Рынок сетевого оборудования — одна из тех «лакмусовых бумажек», которая позволяет судить о состоянии всей отрасли ИТ. Отдельные ниши могут демонстрировать как положительную, так и отрицательную динамику, но в целом, как показывает практика, общие показатели рынка ИТ обычно неплохо коррелируют с показателями сетевого сегмента.

Минувший год был достаточно сложным для экономики страны, и это обстоятельство, безусловно, повлияло на деятельность ИТ-компаний. Рынок давно насыщен, у заказчиков нет острой необходимости модернизировать уже имеющиеся инфраструктуру и системы, поэтому в условиях финансовой нестабильности и неопределенности спрос на новые решения и устройства снизился почти во всех сегментах, что привело к новому витку конкуренции и уменьшению прибыльности бизнеса. Кроме того, определенное влияние на расстановку сил и передел рынка сетевого оборудования оказывали общемировые технологические тренды. Все это привело к достаточно неоднородным результатам работы компаний. Одни игроки жалуются на снижение оборотов и прибыли, другие, напротив, заявляют о росте бизнеса и освоении новых сегментов и ниш. По общему мнению участников рынка, динамика была положительной, хотя и не дотянула до тех показателей, на которые многие рассчитывали в начале 2013 г.

По оценке специалистов Cisco, минувший календарный год по основным параметрам повторил результаты 2012 г., по некоторым показателям произошло снижение. Причину они видят в замедлении роста рынка и падении курса рубля. «Год был достаточно сложным, мы отмечаем влияние рецессии в экономике, многие крупные инвестиционные проекты были закрыты или сокращены, — говорит Георгий Санадзе, директор по развитию бизнеса Avaya в России и СНГ. — Надо отметить, что на результатах года сказалось то, что значительное число российских компаний были вовлечены в организацию Олимпийских игр в Сочи. Что касается нашего результата, то он, безусловно, положительный — компания показала рост. Но на этот результат наложило отпечаток участие в качестве поставщика решений в подготовке Олимпийских Игр, что позволило нам реализовать ряд инфраструктурных проектов. Также хочу подчеркнуть заметный рост продаж нашей линейки решений передачи данных и услуг профессионального сервиса». Михаил Коробко, руководитель департамента телекоммуникационных решений компании Landata, отмечает, что, по прогнозам аналитиков, российский рынок сетевого оборудования в 2013 г. должен был вырасти примерно на 8-10%. «По нашим оценкам, эти прогнозы не оправдались, рост рынка оказался скромнее, что обусловлено, главным образом, резким замедлением темпов роста экономики», — сказал он. Такого же мнения придерживается и Татьяна Пудова, заместитель директора по маркетингу ZyXEL Россия. «Революции не ожидалось и не случилось. Было предчувствие кризиса, что и отразилось на характере продаж. Участники рынка экономили и проявляли осторожность во всех сегментах. Динамика по кварталам иногда настораживала, иногда удивляла, но на общем итоге не отразилась, — подчеркнула она. — Можно сказать, что стагнация, начавшаяся в 2012 г., продолжилась в 2013 г. и, наверное, сохранится и теперь. Для ZyXEL год был стабильным, с положительной динамикой. У нас обновляется модельный ряд для сегментов, которые мы считаем наиболее перспективными, — средний бизнес, малый бизнес, домашние пользователи». Похожую точку зрения разделяет Юрий Бельский, глава представительства компании Allied Telesis в России и СНГ. По его словам, ситуация непростая, для продвижения решений приходится прилагать гораздо больше усилий, чем раньше. При этом Бельский отмечает, что объем продаж компании Allied Telesis в 2013 г. в России увеличился примерно на 10%. «Можно сказать, что для Allied Telesis прошлый год был удачным, в том числе благодаря тому, что компания вывела на рынок новую серию коммутаторов, ставших в короткий срок востребованными».

По наблюдениям Сергея Позднякова, регионального директора компании F5 Networks в Восточной Европе, России и странах СНГ, для крупных российских ИТ-игроков в том, что касается выполнения плана минувший год был сложнее, чем позапрошлый, 2012-й. Однако если посмотреть на чуть более мелкие компании, то окажется, что 2013 г. стал для них успешным. Это наблюдение справедливо и в отношении фирм, которые не так давно вышли на рынок или обновили команду. В частности, за два года работы в России компания F5 многое изменила в деятельности московского представительства, и прошлый год для нее оказался максимально удачным. Вендор продемонстрировал высокие темпы роста, которые описываются трехзначными цифрами в процентном исчислении, была налажена работа с новыми ключевыми заказчиками и сделан большой задел, направленный на увеличение бизнеса в 2014 г. «Несмотря на общий спад рынка, можно сказать, что продажи сетевого оборудования отличались хорошей стабильностью по сравнению с другими товарными линейками. По итогам минувшего года был зафиксирован рост в 10%», — комментирует ситуацию Сергей Саакян, менеджер по продукции компании NetLab. Он добавил, что общий экономический спад вызвал повышенную активность, передел рынка, и все это происходило на фоне уменьшения объемов продаж и сокращения маржи.

«На сетевом рынке произошла заметная перестановка сил среди вендоров, — отмечает Владлен Ионов, руководитель группы „Телекоммуникации, сети передачи данных и информационная безопасность“ компании Treolan. — Одни поставщики сообщают о росте в 2013 г. на 60%, другие говорят о падении на 20%. В итоге мы видим неоднородный ландшафт рынка, и естественно, кому-то это принесло выгоду, а кого-то заставило задуматься и, возможно, „поменять коней“. В целом же по России все эти плюсы и минусы роста в итоге свелись к отнюдь не революционному росту. Для нас 2013 г. в сетевом сегменте и телекоммуникациях был удачным. Пул вендоров заметно расширился как за счет подписания новых прямых договоров, так и за счет приобретений других компаний и получения их контрактов. Новые вендоры принесли проекты и, конечно же, новых партнеров. А несколько реализованных крупных проектов в течение прошедшего года позволяют говорить о том, что рост сетевого бизнеса в нашей компании существенно превысил среднерыночные показатели».

Оптимистично оценили итоги минувшего года и в компании RRC. Михаил Косилов, главный исполнительный директор Группы компаний, подчеркнул, что в 2013 г. был зафиксирован рост во всех сегментах телекоммуникационного рынка. А три вендора — Cisco, Motorola и Emerson отметили достижения дистрибьютора своими наградами.

Укрепляла свои позиции и компания Huawei Enterprise. По словам Евгения Лисицина, директора по управлению партнерской сетью Huawei Enterprise регионального отделения Huawei в России, год был удачным, компания выросла. «И конечные пользователи корпоративного рынка, и играющие на этом поле дистрибьюторы и интеграторы все чаще воспринимают нас как сильный, высокотехнологичный, инновационный и конкурентоспособный бренд, — заявил Евгений Лисицин. — Надо понимать, что компанию трудно оценивать с точки зрения рынка в целом. Huawei Enterprise — самое молодое подразделение Huawei, создано всего три года назад. Мы активно осваиваем новый для компании рынок и быстро растем даже на фоне стагнационных явлений».

Специфика работы меняется каждый год

Как отмечают руководители ИТ-компаний, при кажущемся, на первый взгляд, однообразии рынка каждый год приходится работать в новых условиях. Перемены особенно быстро проявляются в телекоммуникационной сфере, что объясняется как бурным развитием технологий, так и рыночными факторами. А поскольку технологических и рыночных факторов много, спектр мнений представителей компаний, оценивавших специфику бизнеса в 2013 г., оказался весьма широк.

Специалисты Cisco подчеркнули, что российский сетевой рынок развивался в рамках мировых трендов. Более востребованными стали решения по ИБ, технологии, реализующие концепцию BYOD, средства для создания ЦОДов, оборудование SDN. По оценке Евгения Лисицина, основной интерес заказчики проявляли к сетевым решениям для ЦОДов. Меньше их интересовали технологии LAN/campus/WiFI. Наконец, в наименьшей степени спросом пользовались распределенные корпоративные сети.

Весьма сильное влияние в минувшем году оказывали облачные вычисления. «Переход к облачным сервисам меняет отношение к сетевой инфраструктуре: она становится важнейшим компонентом ИТ-систем предприятий, обеспечивая непрерывность бизнеса, поддерживая постоянное взаимодействие пользователей с информационными ресурсами, совместную работу с заказчиками и бизнес-партнерами, существенным образом влияя на производительность труда, — говорит Юрий Бельский. — Под влиянием роста популярности облачных сервисов многие предприятия пересматривают подход к ИТ-инфраструктуре, создают или, по крайней мере, стремятся построить частные облака, стараются повысить эффективность ИТ-систем, ограничив в то же время расходы. Поэтому во многих организациях все больше внимания уделяют разумному соотношению функциональности и стоимости приобретаемых продуктов».

Георгий Санадзе считает, что заказчики стали чаще интересоваться не техническими параметрами, а интеллектуальными возможностями решений. И это не российский тренд, а общемировая тенденция. «Число операций в единицу времени, пропускная способность, время наработки на отказ, безусловно, были и остаются важнейшими параметрами любого продукта. Но вместе с тем все большее значение приобретают такие свойства сети, как умение автоматически обнаружить отказ и перестроить маршрут, предвидеть перегрузку на определенном участке и отреагировать на нее, автоматически настроить параметры под определенное приложение за минимальное время и другие интеллектуальные возможности», — подчеркнул он.

Как отмечает Сергей Васюк, глава регионального офиса D-Link в странах СНГ и Балтии, 2013 г. характеризовался тремя основными трендами.

Во-первых, рост продаж мобильных решений с резким перераспределением спроса в сторону смартфонов и планшетов и снижением интереса к ноутбукам. В совокупности с дальнейшим ростом числа подключений к Интернету, в том числе и за счет развития мобильного доступа, это обусловило доминирование беспроводных решений в общем объеме потребительского спроса.

Во-вторых, в провайдерском сегменте первая половина года прошла под знаком ожидания развития технологии GPON. Но во втором полугодии произошел существенный рост спроса на традиционное оборудование и значительное восстановление темпов строительства инфраструктуры по ETTH/FTTB технологиям.

В-третьих, все вышеперечисленное происходило на фоне как технологической, так и прямой конкуренции ключевых игроков рынка, что обусловило деградацию цен. В целом, по словам Сергея Васюка, по итогам 2013 г. можно говорить об уменьшении цен в канале примерно на 20%. «Эти тренды усложнили условия работы компании в прошедшем году, — подчеркнул он. — Кроме того, в конце 2012 г. мы начали перевод основной массы поставляемых в Россию клиентских устройств доступа в Интернет на ПО, разрабатываемое российскими специалистами. Этот непростой процесс также не мог пройти без определенных издержек и вызвал определенную негативную реакцию со стороны розничных партнеров компании. Фактически весь 2013 г. наше российское подразделение R&D занималось доработкой унифицированной программной платформы для устройств доступа в Интернет одновременно с переходом на современные чипсеты и наращиванием объемов поставок оборудования провайдерам. К IV кварталу 2013 г. процесс перехода на российские прошивки, разработанные и оптимизированные под схемы доступа всех ведущих федеральных и региональных провайдеров, был завершен. Как следствие, мы уступили часть полок, но начиная с конца прошлого года объемы продаж в розничном сегменте снова стали увеличиваться».

Татьяна Пудова отмечает, что специфической особенностью прошлого года стало изменение преференций, как заказчиков, так и партнеров, а именно уход от коробочных решений и ставка на более сложные и профессиональные проекты. Сергей Поздняков добавил, что в 2013 г. было реализовано много крупных проектов. «Я считаю, что на 2013 г. достаточно сильно повлиял год предшествующий, который был успешным для всех игроков ИТ-рынка, будь то зарубежные компании либо российские интеграторы, — сказал Поздняков. — Реализация крупных проектов в 2012 г. дала ИТ-компаниям мощную базу для дальнейшего развития бизнеса. В будущем, с моей точки зрения, значительная доля проектов будет реализована по заказам компаний из госсектора». По словам Михаил Коробко, можно выделить два ключевых направления поставок сетевого оборудования в 2013 г.: к проектам в государственных организациях прибавились проекты, связанные с созданием инфраструктуры для Олимпийских игр в Сочи. «Мало кто из крупных игроков рынка не поучаствовал в строительстве и оснащении олимпийских объектов», — подчеркнул он.

По словам Владлена Ионова, в прошлом году отмечено усиление позиций крупных интеграторов, заметно снижение числа небольших проектов. Также на этом фоне отмечалось уменьшение розничных продаж, но это скорее специфика партнерской сети Treolan, поскольку дистрибьютор в основном работает с партнерами, занятыми в корпоративном сегменте.

Татьяна Андреева, глава представительства NETGEAR в России и СНГ, отметила замедление темпов продаж в государственном секторе и сегменте крупных заказчиков, особенно во второй половине 2013 г., на фоне чего наоборот вырос спрос со стороны СМБ. «Это тенденция, безусловно, положительно сказалась на бизнесе NETGEAR в России, поскольку именно этот сегмент является для нас фокусным. По итогам года продажи сетевого оборудования компании выросли на 15%», — сообщила она. Андреева добавила, что на фоне общего постепенного насыщения ИТ-рынка происходит неизбежный рост конкуренции, рынок становится все более сегментированным и нишевым. Игроки во всех товарных группах вынуждены более четко позиционироваться и определять своего потребителя. Последние годы NETGEAR фокусировалась в России на сегменте среднего бизнеса (корпоративные заказчики с количеством пользователей до 1,5 тыс. человек). «В этом сегменте у нас очень сильные позиции за счет эффективной продуктовой политики, — подчеркнула Татьяна Андреева. — Бизнес-пользователи не могут позволить себе экономить на качестве сетевого оборудования, от которого зависит надежность и устойчивость работы корпоративной ИС. Соответственно недорогие, но не самые надежные продукты китайских производителей пользуются слабым спросом со стороны этой клиентской группы. В то же время пользователям зачастую не нужна избыточная функциональность устройств Enterprise-уровня по высокой цене. Продукция NETGEAR занимает оптимальную нишу между этими двумя товарными группами».

Татьяна Андреева обратила внимание, что сейчас в рознице наблюдается снижение средней цены устройств, в частности домашних маршрутизаторов Wi-Fi. Это связано с экспансией китайских производителей. Однако не все пользователи готовы мириться с невысокой скоростью и низкой надежностью своей сети. «В 2014 г. мы рассчитываем заметно укрепить свои позиции на рынке домашних пользователей за счет новых продуктов, — комментирует ситуацию Татьяна Андреева. — NETGEAR активно продвигает продукты с поддержкой стандарта Wi-Fi 802.11ac, с марта 2014 г. на российском рынке доступен самый быстрый в мире домашний Wi-Fi-роутер — двухдиапазонный смарт-роутер Nighthawk». Активное внедрение облачных технологий, вплоть до создания пользователями собственных домашних облаков, распространение концепции «умного» дома, быстрый рост потребления потокового видео из сети и online-игр — все это определяет растущий спрос на сетевые устройства, обеспечивающие максимально быстрое и надежное соединение.

«Надо отметить, что в 2013 г. мы увидели огромную востребованность нашей экспертизы со стороны партнеров, — заявил Михаил Косилов (RRC). — Как следствие этого, основными лидерами роста оказались следующие высокотехнологичные сегменты:

· продукты информационной безопасности (рост более 60%);

· оборудование видеоконференцсвязи (более 40%);

· решения корпоративной телефонии и унифицированных коммуникаций (более 30%)».

Еще одной особенностью сетевого рынка прошлого года можно назвать увеличение продаж сетевого оборудования через федеральные сети, что, как отмечает Михаил Кириченко, директор департамента дистрибуции TP-LINK в ЦФО, заставляет региональную розницу искать новые пути реализации продукции. Примером этого может служить развитие тенденции R2B.

Канал активен и продолжает расти

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и замедление темпов роста рынка, в минувшем году игроки канала проявляли высокую активность, а их численность увеличилась.

«Общая партнерская база нашей компании демонстрирует уверенный рост, — заявил Владлен Ионов. — В сетевом сегменте значительно увеличилось число партнеров по ИБ, что связано с расширением пула поставщиков в этой нише. Партнерская сеть реселлеров и интеграторов в области телефонии и сетевого оборудования увеличивалась умеренными темпами». По словам Михаила Кириченко, в 2013 г. список партнеров TP-LINK пополнился на каждом уровне. В конце II квартала был заключен контракт с компанией OCS Distribution; продажи продукции TP-LINK начала федеральная розничная сеть «М.Видео» и почти сразу сообщила о востребованности оборудования TP-LINK. К концу года доля продаж беспроводного сетевого оборудования в магазинах по всей стране составила 24,5%. Кириченко добавил, что количество партнеров второго уровня увеличилось примерно на 50%. Основной прирост был получен за счет региональных офисов благодаря эффективной работе менеджеров и пониманию особенностей бизнеса региональных партнеров.

Представители Cisco отметили, что увеличилось общее количество не только зарегистрированных партнеров, но и тех фирм, которые активно взаимодействуют с дистрибьюторами. Прибавилось также несколько партнеров первого уровня в связи с ростом их бизнеса.

Дмитрий Тихович, менеджер по работе с партнерами в странах Восточной Европы и России компании F5 Networks, сообщил, что число реселлеров за последний год изменилось незначительно и в среднесрочной перспективе сильно меняться не будет. «Мы считаем, что имеющееся количество соответствует как текущему объему бизнеса, так и планируемому росту. В то же время идет процесс замещения неактивных партнеров новыми, которые видят бизнес-перспективы в совместной работе с F5. У компании Allied Telesis, по словам Юрия Бельского, состав партнеров первого уровня не изменился, а партнеров второго уровня стало больше на 30%.

«За последний год Avaya расширила географическое присутствие путем подписания трех новых дистрибьюторских соглашений в странах СНГ, обеспечивая развитие бизнеса не только на Украине и в Казахстане, но и в Белорусии и странах центральной Азии, — сообщил Георгий Санадзе. — Мы также наращиваем базу партнеров второго уровня, в этом направлении рост за 2013 г. составил более 20%, особенно за счет привлечения столичных и региональных партнеров, ориентирующихся на работу с предприятиями из сегмента среднего бизнеса».

Компания NETGEAR основные усилия по развитию канала сосредоточила на партнерах второго уровня. По итогам года количество ее реселлеров заметно увеличилось, и в 2014 г. вендор планирует сохранить эту тенденцию. Наращивать число дистрибьюторов поставщик не собирается.

Партнерские сети крупных дистрибьюторских компаний достаточно стабильны и вряд ли пополнятся большим числом новых реселлеров. «Мы не заметили радикальных изменений со стороны производителей по отношению к своим каналам сбыта, — говорит Михаил Коробко. — В течение года не происходило ни заметного увеличения, ни драматического снижения количества прямых партнеров в канале. Число партнеров второго уровня уже несколько лет находится на одном уровне, что можно рассматривать как признак зрелости российского ИТ-рынка».

Ну а сравнительно молодая и быстрорастущая компания привлекает к сотрудничеству все новых игроков. «У нас стало больше партнеров как первого (на 20%), так и второго уровня (в два раза)», — сказал Евгений Лисицин.

Падение объемов продаж — действенный стимул для игроков канала. Чтобы выжить, им приходится повышать эффективность работы и уровень экспертизы. Судя по комментариям участников рынка, в ушедшем году дистрибьюторы и реселлеры всерьез занимались повышением своей конкурентоспособности.

Как отмечают представители Cisco, снижение спроса и валютные риски заставили партнеров сокращать издержки и оптимизировать расходы. По мнению Сергея Васюка, в канале не всегда есть четкое понимание структуры спроса, что в сочетании с усилением конкуренции приводит к общему снижению рентабельности бизнеса партнеров. «В целом рентабельность практически во всех сегментах упала, и это служит толчком для консолидации как на розничном рынке, так и в сегменте системных интеграторов, — отмечает он. — В первую очередь о консолидации следует задуматься небольшим фирмам, но есть примеры, когда по этому пути пошли компании среднего и крупного размера». Позитивный эффект данного процесса заключается в нормализации состояния канала за счет дальнейшего роста наиболее крупных дистрибьюторов и ухода с рынка или перехода в нишевые сегменты мелких игроков. Сергей Васюк добавил, что консолидация бизнеса, снижение маржинальности и стремление к сокращению издержек, в том числе и на уровне квалификации персонала, предполагает усилия по сохранению или даже росту уровня компетенции канала и клиентов.

«В 2013 г., особенно во второй его половине, большинство партнеров различных уровней сконцентрировались на оптимизации расходов, стараясь работать с продуктами, которые показывают хорошую динамику продаж и высокую оборачиваемость, — говорит Михаил Кириченко. — В этом отношении продукция TP-LINK соответствует всем необходимым параметрам. А наши маркетинговые активности были направлены именно на решение задачи оптимизации расходов. Более того, TP-LINK активно работает не только в канале, но и с конечными пользователями, что формирует высокий спрос и лояльность к продукции».

Георгий Санадзе утверждает, что упрочились позиции компаний, концентрирующихся на заказчиках из сегмента среднего бизнеса. Сегодня практически у любого из ведущих системных интеграторов есть команда, нацеленная на работу с такими заказчиками. По словам Сергея Саакяна, почти все игроки в 2013 г. занимались расширением ассортимента для диверсификации бизнеса и снижения рисков. Это привело к появлению новых вендоров, а также увеличению долей отдельных, относительно небольших производителей за счет крупных игроков. Некоторые игроки практически полностью потеряли свои доли. Можно сказать, что такого масштабного передела рынка не было много лет. «Канал сбыта стал более требовательным к предоставляемым финансовым условиям, — заметил Михаил Коробко. — Кроме того, среди интеграторов увеличился спрос на кредиты, предоставляемые дистрибьюторами, также ужесточились требования к срокам поставок продукции».

Татьяна Андреева подчеркнула, что российский ИТ-рынок продолжает консолидироваться. Это касается всех уровней канала. На розничном рынке растет доля крупных федеральных сетей, они все активнее вытесняют небольших региональных игроков. Кроме того, крупные сети постепенно забирают и покупателей из сегмента СМБ, понемногу вытесняя с этого рынка небольших реселлеров.

«Минувший год показал, что рост качества, безусловно, ведет и к росту количества. Компания ZyXEL пересмотрела и обновила партнерскую программу авторизации, что привлекло в наши ряды „сомневающихся“, а партнерская база увеличилась примерно на 30%, — сообщила Татьяна Пудова. — Политика ZyXEL, опирающаяся на маркетинговую поддержку партнеров разного уровня в их работе с заказчиками, также принесла плоды. Постоянные инвестиции в канал через мероприятия с заказчиками, программы тестирования оборудования и обучения инженеров Zyxel Certified Network Engineer показали рост интереса к продукции и повышение уровня квалификации как сотрудников партнеров, так и заказчиков. Это, в свою очередь, отразилось на сложности и объеме реализуемых проектов».

«Мы с удовлетворением отметили, что сегодня участники канала сбыта видят в нас не просто компанию, которая делает коммутаторы-маршрутизаторы „как у других“, только дешевле. Они стали лучше воспринимать и соответственно активнее продвигать инновационность и технологические преимущества оборудования Huawei Enterprise, — подчеркнул Евгений Лисицин. — Одновременно повысился интерес именно к решениям в рамках урезанных бюджетов, которые позволяют учесть пожелания акционеров заказчиков по оптимизации структуры CAPEX/OPEX».

Зыбкие надежды на умеренный рост

Готовя этот материал, мы по традиции попросили наших экспертов оценить перспективы развития рынка сетевого оборудования в текущем году. Как и ожидалось, прогноз оказался весьма осторожным. К тому же, в отличие от предыдущих лет, большую неопределенность добавили политические факторы.

«Первый квартал 2014 г. не дал поводов для оптимизма, более того, затруднил прогнозирование развития ситуации до конца года, — говорит Владлен Ионов. — Мы столкнулись с большим количеством негативных факторов: ожидание роста рублевых цен на оборудование (ни для кого не секрет, что большая часть сетевого оборудования импортируется), связанная с этим возможность пересмотра и коррекции ИТ-бюджетов и, как следствие, задержка в их выделении, изменение процедур проведения государственных конкурсов и многое другое. Похоже, корпоративный рынок осторожничает в условиях общей нестабильной экономической ситуации. Так как значительная часть бизнеса приходится на сегмент средних и крупных проектов, мы видим определенные задержки в реализации планов. Рынок ожидает свои проектные бюджеты».

По словам Михаила Коробко, прогнозы на 2014 г. делать сложно из-за непредсказуемой международной обстановки. Нельзя исключать, что вследствие политических событий произойдет радикальное изменение структуры всего сетевого сегмента российского ИТ-рынка. По всей видимости, ситуация прояснится в течение апреля. Евгений Лисицин также считает, что трудно давать прогнозы в условиях существующей внешнеполитической и валютной нестабильности. «В целом мы ожидаем снижения объема сетевого рынка на 5–10%, — сказал он. — Вместе с тем рассчитываем на рост интереса к решениям SDN (Software Defined Networks), где у нас есть ряд уникальных решений».

«О том, каким будет рынок телекоммуникационного оборудования в 2014 г., пока сказать трудно. Очевидно, что будет непросто, — комментирует ситуацию Михаил Косилов. — Уже сейчас все игроки испытывают заметные трудности, но говорить о серьезных потрясениях смысла не вижу, потому что если они случатся, то с этим ничего не поделаешь. К этому нужно быть готовым и иметь оптимальный склад в расчете на негативный сценарий развития событий. Я сторонник осторожно-оптимистичных оценок. Сейчас мы идем в графике наших планов продаж и смотрим на развитие ситуации умеренно оптимистично».

Сергей Саакян считает, что в нынешних условиях предсказать ситуацию на сетевом рынке практически невозможно, поскольку все слишком сильно зависит от геополитической обстановки, курсов валют, госбюджета и многих других факторов. «Давать сколько-нибудь обоснованные прогнозы могут только профессиональные экономисты, которым, в отличие от саперов, можно ошибаться много раз, — говорит Саакян. — Но надеяться, конечно, будем на лучшее, и все решения принимать максимально взвешенно».

Как бы там ни было, но потребность в новых технологиях, решениях и устройствах, сохраняется. А значит, канал сбыта без работы не останется.

Как отмечает Георгий Санадзе, прогнозы, сделанные рядом аналитиков на 2014 г., уже начинают реализовываться. Специалисты Avaya подтверждают рост продаж решений для мобильных платформ (концепция BYOD в действии), а также значительное увеличение продаж систем ВКС. Одним из ключевых направлений, безусловно, станет развитие облачных услуг. Рынок облачных сервисов России, согласно данным исследования компании Parallels в 2013 г., составил 633 млн. долл. со среднегодовым ростом в 32%. По данным той же компании, в 2016 г. он достигнет 1,7 млрд. долл. В России рост облачного рынка опережает общемировой: по прогнозам IDС, он будет расти гораздо быстрее, чем ИТ-рынок в целом.

Михаил Кириченко добавил, что, следуя за тенденцией «Интернета всего», пользователи будут предъявлять все более высокие требования к домашним сетевым устройствам, поэтому существенный рост ожидается в линейке двухдиапазонного оборудования, особенно с поддержкой стандарта 802.11.ac. Все больше конечных клиентов оценят преимущества устройств PowerLine и необходимость установки IP-камер, что повлечет за собой увеличение спроса на данные устройства, а соответственно и расширение ассортимента у производителей. «Рынок сетевого оборудования на данный момент чувствует себя гораздо лучше, чем многие другие сегменты, в связи с продолжающимся ростом потребности конечных клиентов. Поэтому продавцы ИТ-продуктов, выбирая, на какое направление сделать ставку в этом году, должны особое внимание обратить на сегмент коммуникационных устройств, так как в этом случае у них появляется хороший шанс показать отличные результаты продаж в конце 2014 г.», — сказал Михаил Кириченко.

По словам Юрия Бельского, для компании Allied Telesis приоритетными останутся промышленные предприятия, отрасль здравоохранения, силовые ведомства, видеонаблюдение. «Надеемся, что результаты 2014 г. по этим направлениям будут не ниже прошлогодних. Сегодня российские предприятия не только арендуют коммерческие ЦОДы, но и стремятся создавать собственные, чтобы в дальнейшем иметь возможность перейти к частным облачным структурам, — утверждает Бельский. — Для таких клиентов Allied Telesis в конце 2013 г. представила новые продукты для корпоративных ЦОДов. Еще один аспект использования последних — создание сетевой инфраструктуры для доступа к их ресурсам. Здесь Allied Telesis располагает функционально полным портфелем продуктов и решений, который пополнился в прошлом году устройствами для беспроводных локальных сетей, включая программные и аппаратные контроллеры. В 2014 г. мы ожидаем устойчивый спрос на соответствующие решения».

«На сегодня мы не видим причин для прекращения роста сетевого рынка. Он еще далек от насыщения, остается огромный потенциал региональных продаж, — заявила Татьяна Андреева. — Спрос со стороны государственных заказчиков будет зависеть от отдельных федеральных целевых программ. А вот что касается корпоративных и домашних пользователей, то здесь мы уверенно прогнозируем рост продаж. В первую очередь увеличиваются продажи беспроводных решений, а также смарт-коммутаторов».