Московское представительство компании Brother объявило об обновлении модельного ряда лазерных монохромных принтеров и МФУ, а также сообщило о мерах, предпринимаемых для борьбы с контрафактной продукцией.
По данным IDC, в I полугодии 2009 г. российский рынок печатающих устройств упал на 52% в количественном выражении и на 61% — в денежном. По словам главы представительства Brother Есидзи Мацуи, продажи оборудования вендора снизились почти на эту же величину. Вместе с тем он утверждает, что продажи расходных материалов Brother сохранились примерно на прежнем уровне: «Именно они обеспечивают нам основную прибыль, и поэтому ее величина сократилась незначительно. Некоторые наши конкуренты во время кризиса снижали цену на оборудование, увеличивали сроки товарных кредитов, что привело к существенному падению прибыльности их бизнеса. Но наша политика оставалась консервативной, мы сохранили прибыльность, и это дает нам возможность развивать продажи». Долю Brother на российском рынке глава представительства оценивает в 5–6%. В течение двух лет вендор ставит перед собой задачу занять 10% рынка.
С апреля 2009 г. компания Brother перешла на прямой импорт устройств печати и расходных материалов. Они ввозятся и растаможиваются единственным уполномоченным импортером — ООО «Бразер», а затем продаются дистрибьюторам за рубли. Как сообщил Наиль Гималиев, директор по маркетингу и развитию московского представительства Brother, недавно торговая марка компании после обращения правообладателя была внесена в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Это означает, что если продукцию под логотипом Brother на территорию России попытается ввезти не правообладатель (ООО «Бразер»), а любой другой импортер, то таможенники обязаны задержать товар на границе и проинформировать об этом правообладателя. Распоряжение ФТС разослано во все таможенные терминалы, оно вступило в действие с 7 октября. За это время уже пострадала, как минимум, одна компания-импортер. Как рассказал Наиль Гималиев, калининградская фирма пыталась ввезти в Россию партию груза, в котором среди прочих товаров было и 17 картриджей Brother. Но до выяснения обстоятельств таможенники задержали весь груз.
По словам Наиля Гималиева, в Европе цены на картриджи Brother не слишком отличаются от российских. Выгоду от их ввоза можно получить лишь с использованием «серых» схем, занижая декларируемую стоимость товара и экономя тем самым на таможенных пошлинах и НДС. Но, как утверждается, меры, предпринимаемые Brother по борьбе с «параллельным импортом», направлены в первую очередь не против «серых» импортеров, а против поставщиков контрафактной продукции.
«Примерно 70% картриджей Brother, которые продаются в нашей стране, производятся в Китае специально для российского рынка, они уникальны и никуда больше не поставляются. Такие изделия по определению не могут быть „серыми“ — они являются либо оригинальными, либо контрафактными, — утверждает Наиль Гималиев. — Оригинальные картриджи ввозятся единственным уполномоченным импортером — ООО „Бразер“, а все остальное — подделка. Внесение торговой марки Brother в таможенный реестр поставит заслон на пути поставщиков контрафактной продукции».
По мнению Наиля Гималиева, пр
облема с контрафактными картриджами особенно обострилась после принятия закона о госзакупках (94-ФЗ). Пользуясь его несовершенством, компании в тендерных поставках нередко предлагают «эквиваленты» оригинальных изделий. «Если форм-фактор такого картриджа позволяет засунуть его в наш принтер, этого недостаточно, чтобы считать его „эквивалентом“», — убежден Гималиев.