По сообщению новосибирской газеты «Континент Сибирь», в мае в Красноярске открылся компьютерный магазин «Комтек-Красноярск». Его владелец — иркутская компания «Комтек Компьютерз».
Для Красноярска подобная «точка продажи компьютерной техники» необычна, как по масштабам (как сообщили представители компании, торговая площадь составляет 480 м2), так и по формату — это «супермаркет». По словам начальника отдела маркетинга компании Дмитрия Палютина, «Комтек Компьютерз» позиционируется как сеть магазинов для широкого круга покупателей — от начинающих до наиболее требовательных, поэтому предлагает большое количество готовых компьютеров (24—25 стандартных конфигураций). Всего же ассортимент супермаркета включает около 2 тыс. наименований.
У компании уже есть опыт создания подобных супермаркетов: в октябре 2003 г. был открыт магазин в Улан-Удэ, а в декабре — в Братске. В ближайшее время начинает работу супермаркет в Ангарске, а в перспективе — и в Иркутске.
Красноярский магазин — самый крупный, но в других городах супермаркеты работают пока гораздо эффективнее, что вполне объяснимо. По мнению представителей «Комтек Компьютерз», на объемах продаж сказывается то, что на компьютерном рынке Красноярска компания является новичком, в отличие от Братска и Улан-Удэ. Есть и характерные для начального этапа сложности, связанные с логистикой и координацией управления, — принципиальные решения принимаются в Иркутске. Как подчеркивает Дмитрий Палютин, открытие супермаркетов для компании — не самоцель. «Нам кажется, что эпоха подвальных магазинчиков уходит в прошлое, — пояснил он. — И в будущем торговля компьютерной техникой будет развиваться в сторону именно этого формата. Наш потребитель стал требовательнее, а техника — проще в использовании и более унифицированной, подобно бытовой электронике. Торговля же этим видом товара через супермаркеты уже давно стала нормой».
Другие игроки розничного компьютерного рынка Сибири пока скептически оценивают перспективы как начинания «Комтек», так и компьютерных супермаркетов вообще.
«Сейчас мы уже поняли, что больших преимуществ у супермаркетов перед нашими магазинами нет, — рассказывает директор по развитию новосибирской компании «Кардинал» Александр Ершов. — Процесс покупки компьютерной техники, даже в сравнении с бытовой, более персонифицирован. В большинстве случаев необходимо, чтобы с покупателем работал продавец-консультант, подбирающий технику под конкретные задачи, владеющий информацией по совместимости различного оборудования. А чтобы покупатель имел возможность ближе познакомиться с техникой, нам кажется более привлекательным вариант с организацией демомест, реализованный в нашем салоне «Цифровая техника»».
Директор красноярской компании «Синтез-Н» Александр Гельманов согласен, что при торговле компьютерной техникой площадь магазина не самое главное, гораздо важнее — уровень предоставляемого сервиса, ассортимент, цены и квалификация персонала. «Знакомство с менеджерами нового супермаркета убедило меня в том, что серьезную конкуренцию нам они пока составить не смогут, — делится он своими наблюдениями. — Большой ассортимент тоже важен, но разве есть существенная разница, сколько ЖК-мониторов стоит на полках: 100 или 30, если у многих из них совпадают не только технические характеристики, но и дизайн? А для демонстрации всех достижений компьютерной индустрии площадей даже очень большого магазина все равно не хватит».
Вызывает вопросы окупаемость компьютерного супермаркета с большим товарным запасом — в отличие от бытовой техники компьютерная очень быстро дешевеет.
Сказывается и высокая стоимость аренды торговых площадей. Например, компания «Кардинал» планировала открыть компьютерный супермаркет два года назад, в результате... «получился» небольшой зал самообслуживания: не более 150 м2.
Александр Семенов, коммерческий директор группы компаний CTGroup (Барнаул), также считает, что для регионов, в том числе для крупных сибирских городов, оптимальными являются компьютерные магазины торговой площадью 150—200 кв. м, именно этот формат позволяет наиболее удачно сочетать показатели рентабельности и высокий уровень обслуживания. К тому же формат супермаркета предполагает самообслуживание, а это не совсем подходит для компьютерной техники.
Свое мнение на страницах газеты «Континент Сибирь» высказал управляющий торговой сети «Белый ветер» Павел Сосков: «Компьютерные супермаркеты целесообразно открывать в городах, население которых (без городов-спутников) превышает 500 тыс. человек. В противном случае опасность того, что проект окажется нерентабельным неоправданно высока. Свой первый супермаркет торговая сеть «Белый ветер» открыла в 1994 г. С введением системы самообслуживания продажи по отдельным категориям товаров, в частности компьютерным мелочам, расходным материалам, программным продуктам и играм, возрастали, иногда до 40%. Однако расходы на открытие супермаркета превышают затраты на открытие специализированного магазина: в связи с большей площадью необходимо поддерживать значительные товарные запасы для обеспечения правильной выкладки товаров в зонах самообслуживания...
По материалам газеты «Континент Сибирь» (Новосибирск)