2016 г. для российского рынка мониторов стал «лучом света в темном царстве» — после нескольких лет падения рост в 5–10% (согласно разным источникам) показался обнадеживающим. В прошлом году эксперты, хотя и с многочисленными оговорками, предполагали, что в 2017 г. позитивная динамика сохранится.
И рынок ожидания оправдал. Согласно данным ITResearch, в 2017 г. в России было продано 2,8 млн. мониторов на сумму 460 млн. долл. По сравнению с 2016 г. рост составил соответственно 21 и 25%. Причем в первом полугодии рынок прибавил почти 30%.
Аналитическое агентство CONTEXТ (фиксирует поставки через дистрибьюторский канал в Россию) отметило: в долларовом выражении продажи десктопных мониторов в 2017 г. выросли на 27,5%. Причем оба сегмента, бизнес и консьюмерский, прибавляли одинаковыми темпами. По словам регионального менеджера CONTEXТ Наталии Функнер, средняя канальная цена в России на мониторы для потребительского рынка стабилизировалась на уровне 120 долларов. Самый лучший рост показали продажи мониторов с технологией FreeSync (на потребительском рынке — на 170,5% в долл.).
«Все большей популярностью начинают пользоваться мониторы с частотой обновления экрана 144Hz — их продажи в штуках выросли с 5% в 2016 г. до 14% в 2017 г., а в долларах — с 11 до 22%. Продажи мониторов с обновлением экрана 60Hz, наоборот, сократились с 80% (в долларовом выражении) в 2016 г. до 65% в 2017 г.», — рассказывает Функнер.
По мнению аналитиков ITResearch, рост в 2017 г. во многом был связан с процессом замены базы устаревших устройств: «В компаниях начался переход с 17- и 19-дюймовых мониторов, которые составляют значительную долю установленного парка, на 24+-дюймовые устройства, которые при этом имеют относительно невысокую стоимость».
В 2017 г. конкуренция на рынке мониторов стала еще более жесткой. Так, по оценкам ITResearch, «сейчас идет речь не о тройке, а о четверке лидирующих компаний, которые имеют сопоставимую долю и периодически меняются на вершине пьедестала. Это бренды Acer, AOC, Philips и Samsung, на которые по итогам года пришлось 56% всех продаж». Примечательно, что позиции Samsung заметно усилились в сегменте мониторов с частотой обновления экрана 144Hz. Доля вендора, по оценкам CONTEXТ, в четвертом квартале 2017 г. достигла 30% в долл., тогда как доля AOC сократилась с 35% в I квартале до 18% в IV квартале 2017 г. В тройку лидеров в потребительском сегменте, по данным CONTEXТ, вошли Philips, Samsung и AOC с примерно равными долями в долл. (19, 17, 16% рынка соответственно). При этом доля LG, по данным ITResearch, сократилась. «Компания, в свое время входившая в ведущую тройку и в начале 2017 г. находившаяся еще на шестом месте (показатели рынка в марте), по итогам последнего квартала 2017 г. закрыла первую десятку рейтинга», — говорится в официальном отчете. Впрочем, по итогам года, согласно оценкам CONTEXТ, LG с долей 6% заняла седьмое место (напомним, это аналитическое агентство учитывает лишь поставки через дистрибьюторов).
Итоги...
Как же оценивают итоги года сами участники рынка?
«Для мониторного рынка прошедший год был успешным: рост к прошлому году составил порядка 18–19%, — отмечает старший менеджер группы „Мониторы“ компании „Марвел-Дистрибуция“ Роман Васильев. — Говоря о результатах нашей компании, хочу отметить впечатляющий рост, который превысил среднерыночный в несколько раз. Продажи мониторов растут второй год подряд, и за 2017 г. это направление выросло на 80%».
Продакт-менеджер по мониторам компании OCS Distribution Елена Казакова также подчеркивает, что 2017 г. для рынка мониторов был крайне удачным. «Главное наше достижение — серьезное улучшение финансовых показателей, — рассказывает Казакова. — В портфеле OCS есть мониторы ASUS, Dell, HP, Lenovo, MSI, Samsung. В целом у нас был отличный рост и в розничном, и коммерческом сегментах. По коммерческим мониторам некоторых вендоров итоги 2017 г. превзошли все ожидания. В 2017 г. нам удалось продать аппаратов HP, Dell, Lenovo намного больше, чем рабочих станций этих вендоров. Это связано с общим трендом покупки либо второго монитора к уже имеющемуся компьютеру, либо к ноутбуку с небольшой диагональю. Работать на двух мониторах очень удобно, особенно если необходимо одновременно работать в разных приложениях. В итоге такой всплеск привел к тому, что в OCS рост продаж в сегменте коммерческих мониторов в два раза превысил рост рынка и составил 20%. Очень неожиданным было снятие с производства целого списка моделей Samsung для корпоративного сегмента. Тем не менее мы смогли нарастить долю проектных закупок у вендора. Положительно сказалось расширение списка производимых в РФ моделей мониторов Samsung. На рынке мониторов в 2017 г. взошла новая звезда: мониторы MSI. Этот вендор раздвинул наш сегмент геймерских мониторов».
«По информации разных исследовательских компаний, российский рынок мониторов в 2017 г. вырос от 12 до 18%. Это хороший показатель, — говорит генеральный менеджер NEC Display Solutions в России Инна Сорокина. — Можно долго рассуждать, что в стране большой отложенный спрос, накопившийся за прошлые „тяжелые“ годы. Но мы с вами прекрасно знаем, что основной покупатель ИТ-решений и оборудования — государственные компании. И сыгранные большие тендеры (та же „Почта России“) прошлого года — тому подтверждение. Таким образом, причины успеха связаны, во-первых, с предвыборной ситуацией в стране и предсказуемой стабильностью и, во-вторых, с ценами на нефть».
Менеджер по развитию бизнеса «Мониторы и периферийные устройства» Dell в России, Казахстане и Центральной Азии Павел Рузин отмечает, что хотя «эксперты называют разные цифры в зависимости от метрики (ПК-мониторы; все мониторы, включая аппараты с ТВ-тюнером; мониторы, ввезенные на территорию РФ или проданные на территории страны конечному потребителю), рост рынка в 2017 г. действительно продолжился.
«В сегменте ПК-мониторов рынок прибавил, по разным оценкам, в районе 15–20%, — рассказывает Рузин. — Среди главных трендов прошедшего года — рост сегмента 24-дюймовых мониторов, которые вытесняют сегмент 21,5-дюймовых с позиции самой популярной и продаваемой диагонали, рост в сегменте игровых мониторов, мониторов сверхширокого формата и моделей с разрешением Ultra HD».
«Согласно тем источникам, которыми мы пользуемся, рынок мониторов в 2017 г. увеличился примерно на 20%, причем как в SalesIn, так и в SalesOut, — подчеркивает менеджер по маркетингу представительства ViewSonic в странах СНГ и Прибалтики Мария Соловьева. — Рост выше наших ожиданий, так как в начале 2017 г. мы рассчитывали на 10%».
По оценке компании Acer, в 2017 г. рынок в России вырос на 22% и составил 2,43 млн. мониторов. «В 2016 г. доля Acer составила 15%, в 2017 г. мы выросли вместе с рынком и сохраняем эту долю, — комментирует руководитель направления периферийного оборудования компании Acer Максим Гришухин. — При этом средняя цена монитора Acer в 2017 г. увеличилась на 11%, а по результатам I квартала 2018 г. — еще на 10%».
«В 2017 г. мы отметили рост рынка приблизительно на 10% в штучном выражении, — говорит руководитель направления видеодисплеев Samsung Electronics в России Григорий Губанков. — В первую очередь это коснулось моделей с диагоналями 24 дюйма и выше. Одна из самых стремительно растущих категорий — мониторы для игр (они отличаются частотой вертикальной развертки минимум 144 Гц), рынок таких решений стал больше в два-три раза».
По словам Григория Губанкова, растет в штучном выражении и рынок мониторов с разрешением выше Full HD, однако средний ценник на них снижается благодаря новым доступным решениям.
«Появляются мониторы с нестандартным разрешением. Один из таких — монитор C49HG90DMI с разрешением DFHD (Double Full HD, 3840×1080) и соотношением сторон 32:9, ориентированный как на игроков, так и на тех, кому приходится работать с большим объемом данных (Excel, CAD, создание контента и т. д.), — рассказывает Губанков. — Еще одна любопытная тенденция, косвенно относящаяся к рынку мониторов, — появление большого числа ноутбуков, оснащенных разъемом USB Type-C. Соответственно развивается и сегмент мониторов, оснащенных таким интерфейсом».
Для компании MMD (бренды AOC и Philips) 2017 г. был весьма успешным. «Мониторы обоих брендов совокупно заняли рекордные 27,4 % (по данным аналитической компании CONTEXT) российского рынка, — отмечает региональный директор компании MMD Андрей Каракашев, — При этом Philips, как и за год до этого, сохранила за собой первую строчку, а наш второй бренд АОС занял второе место в общем рейтинге и впервые поднялся так высоко. Рынок в целом также показал положительную динамику, преодолев отметку в 2,9 млн. проданных мониторов. В течение всего года, без явных провалов, наблюдалась высокая покупательская активность, причем как в потребительском сегменте, так и в корпоративном».
По оценкам менеджера по развитию категории мониторов компании HP в России Кирилла Синькова, прошедший год был интересным, динамичным и запоминающимся. «Мы смогли стабильно наращивать долю в коммерческом сегменте, а также активно развивать продажи розничных моделей через ритейл. Мы убедились, что такая на первый взгляд специфическая категория, как мониторы, перестает восприниматься просто как устройство вывода информации, — подчеркивает Синьков. — Теперь как коммерческие заказчики, так и розничные покупатели рассматривают монитор как высокотехнологичное устройство, повышающее продуктивность работы, а также как стильный аксессуар рабочего и домашнего пространства».
...и прогнозы
«На этом оптимистичном фоне хочется, чтобы и в 2018 г. восходящий тренд продолжился, — говорит Мария Соловьева. — Если не будет каких-либо экономических потрясений, то рискну предположить, что рост составит порядка 15–20% в штуках. По крайней мере начало года мы планируем исходя из этих цифр».
Роман Васильев также полагает, что в 2018 г. тенденция к росту сохранится, впрочем, рынок будет расти несколько более скромными темпами. «По нашим прогнозам, стоит ожидать положительную динамику в пределах 15–17%, — подчеркивает Васильев. — Рынок мониторов продолжает активно восстанавливаться после кризиса 2014–2015 гг., вызванного резкой девальвацией рубля. Что касается сегментов этого направления, то мы ожидаем, что доля мониторов с диагоналями 24 дюйма (сюда относятся устройства с 23,6, 23,8 и 24) продолжит активно расти и впредь, закрепив за собой лидерство».
По оценкам Acer, в 2018 г. рост рынка составит 10–15%, основным драйвером останется сегмент геймерских продуктов. «Наш ассортимент игровых мониторов постоянно расширяется за счет моделей для профессиональных киберспортсменов и любителей игр, кроме того, продолжает расти интерес потребителя к мониторам с разрешением 2К и 4К, — отмечает Максим Гришухин. — Еще одна важная тенденция — увеличение доли дисплеев с большой диагональю (более 23,6 дюйма) как в коммерческом, так и в потребительском сегментах. В ближайшее время мы начнем продажи мониторов с диагональю 55 дюймов.
Григорий Губанков полагает, что в 2018 г. продолжится развитие всех тенденций, которые Samsung Electronics отметила в 2017 г.
«Мы встречаем год со сдержанным оптимизмом и предполагаем, что рынок ждет умеренный рост в интервале от 5 до 10%, — рассказывает Андрей Каракашев. — Рост продаж мониторов с большими диагоналями, а также с изогнутой матрицей сохранится. Средняя цена товара также будет увеличиваться, хотя темпы несколько снизятся за счет ценовой эрозии. Конкуренция в игровом сегменте, и без того очень высокая, усилится. Мы к этому готовимся и еще до майских праздников объявим о запуске новой линейки продуктов. Также планируется серьезное обновление модельного ряда профессиональной линейки. Кроме того, мы будем уделять много внимания вопросам информационной безопасности, особенно актуальным сегодня».
«Мне бы хотелось, чтобы эта тенденция сохранялась. И наверняка все этого ждут, — не скрывает Инна Сорокина. — При сохранении экономической ситуации прошлого года (а ничего другого нас и не ждет), видимо, во второй половине 2018 г. мы увидим некий рост. Но это — из серии предсказаний, которыми занимаются звездочеты, так как даже эксперты за это не всегда берутся».
При этом Инна Сорокина отмечает несколько возможных тенденций, характерных для 2018 г. «В ближайшее время вряд ли появятся какие-либо технологические инновации, способствующие резкому росту. Государственные тендеры продолжатся — и это очень хорошо. Бюджеты будут постоянно урезаться — вот это не очень хорошо. Но так как нам эта ситуация знакома, мы неплохо адаптированы к ней. Что касается мониторов NEC DS, то для нас эти устройства как составляющая бизнеса важны и интересны, но не секрет, что мы — нишевый игрок на этом рынке. Наша задача — сохранять свою нишу, зарабатывать и давать заработать каналу».
Павел Рузин подчеркивает, что большинство экспертов на 2018 г. сохраняют оптимистичные ожидания по дальнейшему увеличению рынка. «На наш взгляд, при благоприятной экономической ситуации имеется неплохой потенциал для роста, что обусловлено потребностью как корпоративного, так и потребительского сегментов обновить парк оборудования в соответствии с последними технологическими трендами, — отмечает Рузин. — Мы прогнозируем дальнейшее смещение рынка в сторону 24-дюймовых мониторов, которые должны стать безусловным мейнстримом в 2018 г., дальнейшую популяризацию мониторов с разрешением Quad HD и 4K, дальнейший рост в нише сверхширокого формата и моделей с изогнутым экраном, а также в сегменте мониторов для конференц-аудиторий с размером экрана от 55 дюймов и больше».
Елена Казакова отмечает, что у компании OCS «по разным вендорам разные прогнозы»: «В 2018 г. мы ожидаем значительного наращивания продаж в сегменте консьюмерских мониторов и продолжения роста в сегменте коммерческих мониторов компании HP. Будем расширять портфель, особенно в low-end сегменте, и, конечно, канал сбыта этой продукции. Другое наше ожидание от этого года — увеличение продаж мониторов 23,5–24 дюйма. У компании Samsung появилась очень перспективная 32-дюйм модель UHD с хорошим разрешением и по доступной цене, конкурирующая с более дешевыми брендами. Также мы серьезно подготовились к повышенному спросу на изогнутые игровые мониторы, здесь Россия идет в общемировом тренде».
По словам Кирилла Синькова, в 2018 г. бурный рост продолжится: «Сейчас мы подходим к точке, когда средний возраст монитора у розничного потребителя или на рабочем месте заказчика приближается к критической отметке — пять лет. За это время технологии сделали рывок вперед: теперь балом правят безрамочные устройства с изогнутыми матовыми матрицами, сочной цветопередачей, быстрой частотой смены кадров и откликом, множеством портов и отличной эргономикой. Они повышают производительность труда, делают рабочее пространство стильным и удобным, не портят зрение и осанку, а для геймеров хороший монитор — несомненный атрибут побед в виртуальном пространстве! Всё это еще не до конца очевидно, но мы со своей стороны сделаем все, чтобы в 2018 г. изменить привычные взгляды розничных и коммерческих покупателей на монитор».