В уходящем году почти все ведущие мировые компании сохранили свои позиции, хотя мало кто из них мог похвастать ростом оборота, а многие фирмы сообщали даже о снижении объемов продаж.
Тем не менее, несмотря на непростые экономические условия, некоторым компаниям все же удалось не только добиться роста бизнеса, но и освоить новые ниши и занять там достаточно прочные позиции. Наиболее успешными и динамичными игроками в 2014 г., по мнению редакции, стали компании Huawei и Lenovo.
Для Huawei этот год с самого начала складывался весьма удачно. Отличным базисом для очередного рывка стали финансовые результаты 2013 г. Компания объявила о рекордных продажах и чистой прибыли. Выручка составила 239 млрд. юаней (примерно 39 млрд. долл.), а чистая прибыль — 21 млрд. юаней. Такой результат Huawei смогла получить благодаря глобальному масштабу бизнеса. Ее решения внедрены более чем в 170 странах и обеспечивают связью более трех миллиардов человек. Сетевое подразделение Huawei принесло доход в размере 166,5 млрд. юаней, доходы от продаж подразделений, работающих в корпоративном и потребительском секторах, достигли 15,2 млрд. и 57,0 млрд. юаней соответственно. 65% доходов поступило из зарубежных стран, а в Китае компания заработала 84 млрд. юаней.
Главным фактором роста бизнеса стали инновации. В 2013 г. Huawei вложила в исследования и разработки 30,7 млрд. юаней (более 5 млрд. долл.), что составляет приблизительно 12,8% годового дохода. В общей сложности инвестиции компании в исследования и разработки за последние 10 лет превысили 151 млрд. юаней. О темпах роста бизнеса Huawei в этом году можно судить по итогам первых шести месяцев. Доход от продаж составил 135,8 млрд. юаней, что на 19% больше результата аналогичного периода прошлого года.
Компания выходит на ведущие позиции по производству ИТ-оборудования для корпоративного рынка. Так, по данным Gartner, по итогам II квартала 2014 г. Huawei занимала 4-е место в мире по поставкам серверов после HP, Dell и IBM.
По четырем направлениям — Blade Servers, General-Purpose Disk Arrays, x86 Server Virtualization Infrastructure и Integrated Systems — компания присутствует в магических квадрантах Gartner.
В сегменте СХД Huawei уже стала крупнейшим поставщиком в Китае. На мировом СХД-рынке позиции вендора пока не так сильны, но зато темпы роста — самые высокие, по данным IDC, 47% в I квартале 2014 г.
В этом году Huawei в ежегодном списке самых дорогих брендов, который составляет консалтинговая фирма Interbrand, заняла 17-е место. Надо сказать, что вендор стал первой китайской компанией, попавшей в этот список. Эксперты оценили бренд Huawei в 4,3 млрд. долл., отметив при этом, что Huawei — третий крупнейший в мире производитель смартфонов, широко присутствующий на азиатских рынках, включая рынок Китая. Для сравнения, на 16-м месте в списке Interbrand находится Adobe, ее бренд стоит 5,3 млрд. долл., а на 18-м месте оказалась Nokia, бренд которой оценен в 4,1 млрд. долл.
На российском рынке Huawei действовала активно практически во всех направлениях. В частности, подписано соглашение с ОАО «РЖД» о научно-техническом сотрудничестве. Этот документ предполагает совместную реализацию таких проектов, как развитие и модернизация беспроводных сетей профессиональной технологической связи стандарта GSM-R, широкополосной радиосвязи стандарта LTE (eLTE, LTE-R), систем аудио- и видеоконференцсвязи, в том числе высокой четкости, для нужд РЖД. Huawei также получила право заключения договора с «Ростелекомом» на строительство подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС) Сахалин-Магадан-Камчатка. Компания сможет поставлять оборудование, вспомогательные устройства и материалы, а также выполнять работы и оказывать услуги. По проекту предстоит построить ПВОЛС общей протяженностью около 1855 км, а также выполнить все необходимые операции по подводной и наземной частям. Максимальная пропускная способность ПВОЛС — 8 Тбит/с.
Стоимость работ и услуг по созданию ПВОЛС составит около 3 млрд. руб. В этом году планируется приступить к подготовительным работам, изготовить кабель и оборудование. В 2015 г. ПВОЛС будет технически готова. Сдача объекта в эксплуатацию — июнь 2016 г. Еще одно крупное соглашение подписано со Сбербанком России. Заказчик сможет напрямую закупать оборудование у Huawei и будет выступать финансовым партнером вендора в продвижении его продукции в РФ и СНГ.
На российском рынке вендор фокусируется на обслуживании крупных клиентов из числа телеком-операторов, правительственных структур, банков, компаний, работающих в энергетике, нефтегазовой отрасли, транспорте, а также интернет-провайдеров. Напомним, что в ИТ-инфраструктуре Олимпиады в Сочи использовалось решение Huawei для хранения данных. А у ведущих российских операторов мобильной связи почти 50% коммутационного и сетевого оборудования составляет продукция этого вендора.
Вторая китайская компания, демонстрирующая высокую активность и хорошие результаты, — Lenovo. Предыдущий финансовый год стал для производителя исключительно успешным. Годовой оборот увеличился на 14% и достиг 38,7 млрд. долл. А прибыль до уплаты налогов составила 1,01 млрд. долл., что на 27% больше, чем за предыдущий отчетный период. Следует также отметить, что четыре года назад оборот компании не превышал 15 млрд. долл.
На мировом и российском рынках Lenovo давно занимает лидирующие позиции. Ее ПК, ноутбуки, планшеты и моноблоки на протяжении многих кварталов входят в число наиболее продаваемых и известных.
В этом году повышенное внимание к Lenovo было обусловлено не только объемами продаж и высокой популярностью бренда. Вендор сделал несколько важных приобретений. Прошлой зимой стало известно о том, что Lenovo собирается купить бизнес x86-серверов IBM. Эта сделка была официально закрыта в сентябре, и в компании объявили, что покупка обошлась Lenovo в 2,1 млрд. долл. Таким образом, китайский производитель стал одним из крупнейших игроков серверного рынка, к тому же обладающим разветвленным каналом сбыта, что дает возможность на равных конкурировать с HP, Dell и Cisco. По данным IDC, Lenovo, оставаясь производителем ПК № 1 в мире, становится третьим крупнейшим производителем типовых x86-серверов после HP и Dell. В Lenovo также заявили, что с этой покупкой компания становится поставщиком полного спектра услуг. Партнеры в канале ожидают, что их ПК-бизнес послужит трамплином для продаж серверов и услуг Lenovo с более высокой маржей.
Большой интерес в ИТ-индустрии вызвало и сообщение о покупке у Google компании Motorola Mobility за 2,91 млрд. долл. Согласно условиям договора, Lenovo приобретает бренд Motorola, модельный ряд смартфонов, в том числе Moto X, Moto G, Moto E, серию смартфонов Droid, а также планы и проекты по развитию продуктов под брендом Motorola, включая смарт-часы Moto 360. Благодаря покупке Lenovo выйдет на третье место в мире среди крупнейших производителей смартфонов.
Motorola станет дочерней компанией в полной собственности Lenovo. При этом головной офис Motorola будет по-прежнему располагаться в Чикаго, США. 3,5 тыс. человек, ранее работавших в подразделениях Motorola по всему миру, перейдут в штат Lenovo. Из них 2,8 тыс. человек работают в США. Это конструкторы, дизайнеры, программисты и другие высококвалифицированные специалисты.
Участники канала приветствовали решение Lenovo купить бизнес смартфонов. Они говорят, что эта сделка навсегда изменит корпоративный ИТ-рынок, поскольку теперь корпоративные заказчики могут рассчитывать на Lenovo во всем — от смартфонов и ПК до серверов.
Вендор хочет иметь клиентские устройства, будь то смартфоны, планшеты, ноутбуки, десктопы, наверное, и носимые устройства тоже. Получив это, Lenovo сможет развивать мощный бизнес с несколькими операционными системами и разными форм-факторами.