Во второй половине 2014 г. сразу несколько ведущих мировых ИТ-компаний предприняли решительные шаги по реструктуризации бизнеса — они уменьшились в размерах, чтобы стать более гибкими и целеустремленными.

Три из них решили разделить бизнес на две независимые компании, и еще три продали свои крупные подразделения.

Начнем с самого масштабного и важного для канала сбыта события — 6 октября объявлено о предстоящем разделении Hewlett-Packard на две независимые компании — HP Inc. и Hewlett-Packard Enterprise.

Первая будет заниматься всем клиентским оборудованием (настольные ПК, ноутбуки, принтеры, МФУ и пр.), вторая — корпоративными решениями. По размерам бизнеса оба направления сейчас примерно одинаковы — около 56 млрд. долл. каждое.

Главный управляющий HP Мег Уитман сохранит долю и займет руководящие посты в обеих компаниях — она будет председателем правления в HP Inc. и главным управляющим в Hewlett-Packard Enterprise. Процесс разделения должен завершиться в 2015 г.

Напомним, что три года назад при тогдашнем главном управляющем Лео Апотекере компания уже рассматривала возможность отделения ПК-бизнеса, переживавшего значительные трудности. Однако Мег Уитман, в сентябре 2011 г. сменившая Апотекера на этом посту, решила все-таки сохранить этот бизнес в составе НР.

«Совет директоров уверен, что PSG (Personal Systems Group) может обеспечить прибыльный рост как часть более крупной организации и ускорять продажи решений других подразделений HP», — говорилось в официальном заявлении компании.

Смогут ли партнеры в канале HP, располагающие сейчас широчайшим спектром продуктов вендора — от ноутбуков до ЦОДов, и далее, уже в новых условиях выигрывать от всеохватности и масштаба HP?

В настоящее время подразделения Enterprise Group и PPS (Printing & Personal Systems) работают по сути независимо, на местах синергии в их деятельности не видно, считают многие американские партнеры НР. А клиентские устройства и современные корпоративные ИТ-системы — это два разных бизнеса, они должны функционировать независимо. Преобладает мнение, что ожидаемое разделение НР может открыть заманчивые перспективы для обеих компаний.

А за неделю до этого события (30 сентября) eBay решила отделить быстрорастущий бизнес электронных платежей PayPal от своего традиционного онлайнового, который развивается существенно более медленными темпами. Напомним, что eBay купила PayPal в 2002 г. за 1,4 млрд. долл.

Несколько месяцев руководство eBay сопротивлялось отделению; теперь объявлено, что оно завершится во второй половине 2015 г.

Как ожидается, этот шаг упростит для PayPal налаживание партнерских отношений с конкурентами eBay в области интернет-торговли и будет способствовать росту доли PayPal на рынке онлайн-платежей, куда выходят как агрессивные стартапы, так и такие гиганты, как Apple и Google. По данным на начало 2014 г. PayPal работала примерно в 200 странах с 26 национальными валютами и имела более 137 млн. зарегистрированных пользователей.

Предполагается, что новую, уменьшенную eBay возглавит президент подразделения eBay Marketplaces Девин Вениг, а во главе независимой PayPal встанет Дэн Шульман, ранее руководивший подразделением онлайн- и мобильных платежей компании American Express. Нынешний главный управляющий eBay Джон Донахью после разделения покинет компанию.

Впрочем, известный частный инвестор Карл Айкан (его инвестфонд владеет 2,5% акций eBay), считающий PayPal «бриллиантом», полагает, что уже в процессе разделения еВay нужно иметь в виду последующую продажу PayPal.

А по мнению некоторых аналитиков, после разделения обе эти компании могут стать объектами покупки для таких гигантов, как Alibaba и Google.

Вслед на НР, спустя всего три дня, с аналогичным заявлением о разделении на две независимые компании выступила Symantec.

Планируется, что первая сосредоточится на решениях в сфере ИБ (в 2014 ф. г. этот бизнес принес вендору 4,2 млрд. долл.), вторая — на решениях в области управления информацией — резервное копирование и восстановление данных, архивирование, электронный поиск, управление хранением и др. (2,5 млрд. долл. в 2014 ф. г.).

«Чтобы добиться успеха в области безопасности и управления информацией, требуются различные стратегии, адресные инвестиции и инновации. Разделение Symantec на две независимые публичные компании сделает каждый бизнес более гибким, даст им более точный прицел с тем, чтобы двигать рост и повышать доходность для акционеров. Этот решительный шаг позволит каждому бизнесу максимально реализовать свой потенциал», — так обосновал принятое решение Майкл Браун, президент и главный управляющий Symantec.

Как ожидается, при разделении бизнеса, которое должно завершиться к концу 2015 г., компанию покинут около 2 тыс. человек (10% персонала), а общая стоимость реструктуризации составит 220 млн. долл.

И еще три крупные компании избавились от отдельных подразделений, признанных недостаточно прибыльными или не очень перспективными с точки зрения выбранной долгосрочной стратегии.

1 октября объявлено о закрытии сделки по приобретению компанией Lenovo за 2,1 млрд. долл. бизнеса IBM по производству серверов стандартной архитектуры x86 (вместе с сопутствующим сетевым оборудованием и ПО). В состав Lenovo перейдут 7,5 тыс. сотрудников IBM, включая руководителей этого бизнеса.

О ведущихся между партнерами переговорах было известно еще полтора года назад, весной 2013 г. Тогда, по данным CRN/США, IBM хотела получить за свой серверный бизнес 5–6 млрд. долл. Так что сейчас сюрпризом для рынка эта сделка не стала, хотя у партнеров и остается немало вопросов.

С завершением сделки Lenovo, уже являющаяся производителем ПК № 1 в мире (кстати, этот бизнес она купила девять лет назад у той же IBM), становится третьим (после HP и Dell) крупнейшим в мире вендором x86-серверов.

В июле компания Juniper Networks за 250 млн. долл. продала свое подразделение Junos Pulse, занимающееся мобильной безопасностью, инвестиционной фирме Siris Capital. После этого оно было преобразовано в независимую компанию под названием Pulse Secure, которая продолжает поставки унаследованных от Juniper продуктов.

По словам Шейгана Херадипира, главного управляющего Juniper, этот шаг предпринят в рамках мер по сокращению расходов и реструктуризации с целью сфокусировать бизнес Juniper на облачных решениях и «высокоинтеллектуальных сетях».

По итогам II квартала объем продаж решений Junos Pulse составил 15,9 млн. долл., снизившись на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, еще 15,5 млн. долл. принесли услуги.

Также в июле компания CA Technologies объявила о продаже подразделения Arcserve (резервное копирование и восстановление данных) частной инвестиционной фирме. Вскоре, 1 августа, Arcserve стала независимой компанией (персонал около 600 человек), ее главным управляющим назначен Майк Крест, бывший старший вице-президент CA и глава ее подразделения управления данными.

СА фокусируется преимущественно на решениях для мэйнфреймов, ориентированных на крупные корпорации, в то время как Arcserve (этот бизнес СА приобрела в 1996 г.) — на решениях на базе открытых систем для компаний среднего размера. Время показало, что существование этих двух бизнесов в составе СА не дает синергетического эффекта.