Наша компания, ООО «Техно-Сервис», основана в 2003 г. в Ханты-Мансийске. Кто-то позавидует, ведь наш регион — это «золотая жила», а мы сидим на одной из «труб», от которой зависит экономическое благосостояние всей страны. Но, если честно, нас такое положение дел не радует. Мы понимаем, что надо менять стереотипы. Ведь до тех пор пока к нашему, да и к другим «отраслевым городам», будут относиться только как к «скважине», как это было до настоящего времени, экономика страны не сможет выйти из сырьевой зависимости.
До последнего момента крупные ИТ-компании, работая в нашем регионе, стремились участвовать в краткосрочных или среднесрочных, но конечных проектах. Увидели, что у этого заказчика есть деньги, пришли, освоили их и ушли из региона на время, пока не будут «разыгрываться» новые бюджеты. Не было желания инвестировать опыт, материалы, оборудование в развитие территории, в создание региональных стандартов, например, в построение тех же самых сетей. Конечно, прибыль, получаемая от таких инвестиций, — это дело будущего. Но ведь нельзя жить только сегодняшним днем.
За те пять лет, которые мы работаем на рынке, наши специалисты реализовали немало разнообразных ИТ-проектов. Мы изначально преследовали цель: создать комплексную компанию, такую, которая может выполнить весь спектр задач, поставленных заказчиком. Мы развивали у себя проектирование, поставку, монтаж, сервисное обслуживание... При этом именно последнее было для нас определяющим вектором в работе.
И как показала практика, развить сервисное направление так, чтобы оно стало действительно ведущим, очень непросто.
Во-первых, на этапе становления сервис требует больших вложений в оборудование, обучение, логистику и прочие составляющие. А найти и «заморозить» такой «финансовый ресурс» молодой региональной компании очень сложно.
Во-вторых, как следствие из «во-первых», начинающей фирме без имущества и связей трудно взять кредит, который позволил бы расти и развиваться не плавно, по чуть-чуть, а скачкообразно.
В-третьих, одна из самых больших проблем — это человеческий ресурс. Специфика нашего региона заключается в том, что у нас много корпораций, или, вернее, «представительств» крупных госструктур (департаменты, комитеты и прочие подразделения), которые позволяли себе в докризисный период платить огромные, по нашим меркам, зарплаты сотрудникам. И в этом вопросе мы были просто неконкурентоспособными. В результате происходило то, с чем, наверно, сталкивается любая региональная ИТ-компания, которая не может платить специалистам баснословные зарплаты. Мы обучали инженеров, а они уходили работать к заказчикам.
Скорее всего, у большинства молодых региональных ИТ-компаний проблемы схожие. Но ведь выживают же как-то. Вот и мы выживали как могли. Сервис, на который мы делали ставку, должного дохода не приносил, да и вообще был у нас дотационным направлением... Старались поддерживать его за счет других подразделений.
Могу признаться, что спустя пару лет после создания компании, поработав на рынке в условиях, когда все растет как на дрожжах, мы перестали стремиться что-то создавать. Просто не до этого было: только успевай откусывать кусочки пирога, называемого «госзакупки». И даже при высокой конкуренции мы имели шанс получить очень «вкусные» куски. Пожалуй, самая простая схема зарабатывания денег такая: поговорили с заказчиком, совместно подготовили спецификацию, выиграли тендер, поставили товар, и можно считать свою честно заработанную прибыль. Сейчас многие говорят о том, что так работать было нельзя, что надо было думать о будущем. Но много ли тех, кто работал иначе? Многие ли «искали что-то уникальное»? Думаю, что нет. В докризисных условиях бывали моменты, когда даже до реализации проектов руки не доходили. А что уж говорить о том, чтобы развивать какие-то другие направления? Просто элементарно не хватало времени и ресурсов, чтобы подумать о других способах заработка. Тактика была одна: бери больше — кидай дальше. Хотя, конечно, мысли разные приходили. Но вот осуществить их не могли.
Кризис развернул ситуацию в другую сторону.
На сегодняшний день основные наши заказчики (госструктуры) заметно уменьшили закупки оборудования. У части клиентов расходы на ИТ сократились практически до нуля. А это заставляет нас искать другие источники доходов.
Кроме того, кризис «сбил пенку» с работников, оздоровил рынок труда. Что хотите говорите, но я считаю, что «докризисные» зарплаты были необоснованно высокими. Мало-мальский специалист, да даже и не специалист, а вчерашний выпускник вуза, приходил и требовал не менее 25–30 тыс. руб.! А про зарплаты квалифицированных сотрудников говорить вообще страшно. Сегодня, после волны увольнений, требования наемных работников к зарплате стали скромнее, и найти квалифицированного специалиста гораздо проще и дешевле.
В результате благодаря кризису (как ни парадоксально это звучит, но именно благодаря) у нас высвободились ресурсы, в первую очередь от продаж. И теперь мы можем направить их на осуществление любых планов и идей. Появились квалифицированные инженеры и масса свободного времени, чтобы не только задумать, но и решить, как зарабатывать на жизнь завтра.
Возникает логичный вопрос: а сегодня на что жить планируем?! Отвечу: за предыдущие годы был накоплен небольшой жирок, его-то сейчас и «проедаем». Это позволяет нам пока сохранять коллектив, а также решать текущие, сиюминутные задачи. К тому же нельзя сказать, что поставки ИТ-оборудования совсем прекратились. У нас есть несколько контрактов, пришедших с прошлого года. А это тоже деньги, позволяющие компании жить, пусть и экономно.
Конечно, все далеко не так безоблачно, как хотелось бы. И у нас (как и у многих наших коллег) есть определенные долги дистрибьюторам. Хочу сказать огромное спасибо всем, кто понимает сложившуюся ситуацию и имеет терпение ждать. Ведь и у наших клиентов, у госзаказчиков, есть обязательства перед нами, так что сальдо у нас положительное. Нужно лишь время, чтобы оно обрело вид денег.
Знакомая картина? Думаю, что примерно в такой же ситуации находится большинство ИТ-компаний, независимо от того, где они «прописаны». Зачем же я об этом веду речь? Просто сейчас, как я уже сказал выше, действительно появилось время для того, чтобы задуматься: что можно изменить в бизнесе, что начать и сделать, до чего раньше не доходили руки, не хватало ресурсов. Например, у нас есть проект, который «вылеживался» два года. Мы его задумали, но, если честно, задачи быстро его реализовать не стояло. А сегодня мы готовы. Сейчас — самое правильное время заниматься такими проектами. В чем его суть? Проект по построению радиосетей в масштабах города. Здесь нет никаких новых «фенечек» и уж тем более «ноу-хау». Но, несмотря на это, в нашем регионе подобный проект пока не реализован. Теперь, когда все стали считать деньги, мы думаем, что создание таких сетей имеет право на жизнь. И мы готовы заняться таким проектом. В прошлом году наша компания получила все необходимые лицензии на операторскую деятельность для передачи любой информации по каналам связи. На сегодня нам подтвердили получение радиочастот в диапазоне 5–6 МГц. Кроме того, мы подали документы на оформление частот в диапазоне WiMAX.
Отличительная особенность Ханты-Мансийска в том, что основное «градообразующее предприятие» — это администрация округа (со всеми подразделениями). И потребность всех этих подразделений в единой корпоративной сети очевидна (пока что проблема коммуникации между отделениями решается за счет низкоскоростных и дорогих каналов провайдеров). Радиосеть позволит решить проблемы, стоящие перед заказчиком.
Но строить такую сеть, рассчитывая только на госструктуры, было бы неправильно.
Во-первых, как показало время, это совсем небезопасно в финансовом плане (нет бюджета — нет денег).
Во-вторых, малоэффективно. В нашем городе отсутствуют предложения по интерактивному телевидению, по комплексному подключению зданий к сети Интернет, по организации игровых, социальных сетей и пр. И это при том, что большая часть жителей города имеют достаток средний и выше среднего по России. Поэтому спрос на новые услуги, на наш взгляд, будет.
Возникает вопрос: раз все так хорошо, то почему же мы тогда не берем и не делаем? Дело в том, что у нас пока нет нескольких очень важных составляющих для проекта. И сейчас я говорю не только о нехватке средств.
Основная проблема в том, что научившись строить радиосети (наши специалисты построили транспортную сеть УВД по Ханты-Мансийску, транспортную сеть для комплекса «Безопасный город» в Нефтеюганске), мы не умеем извлечь из этого максимальную выгоду, т. е. оптимально подобрать оборудование, наладить систему оплат и пр. И, конечно, мы не можем выделить единовременно столько финансов, чтобы выполнить проект не маленькими кусочками, а сразу целиком, чтобы как можно быстрее получить отдачу.
Поэтому я и решил выйти с предложением о сотрудничестве. Возможно, те компании, которые смогут дополнить нас в этом проекте, заинтересуются им. Мы ищем партнера (соинвестора) для построения сети широкополосного доступа для заказчиков (физических и юридических лиц). Мы готовы вкладывать в этот проект лицензии, разрешения, специалистов (квалифицированные монтажники и инженеры). От партнера мы хотим получить, во-первых, опыт создания коммерчески эффективных сетей, во-вторых, инвестиции в проект в виде оборудования и/или финансов.
Надеюсь, желающие принять участие в таком широкомасштабном проекте найдутся. Тем более что, на мой взгляд, в условиях кризиса гораздо проще выжить не тем, кто в одиночку проедает запасы, а тем, кто открыт к сотрудничеству.