«Чемпионом канала этого года стал кризис... Жизнь, как известно, это медленное умирание. Вот мы потихоньку и умираем. В нашей конторе остался один сотрудник. И такая ситуация не только в нашем регионе... Да что там говорить, у наших вендоров и дистрибьюторов положение не лучше...», — так один из наших постоянных (и теперь, увы, уже бывших) респондентов рейтинга охарактеризовал ситуацию, сложившуюся на российском ИТ-рынке к концу 2014 г. Несомненно, подобную «характеристику» оптимистичной не назовешь. Мы привели ее вовсе не для того, чтобы «нагнать тоску» на читателей и посоветовать им «бросить „здесь“ все и уйти в мебельный бизнес» (как, например, поступил автор приведенного выше высказывания). И не для того чтобы, «лучась оптимизмом и юношеским задором», рассказывать игрокам рынка о том, что кризис — это время возможностей.

Мы привели цитату для того, чтобы все, кто работает на строительстве ИТ-канала в России (и в первую очередь вендоры), в очередной раз вспомнили, во-первых, о том, что они «...в ответе за тех, кого приручили» — т. е. за своих партнеров. А во-вторых, о том, что эти самые партнеры внимательно следят за всеми изменениями партнерской политики вендоров. Тем более сейчас, когда перемен (как положительных, так и не очень) можно ожидать с любой стороны.

Подводя черту под вышесказанным, пожалуй, будет уместно привести следующую аналогию: аквалангисту, спустившемуся на морское дно, лучше видно, какая рыба плывет быстрее и поднимается выше и почему. Исследование CRN/RE, которому в этом году исполняется 12 лет, можно сравнить с подобным глубоким погружением в канал сбыта, сотни представителей которого высказывают свое мнение о ведущих вендорах отрасли. Предлагаем и вам посмотреть на то, что творится в этом «подводном» царстве глазами «аквалангиста».

В нынешнем рейтинге «самой крупной рыбой» российского ИТ-океана оказалась компания НР. В этом году она была признана победителем в трех номинациях («Настольные ПК», «Серверы на платформе х86», «Устройства печати»). Прибавим к этому еще две номинации («Ноутбуки» и «Сетевое оборудование»), в которых наши респонденты поставили этого вендора на второе место, и одну («СХД»), где ему отвели третью ступеньку пьедестала почета, и получим лучший результат из всех вендоров, номинировавшихся на звание «Чемпиона канала». Напомним, что два года назад у нынешнего «чемпиона» также было три «золота» (в номинациях «Ноутбуки», «Настольные ПК» и «Устройства печати»), два «серебра» (в номинациях «Серверы на платформе х86» и «Сетевое оборудование») и одна «бронза» (в номинации «СХД»).

Вендор пользуется авторитетом в области технологий и поддержке различных платформ. Маркетинговая и техническая поддержка (в этом году производитель получил высшие оценки по каждому из этих критериев в пяти номинациях), хорошее качество продукции, а также обучение и сертификация партнеров (лучшие результаты по данным показателям в четырех номинациях), организация сервисной поддержки заказчиков (первое место в трех номинациях) были по достоинству оценены реселлерами, работающими с этим производителем. Отметим также, что в этом году НР не получила ни одной «минимальной» оценки ни по одному критерию ни в одной из номинаций. Это при том, что согласно итогам прошлого рейтинга вендор «проигрывал» своим конкурентам в двух таких немаловажных «дисциплинах», как «прибыльность продукции» и «соотношение цена/качество».

Остальные «рыбы», претендующие на звание «Чемпиона канала», в этот раз оказались не такими проворными и не смогли угнаться за лидером. Так, компания Samsung довольствуется двумя первыми местами (в номинациях «Мониторы» и «Планшеты») и одним третьим (в номинации «Устройства печати»). При этом однозначного ответа на вопрос, за что же партнеры второго уровня ценят этого вендора, нет. Только по трем критериям («соотношение цена/качество», «активность в продвижении продукции», «маркетинговая поддержка партнеров») компании удалось получить высшие оценки более чем в одной номинации. Напомним, что в предыдущем рейтинге Samsung четыре раза упоминалась в числе финалистов. Тогда наши респонденты отдали компании два первых места (в номинациях «Мониторы» и «Смартфоны и коммуникаторы»), а также одно четвертое и одно пятое.

Попавшая в прошлом рейтинге в пятерку лидеров в четырех номинациях компания ASUS в этом году смогла повторить этот результат. Как и два года назад, в ее активе только одно первое место (в этот раз в номинации «Ноутбуки»). Напомним, что два года назад ей удалось подняться на верхнюю ступеньку в номинации «Системные платы». Кроме того, в нынешнем рейтинге в «сети» вендора попали два вторых места и одно четвертое. Этот улов чуть лучше, чем в 2012 г.: два третьих места и одно четвертое.

Незначительно улучшила (по сравнению с 2012 г.) свои результаты и компания Lenovo, получившая по итогам предыдущего голосования два вторых места. В этот раз она трижды упоминается в числе финалистов. Правда, в ее активе второе место только одно (в номинации «Настольные ПК»). Еще два раза партнеры поставили ее на третью ступеньку пьедестала.

Тем не менее стоит отметить, что в этом году Lenovo получила три высшие оценки за критерий «соотношение цена/качество» (в номинациях «Настольные ПК», «Ноутбуки», «Планшеты») и две за критерий «прибыльность продукции» (в номинациях «Ноутбуки» и «Планшеты»). Заметим, что еще только одному вендору, компании Fujitsu, удалось показать лучшие результаты по данному критерию более чем в одной номинации. Партнеры признали ее настольные ПК и серверы на платформе х86 самыми «прибыльными» из всех прошедших в финал. При этом в общем зачете Fujitsu три упоминания в числе финалистов — два третьих места и одно четвертое.

На долю каждого из пробившихся в финал рейтинга в этом году приходится меньше «побед», чем у перечисленных выше компаний, — не более двух упоминаний в итоговом списке. Исключение составляет компания Acer: два четвертых и два пятых места.

Но вернемся к тем вендорам, которым удалось подняться на высшую ступеньку пьедестала. Так, компания IBM смогла удержать первое место в номинации «СХД», которое она вернула себе два года назад, а вот в номинации «Серверы на платформе х86» (первое место здесь она завоевала по итогам прошлого рейтинга) ей отвели только второе место.

Первенство в номинации "Сетевое оборудование" вновь у компании Cisco Systems. Возможно, кто-то и решит, что это лишь подтверждение прежних достижений, но стоит ли напоминать, что на нашем рынке удержать результат порой гораздо сложнее, чем его завоевать. А этот вендор занимает первое место в «профильной» номинации уже в шестой раз.

Удерживать результат умеет и компания Epson. В этом году она пятый раз первая в номинации «Проекторы». Небольшое, но приятное дополнение к этому — четвертое место в номинации «Устройства печати», которое вендор также сохранил с предыдущего рейтинга.

В номинации «Системы NAS для дома и офиса» новый лидер — компания QNAP. Отметим, что этому вендору впервые с 2010 г. (когда данная номинация была включена в рейтинг) удалось взойти на высшую ступеньку пьедестала почета.

И все же «отставание некоторых финалистов от лидера» объясняется не столько неумением этих «рыб» плыть «плавник в плавник», сколько узкой специализацией. Согласитесь, странно было бы ожидать, что компания, занимающаяся разработкой ПО, «засветится» не только в профильной номинации, но и в одной из «железных» категорий. Ну и раз уж речь зашла о «софте», скажем о победителе в номинации "Антивирусное ПО«. Им стала компания «Лаборатория Касперского», которая поднялась на эту ступеньку в четвертый раз подряд.

Не изменился лидер и в еще одной номинации, представленной «специализированными» компаниями, — «ИБП». В этом году наши респонденты признали лучшей компанию Schneider Electric, купившую АРС, которая лидировала в данной номинации в нескольких предыдущих рейтингах.

Исследование CRN/RE позволяет наблюдать не только за «рыбами», но и за «подводными течениями», не всегда заметными с поверхности. Ведь иногда именно эти течения помогают одним обитателям морских глубин подниматься выше по цепочке продаж, а других утягивают на дно. О том, что нам удалось «подсмотреть», мы расскажем в материалах, посвященных итогам рейтинга в каждой из 12 номинаций. Но об одном «подводном течении» хочется сказать уже сейчас. Наши респонденты теперь не только более внимательно следят за теми, кто «плавает» над ними, они стали гораздо доброжелательнее относиться к своим «старшим братьям» по каналу продаж. В этом году партнеры второго уровня не скупились на высокие оценки для тех вендоров, с которыми работают. В некоторых номинациях итоговые оценки производителей, занявших пятое место, заметно выше, чем оценки тех, кто в 2012 г. возглавлял турнирную таблицу. Надеемся, что это «потепление вод мирового океана» говорит о том, что наши партнеры в эти нелегкие времена стали гораздо тщательнее выбирать поставщиков, а в нашем рейтинге отдали свои голоса действительно самым лучшим.

И последнее, чем хотелось бы закончить эту статью. Судя по итогам нынешнего рейтинга, «Чемпионом канала» в этом году действительно стал КРИЗИС. Не в том смысле, что на рынке все плохо, а в том, что у партнеров второго уровня изменились приоритеты. И если в более спокойные времена они могли себе позволить на первое место в рейтинге важности критериев ставить «Качество продукции» или «Соотношение цена/качество», то в кризис (да еще с таким непонятным поведением курса рубля) главное, на что обращают внимание практически все наши респонденты, — прибыльность продукции. Одноименный критерий работы вендора был назван самым важным в 10 из 12 номинаций нынешнего рейтинга. А в двух оставшихся номинациях ему было отдано второе место. Причем в одной из них «Прибыльности продукции» до «золота» не хватило 0,008 балла, а во второй и того меньше — 0,004 балла.