Девизом 2020 г. может смело стать поговорка: «Кому война, а кому и мать родна». IDC представила свой прогноз инвестиций (мировых) в ИТ на 2021 год, указав главные тренды и дав рекомендации, как лучше подготовиться к «новой нормальности».
Согласно этим данным, реальные показатели рынка оказались лучше, чем предсказывали исследования и рыночные индикаторы. Инвестиции поставщиков услуг, призванные удовлетворить спрос на облачные и цифровые услуги, остаются стабильными по сравнению с другими секторами ИТ, а удаленная работа и дистанционное обучение вызвали увеличение объемов продаж ПК в течение года.
«Ожидается, что общие расходы на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) будут демонстрировать среднегодовой темп роста (CAGR) 5% в период до 2024 года. В этом году мы наблюдаем менее глубокий
В недавнем опросе IDC 42% ответственных за закупки ИТ ответили, что их организации планируют инвестировать в ИТ, чтобы ликвидировать отставание в цифровой трансформации. «Пандемия создала бизнес-потребность увеличить инвестиции в ИТ и ускорить сроки цифровой трансформации, — пишет Мередит Уэйлен (Meredith Whalen), главный директор исследований IDC. — Мы узнали, что многие из этих инициатив, стартовавшие как способ смягчить экономические последствия COVID-19, стали неотъемлемым требованием планов развития для успеха предприятия будущего в цифровой экономике».
Российский ИТ-рынок в точности повторил эти мировые тенденции. И сегмент персональных компьютеров не стал исключением.
Напомним, что, подводя итоги 2019 г., аналитики IDC отмечали сокращение рынка ПК (включают в себя не только десктопы, но и ноутбуки) на 7,8% (до 5,34 млн штук) по сравнению с 2018 г. «В 2019 году сегмент потребительских устройств переживал не лучшие времена. У российских потребителей вызывала беспокойство ситуация с реальными располагаемыми денежными доходами. В коммерческом сегменте наблюдалась позитивная динамика в поставках благодаря большому количеству проектов и обновлению парка ПК на фоне завершения поддержки Windows 7», — отмечала Наталья Виноградова, менеджер программ исследований IDC Россия.
При этом поставки настольных ПК в четвертом квартале увеличились на 5,1% относительно прошлого года. Но в связи с негативной ситуацией с коронавирусом, временным простоем фабрик в Китае и нарушением логистических цепочек поставок оборудования и компонентов, которые были учтены в прогнозе рынка на 2020 г., даже наиболее позитивный сценарий подразумевал трудности с поставками во втором и третьем кварталах. И это, как предполагалось, должно было негативно сказаться на динамике рынка. Но вышло иначе.
Так, по данным IDC PC Quarterly Tracker, в Россию во втором квартале 2020 г. было поставлено около 1,49 млн настольных и портативных компьютеров, что на 30,1% больше показателей аналогичного периода 2019 года и значительно превосходит прогноз начала второго квартала.
Доля потребительских моделей десктопов выросла на 6% по сравнению с первым кварталом года. Эти показатели хорошо коррелируют с возросшей покупательской активностью в мае-июне в секторе непродовольственных товаров (по данным ЦБ РФ, рост продаж в секторе составил 5,2% в мае).
«Основными драйверами роста явились удаленная работа и обучение, отложенный спрос и традиционные в кризис инвестиции населения в электронику. Более половины поставок десктопов пришлись на модели для корпоративных заказчиков. Этот факт является основанием для сдержанного оптимизма для многих игроков рынка», — отмечает Дмитрий Ильин, старший аналитик IDC.
Поставки настольных ПК во втором квартале увеличились на 1,6% относительно прошлого года и составили 432 тыс. штук, причем основной популярностью пользовались устройства all-in-One. HP Inc., Lenovo и Acer возглавляют список лидеров в сегменте десктопов, а замыкают пятерку лидеров iRU
А вот по данным аналитической компании ITResearch, во
По мнению экспертов, снижение произошло с учетом того, что основной сбыт десктопов нацелен на организации, а не на частный сектор. А в период самоизоляции многие офисы прекратили работу. И, тем не менее, снижение продаж было чисто символическим, рынок оказался фактически на уровне прошлогоднего.
Все дело в том, что недостачу по коммерческим поставкам скомпенсировал рост отгрузок домашних ПК. Домашние пользователи, конечно, в основном брали ноутбуки. Но, считает ведущий эксперт ITResearch Дмитрий Шульгин, «и десктопам была отдана дань; и особенно это коснулась „старших братьев“ ноутбуков — десктопов-моноблоков (AIO)». Моноблоки в означенный период наоборот выросли на 30%. Их вклад в общий сегмент десктопов возрос до 15%.
В целом за первое полугодие было продано 1,4 млн настольных ПК (из них почти 180 тыс. — AIO.) Год к году рынок десктопов вырос за полугодие на 17%, здесь сказался вклад первого квартала, который был очень хорош.
Лидером продаж по итогам второго квартала по продажам настольных ПК стала компания HP. В первую пятерку также вошли* компании Acer, Depo, iRu, Lenovo. Вместе лидирующая группа реализовала 42% всех десктопов в России.
Напомним, что, делая прогнозы на третий квартал 2020 г., аналитики предполагали сохранение тенденции к росту поставок в связи с опасениями второй волны COVID-19.
«Рост составит 18,9%. В четвертом квартале рост поставок сменится спадом на 4,0%, однако год рынок ПК закончит ростом в 9,0%. В 2021 году рынок продолжит снижение, а вернется к сдержанному росту не ранее 2022 года. Динамика будет определяться насыщением потребительского спроса и дальнейшим падением реальных доходов и денежных запасов населения», — комментирует Дмитрий Ильин.
А вот что думают о вендорах, работающих на этом рынке, их партнеры.
Претенденты
В 2018 г. на звание «Чемпион канала» претендовало 16 вендоров. При этом во «второй тур» смогли пройти только 10 претендентов: Acer, Apple , ASUS, Dell, Depo Computers, HP Inc., iRu, Kraftway, Lenovo, «Аквариус».
Два года спустя список вендоров, чьи настольные системы покупают партнеры второго уровня, сократился. Всего 13 компаний вошли в список претендентов на победу в этой номинации. Acer, Apple , ASUS, Dell Technologies, Depo Computers, Dexp, Fujitsu , HP Inc., iRu, Kraftway, Lenovo, Ramec, “Аквариус”. И только у девяти из них появился реальный шанс побороться за звание «Чемпион канала»: Acer, Apple, ASUS, Dell Technologies, Depo Computers, HP Inc., iRu, Lenovo, «Аквариус». Таким образом, один из старейших участников данной номинации — компания Kraftway — вновь не смогла набрать 30% голосов респондентов и осталась за порогом канальности. Вновь — потому что в 2016 г. этот вендор уже покидал список «канальных» вендоров ПК, но в 2018 г. вернулся в десятку компаний, претендующих на победу. Напомним, что два года назад этот производитель занял место не преодолевшей порог канальности компании Fujitsu.
Представляем победителей
В этом году пятое место в номинации вновь досталось «Аквариусу». На протяжении долгих лет эта компания остается единственным российским вендором среди победителей рейтинга. Но и она в 2014 г. не смогла противостоять натиску иностранных коллег и выбыла из пятерки лидеров. Правда ненадолго — в 2016 она вернулась в число лауреатов, а в 2018 г. укрепила свои позиции, улучшив результат предыдущего рейтинга. Два года назад респонденты поставили российскому вендору 32,405 балла. В этот раз оценка работы отечественного производителя еще выше — 38,046 балла, при этом сократилось отставание от ближайшего конкурента.
Заметим, что «Настольные ПК» оказываются одной из самых стабильных номинаций рейтинга. Не только «Аквариус», но и все победители 2018 г. (и 2016 г.) смогли сохранить свои позиции и в этом году. Таким образом, четвертое место вновь у компании ASUS. Правда, как уже было сказано, ее преимущество перед российским производителем теперь заметно меньше — 0,205 балла против 0,5 балла (в 2018 г.). В этот раз респонденты оценили работу вендора в 38,251 балла (в 2018 г. — 32,87 балла). Напомним, что ASUS входит в число победителей данной номинации шестой рейтинг подряд.
Компания Dell Technologies, которая 4 года назад смогла переместиться с пятого места на третье, доказала, что это неслучайно. Более того, за время, прошедшее с 2018 г., она заметно улучшила итоговую оценку и набрала 43,630 балла, тогда как в 2018 г. ее результат был равен 38,119 балла. Кроме того, партнеры второго уровня признали настольные ПК Dell Technologies лучшими по соотношению цена/качество. Вендор получил высшую оценку за одноименный критерий — 7,367 балла.
Вторая ступенька пьедестала почета пятый рейтинг подряд у Lenovo. Как мы уже отмечали в 2018 г., компания улучшила свои позиции в мировых продажах настольных ПК благодаря соглашению с Fujitsu. Что касается работы вендора в России, то исправление замечаний, которые его партнеры высказали 4 года назад, позволило производителю в прошлом рейтинге получить оценку 39,551 балла. А в этот раз он, как и все остальные финалисты номинации, заметно улучшил свой результат, заработав 44,939 балла и высшие оценки за 2 критерия работы вендоров — «Маркетинговая поддержка партнеров» (4,183 балла) и «Прибыльность продукции» (6,286 балла).
Такое признание канала хоть и помогло китайскому вендору сократить дистанцию, отделяющую его от первого места, но не обнулило ее. Напомним, что этот производитель уже приближался к заветной победе в 2016 г. Тогда от звания чемпиона канала его отделяло 1,833 балла. Но в 2018 г. компания HP Inc., которая вновь (и в 2018, и в 2020 гг.) стала победителем номинации «Настольные ПК», смогла заработать почти на 3 балла больше, чем серебряный призер. Ее итоговая сумма оценок составила 42,54 балла. А кроме того, победитель 2018 г. завоевал сразу семь из восьми высших оценок по критериям работы производителя (кроме «Соотношение цена/качество», победу в котором в 2018 г. партнеры «отдали» Lenovo).
В этот раз высших оценок за критерии работы вендора у HP Inc. только пять. Да и разница с ближайшим преследователем не такая существенная — меньше 0,6 балла — HP Inc. Смог заработать 45,517. Тем не менее, вендор продолжает делать ставку на работу через канал продаж, а также ищет совместные с партнерами не только пути выхода из нынешней непростой ситуации, но и варианты ее использования на благо всем участникам цепочки поставок.
«Подлинный ключ к инновациям — это понимание нашего потребителя; развитие технологий до самого их предела и создание новых вдохновляющих решений, которые наилучшим образом будут отвечать запросам рынка в условиях новой нормальности, — заявил Кристоф Шелл (Christoph Schell), коммерческий директор HP на традиционной партнёрской конференции HP Reinvent. — Глобальные правила игры и способы ведения бизнеса в сегодняшнем мире драматическим образом изменились. Вместе с партнёрами мы обязаны проложить курс в будущее, где то, что мы собой представляем, определяется последствиями принятых нами решений, а не просто продуктами, которые
Критерии и оценки
Самым главным критерием для компаний, продающих настольные ПК, в этом году стало «Соотношение цена/качество» (до этого 3 рейтинга подряд занимал второе место). Его значение было оценено респондентами в 0,877 балла. А лидер предыдущего рейтинга — критерий «Качество продукции» (0,842 балла в 2018 г.) — в этот раз до первого места не добрал всего 0,001 балла.
А самым «неинтересным» для продавцов настольных ПК на протяжении шести рейтингов остается критерий «Обучение и сертификация партнеров», причем в этом году его важность для наших респондентов оказалась ниже, чем в предыдущем исследовании — 0,528 балла против 0,555 балла (в 2018 г.).
Заметим также, что респонденты данной номинации оказались самыми нетребовательными к «Маркетинговой поддержке партнеров». Именно продавцы настольных ПК поставили этому критерию самую низкую оценку — 0,616 балла. Вот уж действительно, когда на рынке дефицит систем как таковых, никакой маркетинг не нужен...