В 2017 г., как отмечалось в CRN/RE в прошлом году, сегмент ноутбуков в России впервые за многие годы вернулся к росту. Тенденция эта сохранилась и в 2018 г.: всего ноутбуков было продано, по данным ITResearch, 3,61 млн. штук, что на 8,5% больше, чем в 2017 г. На протяжении года росли продажи более дорогих конфигураций, ожил сегмент игровых ноутбуков.
Однако к концу года, отмечают аналитики, смещение спроса к более продвинутым моделям приостановилось. С точки зрения каналов сбыта стало заметно увеличение прямых закупок розничных сетей по отношению к традиционному двухуровневому каналу продаж. Лидирующая группа поставщиков ноутбуков при этом не изменилась: в нее, как и в 2017 г., входят компании Acer, ASUS, Dell, HP Inc. и Lenovo (в алфавитном порядке), на которые приходится 87% всех реализованных в России мобильных ПК.
По оценке IDC, российские поставки ноутбуков в 2018 г. выросли на 26,9% по сравнению с показателями 2017 г. и достигли 3,9 млн. штук. Пятерка лидеров этого рынка выглядит так — HP Inc., Lenovo, ASUS, Acer и Apple (в порядке убывания занимаемой доли). Категория ультрабуков, свидетельствуют аналитики этого агентства, демонстрирует наиболее позитивную динамику. Поставки таких устройств в 2018 г. увеличились на 88,4% в количественном исчислении относительно показателей 2017 г.
Мобильные перипетии
Гектор Пулинец, один из руководителей направления закупок по категориям «Вычислительная техника» компании ДНС, приводит свои данные: «По нашим оценкам, общий розничный рынок ноутбуков в РФ прибавил примерно на 8% в натуральном и на 20% в денежном выражении. Рост продаж данной категории в ДНС оказался несколько динамичнее: 18% в натуральном и 24% в денежном. Средний чек вырос на 5%».
«Суммарно продано около 2,8 млн. ноутбуков, примерно на 94 млн. рублей, — говорит Сергей Балашов, менеджер по продукту Lenovo. — Из трендов можно выделить рост продаж ультратонких и игровых машин, также незначительно растет сегмент трансформируемых ноутбуков. Устойчивый тренд роста у SSD и ноутбуков с двойным хранилищем (HDD+SSD). Также очевиден спад доли самой дешевой категории ноутбуков, то есть устройств с начальными конфигурациями».
Сергей Васильев, руководитель департамента ноутбуков и мобильных ПК компании STATEN, также отмечает более сильный рост продаж ноутбуков в 2018 г. в денежном исчислении, чем в количественном. И связывает это не только с динамикой курса доллара, но и с увеличением маржи вендора, а также с ростом доли сегмента игровых систем и ультрабуков, находящихся на вершине ценовой пирамиды.
По данным, которые приводит Сергей Косецкий, коммерческий директор компании X-Com, в 2018 г. продано ноутбуков на 6 с лишним процентов больше, чем в штучном выражении, относительно результата 2017 г.: «Наибольшую динамику показали ноутбуки бизнес-серии компаний HP, ASUS и Lenovo».
Как считает Александр Буравлев, технический директор компании «Аквариус», импортозамещение проявило себя в прошлом году как один из главных трендов, в том числе и на рынке мобильных ПК.
15,6 навсегда
В бизнес-сегменте, по наблюдению Александра Буравлева, наиболее популярными в прошлом году были два типа ноутбуков: с диагональю 15,6 дюймов как замена настольного ПК и тонкие легкие 13-дюймовые решения. Гектор Пулинец также указывает, что 15,6-дюймовые ноутбуки оставались лидерами спроса в 2018 г. и наверняка окажутся столь же востребованы по итогам 2019-го.
По словам Сергея Васильева, наряду с этими неизменными фаворитами рынка в 2018 г. заинтересовали российского потребителя и 14-дюймовые модели ценовых сегментов среднего и ниже среднего. А Сергей Косецкий добавляет, что вдобавок к этим категориям вырос спрос на компактные и легкие мобильные компьютеры в алюминиевом корпусе.
Как отмечает Павел Анохин, генеральный директор HP Inc. в России, наиболее популярным был и остается классический форм-фактор clamshell — ноутбук-книжка. Такие модели занимают примерно 95% всего рынка. Оставшиеся 5% приходятся на устройства «2-в-1», будь то трансформеры (с возможностью открыть и развернуть крышку на 360°) или detachables (со съемной клавиатурой). Доли ноутбуков в этих неклассических форм-факторах растут, по словам эксперта, в среднем по полпроцента в год. В бизнес-сегменте опережающими темпами увеличивалась доля 14-дюймовых тонких ноутбуков, что указывает на повышение мобильности пользователей.
Солидарен с этой точкой зрения и Сергей Балашов. По приведенным им сведениям, наибольшую долю ноутбучного рынка в России — почти 70% по количеству — занимают традиционные мобильные ПК в корпусах, которые никак нельзя отнести к категории ультратонких. Вместе с тем эксперт отмечает: «Наблюдается значительный рост сегмента ультратонких ноутбуков, но мы растем медленнее, чем в Европе или в мире. Например, в Европе 45% рынка занимает традиционный форм-фактор, а 40% — ультратонкие ноутбуки».
По наблюдениям Вадима Тихонычева, консультанта по клиентским системам Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии, явным фаворитом рынка в 2018 г. стал формат 360° с touch-экраном: доля продаж, приходящаяся на такие устройства, росла быстрее остальных, хотя пока они еще не лидируют в абсолютных показателях. Важными трендами 2018-го эксперт называет способность ноутбука выдерживать полный рабочий день на автономном питании (фактически ставшая теперь стандартом де-факто), снижение массы до 1,5 кг и менее, а также использование при создании мобильных ПК высококачественных материалов.
О насущности трансформации
Устройства «два-в-одном», способные с легкостью трансформироваться из классической ноутбучной компоновки в планшетную и обратно, представляют собой особый подкласс тонких и легких мобильных компьютеров. По мнению Александра Буравлева, трансформеры пользуются спросом только в образовательном сегменте, тогда как на взгляд Сергея Васильева, они вызывают интерес исключительно в коммерческом сегменте.
Сергей Косецкий сводит обе эти точки зрения воедино: «Трансформеры традиционно востребованы в образовательных учреждениях, и в дальнейшем доля этого форм-фактора в общем объеме продаж ноутбуков продолжит увеличиваться. Коммерческие организации их приобретают преимущественно для руководства и специалистов сферы продаж».
На американском рынке активных пользователей трансформеров называют "mobile go-getters«, — об этом напоминает Гектор Пулинец. Это современные работники, которые большую часть времени проводят вне офиса, но при этом им необходимо решать разные задачи и быть на связи 24/7. Вадим Тихонычев также считает, что покупатели мобильных ПК в формате трансформеров — это профессионалы: «Ноутбук — их инструмент, к нему предъявляются серьезные требования, в том числе и к удобству использования и надежности. Профессионал всегда на связи, на ходу принимает решения, на ходу делится важной информацией».
«Покупатель трансформеров — прежде всего человек, привыкший к тачскрину, — утверждает Павел Анохин. — Если он по достоинству оценил преимущества трансформера, такие как режим презентации, работа с пером благодаря технологии Windows Ink, то, скорее всего, его интерес к трансформерам возрастет, и последующие устройства он будет покупать именно в таком форм-факторе».
Сергей Балашов развивает эту мысль: «Основными преимуществами трансформеров можно считать гибкий форм-фактор, который удобен и для создания медиаконтента, а также тачскрин, который подходит для серфинга в Интернете и, в большинстве случаев, для использования цифрового пера. Это привлекает довольно широкую аудиторию, но особенно создателей контента, так как цифровое перо как профессиональный инструмент распознает тысячи градаций нажатия».
Нужно больше хрома?
Хромбуки — ноутбуки с небольшими накопителями и с развернутой на них облачной операционной системой Chrome OS разработки Google — достаточно популярны в США и Западной Европе. По крайней мере, присутствие их на рынке мобильных ПК с единицами процентов доли статистически значимо. В России же они сегодня остаются экзотикой, выбором энтузиастов, — на это обращает внимание Сергей Косецкий.
«Мешает малоизвестность ОС», — поясняет низкий уровень интереса к хромбукам Александр Буравлев. Гектор Пулинец дополняет: «Microsoft Windows и ПО для нее все еще сильны на рынке РФ. Покупатель не хочет пересаживаться на что-то новое, что ограничивает сценарии использования».
Павел Анохин развивает эту мысль: «Пользователю важно иметь жесткий диск объемом 500 Гбайт либо как минимум SSD объемом 128 Гбайт. Клаудбуки на Windows остаются популярным, но ограниченным сегментом. Клаудбуки на Chrome OS пока не дошли до массового покупателя. Хотя не исключаю, что в ближайшие несколько лет на российском рынке случится прорыв, и ситуация радикальным образом изменится. Основным сдерживающим фактором популяризации хромбуков остается отсутствие бизнес-приложений под OC Chrome».
Компания Google до самого последнего времени не была очень-то заинтересована в продвижении хромбуков на российском рынке, — на это обращает внимание Сергей Балашов. Адаптировать созданные под Chrome OS приложения, довести до общественности преимущества своей платформы — на это нужны усилия, время и деньги, которых корпорация для России, очевидно, не выделяла.
Вадим Тихонычев здесь еще более категоричен: «Это вопрос больше к хром-технологии и ее адаптации к законодательству РФ». Хромбуки не прижились на российском рынке, констатирует Сергей Васильев: «Считаю, что основная доля потенциальных потребителей таких устройств ушла на рынок смартфонов».
ARM+Windows=?..
В прошлом году в ИТ-экспертном сообществе немало было разговоров о стремлении Microsoft перенести Windows на платформу ARM. Уже не путем переписывания исходного кода ОС и приложений, как это было в случае с неудачной Windows RT, а за счет виртуализации. Современные мобильные процессоры ARM становятся настолько мощными, что, в принципе, вполне способны обеспечить работу программного контейнера, внутри которого будут исполняться рассчитанные на х86-«железо» ОС и прикладное ПО.
Однако дальше разговоров и отдельных демонстрировавшихся на выставках ARM-гаджетов с виртуализованной х86-Windows на них дело (пока?) не пошло. «Вряд ли эти устройства смогут отвоевать существенную долю рынка, — замечает Александр Буравлев. — Их покупатели — энтузиасты, которым интересна поддержка 4G и существенное увеличение автономности».
Вадим Тихонычев также настроен скептически: «Пока мы не видим серьезных запросов и предложений продуктов, сопоставимых по производительности с классическим ноутбуком. Возможно, нужно подождать». Гектор Пулинец подтверждает, что хотя его компания и не ожидает в ближайшее время завоевания заметной доли рынка мобильных ПК ARM-ноутбуками, но «руку на пульсе держит».
Преимуществ ARM-архитектуры — более длительная работа от батареи, отсутствие потребности в кулере, более компактные размеры — недостаточно, чтобы в глазах пользователя перевесить предубеждения относительно совместимости с приложениями Windows, убежден Павел Анохин: «Однако, как и в случае с Chrome, это, возможно, вопрос ближайших нескольких лет».
Сергей Балашов пока не видит предпосылок к развитию подсегмента ноутбуков. Такие устройства должны предложить какие-то весомые преимущества, чтобы завоевать внимание пользователя и побудить его отказаться от более устоявшихся комбинаций программной и аппаратной части. Сергей Косецкий же и вовсе настроен пессимистично, даже не исключая некоторого снижения доли устройств ARM+ Windows (и без того чрезвычайно малой) в общем объеме продаж.
Будет рост — если курс не подведет
Последние два года рынок ноутбуков демонстрирует хотя и незначительный, но уверенный рост, — об этом напоминает Сергей Косецкий: «Надеюсь на продолжение данной тенденции в текущем году. Наибольший рост могут показать тонкие и легкие модели с длительным сроком автономной работы».
«Наш прогноз — дальнейший рост рынка и тренд на импортозамещение, — заявляет Александр Буравлев. — Ожидаем возврат AMD на массовый рынок ноутбуков». Гектор Пулинец предрекает сохранение рыночных показателей на том же уровне, что и в 2018 г., особо отмечая рост влияния таких трендов, как уменьшение массы и толщины ноутбуков, в том числе высокопроизводительных игровых, а также увеличение времени работы от батареи.
«Профессиональная мобильность как основа будущего рабочего места очень востребована», — указывает Вадим Тихонычев. Что касается некоммерческих пользователей, то он отмечает их очевидную потребность быть всегда онлайн.
Сергей Васильев напоминает, что основными факторами, влияющими на спрос, были и остаются экономические показатели страны, а также поведение курса доллара, особенно в период хеджирования вендорами перед основными сезонами BTS (снова в школу) и XMAS (Рождество и Новый год). «Если резких скачков этих показателей на протяжении года не произойдет, мы ожидаем прирост продаж порядка 5–10% в денежном эквиваленте только за счет роста средней цены на продукт по сравнению с прошлым годом».
Павел Анохин дает весьма развернутый прогноз на текущий год, отталкиваясь от того, что уже за первые два месяца рынок показал отрицательную динамику. Здесь свою роль сыграли несколько факторов, включая высокие продажи 2018 г., рост НДС (даже при условии сохранения реальных рыночных цен на прежнем уровне потребитель часто воспринимает стоимость устройства как цену с НДС 20%), ослабление рубля во втором полугодии 2018-го (что заставило пользователей приобретать раньше).
И все же, несмотря на перечисленные факторы, эксперт ожидает по итогам года в целом положительный тренд по ряду причин: а) в январе 2020 г. заканчивается поддержка устройств на Windows 7 (таких ПК на руках у пользователей несколько миллионов, и это будет побуждать их обновлять свою компьютерную базу); б) выходят новые видеокарты NVIDIA для игрового сегмента, а гейминг остается одним из наиболее перспективных направлений, где графика имеет крайне важное значение при выборе ПК; в) ноутбуки с SSD станут более доступными.
«По итогам 2019-го мы ожидаем рост доли ноутбуков с SSD и устройств тоньше 20 мм; особый интерес вызовут безрамочные дисплеи и более яркая матрица с пониженным энергопотреблением, — заключает Павел Анохин. — В коммерческом сегменте влияние внешних факторов более слабое, основные причины замены устройств — бизнес-необходимость. Учитывая большую инсталлированную базу старше пяти лет, мы ожидаем дальнейшего роста продаж в коммерческом сегменте».
«Можно сказать, что мы точно будем присутствовать в этом сегменте, — заверяет Сергей Балашов. — Самое главное, что заинтересует потребителя, — это, по нашему мнению, какие-то новые сценарии использования, недоступные ему ранее». Самой главной тенденцией, которая быстро набирает силу во всем мире (в России — несколько медленнее), эксперт называет мобильность и автономность устройств. И подчеркивает, что с каждым годом для достижения этого все меньше надо жертвовать мощностью устройства и его ценовой доступностью.