«Рано или поздно наступает такой момент, когда в компании должно меняться руководство. Весной этого года мне будет 65. И я решил отойти от оперативного управления. Я не собираюсь совсем уходить из компании. Я просто сменил работу генерального директора на работу председателя Совета директоров. Акционеры поддержали мое решение, и сейчас оно реализуется», — так Владимир Нитенко, занимавший до 1 января 2014 г. пост генерального директора холдинга «Форт Диалог», прокомментировал сообщение о реструктуризации компании.
Новость, которая стала поводом для интервью, звучит так: «Компания ЗАО „Форт Диалог“ сообщает о структурных изменениях и кадровых перестановках. С 1 января 2014 г. генеральным директором компании является Полетаев Кирилл Владимирович. Нитенко Владимир Борисович, занимавший этот пост ранее, перешел в статус председателя Совета директоров компании. Кроме того, с 1 января 2014 г. головной офис „Форт Диалог“ территориально располагается в Уфе. В свою очередь, офис компании в Набережных Челнах обрел статус Поволжского регионального отделения».
Уход с руководящих позиций людей, долгое время находившихся у руля успешных компаний, всегда был поводом для обсуждения. Тем более на российском ИТ-рынке, где до сих пор понятия «человеческий фактор» и «личность руководителя» — не пустой звук. А когда головной офис переезжает (и не в соседнее здание, а в другой регион), количество вопросов только увеличивается.
Владимир Нитенко: Есть разные мнения о том, стоит ли акционерам быть еще и управленцами или эти функции надо разделять. Но это — вопрос для дискуссий. Я же считаю, что мы приняли правильное решение. А еще я убежден, что в каждой компании время от времени должны происходить некие изменения.
CRN/RE: Но вы объявили не только о смене генерального директора, но и о перемещении головного офиса компании в другой субъект федерации (из Татарстана в Башкортостан).
В. Н.: Здесь тоже все просто. Вы же знаете, что наша компания — своего рода уникум на ИТ-рынке. В принципе, практически все похожие на нас региональные компании уже давно базируются в столицах субъектов федерации. И это разумно. Ведь расположение в центре региона дает определенные преимущества по отношению к представителям «уездных городов» — рядом и источники, и распорядители бюджета. Да и кадровая ситуация в столице региона, прямо скажем, лучше, чем у нас. Многие мои коллеги отмечают обострение кадровой проблемы. Во-первых, в силу демографической ситуации; а во-вторых, в связи с, увы, ухудшающимся уровнем образования. Что получается? Задачи, которые нам надо решать, становятся все сложнее, а кадров — все меньше. А те, которые есть, перебираются поближе к центру.
Но так уж исторически сложилось, что все, кто организовывал «Форт Диалог», были выходцами с КАМАЗа. Поэтому и компанию мы «прописали» именно здесь. А вот когда встал вопрос о построении филиальной сети, мы уже «обосновывались» в административных центрах субъектов. Так и получилось, что филиалы у нас располагаются в столицах регионов, а головной офис — в Набережных Челнах. Долгое время это не было для нас критичным. Ведь все наши основные промышленные предприятия, с которыми мы работали и продолжаем работать, сосредоточены в Закамской зоне. Правда, что касается работы с «бюджетниками» и муниципальными структурами, то здесь наши позиции были не такими сильными. И нам, конечно же, хотелось такое положение дел изменить. А это невозможно без выхода в столицу региона. Поэтому, для того чтобы развиваться дальше (т. е. наращивать свои компетенции в работе с новыми заказчиками, а также получить доступ к квалифицированным кадрам), нам необходимо «переехать».
Ну а далее у нас были два варианта: Казань и Уфа — это не только крупнейшие регионы из тех, в которых мы уже были представлены, но еще и наиболее динамично развивающиеся. При этом в Уфе у нас больше возможностей для роста. Точнее, возможности есть везде. Но в Татарстане мы работаем уже 25 лет и занимаем достаточно сильные позиции, а в Башкортостане у нас динамично развивающийся филиал, причем первый в нашей компании по динамике. Так, по итогам 2013 г. это региональное подразделение по объемам и прибыли обогнало центральный (на тот момент) офис в Набережных Челнах. Таким образом, поддержав его дополнительными ресурсами, мы сможем занять такие же сильные позиции и в этом регионе.
CRN/RE: А вы не боитесь того, что поддерживая башкирский офис, вы «обескровите» подразделения в Татарстане и, как следствие, потеряете завоеванные здесь позиции?
В. Н.: Нет, не боюсь. Потому что ничего из того, что есть в Татарстане, не исчезнет. В Уфе мы создаем дополнительные центры компетенции в ключевых для нас областях бизнеса: ЦОДы, СХД, техническая и информационная безопасность. То что у нас здесь есть, останется, такие же центры мы будем создавать в Уфе. Именно это, на наш взгляд, и поможет поддержать тот рост, на который мы рассчитываем. Кроме того, сегодня Уфа у нас — центр работы с заказчиками федерального масштаба, т. е. с теми компаниями, у которых центры принятия решений располагаются за пределами зон ответственности наших филиалов. И это еще одна причина, почему мы передаем в подчинение этому офису службы, отвечающие за управление финансами, взаимоотношение с вендорами и т. д. Таким образом мы концентрируем ресурсы компании. В результате, надеемся, в ближайшие три-четыре года в Татарстане мы получим прежде всего органический рост, а в Уфе сможем реализовать обширную программу развития. В Уфе ситуация с кадрами значительно лучше, и не только по сравнению с Набережными Челнами, но и, как это ни парадоксально, чем в Казани. И еще один очень важный факт — рынок Башкортостана дружелюбен по отношению к новым и перспективным с точки зрения роста компаниям. Рынок здесь очень живой, динамичный, а это уже само по себе создает дополнительные возможности. Мы их видим и используем.
CRN/RE: Но ведь для компании, для сотрудников — это большое потрясение.
В. Н.: Самое главное, что вижу я, — это обновление. Конечно, с одной стороны, любое изменение создает неудобства. Так, часть наших сотрудников переезжает в Уфу. И не все восприняли это сообщение с радостью. И все равно я считаю, что самое главное — это обновление компании. Теперь у нее новый генеральный директор, молодой, перспективный. Кирилл Полетаев раньше руководил уфимским филиалом, на базе которого теперь формируется наш головной офис. Именно он и обеспечил ту самую динамику развития, о которой я уже говорил. И мы рассчитываем, что такое обновление даст нашей компании новый импульс.
При этом хочу еще раз подчеркнуть: мы ничего не разрушаем, не ликвидируем. Все существующие филиалы продолжат работу и сохранят свои функции. Так, в Татарстане у нас останутся два филиала — в Казани и Набережных Челнах. При этом все функции, связанные с продажами и исполнением контрактов, которые существовали в Челнах, так здесь и останутся. Т. е. ни одного инженера, ни одной компетенции из этого филиала мы не забрали. В Уфу же были переведены управление финансами, управление продажами оборудования и взаимодействием с вендорами, а также службы, работающие с федеральным заказчиками, и продакт-менеджеры. Одни уже работают на новом месте, другие будут переезжать постепенно. При этом в «переселении» задействовано не так много людей — перевозим ведь только ключевых сотрудников. И мы очень благодарны им, что они согласились (несмотря на то, что это было непростым решением).
Итак, ключевых сотрудников по данным направлениям мы «переселяем» из Набережных Челнов в Уфу, а вот тех, кто будет работать под их руководством, мы поищем уже на местном рынке. Кроме того, часть сотрудников, работавших в Набережных Челнах, также отправится в Уфу, но не навсегда, а на три-шесть месяцев, для проведения стажировки новых работников.
CRN/RE: И все же как вы решились на такой, можно сказать, уникальный эксперимент — переехать не в столицу своего субъекта федерации (что было бы логично), а в другой регион?
В. Н.: Ну мы же не совсем на новом месте окажемся. Мы не первый год работаем в Уфе, примеривались, присматривались. Если посмотреть на переезд с точки зрения наших заказчиков, то мы, по сути дела, ничего не меняем. Все люди, которые работали с заказчиками, остаются здесь, на месте. Сотрудники, которые поддерживали эту работу, тоже остаются. А там... Там мы создали филиал. И теперь эта структура будет отвечать за выстраивание отношений всей компании с государственными, бюджетными, муниципальными и прочими учреждениями, работать с которыми из Набережных Челнов не так удобно, как из Уфы. Ну так уфимский филиал и раньше эти отношения выстраивал. Просто теперь в Уфе появится больше квалифицированных специалистов для выполнения этой работы.
Переезжает управление финансами. Но они у нас, в принципе, «размазаны» по всей структуре. Поэтому будем ли мы управлять ими из Набережных Челнов или из Уфы — решающего значения не имеет. Просто из Уфы немного легче.
А вот склад мы оставляем здесь. Правда, мы его немного трансформировали, придали ему новые функции, превратили в распредцентр. И пока мы не видим необходимости переносить его в Уфу. С точки зрения логистики сейчас все устроено очень удобно, склад расположен на примерно одинаковом удалении от всех филиалов. Что-то менять в этой системе пока нет смысла. При этом часть отдела по работе с вендорами уже переведена в Уфу, т. е. наши закупщики работают в едином информационном пространстве с теми, кто остался в Набережных Челнах. Современный уровень развития коммуникационных технологий позволяет в том числе и «отвязать» людей от конкретного места на карте.
Конечно, такой переезд — недешевое удовольствие. Но нам это вполне по силам. Для нас это инвестиционный проект, который, по нашим подсчетам, должен дать очень хороший результат. Мы считаем, что «отдача» от этого будет гораздо выше, чем вложенные средства.
CRN/RE: Расскажите, как вы выбирали преемника.
В. Н.: В нашей компании Кирилл Владимирович Полетаев работает около 10 лет. До этого он был менеджером в филиале «АйТи» в Уфе. Пришел к нам на должность заместителя директора, потом возглавил филиал. А сейчас вырос до директора компании. Это молодой, умный, амбициозный, карьерный (в хорошем смысле) человек. Он готов работать ради того, чтобы продвигаться по карьерной лестнице. И для него это новый вызов. Он получил хороший базис в «АйТи» и сумел его приумножить, работая у нас. Я хочу подчеркнуть следующее: утвердив на эту должность Кирилла, мы вовсе не хотели сказать, что «он хороший — другие плохие». Хотя бы потому, что плохих у нас просто нет. И это касается не только директоров филиалов, а и всех сотрудников. Это люди, которые проработали в компании не год, не два и даже не пять лет, а гораздо больше. Ну а Кирилл был выбран по двум критериям. Первое — он активно работает и он лидер в стратегической для нас области системной интеграции и ИТ-услуг. Ну а второе, можно сказать, что ему просто повезло быть директором филиала в том городе, где мы видим наибольшие перспективы развития.
Теперь на нем лежит ответственность за оперативное управление всей компанией, всеми филиалами. А Совет директоров, как и положено, будет отвечать за стратегические направления и инвестиционные решения. То есть всю оперативную деятельность, формирование программ развития и так далее будет вести Кирилл. А я как председатель Совета директоров займусь оценкой и утверждением этих предложений, выделением средств и т. д., и т. п.
CRN/RE: Как, по вашему мнению, изменится компания с приходом нового руководителя?
В. Н.: Посмотрим. Я скажу, пожалуй, о том, что мы хотели бы увидеть. Еще одна цель реструктуризации, о которой я не упомянул, — повышение плотности управления в компании «Форт Диалог». У меня же есть обязанности не только по отношению к этой компании, но и к другим структурам, входящим в холдинг. Например, в компании «Полифорт», которая остается в Набережных Челнах, я тоже занимаю должность генерального директора (хотя, по сути, там есть человек, которому делегированы полномочия по оперативному управлению). Так вот, когда я говорил о необходимости концентрации ресурсов компании «Форт Диалог», я имел в виду в том числе и увеличение управленческого ресурса. Сейчас направление системной интеграции у нас наиболее сильно развито и наиболее динамично развивается в Татарстане и Башкортостане. И мы хотим это развитие в большей, чем сейчас, степени распространить и на другие наши филиалы. Это мое видение того, в каком направлении должна идти работа.
CRN/RE: А как в компании восприняли новость?
В. Н.: Мне кажется, что все понимали: когда-то это должно произойти. Конечно, любая такая перемена для компании, тем более для такой небольшой, как наша, всегда воспринимается с тревогой. Точнее, не сами перемены, а их последствия. Но я надеюсь, в данном случае логика решения была очевидной для всех. Возникали вопросы «почему в Уфу?», мы на эти вопросы отвечали. А вот вопроса «почему Полетаев?» мне не задавали и, насколько я знаю, никого из моего окружения об этом тоже не спрашивали. Несомненно, людей тревожит, и что будет дальше, и как изменятся отношения в коллективе. Но Кирилл — это человек, который не просто «поработал» у нас, он вырос в компании. И, на мой взгляд, вполне соответствует корпоративной культуре. Когда мы назначали его директором филиала, переживали, справится ли? Ведь раньше он нес ответственность за продажи, но не за людей, что появляется у руководителя регионального офиса. И надо сказать, он с этой задачей справился. Поэтому, думаю, справится и с компанией в целом.