После «восстановительного» 2010 г., когда были зафиксированы двузначные цифры роста российского рынка устройств печати, его динамика существенно замедлилась. В 2012 г. рынок практически «остался при своих», показав лишь символический рост. А в неблагоприятном прошлом году стагнация сменилась падением. И перспективы не радуют...

Объем и динамика

По данным ITResearch, в 2013 г. объем российского рынка принтеров и настольных МФУ составил чуть меньше 4 млн. штук, сократившись по сравнению с показателями 2012 г. на 10%. В денежном выражении снижение меньше — на 4,1%, до 880 млн. долл.

Как отмечают аналитики, ослабление спроса на устройства печати, начавшееся еще в 2012 г., продолжалось и на протяжении всех четырех кварталов 2013 г. Не смог улучшить ситуацию и традиционно «урожайный» последний квартал, более того, в эти три месяца продажи сократились даже сильнее, чем в целом за год, — на 12%.

Падение продаж устройств печати отмечают и в IDC. «По итогам 2013 г. российский рынок сократился на 4,8% по сравнению с предшествующим годом, до 3,99 млн. штук. Объем в денежном выражении снизился на 3,2%, до 987,7 млн. долл.», — сообщает Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC.

По данным GfK TEMAX, в прошлом году происходило «равномерное снижение» — на 10% в штучном выражении и на 9% в денежном. В целом объем рынка офисного оборудования печати и расходных материалов (Office Equipment & Consumables) оценивается GfK TEMAX в 55,123 млрд. руб., это на 13,8% меньше, чем в 2012 г.

Оценивая объем и динамику рынка, многие опрошенные вендоры и дистрибьюторы традиционно ссылаются на данные аналитиков. При этом, подводя итоги своей работы и говоря о достижениях, многие из них называют 2013 г. «успешным».

«И в денежном, и в штучном выражении налицо небольшая тенденция к снижению, во многом связанная с макроэкономическими показателями национальной экономики, — считает Михаил Сорокин, менеджер по развитию корпоративных продуктов HP PPS. — HP сохранила лидирующую позицию на рынке устройств печати, даже нарастив преимущество в некоторых сегментах рынка, — так что, конечно, мы можем назвать прошедший год успешным для нас. В соответствии со статистикой IDC, доля устройств печати HP на рынке в 2013 г. составила 39%, что почти в два раза больше доли нашего ближайшего конкурента».

Антон Бородихин, директор департамента партнерских операций компании «Xerox Россия», называет 2013-й «непростым» для своей компании из-за «негативной рыночной конъюнктуры». «Однако в некоторых сегментах — например, цветной офисной техники и монохромных аппаратов формата A4 со скоростью печати более 30 стр./мин — наблюдался рост. В условиях замедления темпов развития рынка и роста конкуренции мы сосредоточились на направлениях с высоким потенциалом — это бизнес услуг аутсорсинга офисной печатной инфраструктуры (MPS) и продвижение инновационных решений для работы с документами, и добились здесь успеха», — добавляет он. По словам Антона Бородихина, в прошлом году компания Xerox вновь подтвердила свое лидерство на рынке MPS: «Наше предложение пополнилось новыми решениями. Например, мы запустили программно-аппаратную платформу Xerox ConnectKey, которая на сегодня не имеет аналогов на рынке. Эта платформа помогает оптимизировать и упрощать обработку электронных и бумажных документов. С приобретением французской компании Impikа Xerox стала обладателем самого обширного портфолио решений для печати промышленного уровня. Также в 2013 г. запущен цветной струйный принтер IJP 2000 с самой высокой скоростью печати в линейке широкоформатного оборудования Xerox. Мы делаем ставку на наши услуги и новинки для поддержания позиций компании на рынке».

По мнению Ильи Хохлова, продакт-менеджера по струйным устройствам московского представительства компании Epson Europe B.V, в целом прогнозы IDC оправдались, «на рынке печатающей техники наблюдается небольшое снижение, как в штучном, так и в денежном выражении». «Минувший год был довольно тяжелым, в основном это связано с сокращением бюджетов государственных организаций на тендерные закупки. Но несмотря на общее снижение рынка, компании Epson удалось превзойти результаты 2012 г., укрепив свои позиции на рынке струйной печати благодаря активному продвижению струйных принтеров и МФУ без картриджей серии „Фабрика печати“», — утверждает он.

«В 2013 г. рынок устройств печати, как и многие другие продуктовые сегменты, сократился в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры. При этом объемы продаж в сегменте лазерных устройств, напротив, демонстрировали положительную динамику, — говорит Сергей Кантаржи, директор по корпоративным продажам Canon в России. — Прошлый год был не самым простым практически для всех игроков, но тем не менее Canon удалось не только избежать падения продаж, но и увеличить свою долю во многих ключевых для нас сегментах».

Юрий Тэн, менеджер по продукту «принтеры и МФУ» отдела печатной техники компании Samsung Electronics в России, называет прошлый год «непростым»: «Это объясняется действием ряда внутрирыночных факторов, таких как подготовка к Олимпиаде, в связи с чем снизилось количество тендерных закупок. Тем не менее для Samsung год был значимый — мы успешно вывели на рынок монохромную линейку принтеров и МФУ формата А4, предназначенных для малого и среднего бизнеса, а также новые машины А3 формата».

Есть чем гордиться представителям компании KYOCERA Document Solutions Russia. «Прошедший год, как и 2012 г., стал очень успешным для KYOCERA в России. По данным IDC, объем продаж в количественном выражении увеличился по сравнению с 2012 г. на впечатляющий 61%, а в денежном — на 44%. Это позволило нам нарастить долю рынка с 5 до 8,4% в штучном выражении и с 9,4 до 14,3% — в денежном. Мы стали безоговорочным лидером в сегменте формата A3 (включая МФУ и принтеры, монохромные и цветные аппараты) с 28% рынка, а также в ряде других, меньших сегментах. Например, в секторе цветных устройств формата A4 со скоростью от 21 до 30 стр./мин, в секторе монохромных МФУ формата A4 со скоростями от 31 до 44 стр./мин, в секторе монохромных принтеров формата A4 со скоростями от 45 до 69 стр./мин, и некоторых других», — сообщает Игорь Козаченко, менеджер по продукту компании KYOCERA Document Solutions Russia.

«В 2013 г. объем рынка печатной техники несколько сократился по сравнению с 2012 г., в штучном выражении примерно на 5%. Начало года было достаточно слабым, и даже традиционная активизация продаж во второй половине не смогла полностью компенсировать это», — отмечает Юлия Козырева, руководитель отдела маркетинга компании Ricoh Rus. По ее словам, в 2013 г. Ricoh в России смогла значительно — почти в два раза — увеличить продажи в штуках: «Произошло это в первую очередь за счет недорогих лазерных принтеров и МФУ на базе принтеров серий Ricoh SP 100 и Ricoh SP 200. Предложенная нами концепция официально перезаправляемых картриджей для этих устройств хорошо воспринята рынком и позволила нам добиться желаемых результатов даже в условиях падения спроса в 2013 г. Успешным этот год был для нас и в сегменте „тяжелых“ листовых цифровых печатных систем. Благодаря активной работе с корпоративными заказчиками и удачному обновлению линейки, в которой появились новые монохромные модели Pro 8100S и полноцветные системы Pro C5110S/C5100S, Ricoh вышла на третье место в России по общей доле рынка в сегменте ЦПМ, и на второе — конкретно в категории монохромных систем печати». Юлия Козырева отмечает, что увеличение продаж произошло в основном за счет моделей с невысокой стоимостью, и поэтому рост бизнеса компании в 2013 г. в денежном выражении был не столь впечатляющим, как «в штуках»: «Однако мы в любом случае в плюсе относительно итогов 2012 г.».

По словам Павла Тихонова, продакт-менеджера Brother в России, прошлый год стал для компании успешным, продажи выросли как в денежном, так и в штучном выражении: «Мы отметили значительный рост в сегменте BusinessInk струйных МФУ, где доля компании составила более 15%. Другой перспективный сегмент — струйные МФУ формата А3, где мы занимаем более 60% рынка по итогам 2013 г. (данные GFK, в штучном выражении)». Кроме того, представители Brother утверждают, что «по итогам IV квартала 2013 г. компания вышла на второе место по количеству продаж на рынке монохромных лазерных устройств по оценкам ведущих агентств».

По мнению Сергея Лебедева, директора по маркетингу компании «ОКИ Системс Рус», положительной тенденцией является значительный, более 15%, рост цветных лазерных устройств: «Для OKI, активного игрока именно в сегменте цветной бизнес-печати, такой показатель более чем приятен. При этом следует заметить, что в этом году количество цветных лазерных устройств составляет лишь 6,6% общего объема, а значит, у рынка цветных устройств еще большой потенциал роста. Ведь, к примеру, в таких странах, как Франция и Австрия, цветные устройства занимают до 40%!». Он также сообщил, что в 2013 г. OKI снизила показатели по количеству проданных устройств почти на 28%, при этом в деньгах это меньше лишь на 0,5%: «Причины таких показателей очевидны: нам не удалось повторить своих результатов работы в тендерах, достигнутых в довольно успешном для компании 2012 г. А именно тендеры дают большой прирост в штуках и маленький в деньгах».

Дмитрий Купцов, вице-президент OCS Distribution, оценивает объем рынка примерно в 3,9-4 млн. устройств печати общей стоимостью около 900 млн. долл., падение в 2013 г. составило 5-10%. По его словам, продажи оборудования снизились в OCS Distribution «вместе с рынком», тем не менее он считает прошлый год успешным для компании: «Мы смогли, не потеряв позиций, проделать большую работу по повышению эффективности бизнеса (оборачиваемость складов, прибыльность, оперативность и т. д.)».

Олег Захарченко, руководитель группы «печатающие устройства и расходные материалы» компании «Марвел-Дистрибуция», отмечает, что 2013 г. оказался не самым успешным для ИТ-рынка в целом, и для рынка устройств печати — в частности: «Последний уменьшился примерно на 5%, однако динамика варьировалась в зависимости от сегмента». «Количественные показатели наших продаж несколько отличались от среднерыночных в лучшую сторону, но все равно не полностью нас удовлетворили, — добавляет он. — Иначе обстоят дела с качеством нашего предложения. В течение года мы корректировали и расширяли наш портфель. Уже сейчас мы готовы предложить нашим партнерам продукцию таких лидеров, как HP, Canon, Lexmark. В ближайших планах увеличение количества вендоров. Таким образом, мы несколько изменили стратегию работы, сфокусировавшись на „строительстве фундамента“ будущих достижений».

По мнению Леонида Сальникова, руководителя отдела маркетинга USN Computers, объем российского рынка устройств печати составляет примерно 4,5 млн. штук в год: «В 2013 г. он вырос примерно на 3%, это произошло благодаря повышению цен на устройства и продажам более дорогих, чем в 2012 г., моделей. Поэтому можно с большой долей уверенности сказать, что рынок стоял на месте». Продажи оборудования в USN Computers, по его словам, остались «практически на том же уровне, что и в 2012 г.».

Сергей Данилов, директор компании РОСКО, обращает внимание на бизнес ключевого для дистрибьютора вендора — Epson: «Продажи МФУ по сравнению с 2012 г. остались прежними, поставки струйных принтеров в 2013 г. увеличились на 37%, и это уникальный результат, идущий вразрез с рыночными тенденциями». Он признает, что РОСКО завершила год с ощутимым падением оборота по сравнению с 2012 г., «т. к. отказалась от нескольких убыточных направлений»: «Из позитивного — в 2013 г. в нашем портфеле остались только направления, приносящие прибыль».

«По сравнению с 2012 г. российский рынок устройств печати не увеличился в штучном выражении и на 2–3% стал меньше в денежном. Совокупная стоимость принтеров, копиров и МФУ составила около 1 млрд. долл., при этом средняя цена аппарата также упала на 2,1% по сравнению с 2012 г.», — считает Андрей Блинов, коммерческий директор компании Teko. По его словам, оборот Teko в 2013 г. вырос на 14%. «Тем не менее не все задачи, которые компания перед собой ставила, были достигнуты. В основном это произошло из-за рыночных отклонений, которыми компания занималась во второй половине 2013 г.», — добавляет он.

Сегменты и подсегменты

Рынок устройств печати, состоящий из принтеров и МФУ, можно разбить на множество сегментов и подсегментов — по используемым в них технологиям печати, по ее скорости, по формату и т. п. Какие из этих категорий «чувствовали себя лучше» в непростом 2013 г.?

«Струйных устройств продано почти на 20% меньше как в категории принтеров, так и МФУ, причем в основном за счет снижения спроса на модели нижнего ценового уровня. В лазерном сегменте падение продаж целиком определилось уменьшением спроса на принтеры, в то время как настольных МФУ было продано даже чуть больше, чем годом раньше. В обеих категориях лазерных устройств увеличились поставки цветных моделей, причем в сегменте МФУ темпы роста были двузначными», — сообщают аналитики ITResearch.

По данным IDC, в общем объеме продаж (3,99 млн. шт.) на лазерную технику пришлось около 2,78 млн. устройств, в том числе 1,59 млн. МФУ. Лазерная технология печати продолжает доминировать, причем в этом сегменте МФУ занимают более половины рынка.

В IDC также отмечают рост интереса к цветной печати. «Главной тенденцией на общем фоне снижения объемов рынка стал растущий интерес к цветным лазерным устройствам. Они стали единственным сегментом рынка, где по итогам 2013 г. отмечен рост как в количественном, так и в денежном выражении. По сравнению с 2012 г. поставки данных моделей увеличились на 16,5% в количественном выражении и на 8,2% в денежном — до 182 тыс. устройств на общую сумму 180 млн. долл.», — сообщает Константин Макаренков. При этом, по его словам, максимальный рост продаж показали цветные лазерные МФУ (что полностью совпадает с данными ITResearch): «Рост этих устройств в процентах был двузначным по отношению к 2012 г. Поставки монохромных лазерных аппаратов, напротив, сократились, а в продажах МФУ наблюдается переход к недорогим устройствам. По струйной технике в целом поставки в штуках сокращаются при росте денежной выручки — это говорит о постепенном смещении предпочтений производителей к продвижению более дорогих устройств и уходе в нишевые сегменты, где во главу угла поставлено высокое качество цветной печати, которое пока не всегда могут обеспечить лазерные принтеры и МФУ».

Выступая в конце января на конференции компании KYOCERA Document Solutions Russia, Константин Макаренков привел более подробные (но предварительные) данные IDC о том, как изменились объемы продаж в различных сегментах российского рынка устройств печати. Возможно, они слегка отличаются от окончательных, однако хорошо отражают тенденции, наблюдающиеся на рынке. Согласно предварительным данным IDC, поставки лазерных устройств снизились на 3,9% в штуках (до 2,778 млн. шт.) и на 4,4% в деньгах (до 839,57 млн. долл.). При этом продажи лазерных МФУ по сравнению с 2012 г. прибавили 1,8% в штуках, но в деньгах этот сегмент стал меньше на 1%.

Поставки струйных устройств в натуральном выражении сократились на 6,4% (до 1,18 млн. шт.), тогда как в деньгах этот сегмент стал больше на 5,9%, его объем превысил 136,5 млн. долл. Спрос здесь сместился в сторону более дорогих аппаратов.

Монохромной лазерной техники поставлено меньше на 5,1% в штучном выражении (2,506 млн. шт.) и на 7,4% — в денежном. При этом сегмент монохромных лазерных принтеров заметно сократился как в штуках (на 11,8%), так и в деньгах (на 13,7%). Сегмент монохромных лазерных МФУ чуть прибавил в штуках (на 0,7%), но в деньгах уменьшился на 4,1%.

Настоящим «оазисом» можно назвать сегмент цветной лазерной техники. В прошлом году по сравнению с 2012 г. он ощутимо подрос — на 16,5% в штуках и на 8,2% в деньгах. В основном это обусловлено впечатляющим ростом поставок цветных лазерных МФУ — на 24,4% в штуках и на 13,7% в деньгах. Впрочем, абсолютные показатели пока не столь впечатляют — по предварительным данным IDC, в 2013 г. в нашу страну было поставлено 88,6 тыс. этих устройств на общую сумму 112,35 млн. долл.

Многие из опрошенных игроков также отмечают тенденции, обозначенными аналитиками.

В компании НР утверждают, что «лучше всего себя чувствовали, как и в предыдущем году, монохромные лазерные МФУ». Действительно, этот сегмент, похоже, имеет наибольший «удельный вес» на рынке устройств печати. «В то же время возрос интерес к цветным устройствам в корпоративном сегменте, во многом благодаря появлению новой, более доступной с точки зрения стоимости печати технологии HP PageWide», — добавляет Михаил Сорокин.

Представители компании «Xerox Россия» отмечают, что в прошлом году «развитие разных сегментов российского рынка печатных устройств проходило в русле тенденций последних лет». «Повышение в течение года спроса на цветные устройства связано не только со снижением стоимости цветного отпечатка, но и с более высокой эффективностью цветных документов в коммуникациях, — считает Антон Бородихин. — В свою очередь, увеличение доли МФУ в структуре продаж объясняется ориентацией потребителя на многозадачность и активным внедрением в такие аппараты инновационных технологий, которые позволяют упростить документооборот. В качестве примера решений такого рода можно привести платформу XeroxConnectKey и приложение для мобильной печати Xerox Mobile Print».

Представители Canon также отмечают, что сегмент цветных лазерных МФУ показал наибольшие темпы роста. «Постепенно увеличивается интерес российских потребителей к офисным устройствам повышенной производительности и функциональности, которые позволяют значительно сэкономить затраты при больших объемах печати. В целом тенденции российского рынка повторяют общеевропейский вектор развития рынка печати», — добавляет Сергей Кантаржи.

А представители Samsung Electronics называют «наиболее успешным» сегмент монохромных МФУ формата А4. «Это связано с тем, что разница в цене между принтером и МФУ становится все меньше, при этом операционная эффективность и производительность МФУ намного выше. Мы также наблюдаем развитие тренда все большего распространения лазерной печати — струйная остается актуальной в основном для задач фотопечати», — добавляет Юрий Тэн.

Впрочем, представители Epson, поставляющей в Россию только струйную технику, вряд ли с этим согласятся. «Недавно мы представили линейку монохромных струйных устройств, призванную составить конкуренцию монохромным лазерным аппаратам за счет своих уникальных характеристик и рекордно низкой себестоимости печати», — говорит Илья Хохлов.

«Что касается лазерной технологии, то тут тенденции очевидны. Во-первых, спрос устойчиво смещается от принтеров в сторону МФУ, а во-вторых, от монохромных аппаратов — к цветным, — считает Игорь Козаченко (KYOCERA). — И то и другое — вполне логичное развитие рынка печати. При сохранении разумной общей стоимости владения пользователи хотят иметь больше возможностей».

В компании Ricoh Rus отмечают, что «отрицательная динамика была заметна практически во всех сегментах лазерных принтеров, включая цветные». «Эта категория „упала“ примерно на 10% по итогам года, — утверждает Юлия Козырева. — Не очень хорошо шли и продажи черно-белых офисных МФУ формата А3: спрос здесь сократился примерно на 20% по сравнению с 2012 г.». По ее мнению, подкрепленному данными аналитиков, рост наблюдался только в сегменте цветных многофункциональных устройств: «Например, полноцветные МФУ А3 формата „прибавили“ за год около 20%. Очевидно, что тенденция перехода на цветную печать в корпоративном секторе набирает обороты».

Юлия Козырева подчеркивает, что в целом базовые тенденции рынка, которые наблюдались на протяжении последних нескольких лет, — переход от принтеров к МФУ, от монохромных устройств к цветным — сохранились и в 2013 г.: «Ничего принципиально нового нет, разве что темпы перехода на цветную печать ускорились, по нашим ощущениям. Кроме того, крупные корпоративные заказчики стали активнее приобретать в дополнение к печатной технике специализированные программные решения, которые позволяют контролировать состояние парка и эффективно управлять процессами документооборота».

Представители компании Brother отмечают, что активно развивается и сегмент струйных МФУ формата А3. «Многие конечные пользователи выбирают струйные МФУ А3 вместо сканеров или принтеров формата А3. Это обусловлено низкой ценой на МФУ, которая вплотную приблизилась к цене сканеров и струйных принтеров формата А3», — говорит Павел Тихонов.

В компании «ОКИ Системс Рус» выделяют две основные тенденции. «Цветные лазерные устройства заметно выросли по отношению к 2012 г. Продолжается также переход от принтеров к МФУ, — говорит Сергей Лебедев. — Скорее всего, обе эти тенденции обусловлены тем, что и цветные, и многофункциональные лазерные устройства становятся все более доступными, в результате чего их доля растет».

Доля МФУ действительно увеличивается, но в основном не за счет роста их продаж, а из-за спада спроса на принтеры. Это подтверждают в компании «Panasonic Россия». «На протяжении многих лет сохраняется тенденция замещения принтеров многофункциональными устройствами. Несмотря на это, продажи МФУ не выросли в 2013 г. по аналогии с предыдущими периодами. По нашим оценкам, продажи в 2013 г. вплотную приблизились к результатам предыдущего года, но не превысили их, причем нужно отметить снижение струйного сегмента по отношению к лазерному», — сообщает Евгений Карпов, руководитель отдела офисной техники компании «Panasonic Россия». Он также отмечает еще одну интересную тенденцию: «Увеличение продаж устройств с функцией дуплекса, что говорит о растущем интересе пользователей к более производительным и экономичным устройствам».

Несмотря на все эти тенденции, некоторые дистрибьюторы отметили рост интереса к недорогой технике печати, что объясняется стагнацией в экономике.

«Как и во время предыдущего кризиса, наблюдалась тенденция „сползания“ фокуса спроса вниз, в сторону более дешевых решений (принтеры вместо МФУ, ч/б вместо цвета, меньшая производительность и т. д.)», — утверждает Дмитрий Купцов (OCS Distribution).

Наверное, эта тенденция в основном проявилась во втором полугодии. «С учетом того, что в III и IV кварталах 2013 г. большинство компаний стало снижать издержки, в корпоративном сегменте наиболее востребованными стали лазерные монохромные МФУ, поскольку именно эти модели обладают лучшим соотношением цена/качество», — считает Леонид Сальников (USN Computers).

В компании «Марвел-Дистрибуция» подтверждают эту тенденцию, но лишь отчасти. «Традиционно лучше остальных чувствовали себя два сегмента: недорогие струйные МФУ и лазерные принтеры и МФУ. Могу отметить интересную тенденцию — конечные потребители теперь предпочитают более дорогие устройства, — говорит Олег Захарченко. — Определяющим выбор фактором все чаще становится наличие Wi-Fi. Кроме того, покупатели стали внимательнее относится к такому показателю, как стоимость одного оттиска, и конкуренция здесь обостряется».

По мнению Сергея Данилова (РОСКО), «наилучшее положение дел в сегменте струйных монохромных и цветных МФУ Epson»: «Структура продаж — 60% струйных МФУ и 40% струйных принтеров. Связано это прежде всего с тем, что у „Фабрик печати“ Epson на рынке сейчас нет аналогов, кроме самодельных СНПЧ, а также благодаря становлению рынка монохромных струйных принтеров с новыми технологиями и удешевлением печати».

О «Фабриках печати» вспоминает и Андрей Блинов (Teko): «Традиционно „лучше себя чувствуют“ высокопроизводительные устройства, цветные аппараты и МФУ формата А3. Поставки лазерных монохромных принтеров и МФУ уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года во всех сегментах за исключением среднего 45-69 стр./мин., показавшего рост, что говорит о повышении активности корпоративного сектора». Вместе с тем он также отмечает и наблюдавшийся всплеск интереса к недорогим струйным аппаратами: «Любопытно, что в III квартале сегмент струйных принтеров устойчиво рос, что компенсировало его падение во II квартале 2013 г. Согласно данным IDC, продажи струйной техники увеличились на 9,9% в штучном выражении по сравнению с III кварталом 2012 г. Рост обеспечил начальный сегмент принтеров по цене 100–199 долл. и струйных МФУ стоимостью 200–299 долл. (последних стало продаваться в восемь раз больше). Напомним, во II квартале сектор сжался почти на 20%. Во многом это внезапное укрепление стабильно падающего рынка обязано усилиям компании Epson, в особенности — набирающей популярность линейки „Фабрика печати“».

Тенденции, события, перемены

О тенденциях изменения спроса достаточно подробно говорилось выше. Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC, сформулировал это в нескольких фразах: «В целом рынок двигался от монохромных устройств к цветным и от монофункциональных — к многофункциональным. Относительная доля в штуках струйного сегмента рынка постепенно сокращается. Это обусловлено определенной потерей интереса ведущих вендоров к устройствам входного уровня, т. к. они не обеспечивают требуемую норму прибыли. Акценты в струйных устройствах смещаются к более дорогим моделям, способным выполнять качественную цветную печать для тех сегментов пользователей, которым важна именно эта особенность. Продолжает расти популярность струйных принтеров с системой СНПЧ».

Большинство игроков соглашаются с мнением аналитиков, отмечая, что многие из этих тенденций наблюдаются уже не первый год. Некоторые говорят и о растущем интересе к услугам аутсорсинга печати и считают это направление бизнеса весьма перспективным.

Значимых событий, заметно повлиявших на ситуацию на рынке, по мнению многих игроков, не произошло. Впрочем, некоторые вендоры называют такими событиями вывод на рынок новых собственных продуктов. Существенно не менялись и стратегии работы компаний на российском рынке. В этом плане 2013 г. оказался довольно «скучным» по сравнению с предыдущим. Напомним, что в 2012 г. на наш рынок пришел новый амбициозный игрок из Китая — компания Pantum. Кроме того, в том же году некоторые вендоры серьезно скорректировали свою стратегию — в частности, компания Ricoh, чей бизнес ранее был сфоку­сирован лишь на корпоративном сегменте, выпустила продукты, ориентированные на сегмент SOHO и СМБ, и впервые начала продвигать их по двухуровневой схеме дистрибуции. А компания Lexmark, наоборот, пошла в «противоположном направлении» — в соответствии с глобальной стратегией, отказав­шись от бюджетных устройств, она сфокусировалась на развитии бизнеса в корпоративном сегменте. В прошлом году подобных неординарных событий не происходило. Так как же, по мнению игроков, изменился рынок, и какие перемены произошли в их работе?

«Заметно изменилась конъюнктура в плане определения приоритетов в спросе. Стоимость владения устройствами вышла для многих на первый план, вместе с этим резко вырос и интерес к контрактным проектам, в которых печать предоставляется как услуга, — отмечает Михаил Сорокин. — Компания HP довольно быстро смогла отреагировать на эти изменения — мы еще сильнее упрочили позиции на рынке MPS-услуг и представили новую технологию печати для корпоративной среды HP PageWide, позволяющую вдвое снизить затраты по сравнению с аналогичными лазерными принтерами и МФУ». По его словам, для НР появление линейки продуктов для корпоративных пользователей на основе технологии HP PageWide стало «самым ярким событием»: «Данная технология значительно снижает расходы на печать, при этом повышая само качество работы с принтерами и МФУ. Как минимум, стоит отметить то, что новые продукты уже вошли в книгу рекордов Гиннеса как самые скоростные цветные настольные печатающие устройства — согласитесь, такие прорывы случаются далеко не каждый год».

Кроме того, Михаил Сорокин сообщает, что в прошлом году НР «значительно расширила присутствие на рынке программно-аппаратных решений в области документооборота»: «Это HP Access Control — система печати и сканирования по идентификации пользователя, HP Security Center — автоматизированная система по внедрению политик безопасности, HP Capture&Route — автоматизированная система по управляемым рассылкам документов, и другие популярные продукты. Для их продвижения на рынке были выбраны три дистрибьютора: Niсotech, OCS Distribution и Treolan. Кроме того, построена специальная сеть партнеров — интеграторов решений с целью оказания высококачественных предпродажных услуг, консалтинга и поддержки. Эти партнеры получили специализацию HP в области решений для документооборота».

По словам Антона Бородихина, «задача сокращения издержек прочно закрепилась в числе приоритетов заказчиков»: «В связи с этим растет интерес к услугам аутсорсинга и другим решениям для оптимизации документоемких процессов, например экономичным технологиям печати и интеграционным программным комплексам. Среди таких решений — платформа XeroxConnectKey, которая открывает широкие возможности для сокращения издержек и проактивного управления ИТ-инфраструктурой». Кроме того, по его мнению, «заказчики стали уделять особое внимание соблюдению норм и регламентов по обеспечению безопасности и минимизации рисков»: «Следуя этому тренду, Xerox интегрировала в аппараты на базе XeroxConnectKey передовые решения Cisco и McAfee для защиты данных. В прошлом году продолжилось развитие концепции корпоративной мобильности (BYOD), в рамках которой мы предложили рынку приложение XeroxMobilePrint для печати с мобильных устройств».

Антон Бородихин считает, что в 2013 г. в основном сохранялись тенденции, наметившиеся еще несколько лет назад: «Так, переход на цветные устройства стал еще более выраженным, вырос интерес к услугам аутсорсинга офисной инфраструктуры. Кроме того, на рынке печатных устройств начали сильнее отражаться общие тенденции развития ИТ-индустрии. В частности, в отрасли набирает популярность так называемая „третья“ платформа, которая объединяет мобильные приложения и устройства, облачные услуги, широкополосные линии связи и ряд других перспективных технологий. В 2013 г. наблюдался устойчивый рост интереса заказчиков к мобильной печати и возможностям использования облачных решений в печатных аппаратах». Он также подчеркивает, что, хотя рыночная ситуация диктует необходимость постоянной оперативной оценки ситуации, главные приоритеты Xerox остались неизменными: «Они заключаются в поддержании лидерских позиций в ключевых сегментах, развитии партнерских инициатив и продвижении решений и услуг для оптимизации документоемких процессов. Одним из основополагающих принципов взаимодействия Xerox с реселлерами и дистрибьюторами является последовательность и предсказуемость партнерской политики в долгосрочной перспективе, поэтому наша стратегия на этом направлении осталась прежней. Вместе с тем для более точной реализации потребностей партнеров мы расширили и обновили комплекс инструментов поддержки, используемых в работе с каналом».

Как считает Илья Хохлов, «в целом рынок бизнес-печати развивается»: «Причем в данной категории активно применяются не только лазерные, но и струйные печатающие устройства, в частности, широкое распространение получили цветные и монохромные устройства серии „Фабрика печати Epson“». По его мнению, в целом никаких серьезных изменений в прошлом году на рынке не произошло, «в отличие от 2012 г., когда компания Epson впервые представила линейку струйных принтеров и МФУ, работающих без картриджей, что позволило существенно снизить стоимость расходных материалов и себестоимость печати».

Не наблюдают заметных изменений и в Canon. «Если говорить о нашей продукции, то в 2013 г. мы обновили линейку струйных МФУ для домашнего офиса PIXMA MX устройствами повышенной производительности, которые позволяют печатать со скоростью до 10 стр./мин для цветных и 15 стр./мин для черно-белых документов A4. Также три новые модели были добавлены в линейку PIXMAMG, из них PIXMAMG3540, например, поддерживает подключение по Wi-Fi и печать с мобильных устройств. Что касается лазерных МФУ, модельный ряд Canon imageRUNNER ADVANCE пополнился двумя компактными черно-белыми аппаратами 400i и 500i, которые позволяют эффективно организовать работу в офисе благодаря платформе MEAP», — сообщает Сергей Кантаржи.

Юрий Тэн в качестве главной тенденции выделяет рост спроса на МФУ: «Все большей популярностью у заказчиков пользуются сетевые модели, которые повышают эффективность корпоративной печати для больших групп пользователей». Он также говорит о новой партнерской политике Samsung Electronics: «В 2013 г. мы запустили партнерскую программу, предусматривающую обновленную бонусную политику, систему сервисной поддержки, а также специальные меры по работе с каналом продаж. Это принесло свои результаты, и мы уверены, что в 2014 г. интенсивность и качество взаимодействия с каналом будут только расти».

«На мой взгляд, главное, что происходит на российском рынке печати в последнее время, — смещение спроса от покупки „коробок“ (когда клиент сам занимается вопросами обслуживания печатного оборудования) в сторону сервисов по управлению печатью (когда системой получения отпечатков в компании-заказчике занимается авторизованный вендором профессионал). Это общая тенденция ИТ-рынка, и печать здесь не исключение. Развитие этого направления — приоритет и для компании KYOCERA», — утверждает Игорь Козаченко. Кроме того, он сообщил, что в апреле прошлого года KYOCERA Document Solutions Russia начала авторизацию партнеров: «Компания в России растет быстрыми темпами, и мы всеми силами помогаем желающим продвигать нашу технику».

Компания Ricoh Rus, по словам Юлии Козыревой, «продолжила развитие модели двухуровневой дистрибуции в части продаж малой печатной техники»: «В течение года мы смогли существенно увеличить пул региональных реселлеров, рассчитываем серьезно инвестировать в развитие канала и в 2014 г.». Важным для компании событием 2013 г. она называет официальный выход Ricoh Rus на рынок Казахстана: «Появление представителя позволило нам за несколько месяцев увеличить продажи более чем в десять раз. И мы рассчитываем, что первый успех, который обеспечили модели для СМБ, в этом году мы сможем закрепить увеличением доли устройств формата А3 в нашей структуре продаж в Казахстане».

Полина Игнатьева, продакт-менеджер компании Brother в России, выделяет следующие тенденции: «развитие облачных сервисов, более широкая интеграция принтеров и МФУ с мобильными устройствами, развитие таких приложений, как AirPrint, GoogleCloudPrint или Wi-FiDirect. Компания Brother обладает и собственным бесплатным приложением BrotheriPrint&Scan, позволяющим печатать с мобильных устройств или сканировать документы на мобильное устройство по беспроводной сети». Важным событием, по ее мнению, можно назвать появление на рынке устройств печати технологии NFC: «Ранее эта технология беспроводного соединения в одно касание использовалась преимущественно в мобильных телефонах, планшетах и аудиосистемах».

«Без ложной скромности можно сказать, что одним из значимых событий стал выпуск первого в своем ценовом сегменте лазерного пятицветного устройства фирмы OKI — принтера ES9541», — считает Сергей Лебедев. По его словам, «все последствия этого события пока еще трудно предсказать»: «Потенциальные потребители должны осознать новые возможности, которые можно реализовать с его помощью. Ведь печать дополнительным пятым цветом (это может быть белый или глянцевый прозрачный цвет на выбор) ранее была возможна лишь при использовании других технологий с соответствующими ограничениями или оборудования с совершенно другой начальной стоимостью. Теперь, с выходом таких устройств, доступ к широчайшим творческим возможностям цветной лазерной печати получают те, кто раньше не мог об этом даже мечтать. И если это событие сильно не повлияет на количественные параметры рынка (таких устройств продаются десятки, а не тысячи), то на качественные показатели оно окажет влияние однозначно!».

Как подчеркивает Сергей Лебедев, компания «ОКИ Системс Рус», как и прежде, ведет весь бизнес исключительно через дилеров, отношения с которыми строятся в соответствии с партнерской программой «Шинрай» (в переводе с японского — доверие, уверенность, надежность), которая действует в России с 1998 г.: «Появившись в России, эта программа была адаптирована ко многим странам Восточной Европы, а начиная с апреля 2014 г. она становится стандартной для всех стран Европы. Мы же продолжаем развивать эту программу и стараемся сделать ее еще более привлекательной для наших партнеров».

Евгений Карпов выделяет две тенденции: «Во-первых, это развитие электронного документооборота, которое толкает производителей печатных устройств к расширению перечня функций МФУ. Во-вторых, развитие дуплексной печати. В новой линейке МФУ Panasonic 22 и 25 серий мы реализовали данную возможность, создав при этом аппараты с самой высокой скоростью печати на рынке».

«Компании, работающие с розницей, закупали в основном модели из серии „Фабрика печати“ Epson, позволяющие сэкономить. У корпоративных пользователей спросом пользовались лазерные монохромные устройства, опять же — по причине экономии, — говорит Леонид Сальников (USN Computers). — Поэтому можно сказать, что основные тенденции 2013 г. — экономичные лазерные монохромные МФУ, цветные струйные принтеры с большими картриджами или системами непрерывной подачи чернил».

В компании РОСКО считают, что продукция их вендора востребована не только у домашних пользователей. «Хотелось бы отметить рост продаж появившихся пару лет назад „Фабрик печати“ Epson. Совместными усилиями мы постепенно разрушаем стереотипные представления о том, что струйная печать — это дорого, не для офиса. Уже есть множество успешно реализованных проектов, в том числе и в государственных учреждениях», — утверждает Сергей Данилов.

В компании Teko обращают внимание на ситуацию на рынке «расходки». «В 2013 г. долго муссировались слухи о возможном вводе патентов на ОЕМ-картриджи для печатающей техники. Это было своеобразной реакцией на резкий рост совместимой китайской продукции в 2012 г., — говорит Андрей Блинов. — На наш взгляд, экономическая целесообразность регистрации ОЕМ-патентов в России весьма сомнительна, так как при реализации строгого варианта ограничений ввоза новых совместимых картриджей китайского производства в Россию и переориентации ряда покупателей на оригинальные российский рынок столкнулся бы с серьезной нехваткой средств для плановой замены и развития парка печатающих лазерных устройств». Одной из тенденций прошлого года, по его мнению, стал «явный рост интереса клиентов к технологиям 3D-печати: «Постепенно из „экзотики“ это направление приобретает вполне ощутимые очертания определенной ниши, особенно с появлением в числе потенциальных производителей компании НР».

«Укрупнение» дистрибьюторов?

Стагнация в экономике и падение спроса существенно осложняет работу дистрибьюторов. В первую очередь — специализированных, которые не могут рассчитывать на получение прибыли от реализации более «маржинальных» категорий продуктов.

Как уже отмечалось, компания РОСКО отказалась от продажи некоторых «убыточных», по словам ее представителей, продуктов. «В связи с тем, что прибыльность по многим направлениям практически сошла „на нет“, в нашем портфеле остались только принтеры и МФУ Epson и копиры Toshiba, спрос на которые остается стабильным прежде всего благодаря качеству устройств и уникальности многих технических решений, применяемых этими производителями», — говорит Сергей Данилов.

Компания Teko также усилила «меры экономии». «Мы особенно настойчиво стали оценивать расходы и возможности повышения эффективности работы компании не за счет ухудшения сервисов для клиентов, а за счет оптимизации своей работы, выделения процессинговых отделов и сокращения транзакций в бизнес-процедурах», — сообщает Андрей Блинов.

Большую работу по повышению эффективности бизнеса провела и компания OCS Distribution. «Уменьшилось количество проектных запросов и соответственно поставок. Снизилась активность в канале. Усилилась ценовая конкуренция. Усилилось давление со стороны вендоров: „бери больше, больше, еще больше!“», — говорит Дмитрий Купцов. По его словам, «некоторые вендоры, столкнувшись с тем, что стремительный рост прошлых лет сменился стагнацией, всерьез задумались о том, что европейская канальная модель в России неэффективна, и начали, пусть медленно и с трудом, реорганизовывать структуру своего российского канала по образу и подобию наиболее успешных».

Представители «Марвел-Дистрибуции» утверждают, что на дистрибьюторском рынке «наблюдается тенденция к укрупнению, консолидации бизнеса в крупных компаниях». «По прогнозам аналитиков, ситуация должна завершиться переформатированием рынка по образцу более развитых экономик. Эта модель предполагает наличие нескольких крупных дистрибьюторов. На рынке печати мы уже сегодня наблюдаем эту глобальной тенденции: сокращается число игроков, крупные становятся еще больше, концентрируя бизнес в своих руках», — говорит Олег Захарченко.

Наиболее активным дистрибьютором на рынке слияний и поглощений в прошлом году можно назвать MERLION. В начале августа 2013 г. было объявлено о ее слиянии с компанией «Бюрократ». MERLION добавила в свой ассортимент несколько новых направлений: канцелярские товары, изделия из бумаги, офисная мебель, а также деловые аксессуары и подарки для бизнеса. Дистрибьютор стал преемником всех контрактных обязательств как перед поставщиками, так и перед партнерами. Именно с компанией «Бюрократ» в 2012 г. был подписан эксклюзивный контракт на продвижение в России китайских устройств печати Pantum. Однако весной прошлого года MERLION становится официальным дистрибьютором Pantum в Казахстане, а в июне — и на территории России.

К слову, несмотря на открытие в мае прошлого года московского представительства Pantum (его возглавил Виктор Чжан, ранее работавший главой представительства Lenovo в странах Средней Азии и Закавказья), вендор не проявлял заметной маркетинговой активности.

Интеграцией бизнеса «Бюрократа» дело не ограничилось. В октябре 2013 г. MERLION объявила о создании «стратегического альянса» с компанией EuroBusiness, специализирующейся на дистрибуции устройств печати и расходных материалов. По мнению экспертов ITResearch, «наибольшую ценность для MERLION в этом альянсе представляет официальный дистрибьюторский контракт EuroBusiness с Epson, поскольку круг прямых партнеров известного поставщика устройств печати, как известно, весьма ограничен».

Компания MERLION продолжила расширение ассортимента печатной техники и в этом году — в марте объявлено о подписании дистрибьюторского соглашения с Lexmark.

Конкуренция-2013

Сжатие сложившегося и насыщенного рынка приводит к росту конкуренции. Это подтверждают практически все игроки. Тем не менее кардинальных перемен в «расстановке сил» не наблюдалось.

По данным ITResearch, в позициях лидеров рынка принтеров и настольных МФУ существенных изменений в прошлом году не произошло, первую пятерку составили компании Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox (перечислены в алфавитном порядке).

«Если говорить об относительных долях рынка в штучном выражении, то ситуация по отношению к прошлому году не изменилась: абсолютным лидером остается НР, затем с большим отрывом следуют Canon и Samsung. Что касается доли в деньгах, здесь по прежнему лидируют НР и Xerox, а вот на третье место по выручке вышла компания Kyocera, потеснив Canon и увеличив свою долю на 4%, чего не удалось более ни одному из вендоров», — сообщает Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC.

Михаил Сорокин уверен, что ситуация сильно не изменилась: «Основной лидер — компания HP, — как и прежде, идет с большим отрывом от всех остальных. Однако расстановка позиций на рынке поменялась. К примеру, Samsung продолжала терять позиции, а Brother и Kyocera, наоборот, укреплять».

По словам Антона Бородихина, почти во всех сегментах, где представлены продукты Xerox, конкуренция обострялась: «Во многом это связано с тем, что некоторые крупные игроки сделали ставку не на разработку новых решений, а на предложение более низкой цены на уже запущенные продукты. Этот фактор особенно сильно проявился в сегменте офисного и персонального оборудования. Тем не менее заметных изменений в расстановке сил на рынке не произошло».

Илья Хохлов утверждает, что в 2013 г. компания Epson упрочила свои позиции на рынке струйных устройств благодаря развитию серии «Фабрика печати»: «Основной рост происходил в сегменте струйных МФУ. В целом конкурентная среда на струйном рынке не изменилась, Главными игроками остаются три вендора — Epson, HP и Canon».

Сергей Кантаржи считает, что многие производители сфокусировались на продвижении недорогих устройств как в цветном, так и в монохромном сегменте: «В результате наибольшая конкуренция наблюдалась именно в этой сфере. В то же время в более технологичных, и, как следствие, дорогих сегментах конкуренция несколько снизилась, что позволило Canon увеличить свою долю на рынке продвинутых офисных решений».

По мнению Юрия Тэна, конкурентная среда в прошлом году стала «более агрессивной»: «Однако Samsung Electronics рассматривает этот тренд в позитивном аспекте — наши решения и инновации дают нам возможность эффективно дифференцироваться даже в новых условиях».

Игорь Козаченко подчеркивает, что конкуренция на рынке печати всегда была весьма острой: «В России некоторые производители работают с 60-х годов прошлого века и имеют сильнейшее влияние на рынок в целом. Компания KYOCERA действует с учетом этих условий и постоянно добивается отличных результатов. Думаю, что усиление конкуренции почувствовали прежде всего наши конкуренты, которых мы активно тесним на рынке лазерной печати в последние два года. Нам же к сильной конкуренции не привыкать».

Усиление конкуренции отмечают и в представительстве Brother. «Это прежде всего выразилось в жестокой ценовой политике со стороны некоторых ведущих брендов», — считает Полина Игнатьева.

«Ключевые игроки прикладывают все усилия для продвижения своей продукции. Сократившийся в этом году объем госзакупок заставил всех участников рынка активно бороться за каждый проект», — добавляет Сергей Лебедев («ОКИ Системс Рус»).

По словам Евгения Карпова, «каждый производитель стремится с выходом нового устройства „повысить планку“»: «Именно поэтому компания Panasonic предлагает решения, связанные с расширением функционала. Например, модели 25-й серии мы оснастили дополнительными функциями, такими как ПК-факс и телефон. Также мы сделали акцент на дуплексной печати, при этом речь идет об устройстве с самой высокой скоростью. Наша компания, бесспорно, понимает и чувствует конкуренцию на рынке печатных устройств, и поэтому мы всегда стремимся предлагать решения, которые максимально удовлетворят потребности пользователей».

Дмитрий Купцов (OCS Distribution) считает, что в связи с сокращением рынка конкуренция как между вендорами, так и между остальными игроками, усилилась.

С этим не соглашаются в РОСКО. «Конкурентная среда практически не изменилась, в прошлом году не было ни громких новинок, ни крупных провалов», — утверждает Сергей Данилов.

Андрей Блинов (Teko) напоминает, что «часть компаний-конкурентов на нашем рынке в 2012 г. прекратили свое существование: они были расформированы или исчезли в результате слияний и поглощений». По его мнению, конкурентная среда от этого не стала проще: «Оставшиеся игроки, наоборот, используют все ресурсы, чтобы выйти к своим клиентам с лучшим предложением».

Представители компании «Марвел-Дистрибуция» также отмечают, что общая рыночная стагнация заставляет всех работать более динамично, и это повышает конкуренцию. «Сегодняшние игроки рынка уже не новички в бизнесе и хорошо понимают специфику работы на падающем рынке, — говорит Олег Захарченко. — Одним из главнейших условий работы в такой ситуации является отказ от агрессивных действий, в частности — от ценовых войн, поэтому конкуренция становится более чистой и прозрачной, можно сказать, более интеллигентной».

Непечатные перспективы?

Оценивая ситуацию, сложившуюся на рынке в начале 2014 г., игроки (за крайне редким исключением) отмечают спад продаж. По крайней мере, в первом полугодии помимо традиционного «сезонного фактора» существенное негативное влияние на рынок будет оказывать не только осложнившаяся политико-экономическая обстановка, но и вступивший в действие закон 44-ФЗ — госзакупки переведены на контрактную систему. Многие заказчики либо успели приобрести самое необходимое в прошлом году (хотя это и слабо отразилось на показателях рынка в IV квартале 2013 г.), либо отложили проекты «на будущее». В дальнейшем, по мнению аналитиков и игроков, ситуация на рынке будет зависеть в основном от общего состояния российской экономики.

«В наступившем году мы не ожидаем существенного роста, но и сильного спада не предвидим, — при условии, что в экономике не произойдут драматические изменения», — говорит Константин Макаренков (IDC).

Представители НР называют начало года «достаточно неспокойным, как в плане новостей от наших ближайших соседей, так и в отношении внутренних процессов в экономике». «В результате в первые месяцы 2014 г. мы наблюдаем падение спроса со стороны конечных пользователей, прежде всего в корпоративном сегменте. Однако, по нашим оценкам, это явление носит временный характер, и рынок уже начинает восстанавливаться на фоне позитивных новостей из Крыма и Украины», — говорит Михаил Сорокин. (Комментарии были получены до начала волнений на юго-востоке страны. — С.З.)

По его словам, «перспективы рынка печатных устройств напрямую зависят от успехов в экономике страны»: «Обычно кривые зависимости роста ВВП и изменения рынка печати идут всегда рука об руку: при падении ВВП снижается и объем печати документов, а при росте ВВП — увеличивается и документооборот, как цифровой, так и бумажный. Именно эта зависимость и будет основной определяющей линией в плане понимания перспектив рынка в целом». Михаил Сорокин также прогнозирует продолжение движения рынка в сторону MPS («печать как услуга») и возможное «перераспределение ролей технологий»: «Похоже, что новые технологии позволяют сделать струйную печать более ориентированной на корпоративный рынок. Раньше мы не могли даже мечтать о скоростях печати до 70 стр./мин в настольных устройствах, о чрезвычайно малом энергопотреблении, о невероятно низкой себестоимости копии и об устойчивости отпечатков к смазыванию и растворению жидкостями. Сегодня все эти барьеры успешно преодолела наша технология HP PageWide. Мы ожидаем, что в корпоративной среде решения на ее базе составят сильную конкуренцию лазерным продуктам».

Представители компании «Xerox Россия» отмечают, что в связи с нестабильностью экономической ситуации многие занимают «выжидательную позицию». По мнению Антона Бородихина, влияет на это и новый закон 44-ФЗ: «С одной стороны, он позволяет заказчикам получать оптимальные с ценовой и технологической точки зрения решения за счет более полной проверки поставщиков. С другой стороны, определенные риски могут быть связаны с переходным процессом, который продолжается и сегодня».

Развитие российского рынка печатных устройств в 2014 г., по его мнению, будет определяться общим состоянием экономики страны: «В случае стабилизации экономической ситуации тенденции, которые наблюдаются на рынке печатных устройств в настоящее время, скорее всего, сохранятся. В случае же новой волны кризиса на первое место выйдут показатели экономической целесообразности, и заказчики станут обращать все больше внимания на стоимость владения оборудованием. В связи с этим повысится спрос на МФУ и другие экономичные аппараты, на услуги аутсорсинга как способ снижения издержек и повышения эффективности бизнес-процессов».

В представительстве Epson считают, что еще рано делать выводы о развитии рынка, «т.к. начало 2014 г. ознаменовалось напряженной ситуацией на Украине, ростом курса доллара и евро, и как результат, общим падением покупательской активности на российском рынке». «Перспективы развития российского рынка печатающих устройств будут зависеть от общей экономической ситуации в стране, и какие-либо прогнозы можно будет делать только после завершения политического кризиса на Украине», — уверен Илья Хохлов.

«Российский рынок печатных устройств сохраняет потенциал для развития, но взрывных темпов роста ожидать не стоит, так как рынок в России уже можно отнести к категории развитых», — говорит Сергей Кантаржи. В представительстве Canon считают, что основную долю займут устройства формата А4 с увеличением доли цветной печати в общем объеме продаж. Кроме того, ожидается рост интереса к программным решениям по управлению инфраструктурой печати.

Представители Samsung Electronics дают лишь «технологические» прогнозы. «Перспективы российского рынка связаны с сегментом цветных МФУ и моделей с функционалом Wi-Fi и NFC. Кроме того, развитие беспроводных сетей позволяет организовать единое пространство — даже дома, реализуя концепцию Smart Home и Smart Office», — говорит Юрий Тэн. Он также подчеркивает, что для заказчиков все более значимыми факторами выбора решения становятся стоимость отпечатка и совокупная стоимость владения: «Кроме того, перспективным в корпоративном сегменте являются MPS-контракты, позволяющие радикально преобразовать операционные издержки компаний».

«Начало года традиционно не самый лучший период для бизнеса, особенно учитывая последние экономические и политические события. Потребители заняли выжидающую позицию и больше обращают внимания на общую экономию средств», — отмечает Игорь Козаченко. По его мнению, в этом есть и «позитивный момент»: «В рамках экономии потребители все чаще задумываются о своих расходах на печать и о способах их снижения, а максимально честный подход KYOCERA к принципам оценки общей стоимости владения печатных устройств импонирует пользователям в России. Это позволяет нам развиваться даже на фоне стагнирующего рынка, делая наши результаты еще более впечатляющими». Игорь Козаченко уверен, что на ближайшие годы «российский рынок печатных устройств рассматривается всеми производителями как один из самых перспективных»: «Территория нашей страны огромна, спрос есть, а значит — есть над чем работать. Мы смотрим в будущее российского рынка печати с оптимизмом».

«Некоторое затишье» на рынке в начале года отмечают и в компании Ricoh Rus. «Во-первых, продажи сдерживает вступление в силу в январе 2014 г. Федерального закона о контрактной системе закупок (44-ФЗ) вместо 94-ФЗ. Игроки рынка присматриваются к новой системе, и многие крупные проекты в госсекторе откладываются, пока схема поставок по новым правилам не будет отлажена, — поясняет Юлия Козырева. — Вторая причина — нестабильность национальных валют в начале года. Резкое падение курса рубля в январе-феврале привело к увеличению розничных цен на технику в рублях. А продажи техники в Казахстане и вовсе были практически „заморожены“ после девальвации тенге в феврале этого года. Надеюсь, что во II квартале мы почувствуем определенную стабилизацию на рынке, в том числе за счет укрепления рубля, и осенью станет заметен рост продаж, компенсирующий хотя бы частично неудачное начало года». По прогнозам Ricoh Rus, в этом году существенного изменения объема спроса по сравнению с 2013 г. не произойдет, ситуация на рынке будет более-менее стабильной. «Возможно некоторое „проседание“ в первой половине года, которое далее будет компенсировано во второй, — добавляет Юлия Козырева. — Если говорить о структуре спроса, я думаю, сегмент цветных устройств печати продолжит развитие. Кроме того, мы ожидаем рост в сегменте услуг по управлению печатью (MPS) и оптимизации документооборота (MDS)».

О «затишье» в I квартале 2014 г. говорят и представители Brother. «Конечно же, в первую очередь это связано с более низким сезоном по сравнению с IV кварталом предыдущего года. В то же время можно выделить такие отрицательные факторы, влияющие на рынок, как значительные изменения курса доллара и нестабильная экономическая ситуация в стране. На снижение активности на рынке в корпоративном секторе повлияло также изменение законодательства, вступившее в силу с 1 января 2014 г.», — считает Полина Игнатьева. Она подчеркивает, что в последние годы максимальный прогресс наблюдается в области мобильных технологий, и темпы их развития будут только расти: «Поэтому дальнейшая интеграция с мобильными устройствами, на мой взгляд, должна стать самым перспективным направлением развития рынка печатающих устройств в 2014 г.».

«По итогам прошлого года мы наблюдаем стагнацию. Так, например, по данным компании IDC, в IV квартале 2013 г. продолжался спад рынка печатных устройств на 4,8% в штучном выражении, — напоминает Евгений Карпов („Panasonic Россия“). — Таким образом, мы можем прогнозировать дальнейший спад в 2014 г. на фоне роста электронного документооборота. Однако хочу отметить, что на фоне общего падения по отрасли продажи нишевых принтеров с дуплексной печатью выросли».

Пожалуй, лишь в компании «ОКИ Системс Рус» довольны тем, как развивалась ситуация в I квартале. «По общим ощущениям, начало этого года выглядит более активным, чем год назад. Хотелось бы надеяться на сохранение этой тенденции, — говорит Сергей Лебедев. — Вопреки прогнозам скептиков, предрекающим резкое падение рынка в результате широкого внедрения электронного документооборота, аналитические агентства, в частности IDC, прогнозирует рост российского рынка печатной техники. Быстрее всех будет расти цветная печать, продолжится переход от принтеров к МФУ. А значит, и у компании OKI в России останется очень большое поле для деятельности на ближайшие несколько лет, а наши партнеры смогут в полной мере оценить преимущества работы как с нашими инновационными устройствами, так и с нашей компанией».

Руководство компании OCS Distribution отмечает, что в начале этого года «все тенденции 2013 г. продолжаются и усиливаются». «Общая экономическая ситуация, усиленная различными опасениями покупателей, определяет ситуацию на всем ИТ-рынке и соответственно отражается на рынке устройств печати», — говорит Дмитрий Купцов.

В компании «Марвел-Дистрибуция» не замечают серьезных изменений в ситуации на рынке. «Лично я считаю, что в условиях ползучей стагнации более-менее взвешенную оценку можно дать, лишь имея данные хотя бы за полгода», — поясняет Олег Захарченко. Он также напоминает, что весь «печатный» рынок состоит из двух компонентов: сами устройства и расходные материалы: «Что касается первого, то он, скорее всего, продемонстрирует ставшее уже традиционным снижение. Зато второй — „расходка“ — может немного вырасти (1–2%)».

В компании USN Computers ситуацию называют «довольно непростой». «Рост курсов основных валют и нестабильная экономика тормозят развитие рынка. Как и в прошлом году, популярностью пользуются лишь недорогие и экономичные модели с низкой стоимостью печати и невысоким энергопотреблением, — утверждает Леонид Сальников. — Возможно, к III кварталу ситуация изменится к лучшему и вырастут продажи на консьюмерском рынке, поскольку есть надежда, что люди адаптируются и начнут покупать опять. В корпоративном сегменте что-то прогнозировать трудно, но также ранее сентября каких-то позитивных новостей здесь ждать не стоит».

«Продолжается процесс стагнации и спада в экономике. В последнее время большая часть игроков смотрит на происходящие процессы достаточно реально, благодаря чему есть надежда на то, что в этом году на рынке будет меньше оверстоков и, как их следствие, сливов, — предполагает Сергей Данилов (РОСКО). — В силу многих неопределенностей, как экономических, так и политических, сложно предсказать, как будет развиваться ситуация в стране в целом и на рынке печатных устройств в частности. Тем не менее мы остаемся оптимистами и верим в рост интереса к „Фабрикам печати“ Epson».

В компании Teko считают, что в I квартале 2014 г. «все участники рынка отметили значительный спад». «Я бы назвал это состояние „мягким кризисом“ — явных признаков нет, но тем не менее спрос на продукцию соответствует кризисному», — говорит Андрей Блинов. По его мнению, стагнация и дальнейшее падение некоторых сегментов печатающих устройств будет продолжаться: «Уже ясно, что революционных изменений в этой сфере ждать бессмысленно. Тем не менее бюрократизация может сыграть на руку рынку печатающих устройств — я сильно сомневаюсь, что оптимизация и ввод электронного документооборота существенным образом повлияют на объем поставляемой продукции».