По мнению специалистов, в России заметный спрос на Java-технологии появился относительно недавно — около года назад. И связано это не столько с активностью поставщиков, продвигающих свои продукты, сколько с потребностями рынка: на первый план выходят те сферы ИТ-индустрии, где невозможно обойтись без Java. Это электронный бизнес, многоплатформные решения масштаба предприятия и приложения для Интернета. Следует заметить, что проектов, реализованных целиком на Java, практически нет. Все они разработаны при помощи различных программных средств, и Java, играя важную роль, по объему отнюдь не доминирует.
По мере роста числа проектов поставщики отмечают увеличение спроса на средства разработки и приложения, а системные интеграторы говорят о большом количестве заказов. Как рассказал Кирилл Раннев, глава представительства компании Inprise в странах СНГ и Балтии, в этом году продажи ПО JBuilder удваивались ежеквартально. Правда, в предыдущие годы доля JBuilder в общем объеме поставок в Россию была невелика, поэтому абсолютные цифры выглядят не столь внушительно, как относительные.
"В последние полгода мы наблюдаем взрывной рост спроса на разработку Java-приложений, — говорит Андрей Борин, директор фирмы "ЛАСП". — Объем заказов вырос в 5—6 раз".
Кроме технологических факторов, способствующих распространению Java, существуют и субъективные причины, по которым и заказчики и разработчики предпочитают эту технологию. Заказчиков смущает зависимость бизнеса от платформы Windows, следовательно, от одного поставщика программных средств, а программисты отдают предпочтение Java потому, что процесс написания и отладки программ занимает немного времени, ошибки в программах легко обнаруживаются и устраняются.
Тем не менее одним из наиболее популярных средств быстрой разработки приложений у наших программистов по-прежнему остается Delphi, в то время как в Европе, по словам Булата Гайфуллина, генерального директора компании "Интерфейс", JBuilder по объему продаж превосходит Delphi. Он считает, что в России в настоящее время Java используется менее чем в 5% разработок. Со временем эта цифра увеличится до 25%, но дальнейший рост маловероятен. Насколько быстро будет достигнут уровень 25%, сказать трудно. Специалисты называют два сдерживающих фактора: высокие требования Java-приложений к аппаратным ресурсам и дефицит квалифицированных кадров.
Последняя проблема решается традиционными способами. Компании либо готовят специалистов для себя, либо перекупают их у конкурентов. Второй путь при некоторых явных преимуществах не всегда позволяет достичь главной цели — увеличить предложение в соответствии с растущим спросом.
К квалификации программистов, работающих на Java, предъявляются повышенные требования. Готовых специалистов вузы не выпускают. Поэтому фирмам приходится тратить средства и время на подготовку своих кадров. Как правило, процесс становления Java-программиста занимает от 4 до 6 месяцев. Базовые требования — высшее техническое образование и хорошее знание С++.
Получить основы знаний по Java-технологиям можно на учебных курсах. "Желающих прослушать наш учебный курс по Java очень много, — говорит Булат Гайфуллин. — И большую часть запросов мы получаем из стран СНГ". Чтобы удовлетворить эти запросы, "Интерфейс" организует чтение курсов в регионах.
Именно туда, по мнению Юрия Блощинского, генерального директора компании "КСК", со временем будут перенесены многие разработки. Уже сегодня "КСК" имеет офис в Киеве. "Московский рынок трудовых ресурсов практически исчерпан, — отметил он. — А в Украине, да и в других регионах немало грамотных, но "не пристроенных" специалистов. После соответствующего обучения они будут работать в филиалах "КСК".
Существующие команды, имеющие опыт работы, могут не опасаться за свое будущее. Нынешние тенденции свидетельствуют о том, что число зарубежных заказов будет больше, чем российских. Уже сегодня ряд отечественных фирм, широко не афишируя свою деятельность, работают по заданиям западных компаний. Причем это сотрудничество носит долговременный характер. Наши команды участвуют в больших проектах, где объем работ исчисляется человеко-годами. Российских проектов, соизмеримых по масштабу с зарубежными, не так уж много. Отечественные заказчики — это, главным образом, поставщики Интернет-услуг. Им нужны простейшие вещи — апплеты для Web-узлов и сервлеты для Web-серверов.