Согласно данным IDC, в 2017 г. сегмент ноутбуков возрос на 3,8% по сравнению с 2016 г. и составил 3,1 млн. штук. По данным аналитической компании ITResearch, сегмент ноутбуков впервые за многие годы вернулся к росту — общие продажи составили около 3,33 млн шт. при годовом приросте 13,8%.
Как утверждает аналитики ITResearch, среди производителей ноутбуков лидировали Acer, ASUS, Dell, HP и Lenovo (в алфавитном порядке).
Ольга Доровская, директор департамента персональных систем OCS Distribution, однозначно заявляет, что в ее компании продажи ноутбуков выросли в штучном выражении более чем на 6%.
Павел Василенко, руководитель направления мобильные ПК компании Acer, также свидетельствует об оздоровлении российского рынка — стандартные ноутбуки показали рост в районе 2%, в сравнении 2016 г., который, в свою очередь показал падение около 18% относительно 2015 г. При этом он отмечает, что Acer рос быстрее рынка и показал более 5% роста.
По мнению Владимира Шибанова, старшего вице-президента компании «Аквариус», продажи ноутбуков увеличились благодаря расширению модельного ряда и сегментов продаж.
В компании MICS четко делят продажи ноутбуков на потребительский сегмент и бизнес. «Розничный сегмент в 2017 г. показал увеличение оборачиваемости запасов и умеренный рост около 6%, — говорит Михаил Смирнов, директор по маркетингу компании MICS. — А вот продажи бизнес-ноутбуков выросли более чем на 30%, и наилучшие показатели оказались у премиальных моделей серии ThinkPad X1 Carbon. Рост продолжился и в 2018 г., и даже в I квартале 2018 г. отличная динамика была достигнута в потребительском сегменте — продажи выросли более чем на 20%».
«В связи с ужесточением конкуренции в нижнем ценовом сегменте, где невозможно получить прибыль, за год наша компания успешно реализовала стратегию смещения фокуса на более дорогие продукты, – рассказывает Сергей Балашов, менеджер по развитию направления консьюмерских ноутбуков компании Lenovo. — В 2017 г. мы продали на 5% меньше ноутбуков, чем в 2016 г., но при этом увеличили на 40% наши продажи в сегменте свыше 30 тыс. руб. на полке, в том числе игровых ноутбуков, где мы показали рост почти на 300%. Таким образом, мы считаем, что теперь наше предложение на рынке более сбалансировано и соответствует запросу потребителя».
Как считает Иван Пайков, директор департамента «Ноутбуки и планшеты» компании «Марвел-Дистрибуция», в 2107 г. рынок мобильных ПК в целом показал небольшой рост впервые за последние 3 года, при этом в некоторых сегментах рост был очень заметным. В первую очередь он отмечает рынок игровых ноутбуков: «Мы сознательно снизили обороты для улучшения других показателей (маржинальность, оборачиваемость склада и т.д.) и при этом не потеряли контракты с ведущими производителями. Так что наши результаты продаж более скромные относительно рынка, но в целом мы достигли своих плановых показателей на 2017 г.».
Потеснят ли трансформеры традиционные ноутбуки?
Хотя Сергей Балашов отмечает, что в 2017 г. в России продажи трансформеров выросли почти в два раза в количественном исчислении, что позволило им занять чуть менее 3% всего рынка ноутбуков против 1,5% в прошлом году, он полагает, что российский рынок достаточно консервативен: «В целом по Европе доля таких устройств достигла 7% от общего количества ноутбуков. Кроме того, в России наблюдается интересная особенность спроса — рост был обусловлен в основном спросом на устройства ценой до 30 тыс. руб. на полке. При более чем двукратном росте этот сегмент занял больше половины от всей доли „трансформеров“, в то время как в 2017 г. эта доля была на уровне 40%, а доля устройств стоимостью свыше 60 тыс. руб. упала с 17% до 15%. То есть, с одной стороны, есть повышение спроса на такие ноутбуки. Но с другой стороны, пользователь готов рассматривать альтернативу только при существенном сокращении разницы в цене по сравнению с традиционными ноутбуками, поэтому говорить о переходе или „вытеснении“ трансформерами в российском регионе пока что рано. Хотя Lenovo сохранила за собой первое место на этом сегменте рынка с долей 30%».
Павел Василенко подтверждает, что в 2017 г. доля трансформеров в России выросла относительно 2016 г. с 1,4% до 2,6%: «Но этот рост был обусловлен в первую очередь ростом low-end сегмента трансформеров на процессорах Intel Atom и Celeron. В то время как продажи „трансформеров“ на процессорах Intel Core i практически не изменились в штуках относительно 2016 г. Т.е. говорить о том, что трансформеры начали вытеснять традиционные ноутбуки как минимум преждевременно». Он также пояснил, что Acer не фокусируется на low-end сегменте, а предлагает пользователям самые современные технологии в виде обновленной линейки трансформеров Spin из mid-range и hi-end сегмента. По его данным, доля Acer на рынке трансформеров составила около 4% за весь 2017 г. и при этом показывала устойчивый рост (в третьем квартале 2017 г. доля составила уже более 6%). «В текущем году мы планируем развивать продажи трансформеров с среднем и высоком ценовых сегментах», — заявил он.
По словам Владимира Шибанова, продажи трансформеров в «Аквариусе» традиционно приходятся на отрасль образования: «И наша статистика не показывает процесс замещения с учетом того, что общее количество проданных ноутбуков увеличилось».
Михаил Смирнов утверждает: «Рынок традиционных ноутбуков остаётся основным и, хотя доля ноутбуков-трансформеров увеличивается, ещё рано говорить о вытеснении традиционных ноутбуков. Доля продаж трансформеров в компании MICS в 2017 г. составила 5% в штуках. Но четко наметилось увеличение спроса на более тонкие и легкие модели во всех ценовых сегментах».
Ольга Доровская категорически не согласна с тем, что трансформеры будут замещать традиционные ноутбуки: «Ведь категория трансформеров находится на стыке ноутбуков и планшетов, и скорее угрожает сегменту планшетов, предоставляя недостающую свободу и мобильность тем, кто хочет при этом еще производительности и функциональности классического ноутбука».
Ей вторит Иван Пайков: «Вытеснение „традиционных ноутбуков“ не совсем верное определение. Действительно, „трансформеры“, как и любой новый формат, показывают регулярный рост. Это интересный форм-фактор, продукт с привлекательным дизайном, который действительно многие рассматривают в качестве замены ультратонким ноутбукам. Но пока долю трансформеров в общих продажах можно охарактеризовать лишь как незначительную».
Каковы перспективы рынка ноутбуков?
Владимир Шибанов прогнозирует небольшой рост всех форм-факторов, т.к. рынок мобильных систем находится в стадии восстановления.
Как считает Ольга Доровская, этот рынок и дальше будет искать лучшее соотношение мобильности и производительности: «Полагаю, что у трансформеров определенно есть будущее. Но в большей части будут востребованы тонкие, легкие, но сохраняющие функциональность и производительность устройства и решения. Именно они и будут составлять основу продаж на рынке мобильных ПК».
С ней согласен Павел Василенко: «В этом году мы прогнозируем рост рынка свыше 5%, и первые два месяца текущего года подтверждают наши прогнозы. Наибольший рост покажут трансформеры, ультрабуки (которые в 2017 г. выросли почти на 70% относительно 2016 г.) и игровые ноутбуки (рост в денежном выражении составил в 2017 г. более чем на 80% относительно 2016 г. и почти двукратный рост в штуках). Доля традиционных ноутбуков продолжит сокращаться, но они все еще останутся самым массовым сегментом».
На это рассчитывает и компания MICS. По словам Михаила Смирнова, компания планирует увеличить продажи ноутбуков в 2018 г. на 10%: «Основная доля продаж ожидается в традиционных ноутбуках. Рост мы ожидаем в тонких и легких моделях, не обязательно строго соответствующих определению „ультрабука“. Также ожидаем продолжение роста продаж премиальных моделей ThinkPad за счет обновления линейки. От них не отстают и премиальные трансформеры Lenovo Yoga — в I квартале 2018 г. их продано даже больше чем в IV квартале 2017 г. МЫ также предлагаем трансформеры в начальном ценовом сегменте под брендом KREZ c экранами диагоналей 11,6 и 13,3 дюйма. Со II квартала мы возобновили оптовое соглашение с компанией ASUS, и теперь в дополнение к статусу B2B дистрибьютора партнёры могут приобрести в компании MICS розничную линейку ASUS».
Аналогично и в компании компании «Марвел-Дистрибуция» по итогам I квартала уже ощущают рост продаж ноутбуков, и рассчитывают, что этот тренд на увеличение продаж сохранится на протяжении всего 2018 г.: «Традиционные ноутбуки по-прежнему останутся более востребованными, но сегмент „транформеров“ покажет более заметную положительную динамику. Ну, а наибольший рост, как и в прошлом году, покажет сегмент игровых ноутбуков начального уровня», — считает Иван Пайков.