Очередная, ставшая уже традиционной ежегодная конференция корпорации IBM по сервисориентированной архитектуре Impact 2009 прошла в Лас-Вегасе. В работе форума приняли участие свыше 5,3 тыс. человек из 80 стран. В основном это были представители заказчиков, а также компаний-партнеров, разрабатывающих и внедряющих решения на базе SOA. Руководители IBM с удовлетворением отметили, что, несмотря на непростую ситуацию, топ-менеджеры и специалисты все-таки нашли возможность приехать на конференцию, и это свидетельствует об их интересе к SOA.

Как подчеркнула Сэнди Картер, вице-президент IBM по направлениям SOA, BPM и WebSphere, отличительной особенностью нынешнего мероприятия стало повышенное внимание вендора к таким вопросам, как сокращение сроков создания и внедрения решений и оптимизация издержек клиентов. «Сегодня положение дел в экономике совсем не то, что было год назад, — заявила Картер. — Поэтому мы решили сфокусировать внимание на том, как, используя модель SOA, преуспеть в бизнесе, получить импульс для ускорения и обогнать конкурентов».

Надо сказать, что само название форума — Impact — как нельзя лучше соответствует целям и задачам, стоящим сейчас перед поставщиком решений, партнерами и заказчиками. В переводе с английского Impact означает импульс, толчок, мощное воздействие. Именно в этом, по мнению организаторов конференции, нуждаются ИТ-компании и их клиенты.

Работа мероприятия была спланирована таким образом, чтобы каждый участник провел время с максимальной пользой. Пленарных выступлений было немного. Самую ценную для себя практическую информацию гости получали на специализированных сессиях. Всего за 6 дней их было проведено около пятисот, в том числе триста — для конечных заказчиков.

Тематически Impact 2009 организаторы разделили на два потока, где обсуждались бизнес-аспекты и технологические вопросы. В рамках этих потоков участникам были предложены специализированные циклы: снижение затрат, повышение эффективности и доступности ИТ-активов; сокращение сроков внедрения решений и обеспечение высокой гибкости бизнеса; автоматизация, модернизация и управление ИТ-процессами и сервисами и др.

На форуме была анонсирована концепция Smart Work — «Разумная работа», а само мероприятие прошло под девизом «Smart Work for a Smarter Planet» — «Разумная работа для разумной планеты». Надо сказать, что слово Smart прочно вошло в лексикон IBM. Появилось понятие Smart SOA, а ранее вендор сформулировал концепцию Smarter Planet. Она родилась еще до кризиса, благодаря тому, что специалисты компании обратили внимание на неэффективное использование существующих инфраструктур. Кризис лишь обострил эту проблему, сделав ее одной из наиболее актуальных.

Особенно актуальна SOA в нынешних условиях: предприятия строго контролируют расходы и изыскивают внутренние ресурсы для поддержания стабильности бизнеса и создания потенциала роста.

В своем выступлении Стив Миллз, старший вице-президент IBM по программным продуктам, отметил, что необходимость в более эффективных, «разумных» решениях стала очевидной. По его словам, существующие системы неэффективны, процессы устарели, ресурсы используются расточительно. Например, средства, затрачиваемые на обслуживание систем, достигают 70% их стоимости, потери, обусловленные неэффективностью цепочек поставок, достигают 40 млрд. долл. в год, 85% компьютерных мощностей работает впустую и т. п.

В чем же отличие Smart SOA от традиционной сервисориентированной архитектуры?

Напомним, что SOA — это не продукт и не решение, а концептуальный подход к построению ИТ-среды, состоящей из компонентов, каждый из которых обладает законченной функциональностью. Такая среда базируется на открытых стандартах и обладает достаточной гибкостью для того, чтобы меняться в соответствии с требованиями бизнеса.

Концепция Smart SOA подразумевает использование сервисориентированной архитектуры в разных контекстах бизнеса различной сложности. В IBM разработана модель, которая охватывает множество ситуаций, начиная с базовых и вплоть до реализации возможностей динамической адаптации среды SOA. Но самое главное в концепции Smart SOA, как подчеркивают специалисты IBM, состоит в том, что вендор предлагает простые подходы к решению проблем заказчиков. «Наши конкуренты нередко создают слишком сложные системы там, где в этом нет никакой необходимости», — отметил Джон Месберг, вице-президент IBM Software Group.

Стратегия IBM позволяет корпорации удерживать лидирующие позиции в области SOA. По данным компании Wintergreen Research, IBM не только остается крупнейшим игроком на этом рынке, но и продолжает увеличивать свою долю, которая за последний год выросла на 6%. Решения на базе сервисориентированных продуктов IBM используют свыше 8 тыс. компаний в 122 странах мира.

Несколько слов о положении дел на российском рынке. Как рассказал Евгений Синицын, начальник отдела по работе с поставщиками компании MONT, спрос на программные продукты, используемые для построения сервисориентированных решений, имеется, хотя и не такой высокий, как прежде. Партнеры и заказчики покупают портальные системы и ПО семейства WebSphere. Причем доля продуктов WebSphere в общем объеме продаж ПО IBM растет в среднем на 15–20% в год. Синицын отметил, что спрос на сервисориентированные решения сократился в той же пропорции, как и на другие виды ПО. Но, в отличие от массовых программ, падение продаж в сегменте SOA началось на несколько месяцев позже. Сыграла роль инерционность крупных проектов.

Сегодня новых заказов практически не поступает. «Клиенты попридержали деньги, и, вероятнее всего, решения о том, как расходовать ИТ-бюджеты, они примут осенью», — подытожил Синицын.

«Сейчас интерес к SOA упал из-за кризиса, — говорит Алла Потребенникова, исполнительный директор компании „Нетком“. — Бюджеты у заказчиков сокращены, прогнозы тоже нерадостные».

По словам Елены Семеновской, руководителя программ исследований компании IDC, решения на базе SOA используются во многих российских банках и телекоммуникационных компаниях. «Для банков SOA — это не погоня за имиджем, а жизненная необходимость, — утверждает Семеновская. — У них нет другого выбора, им надо интегрировать разрозненную инфраструктуру. Правда, внедрение SOA требует больших инвестиций, поэтому сейчас многие потенциальные заказчики от этого отказались. Но там, где такие проекты стартовали, их внедрение продолжается». Семеновская считает, что даже после кризиса взрывного спроса на решения SOA не произойдет. Количество проектов в данной области всегда измерялось единицами.

В числе российских заказчиков, использующих решения на базе SOA, — «Альфа-Банк», Ханты-Мансийский банк, банк «Ренессанс Капитал», компания «Аэрофлот», ОАО АКБ «Еврофинанс Моснарбанк» и др.

В IBM подчеркивают, что особенно актуальна SOA в нынешних условиях, когда предприятия вынуждены строго контролировать расходы и изыскивать внутренние ресурсы для поддержания стабильности бизнеса, конкурентоспособности и создания потенциала роста. Здесь SOA вызывает большой интерес, поскольку позволяет избежать дублирования систем и многократно использовать уже существующие компоненты, что сохраняет инвестиции в наследуемые системы, можно не отказываться от имеющихся решений, а интегрировать их в новые процессы.

Следующая конференция Impact пройдет в мае 2010 г.