Основным итогом 2017 г. на рынке устройств печати можно считать прекращение спада продаж, наблюдавшегося в течение последних пяти лет, — именно так оценили прошедший год аналитики ITResearch. В прошлом году рынок несколько стабилизировался после многолетнего падения и даже показал некоторый рост в денежном выражении. От 2017 г. эксперты ничего «особого» не ждали, хотя в целом были настроены оптимистично.
По итогам 2017 г., согласно данным ITResearch, было продано 2,2 млн. устройств печати, то есть практически столько же, что и годом раньше. При этом денежный объем рынка принтеров и настольных МФУ увеличился на 28%, составив 526 млн. долл. Такая высокая динамика, по словам аналитиков, объясняется ростом цен и смещением спроса в пользу более производительных и функциональных продуктов.
«Особенностью 2017 г. стало увеличение числа струйных моделей, ориентированных на бизнес-приложения, а также рост продаж экономичных по стоимости печати принтеров и МФУ со встроенной СНПЧ, — подчеркивается в отчете ITResearch. — В свою очередь, на отставание лазерного сегмента повлияло сокращение числа моделей в начальной, самой массовой, скоростной категории принтеров и настольных МФУ».
В IDC традиционно рынок оценивают более «комплементарно». Согласно результатам исследований компании, в 2017 г. поставки печатающих устройств увеличились на 5,7% по сравнению с уровнем 2016 г., до 2,4 млн. штук, а в денежном выражении — на 18,5%, до 592,65 млн. долл. В общем объеме продаж на лазерную технику пришлось около 1,64 млн. устройств, в том числе почти 1,1 млн. МФУ. Количество проданных струйных аппаратов чуть превысило 754 тыс. штук, большинство из которых также МФУ — их поставлено чуть более 610 тыс. штук.
А вот по данным компании CONTEXT (она учитывает только поставки продукции через дистрибьюторский канал), в 2017 г. рынок печатной техники сжимался.
«В категории лазерных принтеров продажи через канал в штуках сократились на 16%, а струйных — на все 24%, — рассказывает региональный менеджер CONTEXТ Наталия Функнер. — При этом в долларовом выражении поставки лазерных принтеров прибавили 13%. Для сравнения, в 1 квартале 2016 г. средняя цена на них была на уровне 85 долл., а в 4-м квартале 2017 г. составила 149 долл. В Западной Европе в 2017 г. прослеживалось замещение лазерных принтеров более дешевыми струйными МФУ. В России такой тенденции пока не наблюдалось. Лазерные аппараты составляют 28% всех продаж печатной техники через дистрибуцию, включая МФУ. При этом струйные МФУ — единственная категория, которая росла год к году и по количеству продаж, и в долларовом выражении: на 5 и 24% соответственно. Лазерные МФУ показали прирост в 25% в долларовом выражении, со средней ценой в 2017 г. 277 долл.».
По оценкам ITResearch, в тройку лидеров рынка принтеров и настольных МФУ вошли компании Canon, HP и Kyocera, на долю которых в 2017 г. пришлось около двух третей всех проданных устройств. Аналитики CONTEXT отмечают, что в 2017 г. Xerox нарастила свою долю рынка до 10% в категории лазерные принтеры, тогда как НР уступила 6% рынка в данной категории.
«К концу года увеличились обороты продаж новой модели Xerox VersaLink, но пока это несильно отразилось на общем долларовом обороте. Около половины всех продаж НР пришлись на LaserJet Pro M104A со средней ценой 98 долл.», — поясняет Наталия Функнер.
При этом в IDC полагают, что в 2017 г. вендоры и каналы сбыта окончательно адаптировались к изменившейся экономической ситуации. Производители выработали инструменты продвижения и продаж в новых условиях, конкуренция между ними существенно возросла. Ключевым фактором в выборе оборудования потребителями окончательно стала TCO (полная стоимость владения). Также пользователи во всех сегментах рынка проявляют интерес к неоригинальным расходным материалам, несмотря на то, что результаты использования таких расходников могут быть неоднозначны.
В коммерческом секторе медленно, но последовательно развивается направление аутсорсинга услуг печати. По словам ведущего аналитика IDC Russia & CIS Константина Макаренкова, «происходит переосмысление пользователями самого понятия услуг печати. Все большее количество компаний, обращаясь к предложениям аутсорсингу, учится считать реальные расходы на печать и документооборот. Постепенно приходят к аутсорсингу и государственные организации».
Взгляд «изнутри»
Сами участники рынка оценивают итоги 2017 г. скорее как скромные, но при этом полны оптимизма. Во-первых, потому, что главный показатель рынка — денежный — растет. К тому же сами вендоры (по крайней мере, большинство из них) много сделали для того, чтобы росли продажи более дорогих моделей, в том числе и цветных, а также оригинальных расходных материалов. Кроме того, теперь делается ставка на услуги и сервисы, а не на продажи «коробок».
По оценкам руководителя направления «Принтеры» компании «Марвел-Дистрибуция» Инны Чепрасовой, в 2017 г. явно прослеживалась общая для всех производителей печатных устройств тенденция к смещению продаж в средний и старший сегменты, а также акцент на цветных машинах. Доля недорогих младших линеек (со скоростью печати до 23 стр. в минуту) не росла, чему способствовала ситуация с падением продаж оригинальных расходных материалов в этом сегменте.
«Год сложно назвать революционным, рынок достаточно стабилен, выходят новинки, сменяются поколения, но серьезных изменений не происходит, — рассказывает директор по развитию бизнеса и маркетингу Konica Minolta Business Solutions Russia Жамиля Каменева. — Активно пересматриваются модели бизнеса, все больше „железа“ предлагается в составе услуги. Вендоры поддерживают цифровую трансформацию компаний и предлагают все больше интегрированных с печатной инфраструктурой инструментов для управления трансформацией и работы с цифровыми активами предприятия. Несмотря на то что эксперты не первый год говорят о цифровизации бизнеса и переходе на безбумажный документооборот, на практике российские компании еще не готовы меняться в такой мере. Кому-то требуется время, кто-то просто ждет удобного продукта или решения — в любом случае сейчас отличный момент для того, чтобы присмотреться к поставщикам комплексных решений».
В компании Ricoh Rus оценивают 2017-й «как абсолютно знаковый в вопросе восстановления рынка после рецессии 2014 г.».
«Такой вывод мы делаем, основываясь не на данных аналитических агентств, а знакомясь с мнениями партнеров и видя ситуацию на рынке в целом, — подчеркивает руководитель департамента дистрибуции Ricoh Rus Андрей Буркин. — В прошлом году было реализовано на порядок больше проектов и сделок, чем в 2016 г. Партнеры сообщают, что заказчики начали активнее обновлять парк техники, заказывая более скоростные модели, нежели эксплуатировали ранее. Мы также отмечаем, что платежеспособность заказчика повысилась, он чаще выбирает цветные устройства взамен монохромных».
Директор по маркетингу компании Xerox Евразия Борис Дубов отмечает: в 2017 г. сохранились тенденции, начавшиеся в 2016 г.
«В частности, основной движущей силой на рынке печатных устройств оставались B2B-заказчики, — говорит Дубов. — В прошлом году рынок „оттолкнулся“ от уровня 2016 г. и перешел к активному росту в количественном и денежном выражении. Радует, что главным драйвером роста и в штуках, и в деньгах был спрос не на персональные продукты, а на оборудование для малых, средних и крупных офисов. Однако динамика роста средней цены устройства стала более умеренной. Если в 2016 г. средняя стоимость, по данным IDC, возросла почти на 10% по сравнению с 2015 г., то в 2017 г. — только около 3%. СМБ, корпоративные и государственные заказчики продолжили обновлять парки печатных устройств в целях экономии и повышения эффективности. В 2017 г. рос спрос на аутсорсинг печатной инфраструктуры, причем динамика его развития смещается в сегмент среднего бизнеса. Заказчики теперь более осведомленные и восприимчивые к внедрению услуг. Этому в том числе способствует курс компаний на цифровую трансформацию».
«В целом 2017 г. можно считать достаточно удачным. Рынок печатной техники вырос как в штучном, так и в денежном выражении, — отмечает продакт-менеджер по печатному бизнес-оборудованию российского офиса Epson Андрей Антонов. — Epson по итогам 2017 г. снова стала лидером рынка струйной печати с долей более 50% в денежном выражении (по данным IDC). Отдельного внимания заслуживает ситуация на рынке струйной бизнес-печати. По данным IDC, он в 2017 г. вырос на 10% по отношению к прошлому году. Такая позитивная динамика обусловлена развитием данного направления, и Epson именно в струйной бизнес-печати видит дальнейший потенциал для роста продаж. Струйные устройства для бизнеса становятся все более производительными и функциональными и постепенно отъедают долю у лазерных машин в корпоративных продажах».
По словам директора департамента устройств печати HP в России Игоря Пасюкова, 2017 г. для HP был очень насыщенным — «как с точки зрения вывода на рынок новых решений и устройств печати, так и с точки зрения оживления рынка и экономики в целом»: «Многие компании — как партнеры, так и производители — адаптировались к ситуации в стране и научились выстраивать продажи в текущих условиях. — Рынок струйной и лазерной печати показали позитивный рост, в первую очередь, за счет устройств с системой непрерывной подачи чернил, которые по итогам года занимают около 40% рынка струйной печати в натуральном измерении. Ключевым фактором при выборе устройств в 2017 г. как у частных потребителей, так и в коммерческом сегменте стала общая стоимость владения. В связи с этим хотел бы еще раз отметить успехи HP в сегменте устройств с непрерывной подачей чернил. Линейка HP DeskJet GT была хорошо принята российскими пользователями и HP увеличила свою долю в на этом рынке в 2017 г. в 1,5 раза».
«Несмотря на то что рынок не достиг докризисного уровня, сегмент офисных МФУ показал положительную динамику роста, — отмечает ведущий менеджер по направлению „Офисное оборудование“ российского представительства Canon Хироо Танахаши. — Canon cмогла укрепить позиции на рынке в ключевых для компании сегментах и по результатам 2017 г. вышла на позицию № 1 в продажах цветных МФУ формата A3».
Менеджер по работе с ключевыми клиентами KYOCERA Document Solutions Rus Евгений Демидов отметил: по итогам 2017 г. компания укрепила позиции на рынке лазерной печатной техники, ее доля составляет 18% (по данным IDC): «Причем как по финансовым показателям, так и по количеству „коробок“. Самый большой рост за прошедший год KYOCERA показала в сегменте монохромных аппаратов формата А3, доведя число установок до 13 322 шт.».
Директор по продажам компании Lexmark International Rus. Вадим Беляков подчеркнул, что рост продаж вендора составил 55% по сравнению с 2016 г. При этом в целом рынок прибавил примерно 5%, а в целевом сегменте Lexmark —35%. Компания вошла в тройку лидеров по количеству поставленных устройств в своем сегменте (лазерные принтеры и МФУ от 30 стр./мин). По словам Белякова, основной рост продаж достигнут за счет активной работы с партнерским каналом. «Следует отметить, что Lexmark International теперь частная компания, принадлежащая на 100% китайским инвесторам, что является привлекательным фактом для некоторых российских госкомпаний», — говорит Вадим Беляков.
По словам директора по маркетингу OKI Systems Rus Сергея Лебедева, оборот компании OKI в 2017 г. (без учета широкоформатного бизнеса, перешедшего к вендору после покупки компании Seiko I Infotech) в рублях несколько снизился (примерно на 8%), тогда как 2016 г. для компании был более успешным с точки зрения участия в крупных тендерах.
Что же дальше?
«По прогнозам IDC, в 2018 г. при отсутствии серьезных макроэкономических потрясений рынок будет развиваться последовательно и стабильно, продолжится планомерная работа вендоров и каналов сбыта», — уверяет Константин Макаренков.
Инна Чепрасова полагает, что тренд 2017 г. сохранится и в этом году. «Вендоры продолжат делать упор на средний и старший сегменты и принтеры для цветной печати. Какие-либо изменения возможны только в том случае, если какой-нибудь вендор решит немного „взбодрить“ рынок и предложит нечто особенное».
По прогнозам Xerox Евразия, в 2018 г. (если сохранится экономический фон последних полутора лет) корпоративные и государственные заказчики, в том числе компании СМБ, продолжат обновлять парк печатных устройств в целях экономии и повышения эффективности. «Отложенный спрос, сформировавшийся за 2013–2015 гг., все еще достаточно велик», — уверен Борис Дубов.
«Мы ожидаем, что тенденции 2017 г. сохранятся и в 2018 г., рынок принтеров и МФУ в количественном выражении продолжит сокращаться, а в денежном, наоборот, будет расти в основном за счет смещения фокуса продаж от низкого ценового сегмента к среднему и высокому, — говорит Хироо Танахаши. — Наиболее вероятно, что продолжится рост рынка в сегменте МФУ А3 формата. На рынок монохромных устройств будут оказывать давление в первую очередь полноцветные устройства, скорее всего, он продемонстрирует слабый рост».
В Konica Minolta Business Solutions Russia от 2018 г. ждут продвинутых ИТ-проектов в области печати, в частности, «первых шагов по созданию умного офиса». «Эта концепция включает в себя внедрение системы интеллектуального видеонаблюдения, объединение всех МФУ предприятия в единую сеть и подключение к ней других цифровых устройств, внедрение „умных помощников“ в рабочее пространство, а также увеличение количества решений класса Desktop-as-a-Service (DaaS), — рассказывает Жамиля Каменева. — Konica Minolta сконцентрируется на развитии подобных технологий, а также на предоставлении комплексных услуг, таких как MCS (Managed Content Servise, сервисы по управлению корпоративным контентом), BPS (Business Process Services, сервисы по управлению бизнес-процессами) и IMS (Infrastructure Management Services, сервисы по управлению инфраструктурой)».
«Учитывая продолжающуюся уже второй год подряд тенденцию, а также настроения в партнерском канале в первом квартале 2018 г., мы продолжим активно инвестировать в развитие бизнеса печатных устройств, — поясняет Андрей Буркин. — Полагаем, что объем рынка будет только расти, причем в денежном измерении — заметно выше. Также мы ожидаем большее количество крупных проектов со стороны как госсектора, так и коммерческих заказчиков».
KYOCERA Document Solutions Rus в текущем году ждет роста, «сопоставимого с объемом 2014 г., так как только сейчас индустрия выходит из кризисного „пике“ 2015 г.». «Стратегия компании KYOCERA направлена на увеличение доли рынка, в частности в полноцветном сегменте формата А3 и SRA3», — отмечает Евгений Демидов.
«Мы считаем, что в 2018 г. продолжится рост поставок в корпоративном сегменте, — говорит Вадим Беляков. — При этом все больше крупных российских корпораций обращают внимание на оптимизацию парка печатной инфраструктуры. Это обычно предполагает использование более производительной техники и внедрение решений печати по карточкам».
«К сожалению, в последние годы слишком много факторов влияют на рост продаж и развитие рынка устройств печати, — размышляет Андрей Антонов. — Тем не менее 2018 г. также должен показать рост. Пользователи все чаще обращают внимание на фактор экономичности и выбирают наименее затратные решения с точки зрения совокупной стоимости владения. Поэтому в 2018 г. в выигрыше окажутся те производители, кто предложит рынку наиболее экономичные варианты печатной техники, но при этом с высоким функционалом и надежностью».
Игорь Пасюков полагает, что в 2018 г. рынок продолжит демонстрировать положительную динамику: «Думаю, будет расти интерес заказчиков к решениям в области аутсорсинга печати — мы видим активное движение многих компании в сторону учета расходов на печать и решений по оптимизации документооборота. Вероятно, в ближайшем будущем к этому придет и государственный сектор. Плюс стандартное смещение акцента пользователя на общую стоимость владения, обеспечит опережающие темпы роста сегментов офисной и корпоративной печати, ведь именно эти сегменты предлагают наиболее низкую стоимость владения. HP предлагает в сегменте офисной и корпоративной печати 3 разных технологии печати: лазерную, струйную и PageWide. У устройств печати на базе каждой из технологий есть свои преимущества».