В 2007 г. компании Philips и Lite-On IT Corporation создали совместное предприятие Philips & Lite-On Digital Solutions Corporation (PLDS), которое занялось разработкой, производством и продажей дисководов для оптических компакт-дисков (ДОКД). О положении PLDS на мировом и российском рынках рассказывает Бойс Лин, региональный менеджер PLDS по России и СНГ. С ним беседует обозреватель CRN/RE Владимир Смирнов.

CRN/RE: Какое место занимает PLDS на рынке ДОКД?

Бойс Лин: К концу 2009 г. PLDS входила в число трех наиболее крупных глобальных поставщиков ДОКД с долей 20%. PLDS продает дисководы как через канал сбыта, так и ОЕМ-партнерам, производящим ПК, игровые консоли и потребительскую электронику. Продукты PLDS выпускаются под собственной маркой Lite-On и по эксклюзивной лицензии под маркой HP нашего ОЕМ-партнера Hewlett-Packard. В 2009 г. кроме дисководов для работы с дисками форматов CD-RW, DVD-ROM и DVD-RW мы начали продажи серий ДОКД для чтения дисков Blue-ray, а также выпустили внешние «тонкие» дисководы для ноутбуков и нетбуков. Благодаря появлению в нашем портфеле новых продуктов в течение ближайших двух лет мы рассчитываем увеличить нашу прибыль и рыночную долю.

CRN/RE: В последнее время в качестве накопителей информации стали использоваться внешние жесткие диски и накопители на базе флэш-памяти. Как вы оцениваете ситуацию на рынке ДОКД и какие перспективы вы видите для вашей компании?

Б. Л.: Главными преимуществами ДОКД является то, что с их помощью информация может быть перенесена на оптические компакт-диски разных форматов, которые практически не занимают места и могут десятки лет хранить записанный на них контент без искажений. В то же время жесткие диски и накопители на флэш-памяти обладают ограниченным сроком использования и подвержены отказам, приводящим к безвозвратной потере информации. По моему мнению, фактор сохранности информации достаточно важен для всех пользователей, в том числе для госучреждений и компаний, позволяя им создавать надежные архивы информации.

В последние годы конечные пользователи стали все больше загружать из Интернета на локальные ПК видео- и аудиоконтент. Однако в России, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и еще нескольких крупных городов, возможности загрузки медиафайлов из Интернета сильно ограничены или вовсе отсутствуют. Такая же ситуация наблюдается во многих странах Африки, Ближнего Востока, Азиатского региона. Для пользователей, которые не могут загружать медиафайлы из Интернета, оптические компакт-диски являются единственным источником получения информации. Ведь до сих пор крупнейшие медиастудии продолжают выпускать продукцию на этих носителях.

В мире отмечена тенденция роста популярности «ультратонких» ноутбуков и нетбуков, которые не имеют встроенных ДОКД, что открывает перед производителями новые возможности для развития бизнеса внешних оптических накопителей. Поэтому я считаю, что по крайней мере еще 5–10 лет ДОКД будут пользоваться устойчивым спросом на рынке.

CRN/RE: Каковы позиции PLDS на российском рынке?

Б. Л.: Как известно, в начале 2008 г. PLDS открыла представительство в России и начала продвигать свои продукты. К концу 2009 г. PLDS вошла в число трех ведущих вендоров — производителей ДОКД. Мы считаем, что расширение продуктового портфеля позволит компании в текущем году увеличить свою долю. Надеюсь, что, сравнивая наши ДОКД с устройствами других производителей, российские пользователи смогут найти в них немало преимуществ по цене, дизайну и техническим возможностям. С открытием нашего офиса мы в основном работали через дистрибьюторов с компаниями — сборщиками ПК. Однако такой канал оказался слишком «узким» для того, чтобы удовлетворить запросы конечных пользователей. Поэтому в 2009 г. мы начали налаживать взаимодействие и с российскими розничными продавцами. Кроме того, стремясь вывести продукты под маркой Lite-On в число наиболее известных брендов, мы демонстрировали преимущества дисководов Lite-On с помощью рекламы и во время турне по регионам России.

Результат не замедлил сказаться — маркетинговые программы позволили увеличить рыночную долю ДОКД Lite-On с 2% в середине 2008 г. до 15% к концу 2009 г. Причем по количеству проданных внешних «тонких» дисководов PLDS вышла на первое место. В конце 2009 г. мы начали продажи своих ДОКД в крупных розничных сетях, что позволит нам еще больше увеличить продажи.

Штаб-квартира Hewlett-Packard предоставила нам возможность продвигать и продавать через наших дистрибьюторов ДОКД с маркой НР, которые мы производим для этого ОЕМ-партнера. Полагаю, что увеличение продаж дисководов НР станет еще одним из путей развития бизнеса PLDS и расширения нашего присутствия на российском рынке.

Все продукты под марками Lite-On и НР, поступающие в розницу, отличает новая упаковка с информацией на русском языке, чтобы покупатели могли свободно выбирать то, что им нужно. Дистрибьюторы считают, что локализация продуктов PLDS будет способствовать увеличению наших продаж в 2010 г.

CRN/RE: Какие еще факторы позволят PLDS расширить свое присутствие на российском рынке?

Б. Л.: Хочу отметить известность в России брендов Lite-On и НР. Активная работа с российскими розничными продавцами позволила нам приблизиться к потребителям. Уже сейчас многие покупатели нетбуков и ноутбуков могут приобрести новые модели внешних «тонких» дисководов PLDS в магазинах «Метро» или «Эльдорадо».

В 2010 г. мы выпустим продукты под новой торговой маркой, чтобы дать возможность российским потребителям приобретать то, что наиболее полно отвечает их запросам.

CRN/RE: В 2009 г. продажи нетбуков в России быстро росли. Насколько востребованными со стороны пользователей этих устройств оказались дисководы PLDS?

Б. Л.: PLDS разработала и выпустила ДОКД Lite-On нового дизайна с установкой компакт-дисков «сверху», что удобнее по сравнению с использованием лотков в традиционных дисководах. Продажи новых дисководов Lite-On начались сравнительно недавно, но уже в первые два месяца их было продано свыше 2 тыс. шт. Полагаю, что предложенная нами конструкция ДОКД в ближайшее время позволит вытеснить с рынка традиционные дисководы за счет цены и мобильности.

CRN/RE: Вы упомянули о новых дисководах для работы с дисками формата Blue-ray, однако, по оценкам экспертов, этот формат не получил широкого распространения на рынке. Как компания намерена продвигать свои ДОКД для дисков Blue-ray?

Б. Л.: Мы считаем, что появление на рынке ОС Windows 7, широко использующей мультимедиа-информацию, продажи игровых приставок типа SONY PS3 и все большее развитие продаж видео в формате высокого разрешения (HD) позволят дискам Blue-ray занять ведущее положение на рынке.

Пока чрезмерно высокие цены препятствуют широкому распространению этих устройств. Поэтому продажи дисководов для дисков Blue-ray в коммерчески оправданных объемах можно ожидать при снижении цен плееров Blue-ray до примерно 100 долл., а также лицензионных сборов фирм — производителей контента на таких дисках.

ДОКД Lite-On для дисков Blue-ray будут следующим этапом в развитии бизнеса PLDS, когда на рынке возникнет заметный спрос.

В настоящее время в России доля дисководов для дисков Blue-ray составляет всего 0,5% общего количества продаваемых продуктов с маркой Lite-On. Но надеемся, что в течение 2010 г. розничная цена плееров Blue-ray наконец снизится до уровня 100 долл., и тогда у нас появится реальный шанс расширять продажи соответствующих ДОКД.

CRN/RE: В течение 2009 г. цены на большинство ДОКД в России выросли почти в полтора раза. Чем это обусловлено и как PLDS реагирует на эту ситуацию?

Б. Л.: Прошедший 2009 г. оказался непростым: все производители дисководов столкнулись с острой нехваткой основных полупроводниковых компонентов для сборки ДОКД. Соответственно возник дефицит дисководов, цены на них выросли... Только летом заводы основных производителей, в том числе и PLDS, начали получать компоненты, и мы смогли обеспечить поставки в Россию в достаточном объеме. Причем спустя два месяца дистрибьюторы объявили о том, что на их складах возник излишний запас ДОКД.

Правда, в ноябре поставщики полупроводниковых компонентов сообщили, что существуют реальные риски возникновения очередной волны дефицита, и потому в 2010 г. поставки ДОКД все еще будут нестабильны.

Мы прилагаем все усилия, чтобы обеспечить планомерные поставки в Россию дисководов Lite-On, которые весьма успешно продаются.

CRN/RE: Планирует ли PLDS в 2010 г. выпустить новые продукты и выйти в новые сегменты российского рынка?

Б. Л.: Мы создали внешние «тонкие» ДОКД, которые будут продаваться по весьма привлекательным ценам. Кроме того, наряду со встраиваемыми в компьютер ДОКД для Blue-ray в нашем портфеле появится новый недорогой внешний «тонкий» дисковод для Blue-ray. Также мы разрабатываем и в 2010 г. намерены начать поставку в Россию внешних «тонких» дисководов необычного стильного дизайна, который, я надеюсь, понравится покупателям.

Кроме дисководов, которые используются в персональных компьютерах и ноутбуках, мы разрабатываем ДОКД для бытовой электроники и для автомобилей.

Расширение функций обработки мультимедиа, предлагаемых в продуктах Intel и Microsoft, дает нам возможность выпускать новые продукты для реализации в магазинах бытовой электроники, а не только в компьютерных.

Мы имеем международный сертификат на производство специальных дисководов для оборудования автомобилей, что также может стать одним из путей развития бизнеса PLDS в России.