Юный возраст отечественного Интернет-бизнеса порой особенно чувствуется, когда речь заходит о торжественных датах. В этом смысле по меркам российской электронной торговли магазин Dostavka.ru, в декабре отметивший свое трехлетие, вполне претендует на звание ветерана виртуального капитализма.
По данным компании, за 2001 г. в И-магазине в два с лишним раза расширился ассортимент, в основном за счет появления средств мобильной связи, цифровых камер и аксессуаров к ним. Как сообщил генеральный директор магазина Андрей Хромов, ежемесячный объем продаж превышает 1 млн. долл., а общее число клиентов увеличилось почти до 25 тыс. человек (для сравнения: в 2000 г. база данных насчитывала чуть больше 13 тыс. клиентов). По его мнению, эти и другие показатели позволят магазину вскоре называться онлайновым компьютерным супермаркетом.
Если приведенные данные соответствуют действительности, то с учетом финансовых планов холдинга eHouse на нынешний год (см. CRN/RE № 2/2001) получается, что Dostavka.ru обеспечивает более половины его продаж. И строго говоря, подтвердить или опровергнуть эту финансовую статистику довольно сложно. Закрытость компаний в сфере B2C отнюдь не ниже, чем в других сегментах ИТ-отрасли. Соответственно сравнивать масштабы бизнеса особенно не с кем и не с чем.
Тем не менее существуют объективные признаки, показывающие, что даже если количественные показатели Dostavka.ru могут вызывать сомнения, то в качественном отношении бизнес все же меняется. Прежде всего, значительное расширение ассортимента говорит о том, что Dostavka.ru стремится постепенно перейти к работе по принципу one-stop-shop.
Об этом говорят и планы Dostavka.ru начать обслуживание клиентов по кредитным карточкам. Правда, переход к онлайновым платежам, судя по всему, пока не планируется. Впрочем, учитывая, что магазин торгует в пределах Московской области, введение электронных платежей может быть и нецелесообразным — расстояния не те.
Изменяется и подход к доставке заказов. Как утверждает Хромов, сейчас магазин постепенно отходит от правила доставки день в день, а главным своим козырем считает широкий выбор и соблюдение заявленных сроков. Кроме того, обслуживание основной доли клиентов переложено на транспортные компании. Правда, до сих пор за пределами Москвы компания старается работать только с юридическими лицами.
Наконец, стоит учитывать и то, что Dostavka.ru, по-видимому, обретает большую, нежели ранее, самостоятельность в рамках холдинга. И хотя пока это проявляется в основном на уровне маркетинга, не исключено, что в будущем статус этого магазина может претерпеть изменения и на организационном уровне.
Впрочем, амбициозность, похоже, свойственна всем магазинам eHouse. Так, одновременно с Dostavka.ru о своих первых итогах объявил магазин Gelmut.ru, созданный год назад на базе Dostavka.ru и торгующий расходными материалами. По словам руководителя Gelmut.ru Татьяны Щелкуновой, в его базу данных уже занесены имена 4,5 тыс. клиентов, месячный оборот превышает 100 тыс. долл., и в перспективе компания намерена «выйти на уровень крупного дистрибьютора».