 г. корпоративные пользователи столкнулись с двумя вызовами: как в стрессовой ситуации сохранить бизнес действующим — и как сделать его ещё более эффективным: «Когда всех заперли по домам, тех „компьютеров“, которые уже были практически в каждой семье, оказалось недостаточно. При этом многим было важно купить именно компьютер. Работать с большим количеством таблиц, с разными источниками данных и т. д. на ноутбуке неудобно: большой монитор, удобные клавиатура и мышка реально помогают повысить эффективность. А вот рабочий кабинет дома есть далеко не у каждого — поэтому встал вопрос не только покупки, но и размещения техники. Все это привело к повышению спроса на ПК в компактных форм-факторах. Второй сегмент, показавший хорошую динамику — моноблоки. Их покупали и домашние пользователи, и корпоративные, и госсектор».
Ольга Доровская, директор департамента персональных систем OCS Distribution, поясняет: «Эргономика и удобство рабочего места в пандемийный
«Пандемия изменила взгляд людей на устройства для работы, развлечений и просто выхода в сеть. Многие стали работать и учиться из дома, поэтому одного ноутбука или ПК для семьи стало, очевидно, недостаточно», — отмечал в середине прошлого года Александр Катаев, генеральный директор Lenovo в России.
Урожайный год
Подводя результаты 2020 г., IDC отметила, что в IV кв. поставки настольных ПК в России снизились на 8,4% относительно прошлого года, составив 517 тыс. единиц. В первой пятёрке вендоров по итогам года в целом — примечательная перемена: по сравнению со II кв. поменялись местами занимавшие третье и четвёртое места глобальный и отечественный вендоры соответственно, так что теперь табель о рангах в этом сегменте ИТ-рынка по объёмам поставок выглядит так: HP, Lenovo, iRU, Acer и Dell. В целом (с учётом ноутбуков) за минувший год в РФ было поставлено 5,9 млн единиц ПК, что на 11,6% больше уровня
Продажи настольных ПК, отмечает ITResearch, выросли в РФ за весь год на 12,2%, до 3,49 млн единиц, из которых целых 1,14 млн были реализованы в IV кв. Эксперты зафиксировали — впервые за много лет — рост сегмента домашних игровых компьютеров, особенно заметный на фоне неустойчивого состояния корпоративного спроса на настольные ПК. После почти полного затухания в период самоизоляции коммерческие заказчики начали вновь производить закупки десктопов, но бюджеты на эти цели явно не выделялись даже в прошлогодних объёмах.
В итоге присутствие ведущих вендоров в российском сегменте настольных ПК несколько сократилось: во втором полугодии, свидетельствует ITResearch, суммарная доля первой десятки поставщиков опустилась ниже половины рынка, хотя традиционно за последние годы она превышала 50% сбыта. Местами даже ожила самосборка системных блоков силами некрупных ритейлеров, да и в целом и активизировались малые региональные компании. Суммарная же доля зарубежных поставщиков снизилась до четверти рынка. Лидером настольного сегмента в 2020 г. по продажам в РФ стала компания HP; также в тройку лучших вошли Lenovo и iRU.
Михаил Шаповалов, коммерческий директор 3Logic Group, подтверждает, что возникшие в 2020 г. вызовы ускорили цифровизацию экономики и общества: «При этом в госсекторе стало ощущаться активное движение в импортозамещение на деле. Введение квот на отечественное оборудование и Поддержка сквозных проектов очень повлияли на госзаказчиков».
По мнению Гектора Пулинца, объём рынка персональных компьютеров в РФ (в штуках) остался на уровне 2019 г.: «Однако в DNS продажи этой категории ощутимо выросли год к году. Каких-то особенных трендов явным образом не могу выделить».
2020 г. не привёл к каким-либо значительным изменениям в сегменте десктопов, — об этом говорит Константин Кимельман, директор по развитию подразделения персональных компьютерных систем HP в Восточной Европе: «И хотя во время самоизоляции и перехода на удалённый формат работы и учёбы произошёл резкий всплеск спроса на ноутбуки, дефицит ноутбуков и проекты в госсекторе поддержали продажи настольных ПК». При этом, обращает внимание эксперт, импортозамещение в сфере настольных ПК было заметнее, чем в сегменте ноутбуков: «Имеющиеся сборочные производства настольных ПК проще адаптировать под более глубокие производственные процессы. По итогам последнего календарного квартала 2020 г. более 40% поставок настольных ПК для офиса в штучном выражении пришлось на российские компании. Локализация же сборочных производств ноутбуков пока только в начале пути».
Как считает Сергей Косецкий, коммерческий директор компании
Как уже отмечал в интервью CRN/RE Дмитрий Кравченко, генеральный директор Acer в России, повсеместно растут продажи игровых систем, причём на различных рынках — в разных ценовых сегментах: «Особенностью российского рынка является смещение баланса потребительского спроса в сторону гейминга базового уровня». При этом и в России, и в мире наблюдается растущий спрос на специализированные решения для создателей контента, у которых высоки требования к производительности. В числе важнейших для пользователей и заказчиков характеристик таких ПК — бесшумная и стабильная работа систем при пиковых вычислительных нагрузках.
Заметно рос спрос в 2020 г. на недорогие стационарные ПК малых форм-факторов. Не только по причине их дешевизны, но и потому, что фактически множеству пользователей они необходимы были в качестве толстых клиентов для доступа к облачным сервисам — видеоконференций, офисных приложений, совместной работы и т. п. По словам Вадима Тихонычева, специалиста по развитию продаж в Dell, которые уже приводил CRN/RE, выполнение вычислений на сервере обеспечивает корпорации полный контроль за данными и приложениями, а также простоту администрирования, лёгкость масштабирования и почти мгновенное обновление: «Компьютеры на стороне пользователя в данном случае не обязательно должны быть с высокой вычислительной мощностью: подключение к виртуализированным приложениям возможно даже со смартфонов и планшетов, не говоря уже о классических тонких клиентах и полноценных ПК».
Осмысливая пережитое
Рынок ПК в наступившем году ожидает масса неопределённостей: новые штаммы и/или волны коронавируса, тренд на регионализацию микропроцессорной индустрии, растущий дефицит чипов, продолжение кризиса контейнерных морских перевозок (привет, Суэц!) и т. п. Неудивительно, что многие российские игроки оценивают его перспективы достаточно сдержанно. Так, Максим Родионов, руководитель департамента закупок компании 3Logic Group, ожидает улучшения ситуации с поставками к середине третьего квартала — и тогда же может наступить насыщение рынка ПК и некоторое снижение спроса: «В целом мы не ждём роста по сравнению с результатами прошлого года».
Гектор Пулинец также считает, что общие продажи ПК в текущем году останутся на более или менее прежнем уровне: «В положительную сторону может сыграть восполнение дефицита в игровых видеокартах, в отрицательную — сохраняющийся дефицит производственных мощностей чипов у ключевых производителей. Россия — не самый приоритетный рынок для мировых вендоров, к сожалению, и ведущие игроки будут стараться обеспечить ключевые для себя рынки».
Формат работы продолжает меняться, напоминает Константин Кимельман: «удалённая работа получила достаточное распространение, однако, многие сотрудники возвращаются к формату очной работы в офисе. И если в первом случае востребованы настольные ПК в корпусах типа моноблок, то в офисе продолжают быть востребованы все форм-факторы настольных ПК. Настольные ПК остаются крайне востребованы на рабочих местах, созданных в рамках цифровизации госучреждений. Многолетние инициативы государства по цифровизации продолжатся и в 2021 г.»
«Полагаем, что каннибализация стационарного сегмента мобильным продолжится, — утверждает Ольга Доровская. — Внутри стационарного сегмента ожидаем перераспределения форм-факторов в пользу тонких клиентов (драйвер — информационная безопасность) и моноблоков (драйвер — эргономика рабочего места)».
Сергей Косецкий осторожен в своих прогнозах по сегменту настольных ПК на 2021 г.: «Полагаю, что рынок ПК в этом году продолжит расти, но — с учётом сохранения офисно-удалённой модели работы сотрудников многих компаний — его динамика будет уступать развитию сегмента ноутбуков». В числе факторов, которые будут этому способствовать, эксперт называет частичное возвращение сотрудников в офис, запуск отложенных ранее проектов технического перевооружения компаний и наступление очередных сроков амортизации оборудования рабочих мест.