Оценивая перспективы 2018 г., эксперты и участники рынка полагали, что рост, начавшийся в 2016 г., продолжится. Мало того, 2018-й может стать годом, когда изменится само понятие монитора. На смену «классическим» в офисы (и, конечно, в дома) придут экраны с новыми характеристиками и с новыми формами.
В том, что касается количественных показателей, прогнозы экспертов полностью оправдались. Аналитики ITResearch утверждают, что 2018 г. на рынке мониторов прошел в рамках предположений, которые обещали рост на 15–20%. По оценкам компании, в 2018 г. на российском рынке было продано 3,3 млн. мониторов на сумму 536 млн. долл. Рост относительно 2017 г. составил соответственно 17 и 16%.
«Это несколько ниже, чем темпы 2017/2016 гг., но все же рынок продолжил волну быстрого восстановления, которая в основном обусловлена необходимостью обновления огромной установленной базы устаревших устройств, поставленных еще 10 лет назад, — говорится в отчете компании. — Уже более 60% продаж составляли мониторы с большой диагональю (23»+). Из других трендов: быстрый рост продаж игровых мониторов и начало выхода на массовый рынок 2К- и 4К-аппаратов«.
Прогнозы аналитической компании CONTEXT (она учитывает поставки продукции только через дистрибьюторский канал) тоже оправдались — в 2018 г. продажи категории настольных мониторов в России выросли на 10%, причем основной рост пришелся на бизнес-сегмент. Старший аналитик CONTEXT по направлению дисплеи Доминика Концевич отмечает появление спроса на мониторы с различными «новыми функциями», например, с такими как вход USB tape-C. В начале I квартала 2019 г. уровень проникновения таких устройств составил 6% в единицах и 13% в деньгах.
«По разным оценкам, рынок мониторов в 2018 г. показал положительную динамику, порядка 13–17% к предыдущему году, — сообщает руководитель направления „Мониторы“ компании „Марвел-Дистрибуция“ Роман Васильев. — Тенденция постоянного роста диагоналей сохраняется: устройства сегмента 24 дюйма (куда попадают мониторы с диагоналями 23,6, 23,8 и 24 дюйма) окончательно закрепились в качестве лидеров рынка, их доля в продажах перевалила за 40%. Мониторы с диагональю 27дюймов взяли планку 10% рынка. Также не может не радовать продолжающийся рост доли самых больших диагоналей ( >27 дюймов) дисплеев, а также геймерских и 4К-мониторов».
Аналитики подчеркивают: в 2018 г. конкуренция на рынке мониторов оставалась довольно высокой. По оценкам ITResearch, четверка лидеров, имеющих сопоставимую рыночную долю (Acer, AOC, Philips и Samsung), сохранилась в неизменном виде. Однако если годом ранее на этих вендоров приходилось 56% всех продаж, то в 2018 г. — только 48,7%. А это означает, что увеличили долю компании «второго эшелона». Согласно данным ITResearch, весь 2018 г. лидером оставалась компания Samsung. Сильно прибавившая темп во второй половине года Acer все же осталась на втором месте. На третьей позиции с небольшим отрывом расположилась AOC, а за ней вплотную Philips (оба бренда принадлежат компании MMD).
По оценкам CONTEXT, в бизнес-сегменте 2018-й был успешным для компаний HP и Dell, а также для Lenovo, которая предлагает рынку мониторы в более низком ценовом сегменте.
Взгляд изнутри
«В целом мониторный рынок в прошедшем году порадовал ростом. Даже неблагополучный в плане общеэкономической ситуации третий квартал продемонстрировал положительную динамику, — говорит директор по маркетингу ViewSonic Europe Мария Соловьева. — Все аналитические компании, данные которых мы учитываем, сходятся примерно на 3,3 млн. штук. Оценки темпов роста разнятся в зависимости от того, как эти компании оценивали 2017 г., но в любом случае рост более 10% (от 13 до 17%, по разным источникам)».
По мнению руководителя направления видеодисплеев Samsung Electronics Григория Губанкова, в 2018 г. рынок вырос в первую очередь за счет мониторов диагональю 24дюйма и выше, доля которых превысила 50%.
Менеджер по продажам ПО и периферийных устройств Dell в России, Казахстане и Центральной Азии Павел Рузин отмечает, что итоговые результаты не только оправдали, но и в определенной степени превзошли прогнозы и ожидания: «По данным различных независимых агентств, рост рынка относительно 2017 г. составил в среднем около 15% в штуках. Движущими факторами стали: президентские выборы и чемпионат мира по футболу (эти события спровоцировали масштабные изменения и обновления инфраструктуры и технической базы); относительно устойчивый по сравнению с предыдущими годами курс рубля; довольно большая база морально устаревшего парка мониторов в корпоративном сегменте; дальнейшее смещение рынка в сторону устройств с большим размером экрана и более высоким разрешением (2К и 4К) и повышение доступности этого сегмента для потребителей».
«2018 г. следует признать достаточно удачным для российского рынка мониторов в целом, — уверен региональный директор компании MMD Андрей Каракашев. — По нашим данным, рынок в натуральном исчислении прибавил примерно 12% (по данным некоторых других участников рынка, даже еще больше). Однако для разных вендоров ситуация складывалась по-разному. В силу колебаний курса рубля к общемировым валютам наибольший рост показали производители, продающие товар за российские рубли, в то время как для продающих на базе цен в долларах год в целом сложился не так успешно. Кроме того, средняя цена устройства несколько снизилась. Что касается качества этих устройств, то тут никаких революционных изменений не произошло, как и самого понятия монитора».
Глава представительства NEC Display Solutions в России и странах СНГ Инна Сорокина отмечает, что итоги прошлого года можно оценить вполне позитивно: «Рынок вырос. К сожалению, не так сильно, как всем нам хотелось бы. Очевидно, и мы говорим об этом не первый год, что существует большой отложенный спрос. Это связано прежде всего с экономической ситуацией в стране и спецификой рынка. Я сейчас говорю о централизации рынка в целом и о том, что государство остается одним из самых крупных заказчиков».
«Относительно итогов 2016—2017гг., когда российский рынок мониторов был на пике роста и породил большие надежды на следующий период, 2018-й прошел более ровно, — уточняет руководитель отдела мониторов и персональных ТВ LG Electronics RUS Андрей Господынько. — Тем не менее мы можем декларировать 15%-ное увеличение объема продаж и стабильный интерес к нашей продукции. Вновь ощутимо заявили о себе американские производители. Компании Dell и HP не сдают позиции, базируясь на многолетнем опыте и стабильной репутации. Наша задача оперативно реагировать на малейшие изменения, не просто следовать трендам, а опережать их на несколько шагов. Как требования к скорости отклика у наших мониторов, так и наша реакция должны измеряться в сотых и тысячных долях секунды. На сегодняшний день мы определили свою нишу, работаем над расширением аудитории. Уверены, что даже в таких непростых условиях позиции не сдадим».
По словам генерального директора HP Inc. в России Павла Анохина, компании в 2018 г. удалось нарастить долю рынка, значительный рост качественных и количественных показателей произошел как в коммерческом, так и в потребительском сегменте: «В рознице стремительно возросли продажи игровых устройств и продуктов премиальной линейки. Во многом такие результаты были достигнуты благодаря синергетическому эффекту от грамотно построенной работы с каналами дистрибуции, отлаженной коммуникации с корпоративными заказчиками и наличию качественного продуктового портфолио. Ассортимент в категории мониторов был расширен в два раза, рассчитан на самых требовательных потребителей и отвечает даже специфическим запросам». По мнению Павла Анохина, произошли и качественные изменения: монитор перестал быть просто устройством вывода, сегодня он становится полноценным многофункциональным элементом офиса у бизнес-клиентов и домашнего пространства у розничных потребителей.
Менеджер по коммерческим продуктам Lenovo Russia Павел Гудцов отмечает значительный рост в коммерческом сегменте рынка: «Особенно заметен он среди мониторов нового поколения, которые предлагают новый формат взаимодействия с пользователем, — рассказывает Гудцов. — В частности, это аппараты с разъемом type c, которые позволяют не только подключать устройства, например, к ноутбуку, но и заряжать их и передавать данные. Говоря о современных решениях, нельзя не упомянуть устройства 2в1: и монитор, и док-станция. В Lenovo сегмент таких устройств в 2018 г. вырос в семь раз по сравнению с 2017 г. К мониторам нового поколения можно подключать не только ноутбуки или десктопы, но и смартфоны. Это особенно важно, поскольку с каждым днем количество бизнес-задач, которые мы выполняем с мобильных устройств, растет. Гораздо удобнее и быстрее подключить монитор и работать на нем со смартфона, чем пересылать данные на ноутбук».
По оценкам Марии Соловьевой, спрос на рынке предсказуемо смещается в сторону больших диагоналей и более высокого разрешения. «Разрешение ниже Full HD стало практически раритетом. Очень хорошую динамику показывают сегменты 2К-4К. Диагональ 24 дюйма стала безусловным лидером рынка, а мониторы с диагональю ниже 21,5 дюйма с рынка практически ушли, хотя отдельные тендерные запросы по ним еще остаются. Быстро растет спрос на большие диагонали — 27 и 32 дюйма уже хорошо заметные сегменты, особенно в денежном выражении».
Что касается «геймерских мониторов», то, по мнению Марии Соловьевой, тут существует определенная путаница — что именно можно и должно называть «игровым монитором»: «Зачастую под эти проходят модели со вполне ординарными характеристиками (особенно часто пренебрегают таким показателем, как частота обновления, которая для игрового монитора все-таки должна быть 144 Гц и выше). Конечно, каждый производитель имеет собственные критерии и маркетинговую стратегию в позиционировании своего модельного ряда. В любом случае очевидно, что это очень интересное и перспективное направление развития мониторной индустрии во всем мире. К тому же именно этот сегмент открывает широкие возможности для творчества дизайнеров и технических инноваций. Самые креативные дизайны встречаются именно здесь. Например, RGB-подсветка мониторов, которая давно стала трендом в геймерских продуктах, сейчас начинает активно применяться и в мониторах».
По мнению Андрея Каракашева, если все же говорить об особенностях рынка в 2018 г., следует отметить такие моменты, как увеличение доли мониторов с изогнутыми матрицами в силу снижения их цен, а также тот факт, что некоторые игроки рынка стали активно продвигать в рознице так называемые псевдоигровые мониторы (то есть обладающие минимальными формальными атрибутами игрового устройства, например, небольшим временем отклика, а также соответствующим оформлением упаковки, однако по всем остальным потребительским характеристикам относящиеся к базовому сегменту). В результате чего рынок игровых мониторов формально показал бурный рост на фоне резкого снижения средней цены, однако в реальности этот рост нельзя считать естественным, он не отражает фактического положения дел в игровом сегменте.
«Кроме того, мы видим активный рост продаж моделей, которые предлагают усовершенствованный дизайн и большее количество характеристик для удобства пользователей, — отмечает Павел Гудцов. — Так, например, раньше мониторы с небольшой диагональю (19 или 21дюйм ) занимали большую долю рынка. В 2018 г. мы увидели, что спрос постепенно смещается. Теперь самый популярный сегмент — монитор с диагональю 24 дюйма. Растет процент дисплеев с более высоким разрешением, а также безрамочных. Последние благодаря тоненьким рамкам не только красивы, но и позволяют экономить место на рабочем столе пользователя».
Согласна с коллегой и Мария Соловьева: «В целом в области дизайна развиваются плюс-минус те же тренды, которые мы уже наблюдаем последние несколько лет, — тонкий, стильный дисплей с безрамочным дизайном. Начинают уделять должное внимание эргономике. Изогнутые мониторы из области экзотики уверенно переходят в достаточно массовый сегмент».
Павел Гудцов выделяет как тренд 2018 г. увеличение доли мониторов, которые разработаны с учетом требований эргономики и здоровья пользователей: «Среди таких устройств — мониторы с встроенной технологией Low Blue Light. Увеличенная доля синего спектра снижает утомляемость глаз. Аппараты с подсветкой Flicker Free исключают мерцание экрана, что также снижает негативное воздействие на глаза».
Лучше меньше, да лучше?
По большому счету от наступившего года аналитики не ждут никаких прорывов. С учетом всех негативных экономических факторов наиболее вероятным сценарием на 2019 г. ITResearch считает скромный, 5—7%-ный рост и выход на отметку 3,4–3,5 млн. штук.
В CONTEXT также полагают, что продажи настольных мониторов продолжат расти, хотя и не так сильно, как в этом году.
По оценкам ММD, в 2019 г. рост рынка существенно замедлится и составит не более 5% по отношению к прошлому году. «В первую очередь это будет вызвано общим неблагоприятным положением российской экономики и, как следствие, снижением покупательной способности населения, усиленной негативным эффектом от увеличения НДС до 20%, — считает Андрей Каракашев. — Мы уже сейчас видим снижение спроса в премиальном сегменте. С другой стороны, надежды на стабильный курс рубля к доллару (ну или, по крайней мере, на отсутствие резких непрогнозируемых скачков) позволяют делать выводы, что снижение средней цены прекратится».
Павел Рузин также полагает, что, как и в предыдущие годы, определяющее влияние на рынок окажет прежде всего экономическая ситуация в стране и состояние ИТ-индустрии в целом. «С большой долей вероятности мы увидим замедление темпов роста относительно прошлого года. Достаточно уверенно можно прогнозировать рост в таких сегментах, как дисплеи с разрешением 4К, устройства с интерфейсом USB type-C и геймерские мониторы», — говорит он.
«Первый квартал наступившего года складывается очень непросто. После удачного конца года, дополнительно „подогретого“ предстоящим повышением НДС, наступил ожидаемый спад, — рассказывает Мария Соловьева. — Канал „перетарен“, потребительский спрос минимален. Скорее всего, в первом полугодии будет отрицательная динамика. Рассчитываем, что III–IV кварталы компенсируют это падение, но ситуация в значительно степени будет определяться макроэкономикой. В отсутствие серьезных потрясений рынок может выйти в небольшой плюс по итогам года, но в целом, по всем ощущениям, 2019 г. будет для рынка сложным».
«В первом квартале 2019 г. продажи сдерживали усиленные отгрузки конца предыдущего года, когда все стремились закупить товар впрок до повышения НДС, — рассказывает Роман Васильев. — Таким образом, в начале года заметного роста продаж мы не видим. Тем не менее ожидаем положительной динамики рынка по сравнению с прошлым годом порядка 10%, а также дальнейшего увеличения доли дорогих решений: мониторов с диагоналями 27 дюймов и больше, аппаратов высокого разрешения, а также игровых мониторов».
Григорий Губанков считает, что в 2019 г. рост «больших диагоналей» продолжится, в частности, привычными станут мониторы с диагональю 32 дюйма. Продолжится развитие игрового сегмента. В Samsung также ожидают расширения рынка мониторов с разрешением выше Full HD — WQHD, UHD.
«В 2019 г. мы смотрим позитивно и не ждем серьезных изменений конъюнктуры рынка, — размышляет Павел Анохин. — Продолжим выпуск технологических новинок и расширим портфель устройств, в первую очередь потому, что в этом нуждаются сами потребители. В корпоративном сегменте сформировалась огромная устаревшая инсталлированная база устройств, переставших отвечать современным требованиям безопасности и современным понятиям об эргономике, качестве и дизайне. Такие устройства требуют замены, что для игроков рынка станет потенциалом роста. Также следует активно внедрять в бизнес мультимониторные системы, которые позволяют повысить продуктивность работы сотрудников и давно доказали свою эффективность».
В компании LG планируют «с одинаковым вниманием относиться ко всем категориям продукции». «На начало года заложена основательная и стабильная база, которую мы намерены расширять, — говорит Андрей Господынько. — Игровой рынок, образовательные учреждения, профессионалы в области графических работ — все категории пользователей и покупателей были и остаются нашим основным объектом внимания. Задача все-таки сделать так, чтобы мы „растили“ своего покупателя, условно говоря: берем юного киберспортсмена, сопровождаем его на пути обучения в вузе и выпускаем профессионала, работающего на мониторах LG».
По оценкам Павла Гудцова, в первом календарном квартале 2019 г. на рынке случился неожиданный спад, поэтому строить долгосрочный прогноз пока сложно: «Тем не менее мы ожидаем увидеть дальнейший рост продаж дисплеев с расширенным функционалом — с разъемом type-С, с более высоким разрешением экрана и т. д. Активно развивается новый сегмент мобильных мониторов — это небольшие устройства диагональю примерно 14 дюймов, которые пользователь может брать с собой. Из преимуществ — портативность, небольшой вес, удобство подключения, эффективность работы с информацией. Таким образом, монитор превращается из обычного инструмента представления информации в более универсальное устройство взаимодействия с пользователем».
Для компании NEC, по словам Инны Сорокиной, основное направление бизнеса — не просто отдельно стоящий профессиональный монитор, но и вся экосистема вокруг него под конкретные задачи для той или иной индустрии, где компания удерживает свою долю рынка: «Благодаря драйверам 2018 г. — чемпионату мира по футболу и выборам Президента России, рынок за последние два года показал рост. Я не ожидаю какого-то скачка или технологического прорыва в этом году. У нас есть четкая система поддержки канала, ему интересно продавать наши мониторы и получать прибыль, поэтому на ближайший год мы смотрим с осторожным оптимизмом. Политическая ситуация сильно влияет на нашу экономику. Мы продолжаем оставаться страной, которая зависит от ресурсов, и эта зависимость мешает развитию. По моему мнению, рост не превысит 5–10%, все зависит от конкретных проектов и бюджетов заказчиков. Если рынок останется стабильным (а 5% — это больше похоже на погрешность), — это тоже неплохо в текущей ситуации. Первый квартал 2019 г. был непростым. Посмотрим, что будет дальше. Я очень люблю это английское „делай, что должен, и будь что будет“. Банально, но правильно».