Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2008 г.
Компьютеры
По данным ITResearch, в 2008 г. было продано около 9,4 млн. компьютеров: 3,5 млн. ноутбуков (без нетбуков), 5,9 млн. десктопов (включая значительный «самосбор») и 190 тыс. серверов стандартной архитектуры.
По отношению к 2007 г. рынок десктопов показал почти 12%-ное снижение, но ноутбуки суммарно выросли почти на 36%, что полностью скомпенсировало уменьшение продаж настольных ПК. Серверный сегмент вырос на 9,3%. В итоге рынок компьютеров по году закрылся даже в небольшом плюсе, несмотря на то, что в IV квартале падение рынка десктопов составило примерно 32%, а ноутбуков — 5%.
В 2008 г. десктопы оставались основным сегментом рынка компьютеров, и, по-видимому, наступление ноутбуков может притормозиться. В настоящее время ноутбуки оказались под наибольшим давлением. Десктопы же во время кризиса имеют преимущество, во-первых, как продукт, широко представленный на рабочих местах в организациях, а во-вторых, как более доступная и дешевая продукция, которую можно собрать «на коленке».
Лидерами по итогам года в сегменте настольных ПК стали компании* Acer, Depo, HP, K-Systems, Kraftway (Acer впервые вошла в пятерку). Суммарная доля Top5 составила 18,5%.
Среди производителей ноутбуков лидировали Acer, Asus, Hewlett-Packard, Samsung, Toshiba. В сумме эти компании продали 77,2% всех ноутбуков. При этом конкуренция внутри лидирующей группы в 2008 г. явно усилилась. Новичок в этом списке — HP.
В области серверов ведущими поставщиками стали DEPO, Etegro, HP, IBM, Kraftway. Их общая доля составила 75,2%, но внутри этой группы отрыв HP и IBM от остальных игроков увеличился.
Следует отметить, что во всех сегментах наблюдался процесс увеличения суммарной доли лидеров.
Устройства hardcopy
Принтеры и МФУ. Значительное ослабление спроса, вызванное общеэкономическими трудностями и особенно заметное в конце 2008 г., привело к снижению общих показателей продаж принтеров и МФУ по сравнению с 2007 г. В целом количественный объем этого рынка сократился на 10% и составил 4,75 млн. устройств. В денежном выражении продажи уменьшились на 5,4% (до 1,03 млрд. долл.). Отрицательная динамика рынка почти полностью определялась спадом в сегменте принтеров, в то время как настольным МФУ удалось удержаться в положительной зоне (+2,8%). Это произошло прежде всего за счет сегмента струйных устройств, оказавшегося единственным, в котором продажи относительно 2007 г. увеличились. В целом за год настольные МФУ составили уже больше половины всех проданных печатающих устройств.
По общему объему продаж по-прежнему лидировали компании Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox.
Сканеры. Кризисные явления усилили спад и на рынке планшетных сканеров, снижение продаж которых наблюдается уже четвертый год подряд. В 2008 г. объем рынка в натуральном выражении составил чуть больше 440 тыс. шт., а денежный объем продаж оказался на уровне 2002 г. (58 млн. долл.). Больше всего снизился спрос на модели нижних ценовых категорий, в которых конкуренция со стороны настольных МФУ проявляется наиболее сильно. В то же время продажи планшетных сканеров стоимостью выше 200 долл., где представлено большинство офисных моделей, предназначенных для оцифровки документов и выполнения графических приложений, остались практически на уровне 2007 г.
Наблюдаемый уже несколько лет процесс консолидации рынка сканеров в прошлом году усилился, причем суммарная доля трех ведущих производителей — Canon, Epson и HP — увеличилась до 85%.
Копиры. В 2008 г. на российском рынке было продано около 185 тыс. копировальных устройств, что в денежном выражении составляет 261 млн. долл. Более 94% рынка в деньгах пришлось на сегмент цифровых устройств. В штуках продажи цифровых и аналоговых копиров составляют 70 и 30% соответственно. По количеству проданных устройств в первую тройку, как и годом ранее, входят Canon, Kyocera и Xerox.
Общий объем рынка опций также сократился, примерно на 20%.
Картриджи. Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 27,2 млн. шт. в натуральном выражении и 1340 млн. долл. в денежном. По сравнению с 2007 г. рынок увеличился соответственно на 15 и 30%.
В первых трех кварталах 2008 г. динамика продаж лазерных и струйных картриджей была положительная. Это позволило рынку, даже несмотря на отрицательную динамику IV квартала в обоих сегментах, остаться в плюсе относительно 2007 г.
Совместимых картриджей (имеются в виду струйные картриджи для принтеров Canon и Epson) было продано 5,6 млн. шт. на сумму 25,8 млн. долл.
Цифровые фотокамеры. На рынке цифровых фотокамер в 2008 г. было продано около 5,0 млн. устройств на сумму 1,4 млрд. долл. В количественном измерении рынок вырос менее чем на 3%. Лидером продаж по разрешению светочувствительной матрицы стали 8-Мп устройства.
По количеству проданных устройств в ведущую пятерку входят Canon, Olympus, Panasonic, Samsung и Sony, на долю которых пришлось чуть более 82% всех продаж в натуральном исчислении.
Устройства визуализации
Мониторы. Объем российского рынка мониторов по итогам 2008 г. составил 7,3 млн. шт. на сумму 1,97 млрд. долл. Рынок показал падение по сравнению с 2007 г. почти на 10% как в натуральных, так и в денежных показателях. Стагнация отрасли продолжалась почти весь год, а кризисный IV квартал и вовсе ее подкосил. В конце года у некоторых вендоров поставки мониторов практически прекратились и распродавались только складские запасы дистрибьюторов. Лидирующие вендоры пострадали меньше, чем компании второго эшелона, которыми, очевидно, дистрибьюторы занимались в остаточном режиме.
За год доля 17-дюйм мониторов упала на 18%, доля 19-дюйм стандартного формата упала всего на 2%. Значительный рост наблюдался в сегменте 19-дюйм широкого формата — на 10%, и в сегменте мониторов с диагональю 22 дюйма и выше — на 8,5%.
В 2008 г. лидером осталась компания Samsung, в ведущую группу входят также Acer, BenQ, LG и ViewSonic. На долю данной группы компаний пришлось почти 86% рынка.
Мультимедийные проекторы. Емкость рынка мультимедийных проекторов в 2008 г. превысила 145 тыс. устройств, что всего на 9% больше, чем годом ранее. В этот раз рост данного сегмента был значительно меньше, чем в 2007 г., когда продажи выросли на 48% (в предыдущие годы также был сравнимый рост). Однако следует отметить, что по итогам первых трех кварталов года рынок рос почти на 27%, но снижение в IV «кризисном» квартале неблагоприятно повлияло на динамику года в целом.
Из технологических тенденций отметим продолжающийся рост доли XGA-устройств, превысивший по итогам года 63% в натуральном выражении. DLP-устройства продолжают доминировать в продажах проекторного оборудования, хотя за 2008 г. их доля снизилась еще на два процентных пункта.
Лидером рынка по итогам года является компания Epson. В тройку входят также компании Acer и BenQ.
Плазменные телевизоры. В 2008 г. было продано более 560 тыс. плазменных телевизоров на сумму свыше 890 млн. долл., что делает этот рынок одним из самых крупных. В прошедшем году это была чуть ли не единственная отрасль, которая показала увеличение темпов роста. По сравнению с 2007 г. продажи выросли примерно на 90%, в первую очередь — благодаря увеличению доступности и более чем 30%-ному снижению стоимости. Даже в IV квартале продажи плазменных телевизоров шли неплохо, поскольку за счет привлекательной стоимости они отбирали часть рынка у ЖК-телевизоров.
Вместе с тем такой взрывной рост данного рынка был обусловлен только лишь ценовыми факторами и увеличением сегмента малобюджетных пользователей, а не расширением «органичного» сегмента — ценителей кино. На это указывает и рост продаж маленьких аппаратов с диагональю 32 дюйма.
Несмотря на то что лидером отрасли по итогам года вновь стала марка Panasonic, компании LG и Samsung ощутимо сокращают отставание. На долю лидирующей тройки в сумме пришлось почти 83% продаж.
Информационные панели. Рынок информационных панелей (ЖК и плазма с диагональю свыше 32 дюймов для профессионального применения) в 2008 г. составил почти 12 тыс. устройств на сумму около 37 млн. долл. Это на 20% меньше натуральных показателей 2007 г. и на 32% — меньше денежных. Различие в динамике обусловлено почти 15%-ной денежной эрозией: по итогам года средневзвешенная стоимость устройств составила 3,1 тыс. долл.
Тенденцией 2008 г. было то, что ЖК-панели вырвались вперед, составив в Ш квартале около двух третей рынка. Однако в IV квартале они и упали наиболее стремительно, при существенно меньшей эластичности по плазме, что в первую очередь было обусловлено более высокой стоимостью ЖК-устройств. Продолжается смещение рынка в сторону больших диагоналей, за год подсегмент панелей 46 дюймов и более увеличил долю до 26%. Однако основными на этом рынке пока остаются 42-дюйм панели.
Наиболее активные игроки сегмента: компании LG, NEC, Panasonic и Samsung.
Жидкокристаллические телевизоры. Российский рынок ЖК-телевизоров продолжал активно расти, и по итогам года продажи составили 4,3 млн. устройств, показав почти 60%-ный рост относительно 2007 г. В денежном выражении рынок почти достиг отметки в 4 млрд. долл. Данной положительной динамике продаж способствовал значительный спрос на ЖК-телевизоры, обусловленный заменой ЭЛТ-аппаратов и достижением в 2008 г. привлекательных ценовых уровней, который не смогли сразу «сломать» произошедшие в конце года падение покупательской способности, проблемы розничных сетей и проблемы с потребительским кредитованием.
Безусловными фаворитами рынка остались 32-дюйм аппараты. Наиболее активный рост наблюдался в сегменте аппаратов Full HD (1920Ч1080) с диагональю от 32 до 70 дюймов — их доля по итогам года достигла почти 14% рынка в натуральном выражении.
Лидером этого сегмента стала компания Samsung, в ведущую группу поставщиков ЖК-ТВ входят компании BBK, LG, Philips, Sharp, Sony и Toshiba.
Цифровые видеокамеры. На рынке цифровых видеокамер было продано около 0,68 млн. устройств на сумму 415 млн. долл. Доля DVD-камер, которая росла практически на протяжении всего 2007 г. и лишь чуть-чуть снизилась в IV квартале, в 2008 г. уже явно падала, разница доли в IV и I кварталах составила более 10%. Активно снижалась доля miniDV-камер, в IV квартале в количественном измерении она не превышала 10%. Как и ранее, доли HDD- и Memory-камер продолжили рост. Доля камер с возможностью записи HD-видео неизменно росла, в 2008 г. в деньгах на них пришлось более пятой части всего рынка.
ИБП
В 2008 г. было продано около 2,7 млн. устройств на сумму более 470 млн. долл. Это меньше показателей 2007 г. на 12 и 1% соответственно. Различная динамика натуральных и денежных показателей обусловлена тем, что продажи массовых устройств просели больше, чем проектная составляющая рынка. Кроме того, сыграло роль подорожание ИБП, вызванное повышением стоимости сырья.
Как и в других отраслях, вплоть до IV квартала рынок ИБП показывал рост, но затем последовало падение продаж на 42% в натуральном выражении. Корпоративная составляющая рынка ИБП в целом чувствовала себя лучше, что связано с большей инерционностью этого сегмента, обусловленной длинными сроками реализации многих проектов.
Основными соперниками устройств APC на массовом рынке оставались ИБП под торговыми марками CyberPower, Ippon, Powercom и Powerman. Следует отметить, что вторая из этих компаний практически сравнялась с APC по продажам в штучном исчислении, однако в денежных показателях доля APC еще недостижима для конкурентов, хотя и снизилась за последний год до уровня ниже 50%. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC ощутимы позиции компаний Chloride, Eaton, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Neuhaus, Newave и Socomec UPS.
Полный текст опубликован в издании «Бестселлеры IT-рынка», 2009 г., № 1, с. 4–5.
* Здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке.