Каким окажется 2020 год, предсказать было трудно. Эксперты полагали, что любые предварительные прогнозы пандемия сделала неактуальными, и понять, как будут развиваться события, довольно сложно. И действительно, сравнивая высказывания аналитиков об итогах 2020 г., можно сделать вывод: такого года на российском рынке устройств печати давно не было. По крайней мере с точки зрения оценок «в количественном выражении». В аналитической компании ITResearch ситуацию на рынке принтеров и МФУ в прошлом году называют «самой удачной за последние годы»: «Если по итогам 2019 г. было трудно с уверенностью сказать, наступила ли стагнация рынка или появились признаки его спада, то в 2020 г. продажи выросли сразу почти на 7.5% в штуках и 4.7% в деньгах. Всего за 2020 г. в России было продано 2,5 млн печатающих устройств на общую сумму 566 млн долл.».
По словам регионального директора Russia & CIS CONTEXT Виктора Иванова, в 2020 году наблюдался «беспрецедентный спрос и рост на потребительские принтеры (устройства начального и среднего уровня), обусловленные последствиями пандемии коронавируса».
А согласно результатам исследований компании IDC, в 2020 году поставки производителей на российский рынок печатающих устройств сократились на 5,3% по сравнению с уровнем 2019 года до 2,69 миллиона штук, а в денежном выражении — снизились на 4,1% до 664 миллионов долларов США.
Конечно, разница в оценках существовала всегда: IDC измеряет рынок, основываясь на отгрузках вендоров в Россию, CONTEXT считает только продажи через дистрибьюторский канал, а ITResearch учитывает продажи дистрибьюторов в канал и продажи прямой розницы. Однако такого огромного «разночтения в показаниях» на рынке устройств печати давно не было.
Дистрибьюторы тоже по-разному оценивают результаты 2020 г. на рынке устройств печати.
«Наши прошлогодние ожидания по устройствам печати оправдались практически полностью: после ухода „на удаленку“ спрос весьма значительно сместился в сектор low end, к домашнему сегменту. Причем эта была всеобщая тенденция, коснувшаяся не только рынка печати, — рассказывает директор департамента Document Imaging Solutions компания OCS Distribution Александр Кушигин. — А вот по расходным материалам картина сложилась совсем другая. Значительное снижение объемов офисной печати привело к падению спроса на расходные материалы в этом сегменте. Однако рост продаж расходных материалов в персональном сегменте и близко не подобрался к тому, чтобы скомпенсировать падение в офисном. При печати дома на первый план вышла „мгновенная“ экономия: и в целом объемы печати стали сильно меньше, и расходные материалы покупаются по принципу „подешевле и попроще“, благодаря чему сразу активизировались продавцы совместимых расходных материалов. Однако в деньгах, несмотря ни на что, мы все равно смогли превзойти показатели 2019 года, в основном за счет оборудования. Сильнее всего сокращение продаж произошло в бизнесе покликовых контрактов (MPS), в коммерческой печати и во всем, что связано с дизайном и рекламой».
По словам директора департамента «Компьютерная периферия» компании «Марвел-Дистрибуция» Дмитрия Купцова, в период локдауна полностью встали продажи большой офисной техники и pro-аппаратов: «Как следствие, затормозились продажи расходных материалов. Не так хорошо, как хотелось бы продавались SOHO-машины начального уровня. Зато сильно вырос спрос в верхнем и среднем сегментах SOHO, в частности МФУ формата А4
Директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании Merlion Татьяна Скокова также отметила: рынок печатающей техники в 2020 году показал, что потребитель для оборудования домашнего офиса приобретал в основном лазерные устройства низкого ценового сегмента. «Покупки совершались через интернет, что позволило крупным интернет-магазинам и площадкам серьезно нарастить обороты, — говорит она. — Первый жесткий локдаун во втором квартале оказался шоком для всех участников рынка, но начиная с июня спрос начал постепенно восстанавливаться. Продавцы и покупатели учились жить и работать в новых реалиях, это позволило рынку восстановиться и даже вырасти по итогу года. По нашим данным, в результате рынок печатающих устройств показал общий рост как в штучном (+10%), так и в денежном выражении (+20%). Драйверами роста были лазерные устройства (+20% в штучном выражении). Удачно стартовавшие в июне и июле устройства СНПЧ (системы непрерывной подачи чернил) и картриджные аппараты неожиданно оказались в дефиците в 3 и 4 кварталах, что не позволило сегменту струйной печати вырасти по итогам года».
Что касается вендоров, то, по мнению Александра Кушигина, большинство из них в условиях кризиса «оперативно отреагировали на изменения ситуации, эффективно договорившись с каналом о согласованных действиях, направленных на минимизацию негативного эффекта. И такая стратегия „единой команды“ с каналом оказалась правильной. Это позволило вендорам, которые ее выбрали, минимизировать или вообще свести к нулю негативное воздействие кризиса на продажи. Значительной проблемой на протяжении всего года был дефицит товара. Это коснулось практически всех производителей, за исключением, пожалуй, Pantum. Эта компания быстро, за
По словам заместителя директора по продажам Pantum Александра Кукина, в 2020 г. компания смогла увеличить продажи в России почти на 50%: «Мы связываем это с повышенным интересом пользователей к персональным устройствам, в которых мы традиционно сильны. Также мы смогли увеличить присутствие на рынке государственных заказов».
Худшие прогнозы не оправдались
С оптимизмом оценивают прошедший год и в компании HP. «Несмотря на все вызовы и сложности, благодаря диверсифицированному портфолио наших продуктов мы завершили год с хорошими результатами, — уверяет генеральный директор HP Inc. в России Павел Анохин. — Во время локдауна и перехода на удаленный формат работы и учебы произошел резкий рост спроса на домашние устройства и сейчас, спустя 12 месяцев, высокий уровень спроса остается стабильным. По нашим глобальным показателям за 4 квартал, продажи домашних принтеров выросли на 9%. Мировой рынок офисной печати предсказуемо „просел“, объем печати компаний в пересчете на общее количество напечатанных страниц сократился. В России на протяжении 2020 г. мы продолжили осуществлять активные поставки офисных принтеров и МФУ».
«Прошедший год, несомненно, был уникальным, сложным периодом. Однако для Brother в России 2020 г. стал одним из самых успешных, — отмечает директор по продажам и маркетингу „Бразер“ Саркис Басеян. — С одной стороны, в самый разгар карантина нам удалось реализовать несколько крупных корпоративных проектов, над которыми мы работали еще в 2019 г. С другой стороны, мы смогли сохранить и нарастить продажи через розничные сети и электронную коммерцию. В первой половине года драйвером роста, на наш взгляд, выступали продажи небольших устройств для работы из дома, во второй половине года реализовался отложенный спрос со стороны корпоративного рынка. Многие заказчики, вернувшись в офис, инициировали давно назревшие заказы. Вместе с тем, ограничения, связанные с пандемией и введенные в разных регионах мира, привели к нарушению цепочек поставок, что вызвало определенную нехватку устройств печати на рынке. Данная тенденция, вероятно, будет продолжаться на протяжении первой половины 2021 г.»
Исполнительный директор KYOCERA Document Solutions Тарик Альхаурани подчеркивает: «C момента прихода пандемии в Россию абсолютно все вендоры печатающей техники почувствовали на себе ее воздействие. Спрос на персональные принтеры и МФУ на российском рынке возрос, в то время как спрос на устройства „коридорного типа“ заметно снизился. Тем не менее, когда страна начала открываться вновь, и сотрудники вернулись на рабочие места, все стало возвращаться на круги своя. Уже к самому концу 2020 г. мы увидели, как люди снова переходят к „нормальной“ жизни и восстанавливается покупательский интерес к большим аппаратам. Тем не менее видно, что общий объем рынка в количественном выражении вырос по сравнению с 2019 г. Это связано с тем, что всем бизнесам срочно пришлось закупать персональные печатающие устройства для сотрудников, чтобы они могли обеспечить бесперебойный документооборот на время самоизоляции или удаленной работы».
Руководитель отдела продуктового маркетинга «Ксерокс СНГ» Наталья Елисеева напоминает, что поскольку 2020 г. был годом нестандартным, это не могло не отразиться на рынке малой офисной техники: «Требовалось организовывать удаленные рабочие места и внедрять новые подходы к рабочим процессам, поэтому наиболее востребованными стали печатные устройства формата А4. А так как это один из самых крупных сегментов в количественном выражении, от него зависела и общая динамика рынка. На протяжении года она менялась: после высоких показателей в первом квартале мы увидели серьезное снижение спроса во втором. В третьем квартале активность начала восстанавливаться, в том числе под влиянием растущего спроса в государственном секторе и реализации крупных федеральных проектов. На рынке печатных устройств формата А3 мы наблюдали смещение спроса к младшему сегменту. Впрочем, по итогам 2020 г. весь этот сегмент сократился в результате изменения акцентов».
По оценкам руководителя отдела продуктового маркетинга Ricoh Rus Ильи Базылева, в черно-белом сегменте рынок машин формата А3 сократился на 11% в штуках (год к году), однако Ricoh удалось увеличить свою долю до 8% в штучном выражении благодаря фокусу на
«По рынку офисной печатной техники в целом можно сделать вывод, что худшие прогнозы начала 2020 года — падение рынка на 30% — не оправдались, — размышляет директор по развитию бизнеса и маркетингу Konica Minolta Business Solutions Russia Артур Синицин. — Был сильный спад продаж во втором квартале: на него пришелся пик пандемии, но итоговые цифры за год всего на 5% уступают результату 2019 г. Это можно считать позитивным итогом, учитывая обстоятельства 2020 г. Причем формат А4 показал себя лучше (падение составило всего 2%), а вот А3 сократился на 17% по отношению к 2019 году. Основное падение в А3 было за счет черно-белых машин (20%). В то же время цветные устройства упали всего на 12%, при этом даже показали рост в среднем сегменте
Что ждать от 2021 г.?
Ведущий аналитик IDC Russia & CIS Константин Макаренков полагает, что прогноз на 2021 г. можно считать «осторожно позитивным», основываясь на том, что «пик эпидемии в 2020 г. Россия пережила без существенных длительных периодов lockdown и закрытия производств и сферы обслуживания, как это случилось в Европе и других регионах. Текущие полевые исследования IDC вертикальных рынков в Европе и России показывают, что уже в 2021 г. продолжится возвращение работников в офисы, и оно будет еще более значительным в 2022 г. Это непременно положительно скажется на объемах печати в офисе и закупках печатающих устройств и расходных материалов».
По оценкам Виктора Иванова, в первой половине 2021 г. на рынке может быть сильный рост, «в большей степени обусловленный скорее невыполненными заказами, а не новым спросом на потребительские принтеры». По его мнению, спрос будет прежде всего на многофункциональные устройства. В потребительском сегменте может возникнуть новый дефицит, что может привести к росту цен, особенно на устройства начального и среднего уровня. А также на устройства с системой непрерывной подачи чернил. Восстановления продаж бизнес-принтеров может начаться со второй половине 2021 года, когда государственный и корпоративный секторы развернут крупные проекты.
По словам Павла Анохина «дополнительный тренд, который точно найдет проявление в краткосрочной перспективе, — это рост интереса к аутсорсингу печати (MPS — managed print services). Это связано с желанием заказчиков иметь возможность быстро адаптировать свою инфраструктуру печати под меняющиеся обстоятельства. Дополнительно мы прогнозируем отложенный спрос на офисную печать. Несмотря на то, что на „удаленке“ многие перешли на электронный обмен файлами внутри компаний — коммуникация между организациями в России все еще строится на „бумажном“ обмене документами, и в ближайшие годы в силу нормативных требований это вряд ли изменится».
«Вероятно, тенденция покупок для обустройства домашнего офиса будет затухать, что приведет к снижению спроса на устройства начального уровня, — полагает Саркис Басеян. — На корпоративном рынке вынужденная удаленная работа в прошлом году дала толчок к быстрой цифровизации, вследствие чего разумно ожидать снижения спроса и изменения структуры спроса на устройства печати. Одновременно с этими факторами сохраняется недостаточность предложения на рынке. Не стоит сбрасывать со счетов произошедший и продолжающийся рост рублевых цен вследствие девальвации рубля в прошлом году. Какие из этих факторов окажутся сильнее других и какой результат мы получим на рынке в текущем году, предугадать довольно сложно».
В «Ксерокс СНГ» ожидают возвращения рынка к росту, особенно в сегментах МФУ формата А3 и промышленных цифровых печатных машин. «По нашим прогнозам, драйвером этого процесса может стать растущая тенденция возвращения сотрудников в офисы, — подчеркивает Наталья Елисеева. — При развитии этого тренда компании могут вновь столкнуться с вопросами организации офисных рабочих процессов, в том числе автоматизации, эффективного управления печатью и документооборотом. Только теперь эти вопросы будут рассматриваться в условиях новой реальности и частично в условиях гибридного режима работы (офис — дом), который может стать новым стандартом для многих компаний».
В Konica Minolta Business Solutions Russia уверены, что «мир уже не будет прежним», так как тренд цифровизации и удаленного управления заметно усилился. Компания активно работает над созданием портфеля новых продуктов и решений, которые связаны с удаленной работой из дома, а также с цифровизацией рабочего пространства.
В KYOCERA Document Solutions считают, что стоит ожидать возврата интереса со стороны покупателей к большим аппаратам, а также к программному обеспечению, контролирующему печать документов. «Если до прихода пандемии многие даже не задумывались о наличии нецелевой печати у себя в офисах, то в момент, когда пришлось раздать печатающие устройства по домам сотрудников и оказалось, что они могут печатать совершенно не относящиеся к работе вещи, многие владельцы бизнеса уже стали посматривать в сторону СЭДов и программ для различных разграничительных сценариев», — говорит Тарик Альхаурани.
«Рынок печатающей техники в 2021 году в штуках, скорее всего, расти не будет. т. к. бо́льшая часть бизнеса перешла на удаленку и возвращаться в офисы в полном объеме не собирается. Как следствие, бюджеты на обновление парка принтеров, сканеров, МФУ будут сильно урезаны, — считает Татьяна Скокова. — Сотрудники в 2020 году обустроили свои „хоум офисы“, и спроса с их стороны мы наблюдать не будем. Единственная категория, которая может показать рост в 2021 году по сравнению с 2020 годом — это струйные устройства СНПЧ, которые в 2020 году просто были в дефиците. Свое влияние на рынок могут внести и поставщики. Из-за уже наметившихся сложностей с производством и дефицитом на разные компоненты в течение текущего года поставлять на рынки будут то, что вендоры смогут произвести. То есть не спрос будет формировать рынок, а доступные предложения (товар), что, естественно, приведет к уменьшению объема рынка в штуках и возможному росту в деньгах из-за удорожания устройств печати. При этом в штучном выражении рынок скорее всего упадет на
По мнению Дмитрия Купцова, «рынок офисной техники восстанавливается, но в связи с дефицитом финансирования уровень закупаемых устройств ниже, чем до пандемии»: «Заказчик выбирает менее скоростные модели, чаще отдает предпочтение монохромным аппаратам вместо цветных. Рынок pro и мини-типографий восстанавливается еще медленнее, чем сегмент офисной печати. Также в первой половине года наблюдается существенный дефицит персональной техники по причине неполного восстановления производства, в связи с чем вероятен повышенный спрос во второй половине года».
Главные уроки
«С одной стороны, стало больше ясности, как работать в условиях карантина/пандемии, — размышляет Александр Кушигин. — Понятна эволюция спроса, от чего именно она зависит и как на нее оперативно реагировать. Однако, поскольку значительная часть флуктуаций и в макроэкономике в целом и на печатном рынке в частности, связаны с развитием пандемии, долгосрочное планирование остается во многом абстрактной задачей. Из плюсов — теперь уже более-менее понятно, что ждет рынок при том или ином сценарии, а вот год назад базы для анализа и такого планирования просто не было. Кроме того, предпринятые усилия по оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности принесли свои плоды, и теперь мы подготовлены к неожиданностям гораздо лучше, что позволяет смотреть в будущее с осторожным оптимизмом. Из общего еще хотелось бы отметить дальнейшее продолжение роста интереса к импортозамещению: первый бренд, который представит на рынок оборудование, включенное в реестр МПТ как товар российского производства, получит существенную фору перед конкурентами».
Главным уроком, который вынес рынок устройств печати, и приоритетом для всей индустрии по оценкам Павла Анохина остается необходимость в налаженной системе корпоративной информационной безопасности: «Одновременно с этим мы предполагаем, что многие компании, наладив операционные процессы на „удаленке“ и оценив преимущества этого формата, перейдут на гибридную модель работы. Поэтому ожидается, что в будущем компании все чаще будут отдавать предпочтение компактным и защищенным устройствам печати со встроенными функциями безопасности».
Илья Базылев полагает, что текущая ситуация вряд ли быстро изменится, и многие сотрудники уже привыкли к удаленной работе, причем изменились сами способы и процессы коммуникации, сместившись в цифровую область. И эта тенденция будет только усиливаться: «Однако сами принтеры невозможно исключить из работы компаний, и печатные устройства все еще очень востребованы. Принтеры были вчера и будут завтра — это часть процесса коммуникации. В ближайшем будущем офисные устройства будут представлять собой часть сервиса, предоставляемого одной компании другой. И тот производитель, который готов оказывать такие услуги, сможет продавать печатные устройства более успешно, чем это происходит сегодня. А заказчики будут делать выбор не на основании самой низкой цены, а на основании того, насколько эффективно их задачи решаются тем или иным производителем».
Судя по всему, участники рынка вполне адаптировались к «новой реальности» и готовы работать и развивать бизнес дальше.