В понедельник 12 октября было объявлено о том, что Dell покупает компанию EMC (включая ее дочернюю VМware) за 67 млрд. долл. Dell предложила акционерам EMC 33,15 долл. за акцию. Как ожидается, сделка будет закрыта в период май-октябрь 2016 г.
EMC — лидер рынка СХД с оборотом 25 млрд. долл., ее дочерняя компания VMware с оборотом 6 млрд. долл. — вендор № 1 на рынке ПО виртуализации. «Федерация» EMC включает также фирму RSA, признанного лидера в области корпоративной ИБ, и компанию Pivotal с высоко ценимым портфелем ПО обработки больших данных. За последний год стоимость акций EMC снизилась почти на 15%, но после появления новости о слиянии с Dell начала расти.
Dell, компания с оборотом 60 млрд. долл., является вторым крупнейшим в мире вендором серверов с развитым бизнесом в области СХД, сетевого оборудования и ИБ. Разговоры о больших переменах в EMC начались еще год назад, когда под давлением одного из крупных инвесторов она начала изучать возможности уступки своей доли в VMware, а также слияния либо продажи всей компании крупному вендору серверов, вместе с долей в VMware или без нее. Как сообщали американские СМИ в сентябре 2014 г., велись переговоры с HP и Dell и, быть может, также с Oracle и Cisco о возможности объединения с одной из них путем слияния как равных либо просто покупки. Однако тогда все эти переговоры закончились безрезультатно.
Майкл Делл, учредитель, председатель правления и главный управляющий компании Dell, в ходе пресс-конференции, которую он вскоре после объявления о сделке провел из штаб-квартиры EMC в Хопкинтоне (шт. Массачусетс) вместе с председателем правления и главным управляющим EMC Джозефом Туччи, главным управляющим VMware Патом Гелсинджером и др., рассказал о том, как на первом этапе будет выглядеть объединенная компания. И пообещал: «По мере продвижения к закрытию сделки мы сообщим больше о наших планах».
Слияние означает значительные перемены для «федерации» EMC, которую, по словам Делла, его команда внимательно изучила. «Этот союз имеет ряд очень важных достоинств, объединяясь, мы станем еще сильнее», — сказал он.
В частности, Dell намерена перенести свой серверный бизнес в кампус EMC в Хопкинтоне. «Мы планируем ввести наш серверный бизнес в бизнес корпоративных ЦОДов EMC. Так что оборот этого направления превысит 30 млрд. долл. и станет одним из крупнейших в новой компании», — отметил Майкл Делл.
Он сказал также, что объединенная структура не ограничится технологией виртуализации одной лишь VMware, подчеркнув стремление к открытости.
На вопрос о возможных сокращениях персонала прямого ответа Делл не дал: «Конечно, есть определенная синергия расходов. Но, я думаю, другие компании больше преуспели в сокращении персонала, чем мы». Впрочем Делл добавил, что всегда возможны корректировки.
Оба вендора имеют немалый опыт слияний и поглощений, но все прошлые сделки были гораздо мельче, чем нынешняя. По мнению некоторых наблюдателей, потребовалась бы пара лет, чтобы состыковать две подобные компании. В ходе такого слияния могут возникнуть большие трения, поскольку не все согласятся с целями объединенной компании. Тем более что в последние годы EMC была крупным конкурентом Dell.
По мнению Мег Уитман, главного управляющего HP Enterprise, интеграция EMC и Dell станет «колоссальным предприятием» и громадным отвлекающим фактором для сотрудников и руководящих команд, так как «сводятся вместе две разные культуры, перестраиваются руководящие команды и вырабатывается совершенно новая стратегия».
Но есть в их корпоративной культуре и сходные черты: так, обе компании начинали с агрессивной модели прямых продаж, но со временем обе усвоили, что в корпоративном сегменте нельзя по-настоящему преуспеть, не имея сильного канала.
Сделка Dell — EMC ставит много вопросов перед партнерами в канале. В числе главных — перекрытие/закрытие продуктовых линеек, пересмотр соглашений с третьими сторонами, слияние партнерских программ, судьба VCE и др.
Очевидно, что на некоторое время сделка породит неразбериху и нестабильность и для партнеров в каналах Dell и EMC, и для заказчиков.
«Объединение двух портфелей потребует значительных усилий, что будет подрывать их бизнес и порождать неясность для их заказчиков, — пишет Мег Уитман в письме, разосланном сотрудникам HP Enterprise. — Последние столкнутся, в частности, с такой проблемой — будут ли через полтора года обеспечены поддержкой продукты, которые они покупают сейчас у той или другой компании».
Эта сделка вызовет хаос в канале обоих вендоров, так как сводятся вместе две разные программы, два подхода, считает она. К тому же, отмечает Мег Уитман, средства на выплаты по долгу (как сообщается, около 40 млрд. долл.), которые предстоят объединенной компании, придется изымать из расходов на НИОКР, и другие «критичные для бизнеса сферы деятельности, что будет мешать им лучше обслуживать заказчиков».
В то же время в результате сделки с Dell-ЕМС захотят сотрудничать еще больше реселлеров и VAR’ов — для канала открываются большие возможности.
Но всё будет зависеть от того, насколько успешно и быстро удастся интегрировать две компании.
Что касается конкурентов, то больше всего могут пострадать Cisco (см. «Партнерство EMC, Cisco и VМware») и HP (ее серверы часто продаются вместе с СХД EMC).
Компания Lenovo с 2012 г. по реселлерскому соглашению с EMC продавала ее СХД в Китае, а сейчас и по всему миру. Серверы Lenovo используются в некоторых СХД ЕМС. Отвечая на вопрос редакции CRN/США о перспективах партнерства, в Lenovo сообщили, что ее отношения с EMC продолжатся, но, «вероятно, изменятся».
Новый ИТ-гигант
Объединенная Dell-EMC с оборотом около 90 млрд. долл. будет:
- крупнейшим в мире вендором СХД;
- вторым в мире вендором серверов;
- третьим — сетевого оборудования;
- одним из крупнейших вендоров ПО;
- главным поставщиком технологий виртуализации;
- одним из крупнейших поставщиков облачных услуг и технологий;
- лидером рынка больших данных и средств разработки ПО.
Что предложит Dell-EMC партнерам и заказчикам?
Конечно, итоговое предложение продуктов и решений будет сильно зависеть от того, от каких линеек избавится Dell в ходе интеграции двух компаний.
Так, по мнению Дэниела Айвза, аналитика фирмы FBR Capital Markets & Co., после слияния с EMC будет продано ее подразделение RSA и, возможно, Pivotal, учитывая, что «магистральный бизнес хранения и облачных услуг EMC и VMware составляетглавную привлекательность этой сделки, и можно ожидать, что многие „непрофильные“ подразделения будут проданы».
Возможна и ликвидации тех или иных частей линеек СХД Dell и EMC, учитывая перекрытие в этой части.
Издание CRN/США провело анализ продуктовых портфелей обеих компаний и ситуации, складывающейся в отдельных сегментах с учетом сегодняшних линеек их продуктов.
СХД
Слияние создает крупнейшего в мире вендора в области хранения данных: на долю объединенной компании будет приходиться около 30% рынка. По данным IDC, у EMC сейчас 21%, у Dell (третье место) примерно 10%. На втором месте HP (14%), компании NetApp и IBM занимают соответственно четвертое и пятое места с общей долей 14%.
Dell и EMC имели деловые связи многие годы. Начиная с 2001г. Dell была крупнейшим реселлером EMC, продавая ее корпоративные СХД Clariion и матрицы SAN. EMC покупала у Dell системы хранения для нижнего сегмента рынка. Но эти отношения прекратились, когда Dell в 2008 г. купила EqualLogic. Эта и другие приобретения, включая Compellent и Quest Software, сделали саму Dell крупным вендором СХД.
Хранение данных — сфера наибольшей конкуренции между двумя компаниями. Возможно, конкурирующие линейки смогут сосуществовать в рамках объединенной Dell-EMC, по крайней мере несколько лет, — обе компании имеют немалый опыт увязки различных линеек СХД. Рассмотрим подробнее некоторые категории СХД.
Флэш-системы. Несмотря на конкуренцию со стороны стартапов, EMC оставалась крупнейшим в мире вендором флэш-систем. Компания имеет две отдельные линейки, построенные только на SSD: XtremIO, которую называет самой быстрорастущей в мире, с совокупным объемом продаж 1 млрд. долл. за первые шесть кварталов, и DSSD, выпуск которой ожидается в этом году.
У Dell есть SSD-версии ее СХД Compellent, в том числе новейшая модель, в которой впервые использована технология недорогой памяти TLC 3D NAND, позволившая снизить стоимость хранения до 1,66 долл. за 1 гигабайт емкости без сжатия.
Эти линейки могли бы сосуществовать, при этом XtremIO и DSSD были бы нацелены на высокопроизводительные приложения, а Dell Compellent — на высокую производительность при меньшей стоимости.
СХД средней мощности. Здесь продукты отчасти перекрывают друг друга. Линейка VNX у EMC конкурирует с Compellent и EqualLogic у Dell, хотя VNX более мощные системы. Поэтому Dell, в принципе, могла бы предлагать своим заказчикам и VNX, и Compellent и/или EqualLogic. Другой возможный сценарий — убрать либо VNX или Compellent, либо EqualLogic, тогда объединенная компания могла бы успешно начать переход к программно-реализуемой инфраструктуре ЦОДов, используя ПО хранения EMC или Dell с серверами Dell.
СХД корпоративного класса. VMAX, линейка самых мощных систем EMC, — ее главное предложение корпоративным клиентам, не имеет аналога у Dell, поэтому объединение компаний никак не скажется на этом сегменте бизнеса. В последнее время доходы от линейки VMAX не растут, поскольку заказчики всё чаще ищут альтернативы мощным системам хранения, и EMC делает акцент на своей линейке флэш-матриц XtremIO. Тем не менее VMAX всё еще остается крупнейшим источником ее доходов. Dell, получив VMAX, получит доступ к самым заманчивым из заказчиков, входящим в список Fortune 1000.
Другие виды СХД. У EMC есть еще несколько линеек СХД, не имеющих аналогов в Dell, либо таких, где Dell можно считать сравнительно мелким игроком.
В сегменте специализированных устройств резервного копирования у EMC есть Data Domain — лидер рынка, а Dell предлагает собственные системы резервного копирования на базе серверов PowerEdge. Они могли бы сосуществовать в рамках одной компании, так как линейка Data Domain нацелена на верхний сегмент рынка.
В области программно-реализованной инфраструктуры хранения у EMC есть ViPR, ScaleIO и соответствующие приложения, тогда как Dell нацелена на партнерство со сторонними вендорами. Объединение компаний, вероятно, приведет к тому, что в этом сегменте будет доминировать технология EMC.
Что касается ПО защиты данных, то приложения Avamar, NetWorker и SourceOne Archiving и облачный сервис Mozy у EMC столкнутся с решениями AppAssure, NetVault Backup и vRanger у Dell. Здесь, вероятно, будет некоторая рационализация продуктовых линеек. Хотя системы резервного копирования Dell начального уровня, вероятно, выживут.
Некоторые другие решения EMC, в том числе масштабируемое NAS- Isilon, также, видимо, останутся.
Партнерство EMC, Cisco и VMware
Шесть лет назад эти игроки создали компанию VCE, которая продает гиперконвергентное решение, сочетающее вычислительные ресурсы, сетевые компоненты и СХД в виде уже сконфигурированных «блоков» под брендом Vblock.
В рамках Dell-EMC конвергентные системы VCE Vblock и эталонная архитектура VSPEX, вероятно, выживут, но изменятся, так как Dell заменит собственными серверные и сетевые технологии своего главного конкурента Cisco, которая может выйти из этого альянса.
Сейчас участники сделки утверждают, что VCE устоит. Майкл Делл заявил на пресс-конференции, что намерен сохранить связи подразделения конвергентной инфраструктуры VCE с Cisco Systems, несмотря на конкуренцию.
«Наш бизнес VCE, соединенный с продуктами и услугами Dell, будет расти быстрее и оказывать гораздо большее влияние на отрасль, чем любой из нас мог бы по отдельности», — написал Джозеф Туччи в своем блоге.
Главный управляющий Cisco Чак Роббинс также надеется на сохранение VCE. В интервью главному управляющему The Channel Company (компания-издатель CRN/США) Роберту Фалетре он заявил, что не удивлен сделкой Dell-EMC и ожидает, что Cisco продолжит партнерство с EMC.
Однако некоторые участники рынка сомневаются, что VCE сохранится в прежнем виде под эгидой Dell. В частности, партнеры Cisco считают, что эта сделка по сути убивает участие Cisco в VCE; более того, Cisco теперь также может рассмотреть вопрос о покупке поставщика СХД.
Big Data
Здесь главный двигатель — ПО Pivotal. EMC вложила много средств в аналитику больших данных и предлагает для этого интегрированные программно-аппаратные средства. Dell имеет собственную ударную технологию больших данных благодаря покупке в 2014 г. компании Statistica, а также партнерству с Oracle. Добавление ведущих кадров специалистов, разработчиков Pivotal, значительно усилило бы это направление.
Виртуализация
Благодаря покупке EMC компания Dell получает «ключи от королевства» виртуализации — контроль над VМware, главным вендором в этой области. Таким образом, Dell превращается в крупного игрока на рынке программно-реализуемых решений — она становится хозяином положения и соперником своего давнего партнера Microsoft, который продает конкурирующую платформу виртуализации. Software-defined — это будущее, и здесь перед Dell открываются огромные возможности, говорит Майкл Делл.
VMware останется самостоятельной открытой компанией, но Dell будет оказывать сильное влияние на ее деятельность. В частности, ряд партнеров в канале опасается, что «может быть задушена» интеграция программируемой сетевой инфраструктуры NSX с ИБ-решениями компаний Palo Alto Networks и Check Point, которую осуществляет VMware, если Dell постарается протолкнуть решения SonicWall.
Облака
С приобретением EMC компания Dell сразу занимает сильные позиции в области инфраструктуры облачных вычислений. Это результат совершенной EMC в июле за 1,2 млрд. долл. покупки компании Virtustream, провайдера корпоративных облачных услуг. Virtustream, которая сумела отвоевать долю корпоративного облачного рынка, сделав ставку на критически важные приложения SAP, открывает Dell доступ в обширную сеть ЦОДов в США и Европе и к целому списку важных корпоративных заказчиков. Решение Virtustream могло бы присоединиться к ПО администрирования облака Enstratius самой Dell, которое обеспечивает поддержку более 20 платформ общедоступного/частного облака, включая Amazon Web Services, Windows Azure, OpenStack, VMware и Rackspace.
Облачный портфель EMC включает также общедоступную облачную платформу vCloud Air от VМware, впрочем, уже давно идут разговоры о том, что EMC сведет vCloud Air и Virtustream воедино.
ИТ-безопасность
Обе компании имеют очень сильные предложения в области ИБ, при этом Dell нацелена на рынок клиентских систем и средний сегмент, а подразделение RSA в EMC — на корпоративных заказчиков. RSA, безусловно, один из самых известных ИБ-брендов. Ранее в этом году RSA выпустила новое семейство решений Via по интеллектуальной защите идентификационных данных, которые запускаются с подключенного устройства в облаке. Dell располагает широким спектром продуктов в области ИБ благодаря покупке компании SonicWall в марте 2012 г. и продвигает их выше в корпоративный сегмент. В начале этого года она выпустила первый почти за шесть лет крупный апгрейд к серии брандмауэров SonicWall TZ, работающий в четыре раза быстрее.
Хотя на сегодня перекрытие между сегментами ИБ, которые обслуживают Dell и EMC, невелико, в ходе пресс-конференции Майкл Делл не дал ясного ответа относительно планов в отношении RSA. По его словам, состоялось несколько обсуждений положения дел в этом бизнесе и того, как могла бы выглядеть комбинация возможностей RSA, SecureWorks, SonicWall и AirWatch, в том числе вариант объединения RSA с дочерней компанией SecureWorks самой Dell. Это оставляет место для сомнений у некоторых партнеров, которые сообщили CRN/США, что ранее EMC вела серьезные переговоры о продаже либо отделении RSA в качестве самостоятельной компании с прицелом на IPO в 2017 г.
ПК и серверы
После приватизации в октябре 2013 г. Dell сумела увеличить свою долю на рынках ПК и серверов. Майкл Делл говорит, что компания наращивала долю на рынке ПК в течение 11 кварталов подряд — это самая продолжительная полоса успеха Dell с 90-х годов — и теперь стала ведущим вендором коммерческих ПК в США. В целом, по данным IDC, Dell — второй крупнейший ПК-вендор в США и третий в мире. На серверном рынке, по данным IDC, во II квартале 2015 г. Dell увеличила доход на 5,9% по сравнению с предыдущим годом. Это упрочило ее позиции как второго крупнейшего в мире вендора серверов после HP.
По материалам CRN/США.