В отечественном ИТ-бизнесе доминируют мужчины. Это видно невооруженным глазом и не вызывает сомнений. И все же, какова при этом роль женщин? Сколько их работает в ИТ-отрасли? Удается ли им сделать карьеру, и какую именно? Чтобы ответить на эти вопросы, редакция CRN/RE обратилась в ИТ-компании.
На наши вопросы ответили представители 115 фирм, среди которых 75 столичных (из Москвы и Санкт-Петербурга) и 40 региональных. Большинство респондентов — отечественные компании, но есть и российские представительства зарубежных вендоров (18). Как показали результаты опроса, в среднем женщины составляют около трети (30,6%) сотрудников. Однако на уровне руководителей среднего и высшего звена* их почти вдвое меньше — 16,3%.
Однако есть немало ИТ-компаний, где в основных подразделениях женщин практически нет. Так, представители одной из ведущих столичных интеграторских компаний отказались от участия в нашем опросе, сославшись на то, что в данной компании женщины работают лишь в обслуживающих подразделениях — бухгалтерия, PR-служба, секретариат, которые вряд ли можно отнести к ИТ-бизнесу.
В половине опрошенных компаний в составе высшего руководства есть хотя бы одна женщина. Наиболее популярные точки приложения женских сил — финансовые службы и службы маркетинга. Более 40% ИТ-компаний доверили прекрасному полу финансы — женщины занимают в них должности главного бухгалтера или финансового директора. Примерно в четверти опрошенных компаний (23,4%) женщины работают директорами по маркетингу или руководителями отделов маркетинга.
Стоит отметить, что ситуация в российских столицах и в регионах несколько различается. Хотя в среднем доли работающих в ИТ-компаниях женщин примерно одинаковы (около трети общего числа сотрудников), в регионах женщинам охотнее отдают должности руководителей среднего и высшего уровня — там среди таких сотрудников 20% женщин, в то время как в Москве и Санкт-Петербурге — только 14,5%.
В регионах чаще встречаются и случаи, когда женщины отвечают за финансы компании: они занимают должность главбуха или финансового директора в каждой второй ИТ-компании, в то время как в столицах этот показатель всего 36%. Зато доля компаний, где в числе высших руководителей есть хотя бы одна женщина, несколько больше именно в столицах (52% против 47,5% в регионах). Аналогичная ситуация и в области маркетинга — в столицах в каждой четвертой ИТ-компании (25%) этим направлением деятельности руководит женщина, в то время как в регионах — лишь в каждой пятой (20%).
В представительствах зарубежных ИТ-компаний доля женщин несколько выше среднего показателя — 34%, при этом на руководящих должностях среднего и высшего звена их практически столько же, сколько и в отечественных компаниях, — 16,2%. Однако среди высшего руководства в представительствах женщины встречаются реже, чем в отечественных ИТ-компаниях (44,4% и 52% соответственно).
Если российские компании, как уже отмечалось, охотно поручают ведение финансовых и бухгалтерских дел женщинам, то зарубежные в России в этом отношении доверяют им меньше — женщины отвечают за финансовую деятельность только в 22% представительств. Но, на наш взгляд, это обусловлено в основном тем, что штат большинства этих офисов невелик и за финансовые вопросы их деятельности отвечают менеджеры, работающие за пределами России.
Наше исследование позволило выявить интересную зависимость доли и роли женщин в компании в зависимости от ее размера. Ограничившись только отечественными ИТ-компаниями, мы разделили их на три группы: небольшие (численностью менее 100 сотрудников), средние (100—500 сотрудников) и крупные (с численностью персонала более 500 человек). Как оказалось, в крупных компаниях доля женщин несколько ниже среднего показателя — только 25% (в среднем 30,6%). При этом чем крупнее компания, тем меньше женщин-начальников: если в небольших компаниях их доля среди руководителей среднего и высшего звена составляет 20%, то в компаниях среднего размера — уже 16%, а в крупных — всего 9%. Точно так же, чем крупнее компания, тем реже женщины отвечают за ее финансовую деятельность — только в 29% крупных компаний соответствующую должность занимают женщины. Для сравнения: 51% мелких компаний и 43% средних компаний, участвовавших в опросе, сообщили, что финансами или бухгалтерией у них руководят женщины.
Зато по мере увеличения размера компаний роль женщин возрастает качественно. Хотя в целом доля женщин среди менеджеров среднего и высшего звена в крупных компаниях наименьшая (всего 9%), в 57% из них женщины входят в состав высшего руководства.
Таким образом, в средних и малых компаниях больше женщин-менеджеров на промежуточных руководящих позициях. Что касается крупных компаний, то здесь, понятно, подавляющее большинство руководителей — это мужчины, но если уж женщине удается занять там руководящую должность, то в среднем она более высокого уровня. Однако при этом важно иметь в виду, что по мере роста компании такие «обеспечивающие» виды деятельности, как PR, работа с персоналом, финансы и так далее, все чаще выделяются в отдельные направления. Если в небольших компаниях соответствующие функции выполняют, например, менеджер по кадрам и PR-менеджер, то в крупной компании это будут уже соответственно должности директора по персоналу и директора по PR.
*По принятой нами в опросе классификации руководители высшего звена — это (генеральный) директор, президент, для зарубежной компании — глава представительства, заместители (генерального) директора, вице-президенты; руководители среднего звена — руководители (начальники) отделов, департаментов или служб.