Но должников не согласил
к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
Ежегодно, в конце декабря, московский офис Nortel приглашает корреспондентов компьютерных изданий на неформальную встречу.
По сложившейся традиции такая встреча состоялась и в декабре 2008 г. Глава представительства Сергей Фишкин докладывал о стабильном финансовом состоянии фирмы, сбалансированном продуктовом портфеле и солидном «кэше» (2,4 млрд. долл.) на счетах компании.
Поэтому, когда после зимних каникул появилось сообщение о том, что Nortel объявила о банкротстве, оно прозвучало как гром среди ясного неба. Мыслимое ли дело — крах одного из столпов индустрии, компании, созданной более ста лет назад самим Александром Беллом, изобретателем телефона?
Впрочем, тут же посыпались комментарии, что банкротство — это некая «техническая» процедура, которая позволит Nortel выйти из передряги обновленной и конкурентоспособной. Как и следовало ожидать, руководство фирмы заявило, что процесс банкротства позволит «решительно подойти к преодолению бремени издержек и задолженности, действенно реструктурировать свою деятельность, эффективно сузить стратегические направления бизнеса».
«Nortel должна обрести финансовую устойчивость раз и навсегда, — сказал президент и генеральный директор компании Майк Зафировски. — Эти меры крайне важны для того, чтобы мы смогли максимально полно реализовать свои главные преимущества и стать четко сфокусированным и финансово значимым лидером телекоммуникационной индустрии. Я хочу еще раз подтвердить нацеленность компании Nortel на то, чтобы предлагать нашим заказчикам решения и услуги мирового уровня. Я уверен, что объявленные нами меры станут кратчайшим и наиболее эффективным путем к воплощению производственной эффективности, сосредоточенности на НИОКР и техническому лидерству».
Журналисты сразу же вспомнили, что незадолго до этого (в конце III квартала 2008 г.) компания уже сделала «решительные шаги». Тогда было объявлено об убытке за квартал в размере 3,4 млрд. долл., сокращении 1,3 тыс. человек и замораживании заработной платы. Также вспомнили, что в начале 2007 г. Nortel уволила 3,9 тыс. человек и переместила 1 тыс. должностных позиций в регионы с более дешевой рабочей силой, в Китай и Индию. Год спустя было уволено еще 2,1 тыс. человек. Не остался без внимания и тот факт, что десять лет назад акции компании продавались по 124 долл., а в начале этого года за одну давали 12 центов.
Когда через месяц после объявления о банкротстве канадская компания продала израильской фирме Radware продукты, предназначенные для ускоренной доставки приложений, стало ясно, что Nortel будет распродана по частям.
Примерно в то же время Nortel объявила о намерении свернуть работу в области мобильного WiMAX и завершить сотрудничество с компанией Alvarion в рамках подписанного ранее стратегического соглашения. В конце февраля руководство Nortel сообщило о намерении сократить еще 3,2 тыс. рабочих мест во всем мире. Таким образом, начиная с 2001 г. общее количество специалистов, работающих на Nortel, сократилось более чем на 65% — с 93 тыс. до 30 тыс.
К началу лета курс на распродажу компании по частям получил официальное подтверждение. Топ-менеджеры Nortel заявили, что склоняются именно к такому сценарию, вместо того чтобы проводить реструктуризацию после банкротства. И уже в июне сообщили о заключении предварительного соглашения с фирмой Nokia Siemens Networks B.V. о приоритетной продаже за 650 млн. долл. подразделения CDMA и активов по разработке LTE-доступа.
Месяцем позже получили подтверждение ранее циркулировавшие слухи о переговорах между Nortel и Avaya. Последняя претендовала на покупку активов и долей подразделения корпоративных решений Nortel в странах Северной Америки, Карибского бассейна, Латинской Америки и Азиатского региона, а также активов в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Предварительная сумма сделки составила 475 млн. долл. Соглашение предполагало продажу практически всех активов подразделения корпоративных решений во всем мире, а также продажу долей компаний Nortel Government Solutions (NGS) и DiamondWare. Однако по итогам аукциона первоначальная сумма выросла почти вдвое, и Avaya раскошелилась на 915 млн. долл. Но покупатель не жалеет о потраченных средствах. Ведь у компании появился шанс обойти на рынках США и Канады своего главного конкурента — Cisco.
На аукционе по продаже активов подразделений CDMA/LTE Nortel отдала предпочтение предложению Ericsson. Этот игрок купил активы подразделений CDMA/LTE за 1,13 млрд. долл.
Борьбу за подразделение оптоволоконных сетей вели Nokia Siemens Networks и Ciena, производитель оборудования оптоволоконных сетей для телефонных компаний. Она-то и выиграла аукцион по продаже оптоволоконного бизнеса Nortel, предложив 769 млн. долл. Ciena выплатит 530 млн. долл. наличными и выпустит конвертируемые ценные бумаги на сумму 239 млн. долл.
Кое-что перепало и Hitachi. Этот вендор приобрел у Nortel часть бизнеса компонентов базовой сети пакетной коммутации следующего поколения за 10 млн. долл. В сделку не включены унаследованные компоненты базовой пакетной сети для GSM и UMTS, но входит всё ПО поддержки передачи данных по существующим беспроводным сетям, а также незапатентованная интеллектуальная собственность, оборудование и неэксклюзивная лицензия на использование ряда соответствующих патентов Nortel. Наконец, Nortel объявила о продаже на открытом аукционе практически всего своего глобального GSM/GSM-R бизнеса.
Глава Nortel Майк Зафировски, в августе оставивший свой пост, и потребовал выплатить ему свыше 12 млн. долл. компенсации. Зафировски требует выполнить условия его контракта: зарплата за два года в сумме 2,4 млн. долл. плюс 3,8 млн. долл. по плану поощрительных премий. Кроме того, он хочет получить минимум 6 млн. долл. пенсионных выплат.
Когда верстался номер, стало известно, что Nokia Siemens оспорила продажу бизнеса оптоволоконных сетей Nortel компании Ciena, предложив новую цену — 810 млн. долл. наличными. Как заявил представитель Nokia Siemens, компания обратилась в суд округа Делавэр (CША), который занимается делами Nortel. Nokia Siemens проиграла аукцион фирме Ciena, которая согласилась выплатить 530 млн. долл. наличными и выпустить конвертируемые ценные бумаги на 239 млн. долл.
Ранее Nokia предлагала 770 млн. долл. наличными. По условиям предварительного соглашения с Ciena, Nortel пришлось бы выплатить ей неустойку в размере более 20 млн. долл. за принятие другого предложения. Nokia Siemens заявила в своих возражениях, что конвертируемые ценные бумаги в предложении Ciena не следует принимать во внимание, что делает ее цену еще ниже.