В начале каждого года появляется множество прогнозов относительно того, как будут меняться привычные технологии и продукты и к каким последствиям это приведет.
Например, на основании данных IDC об опережающем росте продаж ноутбуков и интересе пользователей к новым мобильным ПК в альтернативных форм-факторах — ультрамобильный ПК (UMPC) и мобильное интернет-устройство (MID), делается вывод о формировании нового сегмента рынка подобных изделий, который начнет быстро развиваться. Считается, что устройства UMPC и MID будут востребованы большим числом мобильных профессионалов, работниками транспорта, занятыми в здравоохранении и строительстве.
Однако для того чтобы новые продукты завоевали рынок, они должны сначала появиться на свет.
Рождение новинок, как правило, связано с разработкой новых технологий или нетрадиционных способов применения известных. Вот почему компания IBM уделяет большое внимание НИОКР. Ее исследования можно разделить на фундаментальные и внедренческие. Если результаты первого типа исследований можно ожидать через 7–15 лет (их перечень включает около 50 направлений), то внедренческие разработки уже располагают необходимой технологической основой и нацелены на создание готовых продуктов, которые компания предложит рынку в ближайшие пять лет.
Такой подход позволяет IBM уже 15 лет оставаться лидером среди ведущих мировых производителей по количеству полученных патентов США (только в 2007 г. компания получила 3125 патентов). Причем если ранее вендор был сосредоточен на разработке принципиально новых ИТ для корпоративных клиентов, то в последнее время в портфеле перспективных решений значительное место заняли разработки, ориентированные на конечных потребителей, что связано с проникновением ИТ во все сферы жизни.
IBM поставила задачу — помогать заказчикам на всех вертикальных рынках совершенствовать бизнес-модели для согласования с потребностями «продвинутых потребителей будущего» и превращения их в лояльных и преданных клиентов.
«IBM уже третий год реализует программу Next Five in Five — «Пять важнейших инноваций, которые появятся и изменят нашу жизнь в течение ближайших пяти лет». В эту программу мы включаем те продукты и технологии, потребность в которых продиктована рынком и потребителями», — объяснил Энди Стандфорд-Кларк, заслуженный инженер* и ведущий изобретатель IBM, получивший 30 патентов. Он представил пять глобальных инноваций, которые в настоящее время IBM активно разрабатывает и которые включены в программу Next Five in Five:
- комплексные системы управления автотранспортом, позволяющие эффективно контролировать и перераспределять потоки машин, способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды выхлопными газами, предотвращать дорожно-транспортные происшествия;
- системы регистрации данных об источниках и составе продуктов в магазинах, позволяющих покупателям избежать приобретения некачественных или не рекомендованных к употреблению продуктов;
- комплексные системы медицинского обследования и диагностики пациентов, которые позволят врачам проводить удаленное обследование больных, визуализировать их медицинские записи, проводить более точную диагностику заболеваний, используя обширные базы знаний;
- мобильные телефоны нового поколения, которые станут универсальными помощниками их владельцев — персональным банком, кошельком, билетом на транспорт, советчиком при выборе товара в магазинах, гидом в новом городе;
- новые системы контроля и регулирования расхода электроэнергии в домах граждан.
Энди Стандфорд-Кларк отметил, что в последнее время все более остро встает проблема экономии энергии, расходуемой не только предприятиями, но и отдельными потребителями. В связи с этим при его непосредственном участии в IBM была разработана «интеллектуальная энергетическая технология». Эта технология путем передачи данных по бытовой электросети объединяет в единую информационную сеть все домашние электроприборы. Удаленно через Интернет с помощью ПК или мобильного телефона владелец дома может включать/выключать отдельные приборы, контролируя расход электроэнергии. Отчеты о потреблении электроэнергии помогут выявить неисправность отдельных приборов, а также найти оптимальные режимы их использования и сократить общее потребление энергии.
Однако, как подчеркнул Стандфорд-Кларк, процесс разработки подобных инноваций весьма сложен: «Чтобы новые продукты и технологии появились на рынке, нужно проделать большой объем работы. При этом лишь 10% времени и усилий уходит на изобретение нового продукта, а 90% затрачивается потом на то, чтобы найти потребителей, которые подскажут, что еще они хотели бы получить от нового продукта, и партнеров-производителей, которые согласятся совместно дорабатывать, выпускать и продвигать эту новинку».
При этом могут возникнуть сложности, которые первоначально трудно предвидеть. В частности, Энди Стандфорд-Кларк отметил, что, например, получение через Интернет таких персональных данных, как детализированные отчеты о расходе электроэнергии в доме или диагностические данные о состоянии здоровья пациента, должно осуществляться по защищенным каналам передачи, так как в противном случае этими данными могут воспользоваться злоумышленники. Другой пример — установка в более чем 5 тыс. автомобилей в Англии систем позиционирования GPS, позволивших отслеживать дальность поездок. Это дало возможность страховой компании внедрить новый тарифный план — вместо фиксированной страховки автомобилист мог платить только за пройденное машиной расстояние, однако около половины автовладельцев сочли это невыгодным и отказались платить по новым условиям.
* Из 350 тыс. сотрудников IBM только 500 имеют звание «заслуженного инженера».