Российский рынок источников бесперебойного питания оказался в числе наиболее пострадавших в годы кризиса. В период с 2013 г. по 2015 г. его объем сократился на треть. В 2016 г. ситуация стабилизировалась и даже наметилась тенденция к незначительному росту. Прогнозы на 2017 г. были осторожными. Игроки рынка неоднократно убеждались в том, что восстановление идет гораздо медленнее, чем падение. Поэтому достаточно высокие цифры роста сегмента ИБП стали приятным сюрпризом.
По результатам исследований аналитической компании ITResearch, российский рынок ИБП в 2017 г. по темпам роста оказался на четвертом месте. Первые три строчки заняли светодиодные модульные экраны, информационные панели и мониторы. Причем, по мнению аналитиков, успех первых двух сегментов во многом обусловлен предстоящим чемпионатом мира по футболу.
Как сообщили специалисты ITResearch, в 2017 г. на российском рынке было продано 1,3 млн. ИБП переменного тока на сумму 323 млн. долл. По сравнению с 2016 г. это больше на 20,7% в штуках и на 10,5% в деньгах. Похожие цифры приводят и аналитики IDC. По их оценкам, объем рынка ИБП в 2017 г. составил 245,3 млн. долл., что более чем на 14% превосходит показатели 2016 г.
Выводы аналитиков совпадают с оценками ведущих игроков рынка. Так, по мнению Александра Халаева, вице-президента компании Tripp Lite в СНГ, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, генерального директора представительства в России, рынок увеличился примерно на 15% в штучном исчислении и на 10% в деньгах.
«Есть ощущение, рост идет за счет строительства новых объектов, — добавил Денис Андреев, директор департамента систем бесперебойного питания компании Landata. — Приблизительная оценка — от 10 до 15% со знаком плюс».
Эксперты ITResearch отмечают, что рынок ИБП также оказался одним из основных бенефициаров подготовки к ЧМ-2018. Значительное число инфраструктурных проектов оказало ему серьезную поддержку. Ну и свою роль, конечно, сыграла массовая составляющая, связанная с рынком ПК, который сейчас быстро восстанавливает свои позиции. В абсолютном выражении продолжает доминировать компания Schneider Electric. На массовом рынке в тройку лидеров традиционно входят Ippon, Powercom и Schneider Electric, а на корпоративном — компании Delta Electronics, Eaton и Schneider Electric.
Как сообщил Тимур Алтышев, директор департамента по работе с ключевыми сегментами подразделения IT Division компании Schneider Electric, в целом рынок ИБП в 2017 г. показал двузначный рост в денежном эквиваленте по сравнению с предыдущим годом. Основными предпосылками этого стали стабильная экономическая ситуация в стране и новые, а также отложенные инфраструктурные проекты. Именно динамика проектного бизнеса, как и ожидалось, отличала 2017 г. от нескольких предыдущих лет — случился ряд крупных и средних проектов, которые долгое время были заморожены.
«В последние три года в сегменте ИБП, как и на рынке ИТ в целом, складывалась непростая ситуация. Негативные экономические факторы, вызвавшие недостаток финансирования, не только оказали влияние на количественные показатели, например общее число и масштаб проектов, но и запустили новые процессы, которые инициировали структурные изменения рынка. Это, например, приход новых игроков и перераспределение долей производителей, а также серьезные изменения в канале интеграции, кроме того, вопросы, связанные с импортозамещением, — отмечает Александр Халаев. — Таким образом, несмотря на то, что объемы бизнеса сокращались, рынок становился еще более конкурентным и насыщенным. В 2016 г. мы наконец заметили позитивные тенденции выхода из этой ситуации, а в 2017 г. начали ощущать подъем на рынке. Это связано как с общим оздоровлением экономики и насыщением отложенного спроса, так и с технологическими тенденциями в различных сегментах, например, рост в сегменте ИБП до 5 кВА связан в том числе и со смещением пользовательского интереса сторону онлайн-систем. В целом рынок ИБП оживает, его основными двигателями стали технологии цифровизации бизнеса и рост объема услуг облачных вычислений. Мы считаем, что хотя в прошедшем 2017 г. рынок ИБП рос, но все же в большей степени это определялось закупками в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу и рядом других крупных государственных проектов».
Специалисты Powercom подтверждают, что рынок ИБП ожил и продемонстрировал заметный рост во всех сегментах. При этом канальные продажи вендора прибавили почти 40%. Увеличение продаж в канале во многом обусловлено общим оживлением рынка ПК, на котором за последние несколько лет впервые отмечена положительная динамика.
Заметным трендом стало оживление спроса на ИБП в регионах. По итогам 2017 г. региональные продажи Powercom заняли 52%, тогда как годом ранее недотягивали и до половины всех продаж. Заметно выросли поставки оборудования на Урале, Дальнем Востоке, в Поволжье, Центральном округе и в северных районах.
По словам Игоря Ерина, директора по работе с партнерами компании VERTIV, в 2017 г. рынок активизировался в части реализации проектов, отложенных в 2014–2016 гг. Это позволило VERTIV значительно увеличить результаты по направлению ИБП по сравнению с 2016 г. Также многие компании выпустили на рынок множество обновленных моделей, что усилило конкуренцию в верхнем ценовом сегменте.
«В прошлом году всплеск спроса на ИБП был обусловлен строительством и вводом в эксплуатацию новых объектов. В том числе много устройств было поставлено для оснащения стадионов к чемпионату мира, — говорит Денис Андреев. — В рамках крупных проектов нам удалось поставить оборудование Eaton на центральный стадион „Фишт“ в Сочи, ИБП Delta для ВТБ-Арена (стадион „Динамо“). Продолжался приток на рынок разных вендоров и дешевых ИБП как бы „российской“ сборки. Значительная часть их них — переклейка этикеток или финальная отверточная сборка. Рост спроса на комплексные решения подстегнул продажи оборудования для ЦОДов». Специалисты Merlion также отметили усиление влияния российских брендов, производство которых налажено в Китае. За счет этого перераспределяются доли старожилов этого рынка.
Александр Уллиев, руководитель направления ИБП компании «Марвел-Дистрибуция», сообщил, что в 2017 г. произошли изменения в составе лидеров системной интеграции, соответственно перераспределились заказчики. В число топ-партнеров вошли новые игроки с их предпочтениями в выборе оборудования того или иного производителя. Как это повлияет на расстановку сил на рынке, станет ясно в ближайшее время.
Год признан удачным
Все наши эксперты заявили, что 2017 г. они считают для своих компаний удачным. «Мы расширили присутствие в среднем ценовом сегменте однофазных ИБП за счет запуска новых продуктов, что позволило нам не только сохранить лидирующие позиции на рынке, но и увеличить свою долю, — сказал Тимур Алтышев. — Также 2017 г. стал знаковым и в области трехфазных ИБП, мы запустили решение на литий-ионных батареях. Следуя этому тренду, в текущем году представили наши первые однофазные ИБП на литий-ионных батареях».
По словам Александра Уллиева, его компании удалось реализовать ряд крупных проектов на промышленных предприятиях, в финансовом секторе и на телекоммуникационном рынке.
«Наши продажи выросли более чем на 20%, мы серьезно укрепили позиции в ряде сегментов. Несмотря на сложную ситуацию, которая возникла еще в 2015 г., объем бизнеса Tripp Lite в России неуклонно растет с каждым годом, — отмечает Александр Халаев. — Большую роль сыграла как стратегия индивидуального подхода к заказчикам, так и разработка и поставка решений под их конкретные задачи. Кроме этого на рост продаж повлияло обновление модельного ряда и вывод на рынок новых продуктов, в том числе трехфазного оборудования».
Игорь Ерин подчеркнул, что, несмотря на процесс переформатирования компании в связи со сменой собственника и переименования в 2016 г., VERTIV показала значительный рост бизнеса практически во всех продуктовых направлениях.
В компании Merlion сообщили, что в сегменте ИБП дистрибьютору удалось увеличить свою долю у ряда вендоров.
«Для Treolan 2017-й был определенно удачным на рынке ИБП. В денежном выражении рост составил более 15% к прошлому году, что немного выше рынка, — говорит Александр Ромахов, менеджер по продукции по направлению ИБП компании Treolan. — При этом основной рост (более 50%) пришелся на инфраструктурные проекты в сегменте трехфазных ИБП большой мощности в основном благодаря активности госзаказчиков. Продолжается выпуск ИБП под собственным брендом IRBIS, также подписан договор на поставку оборудования с компанией Legrand, которая активно набирает обороты в этом новом для себя сегменте».
«У нас есть все основания считать год удачным, — заявил Денис Андреев. — Продажи оборудования Eaton прибавили почти 30%. По нашим расчетам, Landata сейчас поставляет до половины всех ИБП этого вендора».
Новые условия, новые тренды
Что же происходило в различных сегментах рынка ИБП? Какие решения и системы были наиболее востребованными? Александр Халаев отметил, что рост в первую очередь идет в корпоративном сегменте, это, как правило, модульные и масштабируемые ИБП стоечного размещения. Вторая важнейшая площадка — ИБП средней ценовой категории, прежде всего трехфазное оборудование, системы ПДУ, онлайновые аппараты. Также наблюдается рост продаж в массовом сегменте дешевых офлайн-систем, но их доля составляет менее 20% в общем объеме продаж.
«В 2017 г. корпоративный сектор проявлял более высокую активность, чем государственный. В частности банки, операторы связи и интернет-провайдеры приступили к проектированию и реализации систем защиты электропитания для реализации проектов по интернет-банкингу, онлайн-сервисам или же для выполнения закона о хранении данных операторами мобильной связи, — подчеркнул Александр Халаев. — При этом помимо ИБП растет спрос на дополнительное инфраструктурное оборудование, такое как блоки распределения электропитания, стойки, системы охлаждения, силовые и коммуникационные кабели и пр.».
В компании Merlion утверждают, что розничные продажи снижаются, но не сильно. Крупных проектов в ближайшее время не ожидается. Выборы прошли, подготовка к ЧМ-2018 также вступила в финальную фазу, и крупных закупок ИБП уже не будет.
Единственным устойчиво растущим сегментом в денежном и в штучном исчислении, по мнению специалистов Powercom, остались онлайн-ИБП. Причем одинаково хорошо прибавляют как самые младшие модели (до 3 кВА), так и старшие, мощностью свыше 100 кВА. В других сегментах ИБП (офлайн, линейно-интерактивные, SMART) сохраняется тенденция, наметившаяся еще в 2016 г., — здесь рост в штучном выражении значительно опережает прибавку в денежном эквиваленте. Данный факт объясняется следующими причинами: появление новых игроков с более дешевыми предложениями и усиление ценовой конкуренции.
Тимур Алтышев сообщил, что наиболее заметный рост наблюдается в сегменте трехфазных ИБП. Это обусловлено не только появлением крупных строящихся объектов, но и возобновлением работы над ранее приостановленными проектами. Если говорить о рынке однофазных ИБП, то он в 2017 г. вырос на 10% в денежном эквиваленте в основном за счет оживления малого и среднего бизнеса. Значительный рост отмечен в категории ИБП мощностью от 1 до 5 кВА с двойным преобразованием. Это неудивительно, поскольку сейчас особую популярность набирает децентрализация обработки данных, для чего строятся малые серверные комнаты, где особенно важна чистота входного сигнала.
«В 2017 г. продолжалась тенденция „утяжеления“ рынка ИБП, — говорит Александр Ромахов. — Основное внимание и инвестиции производителей были сосредоточены в сегменте онлайн-ИБП средней и большой мощности. Значимым трендом этого года станут решения с литий-ионными батареями, которые, несмотря на более высокую цену, имеют вдвое больший срок службы, кроме того, они существенно компактнее традиционных аккумуляторов».
Александр Ромахов добавил, что на рынке массовых ИБП конкуренция стала более острой, особенно со стороны новых игроков с ОЕМ-продуктами из Китая, что приводит к снижению средней стоимости устройства. При этом традиционные лидеры рынка, пытаясь сохранить свою долю, начинают активно выводить на рынок новые недорогие модели. Еще одним фактором, повлиявшим на снижение стоимости устройств, стало появление контрафактной продукции. Производителям удалось изменить ситуацию только к концу года.
Рынок вырастет, а конкуренция усилится
Хорошие результаты 2017 г. позволяют игрокам рынка ИБП рассчитывать на рост продаж и в нынешнем году. Однако все оценки наших экспертов можно охарактеризовать как «сдержанно реалистичные». «Ситуация в мире меняется столь быстро, так что о стабилизации можно говорить с очень большой натяжкой, — подчеркнул Тимур Алтышев. — Да, 2016–2017 гг. можно назвать периодом относительной стабильности, что и привело к ожидаемому оживлению бизнеса, но вот буквально на днях все стремительно изменилось, и курсовой скачок примерно в 10% усложнил реализацию ряда проектов 2018 г. Что будет через пару недель, предугадать сложно. Наши прогнозы умеренно-оптимистичные. Планируем расти за счет уникальных технологических инновационных решений, выхода на новые рынки, развития сервисного направления и еще более тесного сотрудничества с заказчиками и партнерами». По мнению Александра Халаева, рынок стабилизировался, но негативные тенденции в экономике все еще остаются факторами риска. В 2018 г. вендор планирует вывести на рынок ряд новых продуктов, которые будут интересны заказчикам, и ожидает роста продаж на 20%. Такую же цифру называют и в компании Treolan. «В текущем году мы рассчитываем на положительную динамику и на рост не менее 20%, в том числе за счет интенсификации нашей работы в регионах», — сказал Александр Ромахов.
«Делать прогнозы на 2018 г. затруднительно, поскольку значительное влияние на рынок могут оказывать внутренние политические процессы в стране и внешние санкции, — считает Игорь Ерин. — Если не произойдет каких-либо форс-мажорных событий, мы ожидаем дальнейший рост рынка и увеличение доли компании VERTIV».
Специалисты Powercom более сдержанны в своих ожиданиях и планах на этот год. Бурного роста в компании не ждут, хотя и уверены в положительной динамике. Есть вероятность, что рынок ИБП в целом будет понемногу «утяжеляться». Автоматизация процессов разных отраслей экономики, появление принципиально нового промышленного оборудования повышают спрос на надежные онлайн-решения. Кроме того, все говорит и о дальнейшем лавинообразном росте информационного потока, который необходимо обрабатывать, хранить, выдавать по первому требованию. В связи с этим наверняка будут строиться новые ЦОДы, а это обязательно потянет за собой и спрос на ИБП.
Начало года, по мнению Дениса Андреева, было неплохим. Отмечалось некоторое затишье перед выборами, зато сейчас появился отложенный спрос. Возведение стадионов завершено, так что рынок будет, видимо, стабилен, возможно, даже сократится.
«Мы ждем роста, начало года позволяет на это надеяться, — заявил Александр Уллиев. — Усилится конкуренция между известными мировыми лидерами рынка ИБП и новыми игроками, которые предлагают оборудование достойного уровня зачастую с новыми интересными техническими решениями, при этом в более бюджетном ценовом диапазоне». Специалисты компании Merlion также уверены, что более молодые, по сравнению с основоположниками рынка ИБП, локальные бренды, базирующиеся в Китае, продолжат свое наступление. Поэтому для старожилов год будет непростым.