Фирма Apple продолжает удивлять мир если не технологией, то своими политэкономическими акциями. На прошедшей в первой декаде августа в Бостоне выставке MacWorld, которую автор этих строк посетил благодаря любезному приглашению фирмы DPI (Москва), всех поразило отнюдь не долгожданное появление новой версии операционной системы MacOS. Здесь было объявлено о поистине сенсационном соглашении между корпорациями Apple и Microsoft. По его условиям Microsoft вкладывает в Apple 150 млн. долл., фирмы обмениваются лицензиями на взаимное использование патентов на пять лет, Microsoft обязуется перенести Microsoft Office на платформу MacOS, а Apple делает браузер Microsoft Explorer основным (используемым по умолчанию) в своей системе; кроме того, фирмы будут сотрудничать в реализации и дальнейшем развитии языка Java. До сих пор все революционные преобразования в Apple спотыкались о нехватку времени-денег, теперь фирма получает хорошую фору.
Однако даже на первый взгляд соглашение выглядит отнюдь не однозначно. Более тщательное рассмотрение условий сделки еще больше запутывает дело. Прежде всего, акции Apple, которые переходят в распоряжение Microsoft, лишены права голоса и Microsoft обязуется не продавать их на протяжении по крайней мере трех лет. В состав совета директоров Apple теперь входят такие давние и последовательные противники Microsoft, как глава Oracle Ларри Эллисон и президент фирмы Intuit Билл Кэмпбелл. Браузер Explorer в системе MacOS станет основным, но не единственным — Netscape Navigator будет по-прежнему входить в комплект поставки системы, просто два доминирующих на современном рынке пакета для путешествий по Сети меняются местами. Как отметил на пресс-конференции один из высокопоставленных сотрудников Apple, «...пользователи Apple достаточно умны (вероятно, с намеком «в отличие от пользователей PC») и сумеют разобраться, какой браузер лучше». Кроме того, стало известно, что пакет Microsoft Office будет адаптирован только для MacOS, но не новейшей Rhapsody, выпуск которой ожидается уже в первой половине будущего года.
Что же побудило Microsoft пойти на такие, мягко говоря, странные условия сделки? В кулуарах MacWorld шутили: «Если Apple исчезнет, то у кого Microsoft станет заимствовать идеи?». Но это, разумеется, только шутка. Одно из предположений состоит в том, что подписанию соглашения предшествовало полюбовное прекращение судебного разбирательства, связанного с заимствованием Microsoft интеллектуальной собственности Apple. Однако это разбирательство могло длиться еще бесконечно долго... Еще одно предположение: Microsoft намерена сделать свой Office доминирующей надстройкой над операционными системами всех платформ. Но тогда как же Rhapsody? Ясно одно: Apple получила возможность еще некоторое время продержаться на рынке и, быть может, наконец выкарабкаться из кризиса. Сразу же после объявления о соглашении курс акций Apple ощутимо вырос.
О том, что Apple намерена предпринять все возможное для долгожданного подъема, свидетельствует и тот факт, что было объявлено о выделении трех основных направлений деятельности Apple: оснащение техникой и программами людей творческих (издателей, художников, дизайнеров), образовательных учреждений и рынка SOHO. Все остальное отдается на откуп изготовителям клонов, с которыми у Apple с некоторых пор натянутые отношения, ибо эти фирмы, не вкладывая денег в разработку операционных систем, пользуются ее плодами. Но «выкрутить им руки» не удастся, ибо на выставке MacWorld была продемонстрирована вполне работоспособная бета-версия альтернативной системы — BeOS.
Что же все это означает для России? Как заявил генеральный менеджер ответственного за Европу подразделения Apple Диего Пиачентини, в России для фирмы остается лишь одна ниша — издательские системы. По мнению Евгения Бутмана, руководителя представляющей интересы Apple в России фирмы DPI, это свидетельствует о том, что в Apple наконец-то стали прислушиваться к мнению тех, кто продает компьютеры Macintosh в нашей стране.
Что же касается русификации Microsoft Office для компьютеров Macintosh, здесь перспективы сомнительные. Из внушающих доверие источников редакции CRN/RE удалось узнать, что корпорация Microsoft прежде запрашивала за локализацию своих пакетов не менее 500 тыс. долл., в то время как себестоимость аналогичных работ для самой Apple не превышает 7 тыс. долл. Ясно, что современные объемы продаж компьютеров Macintosh в России никогда не смогут окупить подобные затраты. Впрочем, для издательских работ Microsoft Office и не требуется... Кстати говоря, компьютеры Macintosh продаются представителями Apple более чем в 140 странах, так что, если расценки для них такие же, как для России, Microsoft имеет шанс вернуть ощутимую долю «вложенных в Apple» денег.