В Москве прошла конференция VMware Forum 2012. В ней приняли участие около 600 руководителей ИТ-отделов компаний-заказчиков, использующих продукты VMware.

Как подчеркнул Александр Василенко, глава представительства VMware в России и СНГ, форум был посвящен ­одной из наиболее актуальных тем на рынке ИТ — развитию облачных вычислений: «Мы провели 10 тематических сессий, на которых продемонстрировали свои продукты и решения», — сообщил он.

По словам Томаса Кулевайна, вице-президента VMware в регионе Центральная и Восточная Европа, компания становится лидером в области облачных технологий в регионе ЕМЕА: «Мы сохраняем передовые позиции в области разработки средств и технологий виртуализации, что подтверждают данные аналитиков, которые считают, что в ЕМЕА более 50% всего объема обработки информации ведется с помощью средств VMware. В середине 2011 г. аналитики Gartner подсчитали, что около 81% виртуальных машин работают на технологиях VMware. Эти оценки совпадают с нашими: сегодня решения VMware используют более 350 тыс. клиентов во всем мире, в том числе наиболее крупные корпорации — 100% из списка Fortune Global 100 и 99,5% из списка Fortune 1000».

Он заявил, что компания ­имеет необходимые ресурсы для дальнейших разработок и выпуска новых продуктов и решений — в 2011 г. ее выручка составила 3,77 млрд. долл. при норме прибыли более 30%. «Проведенный в семи странах региона ЕМЕА опрос крупных компаний показал, что большинство из них (84%) относят облачные технологии к числу приоритетных и более половины (56%) считают их критически важными и намерены внедрять в ближайшие полтора года. Эти компании в 2012 г. планируют вы­делить из ИТ-бюджетов 31% на покупку облачных решений (в 2010 г. — 26%). При этом компании, внедряющие такие решения, по-прежнему считают виртуализацию одной из ключевых технологий», — подчеркнул ­Томас Кулевайн

Однако, как отметил Брайан Гэммидж, ведущий эксперт VMware по решениям в области пользовательских вычислений, наступление эры «пост-ПК» и появление разнообразных мобильных устройств, заменяющих рабочие ПК, изменяет саму парадигму построения информационных систем.

«Наряду с модернизацией и автоматизацией инфраструктуры нужно трансформировать приложения, способные работать в обновленной инфраструктуре. Но в то же время требуется решить проблему простого и безопасного доступа к приложениям и данным сотрудников, то есть приспособить существующие решения для конечных пользователей», — подчеркнул Гэммидж.

Он сообщил, что VMware разрабатывает новые мобильные платформы, в основе которых создание централизованной системы управления для всех сервисов и приложений по запросам со всех конечных устройств на основе стандартов, критериев безопасности и средств передачи.

«Разрабатываемые VMware новые мобильные платформы в рамках системы универсального управления сервисами Horizon внутри корпоративной инфраструктуры включают в себя три вида сервисов — для ПК View, для каталогов приложений ­Horizon Application Manager и для управления данными ­Horizon Project Octopus. Все они основаны на заранее заданных политиках доступа к ним каждого пользователя. Чтобы обеспечить „связь“ устройств сотрудников с необходимыми приложениями и информацией, мы также разрабатываем сис­тему универсального доступа Horizon Mobile App. Полагаю, что созданные VMware решения для конечных пользователей ­будут востребованы клиентами, которые, учитывая современные тенденции, начнут перестраивать свою инфраструктуру ИТ, ориентируя ее на широкое применение облачных технологий», — пояснил Гэммидж.

Александр Василенко отметил, что развитие облачных технологий в основном обусловлено необходимостью повышения продуктивности ИТ при возрастающих требованиях к гибкости и скорости реакции бизнеса в условиях ужесточения конкурентной среды и неустойчивости экономических процессов.

Кроме того, он сказал, что облач­ные технологии по своей сути нацелены на нивелирование проблем, возникающих за счет роста объемов обрабатываемой информации и необходимости упрощения доступа к ней сотрудников компаний.

Однако многие компании региона EMEA отстают от мировых показателей развертывания облачных решений примерно на 10%. Так, уровень внедрения управления обслуживанием в регионе составляет 42% (в мире 51%), систем автоматического аварийного восстановления — 30% против 42% в мире. Кроме того, проблемой остается контроль над данными и безопасностью: 52% организаций региона EMEA считают безопасность главным барьером на пути внедрения облачных технологий.

Переходя к анализу российского рынка ИТ, глава представительства VMware привел еще более неутешительные данные. Так, в ходе опроса компаний в регионе ЕМЕА высокую приоритетность облачных технологий отметили 79% респондентов во Франции, 63% — в Германии и лишь 14% — в России. На вопрос о том, является ли виртуализация критически важной для реализации облачных решений, ответили утвердительно 23% компаний в Германии, 17% заказчиков во Франции и только 4% российских фирм.

Александр Василенко считает, что это связано с проблемами в планировании ресурсов: «Проекты внедрения облачных технологий связаны с перестройкой инфраструктуры ИТ и их реализация растягивается на годы, а российские компании вынуждены были в последнее время планировать инвестиции, как правило, на полгода, в лучшем случае на год. Возможно, что после смены руководства страны ситуация несколько улучшится и компании смогут планировать использование ИТ и закладывать необходимые для этого инвестиции на два-три года вперед. В этом случае у них появятся возможности более активно внедрять облачные решения».

В то же время существуют явные несоответствия в подходах к реализации «облаков» в Западной Европе и России. В то время как в Европе большая часть облачных решений — 54% — реализуется в «частных облаках», 24% — в публичных и 22% в гибридных, российские компании считают оптимальным исполь­зование «публичных облаков» (50%), и лишь 20% намерены создавать частные, а 30% — гибридные. Александр Василенко полагает, что в России пока нет четкого понимания того, что такое «облако» и как оно должно формироваться, а отсюда следует неправильная трактовка «облаков» разного типа.

Впрочем, по его словам, крупные заказчики правильно выбирают решения. Он привел слова Евгения Турчака, заместителя начальника управления информационно-управляющих систем ООО «Газпром-комплектация», согласно которым использование средств виртуализации VMware позволило компании минимизировать затраты на приобретение 30 новых серверов и сэкономить более 6 млрд. руб. расходов на оборудование.

Александр Василенко также сказал, что VMware активно продвигает свои продукты и на рынке СМБ: «Многие из таких компаний используют бесплатные базовые решения, которые ска­чивают с нашего интернет-ресурса. Кроме того, мы продаем СМБ достаточно много лицензий через своих дистрибьюторов и их дилеров. Однако около 90% продаж приходится на традиционные решения серверной виртуализации, и лишь единицы процентов — на решения верхнего уровня: управление виртуальной средой, системы аварийного восстановления и другие».

Возможно, такая структура спроса на продукты VMware обуслов­лена недостаточно высокой квалификацией специалистов по ИТ как у заказчиков, так и у дилеров, продающих реше­ния вендора.