Прошлогодние обзоры корпоративного рынка были полны пессимизма. Попытки найти хоть одну обнадеживающую вертикаль или функциональную область выглядели не слишком убедительно. Корпоративные клиенты, сообщали о полном или почти полном отказе от услуг внешних подрядчиков и желании впредь обходиться только силами собственных ИТ-отделов.

Настроения и прогнозы нынешней осени совсем иные. Аналитики обнаруживают признаки роста в разных сегментах, связанных с корпоративным рынком. Такую картину хотелось бы дополнить впечатляющими данными роста спроса на серверы, причем тяжелые. Но, увы, этого не происходит. По данным ежеквартального исследования IDC Russia Quarterly Server Tracker, в I квартале 2010 г. на российском серверном рынке продано на 46% меньше устройств, чем кварталом ранее. IDC отмечает, что все более широкое распространение получают решения с поддержкой виртуализации, при этом растет количество потребителей, которые при проектировании инфраструктуры отдают предпочтение серверам архитектуры х86, в том числе в форм-факторе «лезвий». И об этой тенденции говорит не только IDC, но и многие корпоративные клиенты. Понятно, что к IV кварталу ситуация может стать совершенно иной.

Корпоративный рынок в 2010 г. показал хорошую динамику и есть все основания утверждать, что в скором времени он вернется в стабильное докризисное состояние. Таково мнение вице-президента компании «Аквариус» по коммерческой деятельности Владимира Пискунова. «Активная работа компании позволила выйти на уровень продаж 2008 г. и превзойти его. По итогам III квартала 2010 г. мы достигли видимых результатов — за девять месяцев работы объем продаж „Аквариуса“ превысил аналогичный показатель 2009 г., по нашим оценкам, более чем на 70%. В структуре текущих продаж мы отмечаем существенное увеличение доли услуг и решений, что говорит об оживлении корпоративного рынка». Более того, как считает Пискунов, в 2010 г. компания превысит показатели 2008 и 2009 гг. «На 2011 г. мы смотрим вполне позитивно, поскольку нет оснований считать, что тенденции роста не сохранятся, — говорит он. — Возможно, рынок будет расти, опережая традиционные 25%, что обусловлено отложенным спросом во время кризиса».

В этом году DEPO Computers существенно превысила докризисные показатели продаж серверной техники, отмечает вице-президент компании Ольга Двойнина: по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. практически в два раза увеличились продажи серверов, а продажи СХД выросли на порядок. В этом году DEPO Computers планирует выпустить порядка 400 тыс. настольных ПК, 30 тыс. серверов и 3 тыс. систем хранения данных.

Характеризуя нынешнюю ситуацию, Михаил Вакуленко, менеджер по работе с ключевыми партнерами компании NEC Россия, говорит: «Если сравнивать все три периода, то, конечно, 2008 г. был самым выдающимся, а самым провальным выглядит 2009-й, и, наконец, в этом году наблюдается устойчивая тенденция к росту. Особенно радует опережение роста в денежном выражении над ростом в штуках». В следующем году показатели будут стремиться к цифрам 2007 г., полагает он.

Алексей Алексеев, директор по маркетингу производственной компании R-Style Computers, отмечает стабилизацию поставок в корпоративный сектор, несмотря на общее падение рынка настольных ПК. По его словам, динамика трех кварталов показывает рост в 10–15% по сравнению с 2009 г., а в III квартале удалось достичь объемов 2008 г. При этом он добавил, что если в 2010 г. динамика была нарастающей от июля к сентябрю, то в 2008 г. максимум был достигнут в августе, а минимум — в сентябре.

Динамика продаж серверной продукции практически полностью повторяет 2008 г., отмечает Алексеев, но есть особенности, связанные с активным внедрением новых технологий: виртуализации и многоядерности. Кризис заставил корпоративных заказчиков быстрее переходить на эти технологии, поэтому широко применялась замена четырехпроцессорных серверов на двухпроцессорные с шестиядерными процессорами. В связи с этим резко сократились продажи четырехпроцессорных серверов по сравнению с 2008/09 гг.

В следующем году тенденция падения доли немобильных устройств по всему рынку продолжится, считает Алексеев. По его мнению, в корпоративном секторе сохранится устойчивый спрос на компьютеры в обычном форм-факторе, со встроенной «графикой» на процессоре, увеличится доля двухпроцессорных серверов в стоечном исполнении, вырастет интерес к технике с предустановленным ПО удаленного администрирования, и кроме того, заказчики всё больше станут обращать внимание на энергоэффективность решений.

Объем выручки производителей СХД, поставленных на российский рынок, в I квартале 2010 г. превысил 48 млн. долл., что на 35% меньше, чем кварталом ранее, но на 60% превышает итоги аналогичного периода 2009 г., сообщила в июне компания IDC. При этом в I квартале потребителям были поставлены СХД суммарной емкостью 9000 Тб, что соответствует росту на 103% в годовом исчислении.

Дмитрий Танюхин, глава представительства NETGEAR в России, говорит о 70% роста продаж оборудования вендора для корпоративных заказчиков за первые три квартала текущего года в сравнении с соответствующим периодом 2009 г. «По ряду товарных категорий рост еще более убедительный. Например, продажи сетевых хранилищ NETGEAR увеличились в 2,5 раза, а интерес к решениям, монтируемым в стойку, вырос почти на порядок», — отмечает он. В сравнении с тем же отрезком 2008 г., по словам Танюхина, общий рост продаж оборудования для корпоративных заказчиков составляет 80%, а сетевых хранилищ поставлено в 6 раз больше. В следующем году NETGEAR рассчитывает на 70% роста продаж оборудования для корпоративных заказчиков. Сетевых хранилищ, главной товарной группы NETGEAR, должно быть продано в два раза больше, считает Танюхин.

Директор по развитию «QNAP Россия» Сергей Минаев тоже полон оптимизма. «За три квартала мы продали примерно на 70% больше восьмидисковых NAS, чем планировали в начале года. Продолжается рост продаж устройств с отсеками для 4 и более дисков. Наши самые большие успехи — это поставки NVR в РЖД и сетевых хранилищ QNAP в крупные региональные банки. Оборудование QNAP успешно прошло тестирование в пяти крупных банках, входящих в десятку лидеров российского рынка. Надеемся, что уже в этом году осуществим эти поставки», — говорит Минаев. Его прогноз на 2011 г. — рост продаж оборудования QNAP Turbo NAS за счет корпоративного сектора не менее 50%. «А от систем видеонаблюдения мы ждем как минимум удвоения объемов, — подчеркивает Минаев. — Это если строить прогноз на основе результатов продаж по первым трем кварталам 2010 г. С учетом ситуации на европейском и азиатском рынках можно предположить, что интерес к серверам хранения данных NAS будет еще выше — причем как в SOHO, так и в СМБ».

Отмечен рост и в других группах оборудования. ITResearch объявила результаты исследования рынка информационных панелей в первом полугодии 2010 г.: продано 4,1 тыс. единиц, что на 112% лучше первого полугодия 2009 г. Аналитики отмечают, что этот рынок восстанавливается почти так же быстро, как падал в прошлом году, вследствие своей ориентированности на корпоративных заказчиков.

Не менее показательно выглядит рынок ИБП. В первом полугодии 2010 г. в натуральном выражении он вырос на 31%, в деньгах — на 41%. ITResearch подчеркивает, что в течение полугодия объем продаж увеличивался по нарастающей, в частности, во II квартале было продано на 37% устройств больше, чем в аналогичном квартале 2009 г. В денежном выражении рост во II квартале был еще более значительным — на 50%, что связано с активизацией тендеров и, как следствие, с резким ростом продаж онлайн-решений. Поскольку данная продукция существенно дороже, чем массовые ИБП для защиты обычных компьютеров, это привело к росту средневзвешенной стоимости устройств в целом по рынку почти на 20% за квартал. Очевидно, делают вывод в ITResearch, что в корпоративном сегменте накопился и начал реализовываться значительный отложенный спрос на инфраструктурные решения, в то время как рынок массовых рабочих мест, где используется легкое оборудование, пока хотя и не стагнирует, но и не показывает подобных темпов роста.

У компании Chloride, которая на российском рынке практически всю продукцию поставляет именно корпоративным заказчикам, по итогам девяти месяцев текущего года продажи выросли на 11%, а сервисных услуг оказано больше на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В итоге это обеспечило общий рост оборота компании за указанный период на 16% по отношению к прошлому году (рост на 33% к 2008 г.), что вполне соответствует нашим ожиданиям», — говорит Олег Становов, генеральный директор «Клорайд Рус». К концу календарного года он ожидает увеличение темпов роста по сравнению с прошлым годом за счет довольно существенного портфеля проектов, реализация которых намечена на IV квартал.

В «Клорайд Рус» предполагают, что объем бизнеса в России в 2011 г. увеличится на 25–30%. Ставка сделана на более высокие темпы роста продаж сервисных услуг, где рынок пока далек от насыщения и конкуренция пока не так сильна по сравнению с рынком поставок оборудования, подчеркивает Становов.

Еще одна «точка роста» — устройства печати. По данным ITResearch, общий объем продаж принтеров и настольных МФУ во II квартале 2010 г. составил 691,5 тыс. шт. в натуральном и 159,3 млн. долл. в денежном выражении (рост по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. соответственно на 16,5 и 31,7%). Заметная разница в темпах роста денежной и натуральной составляющей рынка обусловлена, считают аналитики, смещением спроса в сторону более производительных моделей, а такая динамика в старших сегментах однозначно свидетельствует об окончании периода «замораживания» ИТ-бюджетов в организациях.

Неплохо обстоит дело и в области безопасности: согласно отчету IDC Russia Security Software 2010–2014 Forecast and 2009 Vendor Shares, объем российского рынка программных систем обеспечения информационной безопасности (ИБ) в 2009 г. достиг 201 млн. долл., что соответствует ежегодному снижению на 4,7%. Это не много по сравнению с падением во всех остальных секторах. По прогнозам IDC, в период с 2010-го по 2014 г. российский рынок программных систем обеспечения ИБ будет ежегодно расти в среднем на 15,3% за счет мер по реализации закона о персональных данных и влияния новых технологических тенденций: виртуализации, «облачных» сервисов, увеличения числа мобильных сотрудников.

Директор по маркетингу группы «Информзащита» Наталия Тесакова сообщает, что по предварительным итогам III квартала группа идет с ростом более 40% по отношению к 2009 г. Экономические реалии России и ожидания новой волны кризиса у 20% заказчиков уже создали рынок покупателей, ориентированных на «короткие» сделки по минимальной цене, что неизбежно усилит конкуренцию в корпоративном сегменте, считает она. Стандартизация технологий, виртуализация ресурсов, использование сервисно-ориентированных архитектур, рост «цифровой» экономики заставляет, с одной стороны, постоянно повышать защищенность деятельности и бизнесов государственных и коммерческих структур, а с другой, более четко определять права и ответственность персонала. На предприятиях усиливают меры защиты интеллектуальной собственности, вводят режим коммерческой тайны, подчеркивает Тесакова.

Марина Бордовицына, директор по маркетингу компании «Код Безопасности» (ГК «Информзащита»), отмечает, что закон «О персональных данных» уже повлиял на бизнес: продажи продуктов «Кода Безопасности» в проекты, связанные с защитой ИСПДн, выросли в разы. Оптимизация ИТ-инфраструктур, переход компаний на сервисы внешних провайдеров ИТ-услуг, таких как коммерческие ЦОДы, также способствуют росту продаж средств защиты коммерческой информации, подчеркивает Бордовицына.

Можно ожидать, что закон о персональных данных повлияет не только на рынок ПО и услуг. Владимир Пискунов сообщает, что, учитывая необходимость приведения информационных систем заказчиков в соответствие с требованиями этого закона, в «Аквариус» была создана линейка специализированных решений, применяющих сертифицированные ФСТЭК и ФСБ средства защиты информации и обеспечивающих требуемый уровень защищенности ИС в целом и защиту персональных данных в частности. «В предыдущем году этот новый для нас сегмент показал семикратный рост. В текущем году мы также ожидаем хороших результатов», — говорит Пискунов.

Рынок услуг

Согласно отчету Competitive Profiles and Analysis of Leading IT Services Players in Russia, 2010, в текущем году российский рынок ИТ-услуг будет постепенно восстанавливаться, а стимулировать это восстановление будут долгосрочные проекты, начатые в государственном, банковском и нефтегазовом секторах. Говорить об улучшении положения на рынке корпоративного ПО пока преждевременно. Есть только цифры падения за 2009 г. По данным IDC, оно составило 18,9%.

Григорий Попов, член совета директоров, директор по продажам и маркетингу компании «Ай-Теко», доволен предварительными итогами восьми месяцев текущего года, динамикой роста и изменением структуры бизнеса. «Крупные проекты, которые были приостановлены, понемногу начинают оживать», — отмечает он. «Последние два года мы вместе с заказчиками активно прорабатывали различные способы повышения отдачи от имеющихся ИТ-систем, технологии виртуализации, аутсорсинга инфраструктуры на базе нашего коммерческого ЦОДа „ТрастИнфо“, полагая, что в период кризиса эти решения будут особенно востребованы. Так и случилось — мы отмечаем существенный рост спроса на такие решения в текущем году», — говорит Попов.

В 2011 г. в «Ай-Теко» ожидают еще большего оживления во всех сегментах. На рынке СМБ это будет ответом на общее улучшение положения дел в экономике, крупные корпорации продолжат работу по отложенным проектам, стартуют новые, вызванные слияниями и поглощениями, считает Попов. Еще одно направление роста, по его мнению, — «облачные» вычисления — SaaS, PaaS, IaaS. «Все больше специализированных компаний — поставщиков серверов будут покупать оборудование и технологии, а традиционные потребители „железа“ увеличат закупки ИТ-сервисов, а не сами ИТ-продукты», — уверен Попов.

Что касается аутсорсинга, которому в начале кризиса предрекали серьезный рост, то пока никаких взрывов спроса на корпоративном рынке не произошло, однако поставщики услуг надежды не теряют. По прогнозу аналитической компании in4media, к 2012 г. абсолютное большинство крупных российских предприятий будут приобретать те или иные услуги ИТ-аутсорсинга. По данным опроса этой компании, уже в текущем году три четверти (73%) предприятий привлекают внешних поставщиков ИТ-услуг, еще более 13% планируют опробовать ИТ-аутсорсинг в ближайшее время. При этом наиболее популярными остаются аутсорсинг разработки ПО (71%) и сетевых/телекоммуникационных услуг (51%), более 40% опрошенных in4media ИТ-директоров (база опроса — около сотни человек) используют аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, 35% — аутсорсинг приложений. В ближайшие два года, считают в in4media, этот список пополнится услугами аренды ИТ-инфраструктуры и Help/Service Desk.

В том, что касается инфраструктуры, согласиться с этим сложно, поскольку у ИТ-компаний, даже крупных, по-прежнему нет средств для строительства ЦОДов, и деньги вряд ли появятся, а крупные холдинги продолжают выводить собственные ИТ-активы в юридически самостоятельные организации. Словом, реально растет не объем аутсорсинга, а масштабы инсорсинга. Экспертам серьезных поставщиков услуг кажется более реалистичным повышение спроса со стороны средних компаний, для чего от ИТ-фирм потребуется резкое повышение и качества, и уровня организации работ.

Однако мнения самих заказчиков внушают больше оптимизма, чем разнообразная аналитика. Андрей Педоренко, директор департамента ИТ компании «АльфаСтрахование», планирует в следующем году привлекать внешних подрядчиков в больших масштабах, чем в нынешнем. Основная причина изменений — проектов становится больше. Педоренко отмечает «увеличение более-менее качественного предложения на рынке по аутсорсингу». О том, что кризис наконец заставил ИТ-компании более серьезно взяться за организацию дела и отвечать за результаты, говорят и другие ИТ-директора, например Жанна Щенникова, старший вице-президент, директор по операционной деятельности и ИТ банка «Ренессанс Кредит». Она считает одним из уроков кризиса то, что ИТ должны уметь быстро «сжиматься» и быстро «расширяться», а это возможно, только если передавать часть сервисов на аутсорсинг, что и делается в банке.

В компании «АльфаСтрахование» внешних исполнителей предполагают привлекать прежде всего для разработки и внедрения различных ИС. Андрей Педоренко называет и другие задачи: расширение и оптимизация инфраструктуры, организация качественной и контролируемой централизованной ИТ-поддержки. Но можно утверждать, что легко его подрядчикам не будет. Весной 2009 г. по поводу работы с вендорами Андрей Педоренко на одной из конференций высказался довольно жестко: «На пороге у нас стоит очередь из вендоров. Их надо давить, давить и давить! Ничего, не вымрут. Мы же знаем, что, например, у телекоммуникационных компаний гигантские резервы...» — и рассказывал о получении экстраординарных скидок. Чрезвычайно интересен вопрос, насколько удастся поставщикам вернуть утраченные в этих «скидочных боях» позиции. Можно предположить, что это маловероятно. Многие ИТ-отделы в последние полтора года были поставлены перед необходимостью на треть поднять свою эффективность: делать то же самое за меньшие деньги или больше за прежние. Естественно, то же самое они потребуют и от подрядчиков.

ИТ-директор компании «Полюс золото» Василий Долгов тоже намерен в будущем году шире привлекать подрядчиков, финансирование этих работ увеличится. В основном, речь идет о внедрении бизнес-приложений, на это пойдет 70% затрат, остальное — на поддержку завершенных проектов. О затратах на инфраструктуру речь при этом не идет. Разумеется, рост будет не у всех. Игорь Ковалев, менеджер по ИТ российской части Ford Motor Company, не видит поводов что-то менять во взаимодействии с подрядчиками и объемы затрат на это не увеличивает. Что тоже неплохо, раз нет снижения.

Максим Быков, руководитель управления автоматизации СОАО «Национальная страховая группа», развития не планирует. «Наоборот, — говорит он, — идет процесс консолидации компетенций в наших подразделениях без роста количества работающих сотрудников. Даже если привлекаем внешних подрядчиков, наши сотрудники досконально разбираются с проведенными ими работами. Причина — мое скептическое отношение к заявлениям о том, что кризис позади».

Тенденции рынка корпоративного ПО

Активизацию спроса на ИТ-решения на коммерческом рынке, прежде всего в сфере банковских услуг, страховании, телекоммуникаций и дистрибуции, отмечает Илья Пантелеев, генеральный директор компаний TopS BI и «АНД Проджект». Он считает эту тенденцию устойчивой и прогнозирует в следующем году рост на 15–20%.

Основные локомотивы рынка ИТ — направления бизнес-аналитики, автоматизации процессов бюджетирования, информационная безопасность, виртуализация и так называемые ЕСМ-системы, ориентированные на работу с неструктурированной информацией, обеспечивающие взаимодействие сотрудников, накопление и анализ корпоративных знаний, считает Пантелеев. Выросла потребность в аналитике, особое внимание уделяют ее качеству и оперативности. Последний показатель нередко играет решающую роль.

Значительное изменение претерпели подходы к внедрению систем автоматизации бизнес-процессов, полагает он. Если раньше инициатором чаще всего выступала служба ИТ, то сейчас заказчиком является сам бизнес, нацеленный на решение конкретных прикладных задач. Наблюдается тенденция к дроблению проектов на небольшие этапы, что позволяет, с одной стороны, снизить риски, с другой — получить результаты в сжатые сроки. Еще одна характерная черта нового подхода — ориентация на узкоспециализированные решения, которые делают то, на что неспособны комплексные системы.

По мнению Леонида Маргулиса, руководителя отдела по распространению ПО IBM Россия и СНГ, рынок межплатформного ПО в России будет расти. Сохранятся относительно высокие темпы роста сегмента управления информацией (Information management). Также можно ожидать роста продаж ПО Tivoli, позволяющего повысить эффективность эксплуатации существующих информационных активов компаний, и продуктов для обеспечения сетевой безопасности. В связи с восстановлением активности банковского сектора в IBM ожидают рост спроса на популярные в банках решения по управлению бизнес-процессами и интеграции систем. Маргулис отмечает некоторое повышение интереса к индустриальным решениям в области электронной коммерции.

Интересный уровень маржинальности

Для этого обзора мы попросили вендоров назвать свой «хит» — товар, возможно, новый, адресованный корпоративному рынку, наиболее интересный для партнерской сети по востребованности и/или марже.

Менеджер по работе с региональными партнерами IBM в России и СНГ Валерий Перепелов называет две группы аппаратных решений. Первая из них — решения Express, в основном это серверы стандартной архитектуры. Они полностью конфигурируются в России, и их спецификация отражает все текущие потребности рынка. Продукты выгодны партнерскому сообществу в плане маржинальности, их легко продавать: они предконфигурированы, не требуют специального ценообразования, всегда находятся на складах дистрибьютора, можно скорректировать спецификацию в зависимости от потребностей заказчика. Кроме того, продукты Express поддерживаются дополнительными, солидными бонусами.

Вторая группа — СХД DS3500. Они отвечают на главные вызовы рынка и претендуют на то, чтобы покрыть потребности значительной части заказчиков, подчеркивает Перепелов.

В этом году DEPO Computers существенно расширила предложение в сегментах «тяжелых» продуктов и интеграционных решений, рассказывает Ольга Двойнина. В августе-сентябре компания вывела на рынок СХД серии DEPO Storage 6000 для сетей хранения данных масштаба предприятий, модульные серверы серии DEPO Storm 5000 для создания ферм виртуальных серверов и построения высокопроизводительных кластеров, специализированные рабочие станции DEPO Race S500 для обработки и ретрансляции видеоданных. Появились новые решения по ИБ и аудиту, решения для медицины и высокопроизводительных вычислений. Новинки в сегменте «легких» продуктов DEPO призваны решать вопросы эргономики и энергосбережения. Так, был обновлен модельный ряд малолитражных ПК, в том числе ПК в корпусе объемом 0,5 л, в ближайшее время компания планирует анонсировать моноблок.

В R-Style Computers считают своим хитом управляемые энергоэффективные решения. Алексеев поясняет: «Многие компании борются за сокращение расходов. Сэкономить на первоначальном приобретении довольно сложно, поскольку рынок компьютеров и серверов устоялся и снижение цены возможно только за счет снижения качества техники или сужения функционала. Но затраты можно сократить на этапе эксплуатации и обслуживания, в том числе уменьшая расходы на администрирование. Все наши компьютеры и серверы поставляются с ПО удаленного администрирования R-Style Systems Management, которое позволяет легко построить управляемую структуру от 2 до 10 тыс. устройств.

Другой путь, отмечает Алексеев, — снижение затрат на оплату электроэнергии, построение ИТ-инфраструктуры из энергоэффективных компонентов. Все серверы и примерно 80% компьютеров производства R-Style Computers автоматически регулируют энергопотребление, реализуя принцип «мощность по требованию», что позволяет экономить до 60% электроэнергии. Среднестатистический сервер в год потребляет электроэнергии примерно на 30 тыс. рублей, а компьютер — на 2 тыс., напоминает Алексеев, а как показало нынешнее лето, эти затраты могут вырасти в связи с необходимостью кондиционирования рабочих помещений.

Синклер Сяо, вице-президент компании GIGABYTE, подразделение системных плат, отмечает, что флагманской модели системных плат принадлежат три мировых рекорда, кроме того, в ее активе более 30 престижных наград от авторитетных изданий с мировым именем. Другая модель является самой миниатюрной, имеющей интерфейс USB 3.0, и в компании ее считают лучшей из доступных сегодня mini-ITX платформ для ЦП Intel Clarkdale. Вскоре вендор планирует предложить новые решения на базе платформ Intel Sandybridge и AMD Fusion, ориентированные на рынок самостоятельной сборки ПК.

«Клорайд Рус» предлагает обратить внимание на систему бесперебойного электропитания Trinergy, в которой реализована концепция «адаптивного» режима работы. «Система непрерывно анализирует качество питающей сети и выбирает наиболее эффективный режим работы из трех возможных с вариацией КПД от 95 до 99% (максимальный уровень управления электропитанием, максимальная экономия энергии, высокая эффективность и стабилизация электропитания)», — поясняет Олег Становов. Даже в режиме максимальной экономии энергии система находится в состоянии высокой готовности и в случае ухудшения качества или сбоя входной сети переходит в режим с более высокой степенью защиты. Такой «самоадаптивный» принцип работы существенно экономит энергию, измеряющуюся десятками тысяч евро в год на одном аппарате, утверждает Становов.

Представитель по продажам ASUS Technology Алексей Осипов сообщает, что в текущем году вендор выводит на российский рынок две корпоративные серии ноутбуков: P и B. «P-серия — для решения повседневных задач как в офисе, так и в дороге. Линейка В предлагает набор функций по защите информации, обладает специальным разъемом для док-станции и поддерживает технологию ATI EYEFINITY Multi Display», — поясняет Осипов.

NEC анонсировала новую серию мониторов с индексом PA. «Эта линейка вобрала в себя все лучшее, что было придумано нашей компанией за 25 лет», — подчеркивает Вакуленко. Новые функции этих моделей, по его словам, увеличивают эффективность и безопасность работы в разы.

Хит NETGEAR — стоечные сетевые хранилища ReadyNAS 3200 и 4200. Дмитрий Танюхин отмечает, что ReadyNAS 4200 благодаря поддержке высокоскоростного подключения 10GE и производительности свыше 450 Мб/с можно использовать в сетях крупного масштаба. Недавно это устройство получило сертификаты VMware Ready и Microsoft Windows Server 2008, что свидетельствует о поддержке виртуализации, возможности развертывать решения на его базе в корпоративной среде. «Цена на аналоги стоечных сетевых хранилищ NETGEAR других американских крупных вендоров выше в 2 и более раза», — напоминает Танюхин.

У QNAP тоже есть экстраординарный, по мнению Сергея Минаева, продукт — СХД TS-809U-RP . Этот накопитель подходит для круглосуточной работы в качестве веб-, FTP-, почтового и бэкап-сервера, а 8 отсеков для установки жестких дисков позволяют построить отказоустойчивое RAID-хранилище емкостью до 16 Тб. Эта модель совместима с платформами виртуализации от VMware и Citrix, а также позволяет организовывать отказоустойчивые кластеры при работе с Microsoft Windows Server 2008 R2. «Но самым важным для наших партнеров я считаю невысокую стоимость TS-809U-RP при хорошем уровне маржинальности», — подчеркивает Минаев.

*  *  *

Из этого многообразия мнений можно выделить несколько общих тезисов. Во-первых, надежды на рост крепнут, причем именно в корпоративном сегменте, в частности в банковском секторе. Во-вторых, спрос на оборудование растет, и этот рост, видимо, продолжится, но в основном по относительно узким направлениям. Одно из них — серверы, ориентированные на виртуализацию. Другое — системы хранения. В области ПО можно более-менее уверенно говорить только о спросе на все, что помогает создавать системы бизнес-аналитики, консолидировать данные, автоматизировать бюджетирование. Аутсорсинг будет по-прежнему востребован в основном в форме заказного программирования и внедрения бизнес-ПО. Кроме того, обширная сфера деятельности — реализация закона о персональных данных.