Во II квартале 2014 г. доход производителей мирового серверного рынка увеличился на 2,5% по сравнению с прошлым годом и составил 12,6 млрд. долл., сообщает IDC. Объем поставок (в штуках) вырос на 1,2% за год, до 2,2 млн. шт. IDC по-прежнему фиксирует признаки цикла обновления серверов, который, как ожидается, будет поднимать рынок и дальше.
Эти цифры почти совпадают с теми, что называет фирма Gartner. По ее данным, мировой серверный доход за II квартал достиг 12,7 млрд. долл., увеличившись на 2,8% относительно прошлого года, а объем поставок прибавил 1,3% и составил 2,5 млн. шт.
По сравнению с прошлым годом серверы массового выпуска продемонстрировали прирост дохода на 4,9%. Это уже пятый подряд квартал, когда спрос на массовые серверы увеличился относительно предыдущего года. Системы средней мощности также продемонстрировали рост на 11,6% за год:на этом сегменте начали позитивно сказываться циклы обновления технологии. Между тем доход от поставок самых мощных корпоративных систем снизился за год на 9,8%, главным образом из-за высокой базы сравнения с прошлым годом.
Спрос на x86-серверы вырос во II квартале, и мировой доход увеличился на 7,8% за год, до 9,8 млрд. долл., а объем поставок — на 1,5%, до 2,2 млн. шт. В этом сегменте лидировала HP с долей 29,6% по доходу и ростом дохода на 7,4% по сравнению с тем же кварталом прошлого года. Dell удерживала второе место с долей рынка 21,2% по доходу.
Как отмечают аналитики, серверный рынок находится в начале периодического цикла обновления, так как системы, внедренные вскоре после финансового кризиса (2008 г. — Прим. авт.), выводятся из употребления и заменяются. IDC ожидает, что этот цикл обновления продолжится в течение 2015 г. и дополнительно ускорится с объявлением Microsoft об окончании поддержки Windows Server 2003 в паре с близящимся выпуском Grantley Xeon EP от Intel и значительным количеством объявленных для него серверных платформ. В то же время IDC наблюдает также раннюю стадию корпоративных инвестиций в рабочие нагрузки «Третьей платформы», которые используют Webscale-архитектуры, обычно наблюдаемые в среде hyperscale-ЦОДов. Эти нагрузки вызовут дополнительный интерес к программируемой сетевой инфраструктуре, что еще больше увеличит потребность в серверах, внедренных в качестве инфраструктуры, лежащей в основе data-центров следующего поколения.
«Спрос на серверы в общедоступном облаке остается серьезной движущей силой роста серверного рынка, — пишет Куба Столарски, менеджер исследования, Enterprise Servers, IDC. — Хотя за минувший год многие крупнейшие компании уже расширили свои ЦОДы, спрос общедоступного облака на новые серверы будет опережать рынок в целом в ближайшем будущем. Поскольку эти заказчики ищут новые способы максимально повысить эффективность ЦОДов, их ИТ-выбор может ускорить новые тренды в области экономичных по питанию и альтернативных серверных архитектур».
Кроме того, аналитики подчеркивают, что провайдеры облака часто закупают максимально мощные процессоры Intel и платят за них повышенную цену.
Технологии не стоят на месте. Каждый год появляются новинки, изменяющие реальность. И вот уже рынок не удивляется, когда речь заходит о так называемых «сверхэкономичных» серверах, построенных на процессорах, использовавшихся ранее только в мобильных устройствах. В таком сервере можно разместить в 30 раз больше процессоров. При этом потребляемая им мощность будет все равно меньше, чем у ныне существующих систем. Пока рано говорить о выделении этих устройств в отдельный сегмент, они еще не получили широкого распространения.
И таких факторов, влияющих на российский серверный рынок, —множество: одни тормозят его развитие, другие, наоборот, выступают в роли катализаторов. Поэтому для того чтобы удержаться на постоянно меняющемся рынке, производитель должен не только обладать хорошей экспертизой, но и относиться к выпускаемому товару со всей серьезностью, не считать его «сопутствующим» в продуктовом портфеле. Кто из вендоров смог сконцентрироваться на данном сегменте рынка, а кому это далось с трудом? Поговорим обо всем по порядку.
И прежде всего отметим: большая часть наших респондентов — компании, работающие в том числе и с корпоративными заказчиками. Возможно, именно этим и объясняется неплохое положение серверов в рейтинге «популярности» продуктовых линеек. В этом году им было отведено второе место — оборудованием торгует 75,6% наших респондентов.
Напомним, что два года назад «Серверы на платформе х86» делили третье и четвертое место с номинацией «Антивирусное ПО»: ими занимались 64,5% участников опроса.
Претенденты
В 2012 г. на победу в данной категории претендовали 16 компаний: ASUS, Cisco Systems, Dell, Depo Computers, Etegro, Fujitsu, HP, IBM, Intel, Kraftway, Oracle, R-Style Computers, SuperMicro, USN Computers, «Аквариус», «К-Системс». Но только шесть смогли перешагнуть порог канальности: Dell, Depo Computers, Fujitsu, HP, IBM и «Аквариус». Из них участники опроса и выбирали пять самых лучших.
В этот раз в предварительный список производителей «Серверов на платформе х86» вошли 15 компаний: ASUS, Cisco Systems, Dell, Depo Computers, Etegro, Fujitsu, HP, IBM, Intel, Kraftway, Oracle, SuperMicro, USN Computers, «Аквариус», «К-Системс». И только восемь вендоров преодолели порог канальности: ASUS, Cisco Systems, Dell, Depo Computers, Fujitsu, HP, IBM, «Аквариус». А один из них мог стать чемпиона канала.
«Серверы на платформе х86», пожалуй, самая консервативная номинация в нашем рейтинге. Посмотрите на тех, кто вошел в призовую пятерку. И что же мы видим? «Ба! Знакомые все лица!» — в итоговом протоколе четвертый рейтинг подряд одни и те же компании.
Три финалиста сохранили за собой места, на которые их поставил канал в 2012 г.
Представляем победителей
Аналитики утверждают, что во II квартале HP сохранила первое место на мировом серверном рынке с долей 25,4% по доходу. Компания имела рост дохода на 4,0% благодаря улучшению спроса на x86-серверы ProLiant при сохраняющемся слабом доходе от линейки Integrity на базе Itanium.
IBM удерживала второе место с долей 23,6% по доходу за квартал, но доход снизился на 10,2% по сравнению с тем же кварталом год назад. Такими последствиями обернулось для корпорации решения о продаже x86-серверного бизнеса Lenovo, пишет IDC. Объем поставок в штуках снизился на 9,8% за тот же период. Кроме того, резко упал (по сравнению с прошлым годом) спрос на ее системы Power в преддверии значительного обновления технологии.
Dell сохранила третье место с долей рынка 16,6% по доходу во II квартале, доход снизился на 6,5% по сравнению с тем же кварталом год назад, пока Dell стремится выстроить бизнес серверов PowerEdge в рамках своей стратегии продажи решений.
Oracle и Cisco завершили квартал в двойной статистической связке, заняв четвертое место с долей рынка 5,9% и 5,8% соответственно. Доход Cisco во II квартале увеличился на 35,4% по сравнению с тем же кварталом прошлого года (до 727 млн. долл.), доля рынка стала больше на 1,4% при умеренном росте поставок (в штуках) на 4,9%, сообщает IDC. Доход Oracle во II квартале вырос на 3,9% за год и достиг 737 млн. долл., несмотря на снижение объема поставок (в штуках) на 20,9%.
И всё же впереди всех по темпам роста оказалась Lenovo: объем поставок прибавил 47,7% относительно прошлого года, превысив 77 000 штук, а доход — 62,7%, до 145 млн. долл.
Но результаты нашего рейтинга не всегда совпадают с выводами аналитиков. Хотя бы потому, что мы изучаем не объемы продаж, а отношение канала с производителями (а в этих вопросах не всегда одни и те же лидеры).
Итак, за два года, прошедших с предыдущего рейтинга, состав лидирующей пятерки в номинации «Серверы на платформе х86» не изменился. Правда, не всем вендорам удалось сохранить свои места присужденные им в 2012 г. Но обо всем по порядку.
Компания «Аквариус», единственный российский производитель серверного оборудования, второй рейтинг подряд замыкает пятерку лидеров. Что же предпринял вендор, чтобы сохранить свои позиции в этом году? Рассказывает Александр Буравлев, технический директор «Аквариуса»: «Наша стратегическая задача — иметь полноценный продуктовый портфель серверных решений с разумным шагом для максимально точного удовлетворения потребностей каждого конкретного заказчика. В первую очередь стоит отметить, что в нашей компании направление серверных систем было отделено от СХД, и нам удалось найти профессионального менеджера, Александра Паршакова, который эффективно руководит этим направлением. Во-вторых, мы смогли построить систему разработки собственных серверов на компонентах разных вендоров и, тем самым, более гибко решать практические задачи наших заказчиков и уйти от привязки к одному поставщику и, как следствие, от зависимости от политической и экономической ситуаций.
Мы своевременно обновляем наши серверные линейки при выходе новых процессоров Intel (Xeon E3 v3, Xeon E5v3, Xeon E7v2). Каждое такое обновление для нас — событие, т. к. оно ставит много технических задач и приносит выигрыш в цене и производительности для потребителей. Например, на последнем лонче нам удалось представить максимально широкую линейку — шесть серверных решений от однопроцессорных систем для малого бизнеса до многомодовых серверов с обобщенными подсистемами питания и охлаждения для строительства дата-центров».
Компания, стоящая в нынешнем рейтинге на четвертом месте, также сохранила свои позиции. В 2012 г. итоговая оценка Dell равнялась 31,504 балла. Заметим, что в прошлый раз респонденты были недовольны уровнем маржи, которую вендор оставляет своим партнерам: у Dell самая низкая (среди финалистов) оценка за критерий «прибыльность продукции».
В этом году претензия была снята. Оценки вендора по критериям работы носят характер «средних по больнице». И это уже достижение, так как в результате его отставание от конкурента, стоящего на третьем месте, за два года сократилось (с 2,517 балла в 2012 г. до 1,974 ). Итоговая оценка, полученная Dell в нынешнем рейтинге, — 36,43 балла. Возможно, это стало результатом изменений в стратегии производителя.
Как отмечают Светлана Мишина, директор по продажам, корпоративный бизнес Dell в России, и Михаил Орленко, руководитель департамента корпоративных решений в России, Казахстане и среднеазиатских странах СНГ, в вопросах взаимоотношений с партнерами главным достижением вендора за эти два года стало успешное сотрудничество с крупнейшими системными интеграторами России по широкому спектру решений: «Мы предлагаем комплексные решения, включающие в себя помимо традиционных серверных и клиентских решений программное обеспечение, системы хранения данных и сетевое оборудование, позволяющие партнерам решать задачи заказчика на 100%.
Ключевыми моментами партнерской политики Dell стали укрепление взаимоотношений как с лидерами системной интеграции России, так и с региональными партнерами, обладающими высоким потенциалом развития экспертизы наших решений.
Мы инвестируем в знания своих партнеров: проводим регулярное обучение и сертификацию технического персонала, в том числе регулярные интернет-тренинги (webcasts).
Особое внимание компания Dell уделяет совместным маркетинговым программам по продвижению корпоративных решений. Подтверждением этого стал огромный успех ежегодного мероприятия Dell Solutions Forum.
Необходимо также отметить разработку и внедрение централизованной программы формирования парка демооборудования Dell на площадках партнеров и дистрибьюторов, что позволило большему числу заказчиков испытать на практике возможности, предоставляемые серверами и системами хранения данных Dell. Примерами такого сотрудничества могут служить: открытие Центра компетенции Dell в компании КРОК, открытие практического центра по продвижению и развитию технологий анализа сверхбольших данных в интересах российских организаций Big Data Open Lab совместно с Институтом системного программирования РАН и компанией CompTek.
Стоит сказать и о новых продуктах, появившихся в указанный период. В 2014 г. рынку были представлены серверы Dell PowerEdge нового 13-го поколения. Широким спросом пользуются специализированные серверы с возможностью высокоплотного размещения семейства Dell PowerEdge C, применяемые для построения высокопроизводительных вычислительных кластеров и облачных сред».
Не сидел «сложа руки» и еще один вендор, сохранивший свои позиции. Напомним, что в 2012 г. компания Fujitsu вернула себе бронзу в номинации «Серверы на платформе х86».
Как и большинство финалистов нынешнего рейтинга «Чемпионы канала», этот вендор смог улучшить свою итоговую оценку, полученную два года назад (38,407 балла против 34,021 балла). В предыдущем рейтинге партнеры не предъявили производителю ни одной претензии. Но и не хвалили его. Тогда он получил ровные, средние по номинации, оценки. А в этом году канал признал Fujitsu лучшим среди топ-5 по критерию «прибыльность продукции».
Как отмечают в российском представительстве, за последние годы в компании произошло заметное перефокусирование канала на сегмент Value Channel. В связи с этим вендор много вкладывал в развитие партнеров по направлению инфраструктурных решений для корпоративного сегмента, в том числе увеличилось количество партнеров со статусом Select и Select Expert. Данные компании дополнительно обучали своих специалистов, им активно оказывалась маркетинговая поддержка. Также были инициированы различные акции по поддержке партнеров (как авторизованных, так и неавторизванных) с целью привлечения их к партнерству с Fujitsu. Начата активная работа по продвижению складского бизнеса по серверам — наличие оборудования на складах позволило оптимизировать время поставки и реализовать большее количество сделок.
Ну а теперь о тех производителях, которые вновь оказались недосягаемыми для конкурентов. Из года в год, от рейтинга к рейтингу они выясняют между собой отношения, меняются местами. И похоже, не обращают внимания на то, что творится на других строчках итогового протокола. Напомним, что два года назад финальная оценка компании НР, занявшей второе место в номинации «Серверы на платформе х86», составила 39,314 балла, т. е. в 2012 г. ближайший преследователь отстал от «серебряного» вендора более чем на семь баллов. На этом фоне разница в оценках НР и «золотого» финалиста казалась мизерной — всего 0,05 балла. Но какой бы малой ни оказалась эта разница, она все-таки была. И в тот раз — не в пользу НР. В 2012 г. этой компании так и не удалось потеснить своего извечного конкурента в данной номинации —IBM, которая второй раз подряд стала победителем (с оценкой 39,364 балла) в категории «Серверы на платформе х86».
Зато удалось сделать это в нынешнем рейтинге. Опередив IBM всего на 0,155 балла, НР наконец-то вышла в лидеры данной номинации с итоговой оценкой 43,568 балла. Заметим, что в этом году победитель собрал шесть из восьми высших оценок за критерии «качество продукции», «активность в продвижении продукции», «маркетинговая поддержка партнеров», «техническая поддержка партнеров», «сервисное обслуживание заказчиков», «обучение и сертификация партнеров».
А вот лучшей (из финалистов) по критерию «соотношение цена/качество» была признана компания IBM, занявшая второе место в этой номинации.
В заключение напомним о том, о чем уже упоминалось выше. 1 октября 2014 г. было объявлено о закрытии сделки по приобретению компанией Lenovo серверного бизнеса IBM на базе архитектуры x86 за 2,1 млрд. долл. Таким образом, Lenovo, производитель ПК № 1 в мире, в одночасье становится третьим крупнейшим в мире вендором типовых x86-серверов после HP и Dell.
Напомним, что Lenovo приобрела серверы стандартной архитектуры x86, а именно устройства, размещаемые в стойку, блейд-серверы x86 BladeCenter, интегрированные системы x86 PureFlex, серверы с высокой плотностью размещения NeXtScale и iDataPlex, сопутствующее, а также сетевое оборудование. IBM сохраняет за собой линейки System z, Power Systems, СХД Systems Storage, серверы Flex на основе процессора Power, а также системы PureApplication и PureData.
Несомненно, всех участников канала волнует как продуктовая политика Lenovo, так и вопросы объединения каналов столь разных вендоров. А корпоративные поставщики и интеграторы озабочены еще и тем, как отнесутся заказчики к предстоящим переменам. Тем интереснее будет узнать результаты следующего рейтинга.
Критерии и оценки
В 2012 г. реселлеры посчитали наиболее важным критерием работы поставщиков «соотношение цена/качество». Они оценили его в 0,887 балла — это была самая большая сумма, полученная данным критерием во всех 13 продуктовых номинациях рейтинга.
В 2014 г. этот показатель работы довольствовался лишь третьим местом. А на верхнюю строчку вернулось «качество продукции» (в 2012 г. — второе место с оценкой 0,810 балла), с 0,85 балла.
Особо отметим, что «Серверы на платформе х86» — одна из двух номинаций, в которых лидером значимости критериев не стала «прибыльность продукции» (ему досталось второе место и общее количество баллов — 0,846).
А вот наименее важным критерием на этот раз стала «активность в продвижении продукции» (0,537 балла). «Маркетинговая поддержка партнеров», которую продавцы серверов на платформе х86 посчитали в 2012 г. наименее невостребованной (0,522 балла), в 2014 г. занимает второе место с конца (0,54 балла).