Кризис затронул всех — и производителей, и продавцов. О том, как он отразился на деятельности Intel и ее партнерах, обозревателю CRN/RE Владимиру Смирнову рассказал Мориц Тикельман, директор Intel по продажам и дистрибуции продуктов в реселлерском канале ЕМЕА, посетивший нашу страну с деловым визитом в марте 2009 г.

CRN/RE: В IV квартале 2008 г. IDC отметила резкое снижение продаж процессоров на мировом рынке — на 17% по сравнению с III кварталом. Аналитики прогнозируют дальнейшее сокращение спроса на 15% в 2009 г. Какие меры предпринимает Intel, чтобы оставаться прибыльной компанией?

Мориц Тикельман: Еще два года назад Intel приняла стратегическое решение о значительном снижении издержек и оптимизации всех аспектов деятельности. Были урезаны многие статьи расходов, в том числе мы начали сокращать штат сотрудников, который в 2007 г. составлял 100 тыс. человек, а к началу IV квартала 2008 г. снизился до 80 тыс. В 2008 г. у нас уже действовала перестроенная организационная структура, которая стала финансово более эффективной.

Одна из особенностей кризисной ситуации состоит в том, что прогнозировать спрос стало значительно сложнее, чем раньше. Поэтому мы постоянно анализируем данные о состоянии рынка, уточняем уровни спроса на нашу продукцию в текущий момент, чтобы обеспечить оптимальную загрузку заводов. Примерно месяц назад Intel объявила о проведении в течение 2009 г. реструктуризации производства и остановке пяти заводов, на которых использовались устаревшие технологии.

Одновременно с этим финансируется развитие перспективных технологий. Мы направляем 7 млрд. долл. в создание нового производства, которое будет выпускать процессоры следующего поколения на основе технологического процесса с нормами 32 нм. Эти инвестиции позволят Intel после выхода мировой экономики из кризиса продолжить развитие бизнеса. Правильность подобного подхода уже неоднократно доказана нашей практикой: во время предыдущих кризисов Intel вкладывала деньги в производство и разработки, что позволяло нам при последующем подъеме рынка предложить индустрии и потребителям новые, более современные продукты и технологии.

CRN/RE: Каковы перспективы процессоров, которые будут выпущены к концу 2009 г. по новой 32-нанометровой технологии?

М. Т.: Сейчас трудно представить себе, что будет в конце 2009 г. Позиция Intel неизменна — в период, когда спрос на нашу продукцию падает, мы сокращаем непрофильные расходы, но продолжаем инвестировать в технологическое развитие. Переход с 45 нм на технологию с нормами 32 нм позволит нам размещать на одной пластине больше микросхем и обеспечит необходимое масштабирование производства, когда рынку потребуется больше процессоров. Мы сможет снизить себестоимость этих устройств, сделать их более дешевыми и доступными. Кроме того, новый техпроцесс позволит повысить производительность и энергоэффективность процессоров, как того требуют пользователи.

CRN/RE: Одними из наиболее продаваемых на корпоративном рынке России были серверы архитектуры х86. В то же время, по данным IDC, в IV квартале 2008 г. мировые продажи серверов сократились на 14% по сравнению с тем же периодом 2007 г., а их поставки — на 12%. Будет ли появление новых процессоров Intel Xeon в 2009 г. способствовать стабилизации, а может, и продаж серверов на их основе?

М. Т.: В условиях кризиса многие компании отодвигают сроки инвестиций в новые проекты, связанные с ИТ. В то же время, и это подтверждают аналитики, объем обрабатываемых и сохраняемых данных экспоненциально возрастает, и несмотря на сложные экономические условия, необходимость в обработке этой информации сохраняется.

Во втором полугодии 2008 г. мы выпустили шестиядерные процессоры Xeon (Dunnington) и вскоре объявим о выпуске нового поколения серверных процессоров Nehalem, которые позволят клиентам при том же объеме инвестиций приобрести существенно более производительные и потребляющие меньше энергии устройства. Расчеты показывают, что инвестиции в новые серверы за счет экономии электроэнергии и сокращения площадей серверных комнат окупятся в течение 9 месяцев: это очень высокий показатель.

CRN/RE: По прогнозам Gartner, среди наиболее востребованных в 2009 г. технологий на первом месте стоит виртуализация серверов. Не это ли причина того, что в своих приоритетных планах на 2009 г. Intel не акцентирует внимание на серверных технологиях?

М. Т.: Даже в условиях экономического кризиса мы не снижаем внимания к работе на корпоративном рынке, она по-прежнему остается одним из основных направлений нашей деятельности, ведь корпоративный рынок продолжает расти и развиваться. Мы уверены в том, что серверный рынок будет расти, и Intel сможет предложить заказчикам более экономичные и производительные системы взамен существующих.

CRN/RE: В своих планах на текущий год Intel назвала в качестве приоритетного направления своей деятельности продвижение процессора Atom и мобильных устройств на его основе. Какие виды этих устройств вы считаете наиболее важными для продвижения в России?

М. Т.: Atom был разработан Intel как процессор, имеющий стандартный набор команд и обладающий очень низким уровнем энергопотребления и низкой себестоимостью. Поэтому он с успехом используется во всех классах устройств, предназначенных для работы в Интернете. Считаю, что в России использование подобных устройств в значительной мере зависит от уровня развития инфраструктуры связи, обеспечивающей беспроводной доступ.

По-видимому, в 2009 г. в России наибольшим спросом будут пользоваться нетбуки, позволяющие получить доступ в Интернет и решать базовые задачи, они смогут стать вторым вычислительным устройством после ПК, а также удобным устройством для учащихся.

Мобильные устройств доступа в Интернет (MID) на российском рынке есть, но пока они рассматриваются здесь как нишевые, и их сбыт будет ограничен в объеме. После выхода следующего поколения процессоров Atom с еще более низким энергопотреблением мы ожидаем роста рынка MID, появления еще более миниатюрных устройств типа смартфонов и мобильных телефонов с расширенной функциональностью, которые помогут в решении ранее недоступных задач. Полагаю, что в 2010–2011 гг. такие устройства появятся в России и сформируют новый, быстро растущий рынок.

CRN/RE: Многие российские дистрибьюторы компонентов для сборки ПК сокращают объемы разовых закупок, чтобы не создавать больших товарных запасов. Готова ли Intel обеспечить оперативную поставку сравнительно небольших партий дистрибьюторскому каналу? Сохраняет ли Intel условия продаж, которые обеспечивают прибыльность дистрибьюторов?

М. Т.: Еще в IV квартале, когда дистрибьюторы перешли на краткосрочное планирование, мы существенно изменили способ формирования складских запасов. На центральных складах в Западной Европе Intel накопила большое количество продукции, взяла на себя расходы по ее содержанию и отгружала любому дистрибьютору необходимый объем продукции в течение 1–2 дней. Это позволило дистрибьюторам заметно сократить собственные складские запасы и уменьшить издержки.

Для нас дистрибьюторы — важнейшее звено в цепочке поставок и в нашем бизнесе — ведь это те компании, которые переводят деньги на счет Intel. Мы существенно изменили программы работы с дистрибьюторами, с тем чтобы они могли зарабатывать деньги даже в условиях снижения спроса и оборачиваемости.

CRN/RE: Сейчас некоторые крупные российские производители ПК — партнеры Intel оказались в сложном положении: у них большие задолженности по возврату взятых кредитов, они не могут приобрести новые партии продукции Intel...

М. Т.: Мы знаем о положении некоторых наших ОЕМ-партнеров. Но мы не можем напрямую повлиять на ситуацию, ведь партнеры оказались заложниками крупных федеральных розничных сетей, не возвративших кредиты. В то же время мы обеспечиваем нашим ключевым партнерам большую гибкость в управлении складскими запасами, что позволяет им в определенной степени оптимизировать свои финансы и кредитные линии.

Должен заметить, что на рынке России мы никогда не зависели от небольшого числа партнеров. У нас очень обширная, диверсифицированная партнерская сеть, в которую входят различные группы компаний с разными моделями бизнеса, начиная от ОЕМ-производителей и кончая небольшими сборщиками, которые и выпускают компьютеры, и сами их продают.

CRN/RE: Намерены ли вы продолжать в 2009 г. маркетинговую и техническую поддержку зарегистрированных партнеров в России?

М. Т.: Участники канала стали проводниками наших технологий, мы зависим от их успеха и заинтересованы в их эффективной работе. Мы продолжим стратегические инвестиции в российский канал, в его поддержку, но должны делать это более эффективно. Кризис рано или поздно закончится, и когда начнется рост, мы хотим, чтобы у нас сохранилась необходимая инфраструктура для продвижения продуктов.