2016 г. для российского рынка мониторов стал «лучом света в темном царстве» — после ­нескольких лет падения рост в 5–10% (согласно разным источникам) показался обнадеживающим. В прошлом году эксперты, хотя и с многочисленными оговорками, предполагали, что в 2017 г. позитивная динамика сохранится.

И рынок ожидания оправдал. Согласно данным ITResearch, в 2017 г. в России было продано 2,8 млн. мониторов на сумму 460 млн. долл. По сравнению с 2016 г. рост составил соответственно 21 и 25%. Причем в первом полугодии рынок прибавил почти 30%.

Аналитическое агентство CONTEXТ (фиксирует постав­ки через дистрибьюторский канал в Россию) отметило: в долларовом выражении продажи десктопных мониторов в 2017 г. выросли на 27,5%. Причем оба сегмента, бизнес и консьюмерский, прибавляли одинаковыми темпами. По словам регионального менеджера CONTEXТ ­Наталии Функнер, средняя ­канальная цена в России на мо­ниторы для потребительского рынка стабилизировалась на уровне 120 долларов. Са­мый лучший рост показали ­продажи мониторов с техно­логией FreeSync (на потребительском рын­ке — на 170,5% в долл.).

«Все большей популярно­стью начинают пользоваться ­мониторы с частотой обновле­ния экрана 144Hz — их продажи в штуках выросли с 5% в 2016 г. до 14% в 2017 г., а в долларах — с 11 до 22%. Продажи мониторов с обновле­нием экрана 60Hz, наоборот, ­сократились с 80% (в долла­ровом выражении) в 2016 г. до 65% в 2017 г.», — рассказы­вает Функнер.

По мнению аналитиков ITResearch, рост в 2017 г. во многом был связан с процессом замены базы устаревших устройств: «В компаниях начался переход с 17- и 19-дюймовых мониторов, которые составляют значительную долю установленного парка, на 24+-дюймовые устройства, ­которые при этом имеют относительно невысокую стоимость».

В 2017 г. конкуренция на рынке мониторов стала еще более жесткой. Так, по оценкам ITResearch, «сей­час идет речь не о тройке, а о четверке лидирующих ­компаний, которые имеют ­сопоставимую долю и перио­дически меняются на верши­не пьедестала. Это бренды Acer, AOC, Philips и Samsung, на которые по итогам года ­пришлось 56% всех продаж». Примечательно, что позиции Samsung заметно усилились в сегменте мониторов с часто­той обновления экрана 144Hz. Доля вендора, по оценкам ­CONTEXТ, в четвертом квар­тале 2017 г. достигла 30% в долл., тогда как доля AOC ­сократилась с 35% в I кварта­ле до 18% в IV квартале 2017 г. В тройку лидеров в потребительском сегменте, по данным CONTEXТ, вошли Philips, ­Samsung и AOC с примерно равными долями в долл. (19, 17, 16% рынка соответствен­но). При этом доля LG, по данным ITResearch, сократилась. «Компания, в свое время входившая в ведущую тройку и в начале 2017 г. находив­шаяся еще на шестом месте ­(показатели рынка в марте), по итогам последнего квартала 2017 г. закрыла первую ­десятку рейтинга», — гово­рится в официальном отчете. Впрочем, по итогам года, со­гласно оценкам CONTEXТ, LG с долей 6% заняла седь­мое место (напомним, это ана­литическое агентство учитыва­ет лишь поставки через дистрибьюторов).

Итоги...

Как же оценивают итоги года сами участники рынка?

«Для мониторного рынка ­прошедший год был успешным: рост к прошлому году составил порядка 18–19%, — отмечает старший менеджер группы ­„Мониторы“ компании „Мар­вел-Дистрибуция“ Роман ­Васильев. — Говоря о резуль­татах нашей компании, хочу ­отметить впечатляющий рост, который превысил среднеры­ночный в несколько раз. Про­дажи мониторов растут вто­рой год подряд, и за 2017 г. это направление выросло на 80%».

Продакт-менеджер по мони­торам компании OCS Distribution Елена Казакова также ­подчеркивает, что 2017 г. для рынка мониторов был ­крайне удачным. «Главное наше достижение — серьезное улучшение финансовых показателей, — рассказывает Казакова. — В портфеле OCS есть ­мониторы ASUS, Dell, HP, ­Lenovo, MSI, Samsung. В це­лом у нас был отличный рост и в розничном, и коммерче­ском сегментах. По коммерче­ским мониторам некоторых ­вендоров итоги 2017 г. превзошли все ожидания. В 2017 г. нам удалось продать аппара­тов HP, Dell, Lenovo намного больше, чем рабочих станций этих вендоров. Это связано с общи­м трендом покупки либо второго монитора к уже имею­щемуся компьютеру, либо к ноутбуку с небольшой диагональю. Работать на двух мониторах очень удобно, особенно если необхо­димо одновременно работать в разных приложениях. В итоге такой всплеск привел к тому, что в OCS рост про­даж в сегменте коммерческих мониторов в два раза превысил рост рынка и составил 20%. Очень неожиданным было снятие с производства ­целого списка моделей Sam­sung для корпоративного сег­мента. Тем не менее мы смог­ли нарастить долю проектных закупок у вендора. Положи­тельно сказалось расширение списка производимых в РФ ­моделей мониторов Samsung. На рынке мониторов в 2017 г. взошла новая звезда: монито­ры MSI. Этот вендор раздвинул наш сегмент геймерских ­мониторов».

«По информации разных ­исследовательских компаний, российский рынок мониторов в 2017 г. вырос от 12 до 18%. Это хороший показатель, — ­говорит генеральный менед­жер NEC Display Solutions в России Инна Сорокина. — Можно долго рассуждать, что в стране большой отло­женный спрос, накопившийся за прошлые „тяжелые“ годы. Но мы с вами прекрасно зна­ем, что основной покупатель ИТ-решений и оборудования — государственные компании. И сыгранные большие тенде­ры (та же „Почта России“) прошлого года — тому подтверждение. Таким образом, причины успеха связаны, во-первых, с предвыборной ситуацией в стране и предсказуемой стабильностью и, во-вторых, с це­нами на нефть».

Менеджер по развитию бизнеса «Мониторы и периферийные устройства» Dell в России, Казахстане и Центральной Азии Павел Рузин отмечает, что хотя «эксперты называют разные цифры в зависимости от метрики (ПК-мониторы; все мониторы, включая аппараты с ТВ-тюнером; мониторы, ввезенные на территорию РФ или проданные на территории страны конечному потребите­лю), рост рынка в 2017 г. действительно продолжился.

«В сегменте ПК-мониторов рынок прибавил, по разным оценкам, в районе 15–20%, — рассказывает Рузин. — Среди главных трендов прошедшего ­года — рост сегмента 24-дюй­мовых мониторов, которые ­вытесняют сегмент 21,5-дюймовых с позиции самой популярной и продаваемой диагонали, рост в сегменте игровых мони­торов, мониторов сверхширо­кого формата и моделей с разрешением Ultra HD».

«Согласно тем источникам, которыми мы пользуемся, ры­нок мониторов в 2017 г. увели­чился примерно на 20%, причем как в SalesIn, так и в Sales­Out, — подчеркивает менеджер по маркетингу предста­вительства ViewSonic в странах СНГ и Прибалтики Мария Соловьева. — Рост выше наших ожиданий, так как в нача­ле 2017 г. мы рассчитывали на 10%».

По оценке компании Acer, в 2017 г. рынок в России вырос на 22% и составил 2,43 млн. ­мониторов. «В 2016 г. доля Acer составила 15%, в 2017 г. мы выросли вместе с рынком и сохраняем эту долю, — ­комментирует руководитель ­направления периферийного оборудования компании Acer Максим Гришухин. — При этом средняя цена монитора Acer в 2017 г. увеличилась на 11%, а по результатам I квартала 2018 г. — еще на 10%».

«В 2017 г. мы отметили рост рынка приблизительно на 10% в штучном выражении, — го­ворит руководитель направления видеодисплеев Samsung Electronics в России Григорий Губанков. — В первую оче­редь это коснулось моделей с диагоналями 24 дюйма и вы­ше. Одна из самых стремитель­но растущих категорий — ­мониторы для игр (они отличаются частотой вертикальной развертки минимум 144 Гц), ­рынок таких решений стал больше в два-три раза».

По словам Григория Губан­кова, растет в штучном выра­жении и рынок мониторов с разрешением выше Full HD, однако средний ценник на них снижается благодаря новым ­доступным решениям.

«Появляются мониторы с нестандартным разрешением. Один из таких — монитор C49HG90DMI с разрешени­ем DFHD (Double Full HD, 3840×1080) и соотношением ­сторон 32:9, ориентированный как на игроков, так и на тех, ­кому приходится работать с большим объемом данных ­(Excel, CAD, создание контен­та и т. д.), — рассказывает ­Губанков. — Еще одна любо­пытная тенденция, косвенно ­относящаяся к рынку монито­ров, — появление большого ­числа ноутбуков, оснащенных разъемом USB Type-C. Соответственно развивается и сегмент мониторов, оснащенных таким интерфейсом».

Для компании MMD (брен­ды AOC и Philips) 2017 г. был весьма успешным. «Мониторы обоих брендов совокупно заня­ли рекордные 27,4 % (по дан­ным аналитической компании CONTEXT) российского рынка, — отмечает региональный директор компании MMD ­Андрей Каракашев, — При этом Philips, как и за год до этого, сохранила за собой первую строчку, а наш второй бренд АОС занял второе место в общем рейтинге и впервые поднялся так высоко. Рынок в целом также показал поло­жительную динамику, пре­одолев отметку в 2,9 млн. проданных мониторов. В течение всего года, без явных провалов, наблюдалась высокая ­покупательская активность, ­причем как в потребитель­ском сегменте, так и в корпо­ративном».

По оценкам менеджера по развитию категории мони­торов компании HP в России Кирилла Синькова, прошед­ший год был интересным, ди­намичным и запоминающим­ся. «Мы смогли стабильно ­наращивать долю в коммер­ческом сегменте, а также ак­тивно развивать продажи розничных моделей через ритейл. Мы убедились, что такая на первый взгляд специфиче­ская категория, как монито­ры, перестает восприниматься просто как устройство вывода информации, — подчеркивает Синьков. — Теперь как ком­мерческие заказчики, так и розничные покупатели рассматривают монитор как высокотехно­логичное устройство, повышающее продуктивность работы, а также как стильный аксессу­ар рабочего и домашнего пространства».

...и прогнозы

«На этом оптимистичном фоне хочется, чтобы и в 2018 г. вос­ходящий тренд продолжился, — говорит Мария Соловьева. — ­Если не будет каких-либо эко­номических потрясений, то рискну предположить, что рост составит порядка 15–20% в штуках. По крайней мере начало ­года мы планируем исходя из этих цифр».

Роман Васильев также полагает, что в 2018 г. тенденция к росту сохранится, впрочем, рынок будет расти несколько более скромными темпами. «По нашим прогнозам, стоит ожидать положительную дина­мику в пределах 15–17%, — подчеркивает Васильев. — ­Рынок мониторов продолжает активно восстанавливаться после кризиса 2014–2015 гг., ­вызванного резкой девальвацией рубля. Что касается сегментов этого направления, то мы ожи­даем, что доля мониторов с диагоналями 24 дюйма (сюда относятся устройства с 23,6, 23,8 и 24) продолжит активно расти и впредь, закрепив за собой лидерство».

По оценкам Acer, в 2018 г. рост рынка составит 10–15%, ­основным драйвером останется сегмент геймерских продуктов. «Наш ассортимент игровых ­мониторов постоянно расширя­ется за счет моделей для профессиональных киберспортсменов и любителей игр, кроме ­того, продолжает расти интерес потребителя к мониторам с разрешением 2К и 4К, — отмечает Максим Гришухин. — Еще одна важная тенденция — увеличение доли дисплеев с большой диагональю (более 23,6 дюйма) как в коммерческом, так и в потребительском сегментах. В ближайшее время мы начнем про­дажи мониторов с диагональю 55 дюймов.

Григорий Губанков полагает, что в 2018 г. продолжится раз­витие всех тенденций, которые Samsung Electronics отметила в 2017 г.

«Мы встречаем год со сдержанным оптимизмом и пред­полагаем, что рынок ждет умеренный рост в интервале от 5 до 10%, — рассказывает Андрей Каракашев. — Рост продаж ­мониторов с большими диаго­налями, а также с изогнутой матрицей сохранится. Средняя цена товара также будет увеличиваться, хотя темпы несколь­ко снизятся за счет ценовой эрозии. Конкуренция в игровом сегменте, и без того очень высокая, усилится. Мы к этому готовимся и еще до майских праздников объявим о запуске новой линейки продуктов. Также планируется серьезное обновление модельного ряда профессиональной линейки. Кроме того, мы ­будем уделять много внимания вопросам информационной безопасности, особенно актуальным сегодня».

«Мне бы хотелось, чтобы эта тенденция сохранялась. И наверняка все этого ждут, — не скрывает Инна Сорокина. — При сохранении экономиче­ской ситуации прошлого года (а ничего другого нас и не ждет), видимо, во второй половине 2018 г. мы увидим некий рост. Но это — из серии предсказаний, которыми занимаются звездочеты, так как даже эксперты за это не всегда берутся».

При этом Инна Сорокина ­отмечает несколько возмож­ных тенденций, характерных для 2018 г. «В ближайшее время вряд ли появятся какие-либо технологические инновации, способствующие резкому росту. Государственные тендеры продолжатся — и это очень хорошо. Бюджеты будут постоянно урезаться — вот это не очень хорошо. Но так как нам эта ситуация знакома, мы неплохо адаптированы к ней. Что касается мониторов NEC DS, то для нас эти устройства как составляющая бизнеса важ­ны и интересны, но не секрет, что мы — нишевый игрок на этом рынке. Наша задача — сохранять свою нишу, зараба­тывать и давать заработать ­каналу».

Павел Рузин подчеркивает, что большинство экспертов на 2018 г. сохраняют оптимистичные ожидания по даль­нейшему увеличению рынка. «На наш взгляд, при благоприятной экономической ситуации имеется неплохой потенциал для роста, что обусловлено потребностью как корпоративного, так и потребительского сегментов обновить парк оборудования в соответствии с последними технологическими трендами, — отмечает Рузин. — Мы прогнозируем дальнейшее смещение рынка в сторону 24-дюймовых мониторов, которые должны стать безусловным мейнстримом в 2018 г., дальнейшую популяризацию мониторов с разрешением Quad HD и 4K, дальнейший рост в нише сверхширокого формата и моделей с изогнутым экраном, а также в сегмен­те мониторов для конференц-аудиторий с размером экрана от 55 дюймов и больше».

Елена Казакова отмечает, что у компании OCS «по раз­ным вендорам разные прогнозы»: «В 2018 г. мы ожидаем значительного наращивания продаж в сегменте консьюмерских мониторов и продолжения роста в сегменте коммерческих мониторов компании HP. Будем расширять портфель, особенно в low-end сегменте, и, конечно, канал сбыта этой продукции. Другое наше ожидание от этого года — увеличение продаж мониторов 23,5–24 дюйма. У ком­пании Samsung появилась очень перспективная 32-дюйм модель UHD с хорошим разрешением и по доступной цене, конкурирующая с более дешевыми брендами. Также мы серьезно подготовились к повышенному спросу на изогнутые игровые мониторы, здесь Россия идет в общемировом тренде».

По словам Кирилла Синькова, в 2018 г. бурный рост продолжится: «Сейчас мы подходим к точке, когда средний возраст монитора у розничного потре­бителя или на рабочем месте ­заказчика приближается к критической отметке — пять лет. За это время технологии сде­лали рывок вперед: теперь ­балом правят безрамочные ­устройства с изогнутыми мато­выми матрицами, сочной цветопередачей, быстрой частотой смены кадров и откликом, множеством портов и отличной ­эргономикой. Они повышают производительность труда, ­делают рабочее пространство стильным и удобным, не пор­тят зрение и осанку, а для геймеров хороший монитор — не­сомненный атрибут побед в виртуальном пространстве! Всё это еще не до конца очевидно, но мы со своей стороны сделаем все, чтобы в 2018 г. изменить привычные взгляды розничных и коммерческих покупателей на монитор».