17 марта 2021 г.
Рост сегмента публичных «облаков» неизбежен в российских условиях. «Однозначно в 2021 году рынок публичных облаков будет чувствовать себя хорошо и точно покажет рост относительно предыдущего года», — уверен Вячеслав Медведев, руководитель направления облачных решений компании «Инфосистемы Джет». В том, что тренд предыдущего года будет продолжен, уверен Олег Губка, директор по развитию бизнеса в компании «Аванпост». Однако остаются вопросы количественных характеристик роста. Также заслуживают рассмотрения внутренние процессы, влияющие на рост сегмента, и влияние распространения «облаков» на другие сегменты ИТ-рынка РФ.
«Завтра будет лучше, чем вчера!»
Игроки рынка расходятся в количественных оценках ожидаемой положительной динамики. «Рынок публичных „облаков“ продолжит демонстрировать положительную динамику, — согласен Дмитрий Лазаренко, директор по продукту Mail.ru Cloud Solutions (MCS). — Конечно, не стоит ждать аномально высокого спроса как в 2020 году, но, по нашим оценкам, рост окажется выше прогнозов последних двух лет».
Однако есть и более оптимистические оценки. «В 2021 году можно рассчитывать на рост до 60%, — говорит Олег Головко, первый заместитель управляющего директора компании „ЛАНИТ-Интеграция“. — При этом компании, которые предлагают не только инфраструктуру как сервис, но и различные платформенные решения по сервисной модели (PaaS), по нашим прогнозам, продемонстрируют рост, опережающий рынок».
Есть ли основания для такого оптимизма? На наш взгляд, да!
Доля экономики РФ в мировом ВВП составляет 1,75%, по данным МВФ, а доля рынка публичных «облаков», как мы выяснили, на российский рынок приходится не более 0,5%! Очевидно, что цифровизация национальной экономики невозможна с таким процентом проникновения «облаков», поэтому динамика российского сегмента должна существенно превышать глобальную!
Ограничения — уходят, драйверы — работают
Технических ограничений не было — коммуникационные каналы в экономически развитых регионах страны были и раньше, инфраструктура на стороне провайдеров и квалификация инженеров также не являлись сдерживающим фактором. Все ограничения были в восприятии технологий со стороны корпоративных заказчиков, но по итогам прошлого года они во многом оказались в прошлом.
«Раньше большинство компаний предпочитали держать ИТ-решения, обслуживающие важные бизнес-процессы, внутри собственной инфраструктуры, а за периметр безопасности в „облака“ отправлявшие некоторые служебные подсистемы, — говорит Андрей Конусов, генеральный директор компании „Аванпост“. — Сегодня значительное количество пользователей оказываются вне периметра компании, поэтому перенос бизнес-систем в „облака“ стал логичным, удобным и более безопасным, чем применение для новых задач ранее существовавших систем».
Все, сказанное про актуальность «облаков», полностью сохраняет справедливость и в наступившем году, смена форматов работы акцентирует некоторые аспекты и является дополнительным драйвером.
«Различные форматы совмещения удаленной и офисной работы будут становиться стандартом, создавая спрос на „облачные“ рабочие места и средства для общения, — уверен Дмитрий Яшин, генеральный директор ActiveCloud в России. — Растущая конкуренция во многих отраслях вместе с ростом доверия потребителей к цифровым каналам продаж усилит спрос на „цифровую трансформацию“ и на ускоряющие ее продвинутые „облачные“ инструменты». 2021 год станет удачным для российского рынка публичных «облаков», уверен г-н Яшин, к имеющимся драйверам относящий проблемы с национальной валютой: «Дорожающий доллар будет отбивать у клиентов желание покупать иностранное оборудование и инфраструктурное ПО, повышая привлекательность отечественных „облачных“ услуг».
Но есть и дополнительные драйверы. Чтобы понять, откуда они появились и каково их значение, нужно немного поговорить о том, что происходит в самом «облачном» сегменте.
Лучше «облака» только система из «облаков»
Распределенное «облако» (Distributed Cloud) — расположение публичных «облачных» сервисов за пределами физических ЦОДов провайдера. Фрагменты единой «облачной» инфраструктуры могут оказаться развернуты на физической инфраструктуре клиента, на границе сети, у гиперскейлера и т. д. Distributed Cloud, по мнению аналитиков, будет одним из девяти Главных технологических трендов 2021 года, обозначенных Gartner.
Востребованность распределенного «облака» определяет возможность располагать приложения и данные в оптимальных локациях, что позволяет оптимизировать сервис по себестоимости и решить ряд технических проблемы — от обеспечения скоростей доступа до соответствия требованиям законодательного регулирования, пишет Gartner. Однако центр ответственности все же един: за все аспекты архитектуры и работоспособности «облачных» сервисов, включая администрирование и обновление, по-прежнему отвечает провайдер «облачных» услуг, поставляющий систему сервисов конечному клиенту.
По сути, распределенное «облако» является продолжением концепции гибридного «облака», а последняя, в свою очередь, развивает концепцию «мультиоблака».
«Мы уверены, что стратегия гибридных „облачных“ архитектур по-прежнему является оптимальной, так как позволяет заказчикам быстро адаптироваться к меняющимся внешним факторам», — говорит Константин Борман, управляющий директор IXcellerate.
«Мы видим стойкий тренд развития гибридных и „мультиоблаков“, — подчеркивает Вячеслав Медведев. — Это продвинутая модель позволяет подбирать для решения бизнес-задач наиболее подходящие инструменты от разных „облачных“ провайдеров».
Для рынка это означает следующее: появляется большое количество различных «облачных» задач, которые в сумме становятся обширной «кормовой базой» для специализированных cloud-провайдеров. У некоторых мелких провайдеров конкурентным преимуществом будет нишевая экспертность. Некоторые будут созданы выделением во внешние структуры подразделений с приватными «облаками» и предназначены для обслуживания задач материнской компании. Третьи интересны локациями — в удаленном регионе могут поставлять клиентам сервисы с малым временем доступа и т. д. Появление новых игроков обеспечит сегменту дополнительную динамику, а самому рынку — развитие.
На развитие «мультиоблаков» повлияют требования к надежности, для которой нужно наличие резервных копий и/или ресурса для восстановления виртуализированной инфраструктуры предприятия в случае аварии на основном ЦОДе, что после страсбургских событий стало особенно актуальным.
Придут ли к нам глобальные гиперскейлеры?
Большинство экспертов скептически относятся к возможности мощной экспансии глобальных игроков на российский рынок. «Запускать на территории страны свои собственные инсталляции глобальные игроки не торопятся, поскольку российский рынок для них неинтересен с точки зрения размера, занять доминирующее положение не получится в силу серьезной конкуренции со стороны местных провайдеров, которые дешевле, лучше понимают специфику соответствия нормам российских регуляторов, а с точки зрения выбора услуг стремительно приближаются к мировому уровню», — говорит г-н Яшин.
«Мировым уровнем» обладают и объемы затрат, нужные на разворачивание инфраструктуры в РФ. «Скорость масштабирования и возможности для ввода мощностей для Москвы ничем не отличаются от Гонконга или США», — говорит г-н Борман, а также отмечает, что глобальные облачные провайдеры имеют повышенные требования к инфраструктуре.
Перспектив выхода глобальных провайдеров на российский рынок г-н Головко не исключает, хотя вероятность такого развития событий оценивает как низкую, но уверен в неизбежности развития гиперскейлеров локальных.
Итак, российский сегмент требует больших вложений, «отбить» которые проблематично за счет высокой конкуренции с локальными игроками и локальных особенностей. Однако отсутствие собственной инфраструктуры гиперскейлеров на территории страны не означает отсутствие доступности их сервисов!
«Зарубежные „облачные“ гиганты уже работают на российском рынке», — напоминает г-н Медведев и в качестве примера приводит Microsoft Azure и Amazon Web Services, сервисы которых доступны через российских cloud-провайдеров.
Напомним, что оборудование Microsoft и Amazon, на котором приземлены «облачные» сервисы, может быть размещено как на территории локального провайдера, так и в периметре компании-заказчика.
О присутствии глобальных гиперскейлеров на российском рынке говорит г-н Губка, отмечая, что их сервисы в основном их востребованы коммерческими заказчиками.
«Сегодня российские компании могут достаточно легко воспользоваться услугами любого глобального гиперскейлера как напрямую, так и через многочисленных партнеров в РФ, которые привносят в услугу свою ценность в виде премиальной русскоязычной поддержки и привычного документооборота», — говорит г-н Яшин. Как видно, российские провайдеры в ряде случаев выступают в качестве своеобразного «cloud VAR».
При этом, как отмечает г-н Губка, гиперскейлеры продолжают развитие в России, расширяя продуктовые портфели для локального рынка страны.
Но есть и обратный процесс — российские «облачные» игроки выходят за пределы РФ!
«Облачный» экспорт
Российский cloud-бум позволяет локальным компаниям-«облакостроителям» активно наращивать экспертизу и компетенции.
«В России уже созданы конкурентоспособные „облачные“ платформы с достаточным для многих зарубежных заказчиков набором сервисов и высоким уровнем самообслуживания, — говорит г-н Яшин. — В сочетании с агрессивной ценовой политикой и весьма качественным, но в силу специфики местного рынка труда значительно более доступным профессиональным сервисом, услуги российских игроков имеют все шансы стать востребованными».
Причем востребованность присутствует в регионах по всей планете.
Mail.ru Cloud Solution относительно недавно открыла «представительство» в Голландии. На первый взгляд, достаточно странно выходить практически в ФЛАП (общее название крупнейших центров сосредоточения «облачных» ресурсов Европы — Франкфурт, Лондон, Амстердам и Париж), но это обстоятельство иллюстрирует уровень технической экспертизы российской компании: MSC попросили открыть «представительство» российские же стартапы, которым российская cloud-платформа ближе и привычней при выходе на европейский рынок. «Проекты, подобные европейскому облаку MCS, могут значительно упростить масштабирование российских компаний на зарубежные рынки», — говорит Дмитрий Лазоренко.
Пример с MCS показательный, но не единственный, российские провайдеры уверенно выходят и на более отдаленные рынки. Например, SoftLine активно осваивает рынок Казахстана, даже открыла там точку присутствия. Более того, корпорация активна на «облачном» рынке Южной Америки! Там в ряде случаев местные компании и госструктуры тоже практикуют своеобразное «импортозамещение», при котором весьма кстати оказываются экспертиза и сервисы не-североамериканских компаний, поэтому российскому присутствию на южноамериканском рынке рады. Однако российским компаниям рады не везде по причине политической ситуации, напоминает г-н Губка, в ряде регионов использование российских ИТ-решений считают «рискованным».
Дальнейшие перспективы продвижения на рынки других регионов как крайне позитивные оценивает г-н Борман, напоминая о планах бизнес-экспансии за пределами России есть у многих крупных российских cloud-провайдеров, а в качестве примеров успеха приводя кейсы «Яндекса» и SoftLine.
«В рамках СНГ и Евразийского экономического союза у российских провайдеров позитивные перспективы, — уверен г-н Медведев. — Они обладают сильными ИТ-командами, инвестируют в развитие своих активов, что делает их привлекательными для сотрудничества».
Продолжение следует
Развитие сегмента публичных «облаков» оказывает мощное влияние на рельеф рынка и канала, что заслуживает подробного рассмотрения. На рынке cloud-сервисов тоже идет мощное развитие партнерской модели продвижения сервисов, при этом российские гиперскейлеры открывают для себя схемы, которыми традиционный канал пользуется в течение десятилетий. Про такие формы динамики мы поговорим в третьей части статьи.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE