На российский рынок официально вышла еще одна международная компания. Свое представительство открыла Tibco (штаб-квартира в Калифорнии, США). Офис поначалу будет небольшим — два продавца и два пресейл-консультанта. Компания исключительно софтверная, с не таким уж впечатляющим оборотом — около полумиллиарда долларов в 2006 г.; сотрудничает она более чем с 3 тыс. клиентов и 200 партнерами по всему миру. Схема построения канала — смешанная, партнеров у компании в России пока немного, меньше десятка, впрочем, задача сделать канал массовым не стоит. Такой вендор российский рынок системной интеграции кардинально не изменит.
История Tibco началась в 1985 г. Тогда компания называлась Teknekron Software Systems, а первым ее продуктом стал The Information Bus (TIB) для координации сбора и представления в реальном времени рыночных данных для финансовых организаций. Через 9 лет компанию купила Reuters, ориентация в основном на финансовые рынки сохранилась. В 1997 г. была учреждена отдельная Tibco Software для работы с клиентами из других отраслей, с июля 1999-го компания стала публичной.
Tibco развивает три основных направления: продукты для построения сервисориентированной архитектуры (SOA), управления бизнес-процессами (BPM) и оптимизации бизнеса. Среди ее клиентов 17 из 20 крупнейших банков мира и 8 из 10 ведущих мировых телекоммуникационных компаний. Банковская отрасль и телеком окажутся в центре внимания и российского представительства компании. В нашей стране Tibco продвигает свои продукты уже три года, но раньше этот бизнес управлялся восточноевропейским офисом. Уже есть клиенты из числа крупнейших банков и телекоммуникационных фирм, но проекты эти закрытые. Есть и партнеры, в том числе Epam Systems, IBS, «Открытые технологии». С начала 2007 г. обучено уже более сорока специалистов из различных компаний. Приток новых партнеров вряд ли будет массовым, поскольку продукты вендора ориентированы в основном на крупных клиентов.
Региональным директором Tibco в России, странах СНГ и Балтии стал Дерек Мак-Доннел.
Что же может измениться с появлением Tibco в России? Можно предположить, что обострится борьба за рынке услуг BPM и SOA. Но объективно говоря, рынка этих услуг и продуктов как такового еще нет. Есть очень активный маркетинг, но появились только первые проекты и заключены первые партнерские соглашения. Однако и по оценкам западных аналитиков, и по заметному невооруженным глазом интересу российских клиентов к SOA можно сделать вывод, что в ближайшее время именно это направление (и различные методы интеграции приложений) станет одним из самых «горячих», рынок приобретет реальные очертания. Появление Tibco подтверждает это.
Директор исследовательской консалтинговой группы KONNASI Владислав Боркус полагает, что Tibco появилась в России тогда, когда рынок уже готов к появлению продуктов предлагаемых типов, бренд Tibco уже достаточно хорошо известен, наибольшая востребованность SOA и BPM есть в отраслях, предлагающих «сложную услугу» розничным клиентам, а среди них у Tibco сильные позиции в мире. Кроме того, растет спрос на решения для управления НСИ (MDM), а российский рынок инструментов MDM недостаточно заполнен. Плюс ощущается заметная потребность в отраслевых решениях, а Tibco такие предлагает.
В целом, по мнению Боркуса, на российском рынке уже можно найти практически любые программные продукты для построения SOA, а также экспертизу по их использованию. Хотя законченных масштабных проектов построения сервисориентированного ИТ-пространства на сегодня в России нет, тем не менее имеются внедрения технологий, связанные с идеями сервисной ориентации, такие как корпоративные шины сервисов ESB (Enterprise Services Bus). Ряд отечественных подрядчиков имеет опыт интеграционных проектов с применением систем Enterprise Applications Integration (EAI) и Message Oriented Middleware (MOM), постепенно набирается экспертиза в SOA. На рынке также присутствуют западные вендоры и консалтинговые компании, имеющие опробованные методологии развертывания SOA (см. таблицу). Что касается готовности заказчиков к новым архитектурным подходам, то, по мнению Боркуса, предпосылки для SOA имеются пока только в финансовой и телекоммуникационной отраслях, поскольку здесь скорость реагирования ИТ на изменения бизнес-среды напрямую влияет на результаты работы компании, а SOA обещает именно такую гибкость. В других отраслях, полагает он, включая промышленность, госструктуры, нефтегазовые компании, торговлю и т. п., большее применение найдут средства управления деловыми процессами, нормативно справочной информацией, некоторые традиционные технологии интеграции приложений.
KONNASI также отмечает ряд субъективных факторов, негативно влияющих на перспективы рынка SOA. Это предшествующий опыт неудачных интеграционных проектов, опасения ИТ-директоров за безопасность данных во внутрикорпоративных системах, предпочтение точечной интеграции, а также недоверие к обещаниям SOA о многократном использовании сервисов.
Но несмотря на это, производители ПО активно движутся в направлении SOA.
Боркус отмечает, что частично SOA-открытыми стали продукты Documentum, основные производители ERP — SAP, Oracle и пр. сделают SOA-библиотеки интерфейсов к 2008–2009 гг. Он считает, что системы ведущих российских разработчиков также становятся SOA-открытыми («1C», «Диасофт» и др.), хотя далеко не все. Что касается перспектив, то, по прогнозу Gartner, к 2009 г. более 50% основных бизнес-приложений будут SOA-совместимыми.