В декабре 2007 г. аналитический центр Leancor* провел исследование потребительских предпочтений и конкурентной среды на рынке компьютерной техники и расходных материалов в Ярославле**. В качестве респондентов выступали частные лица («представители домохозяйств»), приобретавшие за наличный расчет компьютерную технику и расходные материалы в период с июля по ноябрь прошлого года или планирующие подобные покупки в январе—июне 2008 г., владеющие информацией об объеме покупки. Всего — 521 человек в возрасте от 18 до 59 лет. Опрос проводился по телефону, респондентам предлагалось ответить на вопросы формализованной анкеты.

Исследование касалось всех региональных и федеральных компаний, торгующих компьютерной техникой в городе (в т. ч. федеральные сети, продающие бытовое оборудование, а также федеральные специализированные магазины цифровой и компьютерной техники).

На основании собранных в ходе исследования данных об объемах покупок были определены доли игроков розничного рынка информационных технологий Ярославля (см. таблицу).

Согласно выводам исследователей, около 75% рынка компьютерной техники и расходных материалов Ярославля приходится на долю местных магазинов. При этом было отмечено, что при расчете долей игроков названные покупателями «другие магазины» (31%) были отнесены в категорию «местные компании».

Можно было предположить, что самыми осведомленными в «компьютерных» вопросах окажутся молодые люди. Действительно, 52% ответивших — люди в возрасте от 18 до 29 лет.

В опросе приняли участие специалисты и служащие (32%), студенты вузов и учащиеся (22%), рабочие, технический и обслуживающий персонал (14%), руководители, заместители руководителей предприятий, руководители подразделений (10%).

Стоит отметить, что 14% отвечавших (тех, кто недавно покупал или планирует в ближайшие полгода покупать компьютерную технику) считают уровень доходов своей семьи ниже среднего («денег едва хватает на приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости»).

53% принявших участие в опросе относят себя к семьям со «средним уровнем доходов», т. е. «на питание, товары первой необходимости, одежду денег хватает, но для покупки товаров длительного пользования приходится копить средства более одного месяца».

У 26% респондентов материальное положение выше среднего («денег хватает на все, кроме таких дорогих приобретений, как хорошая машина и квартира»).

К обеспеченным можно отнести лишь 3% участников опроса («не испытываем материальных затруднений ни в чем: при необходимости можем купить дорогую машину, квартиру»).

* В 1992 г. в администрации Ярославской области был создан аналитический отдел (позднее аналитический центр при губернаторе). Через пять лет сотрудники центра ушли с государственной службы и создали ЗАО «Аналитический центр». С 2007 г. компания действует под торговой маркой Leancor (Lean. Consultancy. Research).

** Информация об итогах исследования предоставлена компанией «Фронтекс» (Ярославль).