В обоих случаях эти шаги можно считать пионерскими. Если говорить о сборке ЖК-мониторов, то известно, что целый ряд отечественных компаний уже осуществляет такие проекты, но впервые за это берется один из ведущих мировых производителей (по данным Proview, компания занимает четвертое место в мире по производству мониторов). А сборка ЖК-панелей на заводе «Микрон» — дело пока уникальное для нашей страны.
Интересно, что в свое время — в 1994 г. — Proview стала первой тайваньской компанией, открывшей свое производство в Китае. В те годы тайваньские инвестиции в Китае не разрешались. Чтобы обойти запрет, Proview зарегистрировала компанию в Гонконге и уже оттуда вошла в Китай, где до сих пор и выпускается преобладающая часть ее продукции.
Кстати, как и многие крупные компании, Proview Group сейчас делает большую ставку на крупнейшие развивающиеся рынки — Бразилию, Россию, Индию и Китай. В этом году она открыла сборочное производство не только в России, но и в Бразилии.
Что же даст перемещение сборки мониторов Proview и MAG в Россию? Дистрибьюторы рассчитывают на снижение их стоимости для партнеров и для потребителей. «Представители Proview, правда, не сообщили, насколько снизятся цены, но заверили, что качество мониторов будет не хуже, а цены — лучше», — сказал один из дистрибьюторов.
Но не ценовой фактор партнеры ставят на первое место. Самое главное, по мнению ряда дистрибьюторов, — ускорить поставки. «Сейчас мониторы из Китая идут до нашего склада неделями, — рассказывает Сергей Елисеев, коммерческий директор компании Erimex, — если через Голландию, то около четырех недель, если через Финляндию, то примерно две. Перенос сборки в Зеленоград позволит сократить сроки поставок».
Разумеется, речь идет только о тех моделях ЖК- и ЭЛТ-мониторов, скорее всего самых массовых на нашем рынке, которые будут там собираться. Чтобы сокращение сроков поставки мониторов из Зеленограда стало реальностью, нужно обеспечить своевременную доставку части комплектующих из Китая. Но эта задача гораздо проще, тем более что доля компонентов, производимых на месте, будет расти.
Сейчас все большим спросом пользуются ЖК-устройства. Так, в ассортименте компании «Инлайн», как сообщила CRN/RE руководитель отдела маркетинга Полина Глазкова, мониторы марки MAG появились летом 2004 г. Сначала это были преимущественно ЭЛТ-модели. Но уже к весне этого года спрос сместился на ЖК-модели, и сейчас «компанию интересуют только такие аппараты».
Кроме того, считают дистрибьюторы, идея организовать сборку мониторов в России была очень своевременна. Дело в том, что сейчас с таможней сложилась ситуация, которую Сергей Елисеев называет «перестроечной». «Перестройка» происходит прежде всего на рынке сотовых телефонов, но постепенно охватывает и другие рынки, в том числе компьютерной техники. Конечно, происходящие изменения давно ожидались и идут в правильном направлении, но в течение переходного периода, который мы сейчас переживаем, неизбежна некоторая неопределенность и «головная боль» для компаний, связанных с импортными поставками. Причем даже для тех, которые уже давно «перестроились», — поскольку происходящее на таможне нередко приводит к задержке грузов.
Кроме того, в тендерах, проводимых госструктурами, сейчас все чаще ставится требование — техника должна быть произведена в России. Мониторы из Зеленограда этому требованию соответствуют.
«Я считаю, это очень сильный ход и очень важный опыт, — говорит директор по маркетингу компании DVM Олег Колесов. — И если все пойдет хорошо, они вырвутся далеко вперед: те немногочисленные партии, пока из Китая, которые мы успели купить и продать, — очень удачные продукты. Они попали как раз в нишу, которая сейчас востребована: качество хорошее, цена — ниже, чем у грандов».
Практически одновременно с организацией сборочного производства в России Proview создает здесь свое представительство (ООО «Провью»). Сейчас оно находится в стадии регистрации, но первый его сотрудник — менеджер по маркетингу Ральф Леонхардт — работает уже с начала года.
По данным ITResearch, в прошлом году компания продала на российском рынке около 165 тыс. мониторов марки Proview. Это поставило ее на 6-е место с долей рынка 3,1%. В этом году (I и II кварталы) доля мониторов под обеими принадлежащими вендору марками (Proview и MAG), по словам Тони Янга, директора московского представительства, составляет ориентировочно 5%. Кроме того, Proview Group выпускает мониторы для своих ОЕМ-партнеров, в частности для Fujitsu Siemens Computers, ViewSonic и Xerox. «Поэтому суммарно — как компании-производителя — наша доля на российском рынке составляет примерно 10%», — говорит он.
Производство в Зеленограде компания намерена развивать поэтапно. По словам Тони Янга, цель первого этапа — довести объем сборки мониторов до 50 тыс. в месяц, на втором этапе планка должна подняться до 100 тыс. в месяц. Но это, конечно, будет зависеть от спроса, то есть в конечном счете от успешной работы канала сбыта.
Объемы выпуска ЖК-панелей, естественно, тоже привязаны к спросу. Сейчас, по данным Proview, соотношение между продажами ее ЖК- и ЭЛТ-мониторов на нашем рынке составляет примерно 70:30, причем доля первых устойчиво растет, доля вторых — падает.
Как известно, в настоящее время у вендора работают четыре дистрибьютора по марке Proview и три дистрибьютора по MAG. Через них проводится авторизация партнеров второго уровня — число их сейчас уже приближается к 100.
У Proview Group большие планы в отношении российского рынка мониторов: она намерена захватить его долю, измеряемую двузначным числом. С этим, в частности, и связан перенос производства в Зеленоград. Скорее всего, потребуется расширение и канала сбыта.
«Мы подводим итоги работы наших дистрибьюторов и проводим их авторизацию ежегодно. Если мы увидим, что они работают не оптимально, то их состав может и измениться, но пока мы нашими партнерами довольны», — говорит Тони Янг. По его словам, в Proview обращается все больше российских компаний с предложениями о сотрудничестве, но он не хочет чрезмерно увеличивать число дистрибьюторов, поскольку это приведет к росту конкуренции между ними.
Удовлетворен вендор и имеющимися возможностями сервиса своих мониторов. Сейчас у Proview в России два партнера по сервису — компании BI (у нее 70 сервис-центров на территории страны) и «Юнисерв» (40 сервис-центров). Однако по мере роста продаж спрос на эти услуги будет увеличиваться, и в случае необходимости Тони Янг готов привлечь еще одного сервис-провайдера. «Для российского офиса обеспечение качественного сервиса будет приоритетом № 1», — говорит он.
Чтобы добиться существенного увеличения доли рынка, не обойтись без наращивания маркетинговых усилий. Тем более в России, подчеркивает Ральф Леонхардт, где Proview — сравнительно новый брэнд. По его словам, вендор придерживается следующей тактики. Основная маркетинговая, в том числе рекламная, поддержка будет оказываться пяти-шести региональным партнерам каждого дистрибьютора, закупающим больше всего мониторов Proview и MAG. Причем у партнеров будет выбор — совместная реклама, сувениры для покупателей и так далее. Компания готова расширять поддержку партнеров, но многое будет зависеть от темпов роста продаж, а они, в свою очередь, — от того, насколько успешно будет работать производство в Зеленограде.
Как известно, Proview Group помимо мониторов производит и другие электронные устройства — ЖК-телевизоры, DVD-плееры, МР3-плееры. Правда, пока преобладающая их часть ориентирована на внутренний китайский рынок. Стратегия развития компании предусматривает расширение производства цифровой потребительской электроники.
Значит, продвижение Proview Group на российском рынке, скорее всего, мониторами не ограничится. На очереди ЖК-телевизоры. Однако конкуренция в этом сегменте рынка чрезвычайно велика, отмечает Тони Янг, поэтому нужно хорошо подготовиться. Так что ЖК-телевизоры — это уже следующий этап.
* Компания Proview приобрела марку мониторов MAG в 2000 г., но исторически сложилось так, что в России эта марка (прежнее название MAG Innovision) известна больше, чем Proview.