По данным исследовательской компании ITResearch, в 2018 г. в России было продано 122,4 тыс. проекторов на сумму в 136,6 млн. долл., т. е. рынок стал больше на 12,7% в штуках и на 15,8% в деньгах. Средневзвешенная стоимость одного аппарата также выросла и составила около 1116 долл. (в 2017 г. — около 1085 долл.).

Как отмечают аналитики, в 2018 г. набирали вес 4К-проекторы: при том, что они заняли в штуках менее 1% рынка, их доля в деньгах приблизилась к 10%, что соизмеримо с денежным оборотом SVGA-устройств, занимающих в штуках почти треть рынка.

Лидером на рынке проекторов остается Epson, далее следуют Acer и BenQ. Суммарно на эту тройку приходится 59% всех отгрузок, но в деньгах их доля меньше — 43%. Это связано с очень хорошими показателями игроков инсталляционного рынка (особенно у Panasonic).

По мнению Николая Ахметджанова, менеджера по проекционному оборудованию Epson, вопреки прогнозам многих специалистов, 2018 г. для российского рынка проекторов был успешным: «Рост по сравнению с 2017 г. составил более 18% (в шт.) и почти 24% — в деньгах».

На похожие данные ссылается и Мария Соловьева, Marketing Head CIS ViewSonic: «Future Source объявила о 18,5% росте российского проекторного рынка в 2018 г. Оценки ITResearch скромнее — +13%. Но обе компании сходятся в показателе объема рынка. Разница в оценке темпов роста связана с разными данными за 2017 г. Возможно, сказывается отличие методики подсчета и то, что Future Source считает все устройства, ввезенные в страну, а ITResearch — только проданные в России. Однако они отмечают положительную динамику и неплохие темпы роста. С нашими внутренними оценками эти позитивные ощущения совпадают: для проекторного рынка 2018 г. был удачным. Несколько „смазал“ эту картину тяжелый III квартал. Но падение курса рубля на фоне ухудшения внешнеэкономической ситуации повлияло на все сегменты. Помню, год назад я была пессимистично настроена по поводу вклада в развитие рынка проекторов предстоящего ЧМ по футболу. Тем не менее II квартал стал неожиданно успешным, „подогретый“ мундиалем. Справедливости ради — мой скептицизм относился главным образом к сегменту Home Cinema. И, по нашим оценкам, перед ЧМ проекторы в основном устанавливались все-таки в общественных местах, а не в домохозяйствах».

Своими наблюдениями делится и Александр Пальцев, менеджер по маркетингу и продажам департамента профессиональных визуализационных продуктов компании CASIO: «Рынок проекторов заметно оживился в начале и в середине 2018 г. И лишь в конце слегка сбавил темпы. Итог — вполне ожидаемый рост в 11–12%. И не только из-за „низкой базы“ 2017 г. Традиционно динамика сегмента в деньгах была выше, чем в штуках. Например, у нас активнее росли продажи более дорогих проекторов, а не нижнего ценового сегмента. Особый интерес потребителя к инновационным безламповым технологиям и смещение в сторону более эргономичных и экономичных аппаратов дал CASIO прирост как в количестве, так и в евро».

О росте в 12% говорит и Евгения Соколова, руководитель направления проекционного оборудования Auvix, отмечая, что продажи в 2018 г. были неровными: «При хорошем росте в начале года сентябрь и октябрь были достаточно слабыми. В ноябре-декабре ситуация исправилась и рынок практически вышел на предполагаемый годовой прогноз».

Позитивными считает итоги ушедшего года и Инна Сорокина, глава представительства NEC Display Solutions в России и странах СНГ: «Рынок вырос. К сожалению, не так сильно, как нам всем хотелось бы: существует большой отложенный спрос, связанный прежде всего с экономической ситуацией в стране и ее спецификой (централизацией рынка в целом и тем, что одним из самых крупных заказчиков является государство). Сегмент инсталляционных проекторов рос быстрее, чем бизнес-проекторов. На фоне всего этого обострилась и конкуренция — все пытаются заработать всюду».

Единственным «пессимистом» среди наших экспертов оказался Андрей Таскаев, менеджер по продукции BenQ: «На рынке стандартных проекторов — застой, и 2018 г. прошел без каких-либо значимых изменений. Штучно-денежные показатели близки к данным десятилетней давности. И самое главное — нет никаких значимых стимулов для роста. Наоборот: рынок проекторов находится под сильнейшим давлением панелей с большой диагональю. Это практически убивает образовательный сегмент, сегмент домашних проекторов и влияет на продажи бизнес-проекторов».

Но и Андрей Таскаев отмечает, что для его компании год был хотя и напряженным, но успешным. Что уж говорить о тех, кто настроен более оптимистично.

«2018 г. был удачным и лучше, чем 2017-й, — утверждает Дмитрий Буневич, руководитель профессионального направления АО „Сони Электроникс“. —Акцент все больше смещается в сторону лазерного оборудования. Ранее интеграторов и потенциальных заказчиков пугала высокая стоимость этих устройств. Но теперь она заметно снизилась».

По словам Инны Сорокиной, 2018-й стал годом роста всех продуктовых линеек NEC, в том числе бизнес-моделей, инсталляционных устройств и проекторов для кинотеатров: «Значительный рост (в деньгах) показали инсталляционные проекторы — очень важный для нас сегмент, а также проекторы для цифровых кинотеатров. Кстати, эти устройства — одни из самых привлекательных по прибыльности как для нас, так и для партнеров. По данным PMA и Future Source, мы увеличили свою долю как в бизнес-проекторах (с 5,9 до 6,3%), так и в инсталляционных (с 8,6 до 12,8%). Кроме того, мы выпустили новые инсталляционные модели с лазерным источником света и открыли себе путь на перспективный для нас рынок арендных компаний».

И Николай Ахметджанов говорит о том, что в 2018 г. его компании удалось не только улучшить показатели прошлого года, но и значительно увеличить долю и в штучном, и в денежном выражении.

Алексей Пальцев: «Для нас это был очередной год прорывного роста. Похожую динамику мы наблюдаем уже три года. Немаловажную роль здесь играет технология LampFree. Конкуренты также начали задумываться о движении в сторону „традиционно нашего“ продуктового сегмента. Это не может не радовать. Надеемся, что такой нарастающий тренд будет поддерживать продажи CASIO и в ближайшие 3–4 года. Лишь бы у конечного потребителя не „сбилось дыхание“, а нефтяные доходы не перечеркнули ожидания».

И для ViewSonic, как утверждает Мария Соловьева, 2018 г. оказался более чем успешным: «Мы существенно выросли как в мире, так и в России, заняв по итогам года 10% отечественного рынка. По данным Future Source, наши темпы роста (в штуках) в разы превысили темпы роста рынка в целом».

Успешным прошедший год был не только для производителей, но и для дистрибьюторов проекторов.

«В 2018 г. мы делали ставки на инсталляционные устройства, которые поддерживаются эксклюзивными контрактами (на инсталляционные модели) SONY и Optoma ProScene, а также нашим сотрудничеством с Barco, NEC и Panasonic. В результате объем продаж данных устройств по сравнению с 2017 г. увеличился на 35%, а по лазерным моделям — в три раза. Выросли продажи и короткофокусных, и бизнес-проекторов. А общий объем продаж в AUVIX за 2018 г. увеличился примерно на 10%», — отмечает Евгения Соколова.

«В целом, с учетом поставленных целей, 2018 г. стал успешным, — отмечает Сергей Власов, директор по маркетингу ГК DIGIS. — Мы начали реализовывать долгосрочную стратегию по возвращению на этот рынок и, сделав несколько удачных кадровых приобретений, смогли достичь плановых показателей. Мы традиционно лидируем с большим отрывом на рынке 4К-проекторов для домашних кинотеатров (ДК), реализовали два крупных образовательных проекта на проекторах Vivitek и Christie и вывели в „самостоятельную“ продажу устройства SMART (раньше продавали их только с интерактивными досками)».

Докладывает об успехах и Алексей Слетков, руководитель направления развития бизнеса департамента PROF AV компании Elittech: «В основном мы занимаемся продажей и продвижением мультимедийных лазерных и LED-проекторов LG. В 2018 г. в данном сегменте наблюдалась не просто положительная динамика, а взрывной рост объемов продаж: мы продали в два раза больше, чем в 2017 г. Кроме того, реализовали проекты по созданию мобильных комплектов (проектор + ноутбук) для коммивояжеров и отметили появление спроса на проекторы LG в корпоративном секторе».

О тенденциях

Наши эксперты уверены, что сильнее всего на российский проекторный рынок в 2018 г. повлияли чемпионат мира по футболу, относительная стабильность курса рубля и повышение НДС с января 2019 г. И если два первых фактора они оценивают как положительные (например, благодаря ЧМ-2018 в первой половине года увеличился спрос на Full HD проекторы для оснащения баров и ресторанов, а также для частного использования), то негативные последствия изменения НДС проявились уже в январе-феврале 2019 г.: стоки дистрибьюторов были забиты товаром, привезенным с НДС 18%.

Кроме того, к «негативу» отнесли жесткий пресс санкций и общую обеспокоенность политическими и экономическими проблемами.

Что касается технологических тенденций 2018 г., то, по мнению большинства участников статьи, следует отметить безламповые источники света.

«Основной современный тренд был заложен в недавнем прошлом — замена ламповых источников света на светодиодные и лазерные, — отмечает Андрей Таскаев. — Первые дали серьезный толчок развитию портативных устройств с небольшой яркостью, но компактных и относительно недорогих. А лазерники вытесняют лампы из старших моделей: совокупная стоимость владения лазерным проектором не выше, чем у аналога на лампе. К этим трендам добавим уход с рынка формата 4:3, а также расширение предложения и снижение цен на 4К-проекторы».

По мнению Александра Пальцева, в 2018 г. усилилось давление LCD-сектора и выросла доля продуктов с высоким разрешением: «Все производители пытаются играть в секторе безламповых моделей, поэтому конкуренция здесь набирает обороты. И это отлично, потому что в итоге выигрывает потребитель. Посмотрим, что предпримут игроки в секторе наиболее востребованных продуктов — до 4000 ANSI с SSD (безламповыми) источниками света».

Другие игроки рынка, отвечая на вопрос, как изменилась конкуренция, также признают, что она как минимум не уменьшилась. При этом Сергей Власов обращает внимание на заметное укрепление позиций компании Epson в сегменте инсталляционных проекторов.

В свою очередь представитель Epson отмечает, что некоторые вендоры второго эшелона подтянулись к топ-3, и в среднем результаты игроков рынка подравнялись: «Это можно объяснить развитием твердотельных источников света, которые становятся меньше и доступнее, благодаря чему производители создают новые более мощные и долговечные проекторы, соответствующие современным запросам потребителей. То же самое можно сказать про чипы с разрешением выше WUXGA (1920×1200), а также технологии оптического увеличения разрешения изображения до 4K».

А вот Евгения Соколова отмечает, что в 2018 г. на рынке появились предложения от недобросовестных поставщиков по поставке оборудования ниже его реальной стоимости или о введении в тендеры noname-проекторов, не соответствующих заявленным характеристикам.

Резюмируя вышесказанное, Инна Сорокина отмечает: «Конкуренция усиливается с каждым годом. Это общая ситуация в мире. Мы не исключение. Ну разве что из-за пресловутой централизации у нас все выглядит чуть одиознее».

Ее поддерживает и Дмитрий Буневич: «Конкуренции на рынке меньше не стало. И в 2019 г. вряд ли что-то принципиально изменится».

Я вам не скажу за всю Одессу

«За всю Одессу не скажу (из той аналитики, которой мы все пользуемся, и так видно, что и как изменилось на рынке в целом), но скажу за те сегменты, которые интересны нам: благодаря продажам бюджетных проекторов с вполне приемлемым качеством стали более заметными 4К-проекторы для ДК, — так Сергей Власов отвечает на вопрос, какие именно сегменты были самыми успешными в 2018 г. — Кроме того, растет сегмент инсталляционных проекторов: появляются новые технологии и новые игроки, нарастает конкуренция и, как следствие, снижается цена, что, безусловно, подталкивает потребительский спрос. Если же речь о том, как изменились пользователи проекторов, то меня постоянно просят порекомендовать что-то разные люди из разных сфер деятельности. И если раньше после оценки потребностей и бюджета я для каждой ситуации предлагал какой-то особенный проектор, то сейчас в большинстве случаев советую некий среднестатистический офисный аппарат. И я, как один из пионеров рынка (свой первый проектор я продал в 1998 г.), делаю вывод, что эти устройства давно превратились из экзотической игрушки в привычный инструмент для работы или отдыха, а развитие технологий позволяет удовлетворять стандартный потребительский запрос за вполне адекватные деньги».

А вот в компании Elittech лучшие результаты продаж показали модели LG для ДК. «Стоит отметить и очень значительный рост доли проекторов в образовательном сегменте — более 70%. В основном это достигнуто за счет использования короткофокусных проекторов ViewSonic в интерактивных комплектах EliteBoard для учебных учреждений, — отмечает Алексей Слетков. — Прогресс не стоит на месте, и всё больше моделей выпускается с разрешением 4К, вытесняя с рынка аппараты Full HD. Это, собственно, и есть на сегодняшний день главная тенденция и основное пожелание заказчика».

А вот как комментирует ситуацию представитель упомянутой выше ViewSonic: «От 2018 г. ожидался существенный прорыв в сегменте 4К-проекторов. Но, несмотря на заметное снижение цен в этом сегменте, прорыва не случилось: по сравнению с 2017 г. его объем вырос в разы, но это по-прежнему очень незначительное количество проданных устройств. Возможно, недостаток 4К-контента охлаждает желание потенциальных покупателей дополнительно платить за сверхвысокое разрешение. Похожая картина и в сегменте безламповых моделей. Мы получаем множество запросов по этому оборудованию. Заказчики присматриваются к нему, охотно обсуждают характеристики, тестируют, но значительного увеличения этого сегмента пока не происходит. И основная причина этого — деньги. К сожалению, больше половины всех продаж на российском рынке (в шт.) до сих пор приходится на наиболее доступные SWGA/XGA-решения».

«Наибольший рост наблюдался в сегменте самых доступных универсальных проекторов (2000-4500lm), а также проекторов для дома, что объясняется ажиотажем, вызванным ЧМ-2018, — делится наблюдениями Николай Ахметджанов. — Кроме того, росли продажи и самых ярких инсталляционных проекторов (обновление парка старых ламповых у прокатчиков, сложные проекты в сфере культуры), а главными запросами со стороны заказчиков стали: лазерный источник света и разрешение 2K/4K».

Свою оценку ситуации на рынке дает Дмитрий Буневич: «В 2018 г. увеличилось количество проектов, поэтому общий объем сделок был на удовлетворительном уровне. А вот принципиальных изменений в подходе заказчиков к выбору оборудования мы не замечаем: во многом он обусловлен бюджетом, который в 2018 г. зачастую был весьма ограниченным».

Александр Пальцев не согласен с коллегой: «Произошедшее в нашей компании знаковое смещение продаж в более дорогой сегмент говорит о готовности заказчика покупать инновационные продукты уже сейчас, „не откладывая на потом“. Экономия в ходе эксплуатации окупится для потребителя сторицей. Люди устали от „лампового старья“, они хотят просто работать без забот и стрессов, которые возникают, если имеешь дело с „позавчерашними“ проекционными решениями».

Те же производные роста продаж проекторов с лазерным источником света видит и Евгения Соколова: «Серьезные заказчики готовы на начальном этапе вкладывать больше, чтобы исключить или минимизировать дальнейшее обслуживание; тем более что разница в стоимости лазерных и ламповых проекторов постепенно снижается. Кроме того, в 2018 г. мы отметили увеличение яркости и в бюджетных, и в инсталляционных проекторах: партнеры ищут устройства с более высокими показателями при сохранении стоимости, да и заказчики с большим вниманием относятся к выбору оборудования».

Что день год грядущий нам готовит?

«Начало года могло быть и лучше, — отмечает Инна Сорокина. — Но, несмотря на это, мы будем решать нашу основную задачу: не только развиваться в тех сегментах, где мы уже работаем, но и выходить с новыми предложениями на новые рынки, рекомендовать вертикальные решения всем заказчикам».

Компанию Sony такое начало года тоже не испугало: «Как и всегда — относительное затишье, а ближе к весне на рынке начнутся активные движения. В целом мы рассчитываем на показатели не ниже 2018 г.».

«Первые месяцы были ожидаемо сложными, — комментирует Мария Соловьева. — Несмотря на то что IV квартал — традиционно лучший в году, в 2018 г. в предвкушении повышения НДС он стал просто фантастическим. Даже шутка по этому поводу появилась: „На Новый год сбывается все, даже то, что прежде сбыть не удавалось“. Шутки шутками, но действительно в декабре все „сметалось“ буквально „с колес“. И это не могло не сказаться на I квартале 2019 г. Рискну предположить, что и II квартал не порадует нас ростом. Есть надежда, что при отсутствии серьезных экономических и политических потрясений (во что верится с трудом) вторая половина года сложится более удачно, но учитывая хорошие результаты, показанные рынком в 2018 г., думаю, что тренд 2019 г. будет негативным. Но преодоление трудностей — это традиционный способ ведения бизнеса в России ».

А вот Александра Пальцева трудности не пугают: «Хочется напомнить слова героев „Острова сокровищ“: „Все мы — участники регаты...“, и хотелось бы, чтобы свежий ветер всегда дул в наши паруса. Начало положено, старт 2019 г. относительно бодрый. Будем надеяться, что и весь год будет не хуже предыдущего».

С уверенностью смотрят в 2019 г. и Алексей Слетков: «Наш стратегический партнер в проекторном бизнесе — LG Electronics — идет „в ногу со временем“, постоянно обновляя и совершенствуя свой модельный ряд».

Несмотря на то что начало 2019 г., по предварительным данным, уступает показателям прошлого года, Евгения Соколова утверждает, что Auvix готова к разным сценариям развития рынка и при любом из них будет предлагать партнерам всестороннюю поддержку.

И в DIGIS не видят причин паниковать: «В отличие от ситуации в целом, этот сегмент у нас развивается. Продажи I квартала в среднем на 20% больше прошлогодних. Опять же начало года было успешным для нашего HiFi @ High End подразделения (в т. ч. и по оборудованию для ДК). Ну и планов у нас громадье, мы верим в успех. Надеюсь, в скором времени он станет очевидным не только для нас».