Борьба за ведущие позиции на мировом рынке ПК разгорается с новой силой. И возглавили ее две азиатские компании — тайваньская Acer и китайская Lenovo, занимающие соответственно четвертую и третью строчку в глобальном рейтинге ведущих производителей ПК. Если свое третье место Lenovo заняла в 2004 г. после покупки подразделения ПК у IBM, то Acer пришлось приложить много сил для того, чтобы постепенно отвоевать у конкурентов долю рынка.
Причем по результатам I квартала текущего года Acer даже удалось обойти Lenovo, но последняя взяла реванш во II квартале. В настоящее время, по данным IDC, на мировом рынке ПК доля Lenovo составляет 8,3%, а Acer — 7,2%. Но она увеличивает свое присутствие более быстрыми темпами — прирост продаж за IV квартал 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. составил 55,4% (по данным IDC; по подсчетам Gartner — 54,2%), а Lenovo показала рост всего на 22,3% (единая оценка IDC и Gartner). Более того, тайваньский производитель в течение II квартала 2007 г. только на рынке США продал 888 тыс. ПК, увеличив продажи на 163,8% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Столь высокие темпы роста могут вызвать некоторое сомнение, но нужно отметить, что на американский рынок Acer всерьез вышла всего лишь два года назад, а, как известно, расти «с нуля» всегда легче, чем расширять завоеванный рынок. Например, к настоящему времени доля Acer на американском рынке настольных ПК весьма невелика — всего 2,9% (данные Gartner).
Чтобы решительно обойти своего соперника, Acer решила применить широко используемый в последнее время ведущими компаниями метод «слияния-поглощения». Еще в марте 2007 г. генеральный директор Acer Дж. Т. Вонг в интервью одному из зарубежных изданий заявил, что компания рассматривает несколько фирм — кандидатов на покупку.
Примерно в то же время Lenovo обнародовала свои планы приобретения известного в Европе производителя компьютеров, периферии и устройств бытовой электроники Packard Bell BV, а в начале августа Lenovo уже обсуждала условия сделки. Это было бы логичным шагом китайского вендора, у которого весьма сильны позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и США, чего нельзя сказать о европейских рынках. Приобретение Packard Bell BV смогло бы существенно укрепить позиции Lenovo как третьего производителя ПК на мировом рынке.
Однако планам Lenovo не суждено было сбыться. 27 августа Acer обнародовала окончательное решение купить за 710 млн. долл. четвертого по масштабам доходов на рынке США производителя и розничного продавца ПК, ноутбуков и серверов Gateway. Как следует из официального сообщения, Acer заплатит 1,9 долл. за каждую акцию Gateway. После слияния на рынке появится компания, совокупный ежегодный доход которой составит около 15 млрд. долл. и которая сможет поставлять свыше 20 млн. ПК в год. При этом Acer сохранит торговую марку Gateway.
«Эта стратегическая покупка становится важной вехой в хронологии Acer, — заявил Дж. Т. Вонг. — Приобретение Gateway и ее сильной марки расширит наше глобальное присутствие и усилит наши позиции на американском рынке, что станет хорошим дополнением к сильным позициям Acer в Европе и Азии. После приобретения Gateway мы сразу станем третьим продавцом ПК в мире». Нужно также сказать, что завершение покупки Gateway позволит Acer удвоить ее долю на американском рынке, — по данным IDC, к настоящему времени Acer принадлежит 5,2% на рынке ПК в США и столько же занимает Gateway.
Слияние Acer и Gateway, как ожидается, приведет объединенную компанию к существенному сокращению затрат — увеличенные объемы заказов на приобретение комплектующих позволят получать у поставщиков значительные скидки. Кроме того, дополнительную выгоду укрупненная Acer может получить от объединения портфелей продуктов, выпускаемых обеими компаниями в настоящее время. Однако, как заметил аналитик IDC Брайан Ма, главное — в том, каким образом в реальности произойдет объединение двух производителей: «Ведь Lenovo также рассчитывала получить большие выгоды от приобретения подразделения ПК IBM. Однако сможет ли Acer достаточно быстро интегрировать бизнес Gateway, чтобы получить планируемую прибыль от увеличения масштабов производства? Это еще неизвестно».
В то же время необходимо сказать, что Acer практически полностью расстроила планы Lenovo, намеревавшейся купить Packard Bell BV.
Интрига заложена в не столь давней истории двух компаний — Gateway и Packard Bell. После провала попыток в начале 2000-х гг. напрямую продавать свои ПК розничным покупателям в США, потери значительных инвестиций и закрытия магазинов Gateway Country американский производитель в 2004 г. приобрел за 262 млн. долл. специализировавшуюся на выпуске дешевых компьютеров компанию eMachines, рассчитывая, что та поможет увеличить продажи компьютеров напрямую государственным и коммерческим структурам, а также конечным покупателям через розничных партнеров. Но больших успехов компания не добилась, а в IV квартале 2006 г. даже отчиталась о потерях 1,1% своего дохода по сравнению с таким же кварталом 2005 г., что уже тогда породило слухи о продаже компании.
В свою очередь, продав eMachines, ее основатель Джон Хуи в сентябре 2006 г. выкупил у NEC большую часть акций к тому времени полностью потерявшего американский рынок, но по-прежнему очень популярного в Европе производителя компьютеров Packard Bell, переименовав компанию в Packard Bell BV. Причем, чтобы укрепить позиции своего нового приобретения, Джон Хуи даже предложил продолжавшей страдать от потерь Gateway купить ее бизнес розничных продаж ПК за 450 млн. Руководство Gateway не пошло на эту сделку, однако ранее оно подписало с Хуи, наиболее крупным акционером Packard Bell BV, соглашение, согласно которому Gateway получала право первого отказа (right of first refusal).
Как пояснил И. Т. Ду, менеджер Citigroup Global Markets, представлявший интересы Acer в ходе подготовки сделки с Gateway, это значит, что если Packard Bell будет согласна продать свои активы кому-либо, то она сначала должна получить разрешение от Gateway. Кроме того, Gateway также получает право первой на рынке купить все акции производителя компьютеров Packard Bell BV и его родительского холдинга PB Holding Co. S.ar.l. по цене, предложенной третьим лицом. 27 августа, после официального сообщения о слиянии Acer с Gateway, последняя заявила, что она этим правом воспользуется и начнет переговоры о покупке холдинга PB Holding Co.
Таким образом, соглашение Acer с Gateway не только отодвинуло Lenovo с третьей позиции в мировом рейтинге производителей ПК, но также воспрепятствовало ей приобрести Packard Bell BV. В то же время у Acer остается реальная возможность присовокупить к приобретенной Gateway еще и Packard Bell. Правда, в этом случае Acer столкнется с большими трудностями интеграции в свой бизнес не одной, а двух компаний. Если это случится, то, по мнению Брайана Ма, это произойдет не потому, что Acer хочет укрепить свои позиции в Европе, где они и без этого достаточно сильны, а из-за намерения воспрепятствовать расширению присутствия Lenovo на европейских рынках.