Сегодня много говорят о возросшем интересе к нашей стране со стороны зарубежных фирм. Природа этого интереса понятна: российский ИТ-рынок хоть и небольшой, но быстрорастущий, и в перспективе имеет шансы стать одним из самых крупных.
Однако попыток выхода на российский ИТ-рынок в последнее время почти нет. Более того, активные игроки сегодня уверены, что в России отсутствуют ниши, на занятие которых могли бы рассчитывать иностранные ИТ-компании. Поэтому шансы германской фирмы Wortmann, которая заявила о намерении начать бизнес в России, представители российского ИТ-сообщества оценили как крайне низкие.
У компании Wortmann несколько направлений деятельности. Основное — производство ПК и ноутбуков под маркой Terra и мониторов под маркой Magic. Параллельно компания занимается дистрибуцией в основном комплектующих и периферии, а также системной интеграцией. Оборот фирмы в 2001 г. составил 240 млн. евро, при этом 95% продаж приходилось на Германию.
Недавно Wortmann приняла решение развивать экспортную составляющую бизнеса. По словам Фарида Ахмада, менеджера Wortmann в странах СНГ, наиболее выгодными географическими направлениями руководство компании считает рынки Западной Европы, а в России, которая тоже попала в сферу интересов Wortmann, можно «не спешить».
Решение о выходе на российский рынок было принято еще полтора года назад, после встречи немецких бизнесменов с Президентом РФ Владимиром Путиным, где присутствовал один из основных акционеров Wortmann. Но только этим летом фирма подписала соглашение с петербургской компанией Ingress*, которая стала эксклюзивным дистрибьютором продукции Wortmann. Кроме того, по словам Фарида Ахмада, Ingress, являясь партнером Wortmann, имеет право продавать в России технику вендоров германской фирмы, в числе которых 3Com, D-Link, APC, Oki, Canon, при этом вопрос о дистрибуции этих товаров остается на усмотрение вендоров. Кроме дистрибьюторского контракта, Wortmann и Ingress подписали соглашение о намерениях по вопросу представления интересов германской фирмы в России.
У Wortmann есть и более серьезные планы в отношении нашей страны. Компания намерена развивать здесь бизнес по системной интеграции, а со временем, возможно, и открыть собственное производство. Фарид Ахмад сообщил, что Wortmann собирается также открыть в России полноценное представительство.
Правда, многие участники рынка не верят в успех альянса Wortmann–Ingress. По словам директора компании OCS по маркетингу Роксаны Янборисовой, о данном соглашении в Санкт-Петербурге известно уже около месяца, но местные компьютерные фирмы (даже в родном городе Ingress) не чувствуют озабоченности. Роксана Янборисова считает, что Ingress не обладает ни сильной командой, ни развитой дилерской сетью, которые необходимы для выхода нового дистрибьютора на российский рынок.
По мнению представителей некоторых российских компаний, Wortmann может рассчитывать на неплохой результат только на рынке системной интеграции.
Юрий Ходос, управляющий партнер компании Verysell, считает, что выход на российский рынок нового дистрибьютора сегодня слишком рискованный проект. «Да, процессы компьютеризации ускорились, потенциал рынка огромен. Но финансовые возможности, средства, выделяемые из госбюджета и бюджетов коммерческих структур на информатизацию и закупку техники, относительно невелики, — делится он своим мнением. — Занять достойное место в качестве дистрибьютора новому игроку практически невозможно».
Василий Васин, президент группы компаний R-Style и генеральный директор RSI считает, что приход в Россию компании Wortmann вряд ли повлияет на расстановку сил на рынке, поскольку эта фирма не обладает достаточными финансовыми возможностями. «У многих наших дистрибьюторских компаний оборот больше», — замечает он.
Перспективы Wortmann в качестве вендора российские игроки также оценивают невысоко. «Рынок мониторов более чем плотный, — считает Роксана Янборисова. — Для компьютеров Terra я даже не вижу ниши».
По мнению Юрия Ходоса, новый вендор, который по сути является локальным германским сборщиком, вряд ли сможет повлиять на приверженность российских потребителей известным брэндам, таким как HP или IBM. С российскими же брэндами, между которыми идет «жуткая конкуренция», Wortmann, скорее всего, не сможет состязаться по стоимости.
«Даже если клиент решит приобрести немецкую технику, он обратится к уже известной здесь марке Fujitsu Siemens, — убежден Александр Казин, глава российского представительства этой компании.
Несмотря на такие неблагоприятные прогнозы, участники рынка не хотят делать категоричных заключений. «Рынок сейчас растущий, перспективный, — говорит Роксана Янборисова. — И благодаря этому какие-то продажи у Wortmann будут».
Некоторые оговорки сделал и Юрий Ходос: «Для известных западных вендоров бизнес по производству ПК становится все менее выгодным. Если они начнут сдавать позиции, то вероятность успеха Wortmann в качестве вендора повышается».
«Несмотря на то что рынок насыщен, появление новых игроков остается возможным», — соглашается со своими коллегами Василий Васин.
Тем не менее Юрий Ходос считает, что наилучшие шансы немецкая компания на российском рынке может получить как системный интегратор: «Потребности в услугах на ИТ-рынке в настоящее время высоки, и заказчики обращают большое внимание на качество услуг. Поскольку Wortmann соответствует стандартам, принятым на Западе, имеет достаточный опыт и финансовые возможности, эта компания вполне может стать заметным игроком на рынке системной интеграции».
* Компания Ingress создана в 2001 г. сотрудниками петербургского офиса одноименной фирмы, объединившейся с другой петербургской фирмой Lanck. После ухода из объединенной компании бывшие сотрудники Ingress перерегистрировали на себя прежнюю торговую марку и продолжили работу под старым названием.