По данным аналитической компании ITResearch, в октябре 2020 г. в России было продано около 430 тыс. мониторов на общую сумму около 67 млн долл. Показатели сентября были превышены примерно на 9,7%, что соответствует нормальному сезонному фактору.
В годовом выражении рынок в октябре вырос примерно на 17%, что демонстрирует продолжение уверенного восстановления рынка. Причем позитивная динамика прослеживается по большинству производителей —как по корпоративным, так и по розничным отгрузкам.
Аналитики ITResearch предполагали примерно 10%-ный рост в 4 квартале, и отрадно, что рынок пока идет даже с некоторым превышением прогноза.
Претенденты
В 2018 г. претендентов на победу было меньше, чем в 2016 — лишь 13 производителей. Но самое интересное — абсолютно все (!) эти вендоры смогли перешагнуть порог канальности. Перешагнуть, а не переползти. Даже компанию, за которую проголосовало меньше всего респондентов, набрала голосов в полтора раза больше, чем установленный нами 30%-ный рубеж. За всё время проведения рейтинга это был первый подобный случай. Таким образом, в список производителей мониторов, которые в 2018 г. получили реальную возможность претендовать на звание чемпиона канала, вошло 13 компаний: Acer, AOC, ASUS, BenQ, Dell, HP Inc., Iiyama, Lenovo, LG, NEC, Philips, Samsung, ViewSonic.
Два года спустя список вендоров, с которыми работают наши респонденты расширился. В этот раз в него вошло 15 компаний: Acer, AOC , ASUS, BenQ, Dell, Eizo, HP Inc., Iiyama, Lenovo, LG, MSI, NEC, Philips, Samsung, Viewsonic. А вот количество полуфиналистов не изменилось — вновь 13 компаний были признаны их партнерами канальными вендорами: Acer, AOC , ASUS, BenQ, Dell, HP Inc., Iiyama, Lenovo, LG, NEC, Philips, Samsung, Viewsonic.
Как говорится, все те же, все там же. Все эти компании хорошо известны реселлерам, торгующим мониторами. Но вот уже второй рейтинг подряд реальных претендентов на победу в этой номинации оказывается в 2,5 раза больше, чем призовых мест.
Представляем победителей
Итоги рейтинга 2018 г. показали, что «распорядителю» номинации надоело выдумывать сложные правила распределение призовых мест между финалистами. Да и те, кто до 2016 г. послушно этим правилам следовал, тоже ему надоели. Поэтому в 2018 г. он выгнал практически всех, собравшихся в мониторной «комнате» четыре года назад. А на их место набрал новую команду. Правда, одному производителю тогда все-таки удалось задержаться в призовой пятерке, но только потому, что в предыдущем рейтинге он находился от «выхода из номинации» дальше всех.
Два года спустя «распорядитель» заскучал и придумал новые правила передвижения внутри призовой таблицы. И звучат они так: «Первый — замри, все остальные — два шага назад. Новенькие, милости просим в нашу веселую и очень подвижную компанию».
И ведь слушаются производители мониторов указания «распорядителя и в точности все его правила игры выполняют. О том, к чему привели новые правила, расскажем по порядку.
Итак. Единственная компания, которая «замерла» на том же месте, что и два года назад — HP Inc. Она вновь стала лидером номинации. В 2018 г. ее итоговая оценка составила 36,893 балла. Кроме того, этот вендор заработал высшие оценки сразу за пять критериев работы: «Активность в продвижении продукции», «Маркетинговая поддержка партнеров», «Обучение и сертификация партнеров», «Сервисное обслуживание заказчиков», «Техническая поддержка партнеров».
В 2020 году при том же количестве высших оценок за критерии работы вендора («Качество продукции», «Активность в продвижении продукции», «Маркетинговая активность», «Сервисное обслуживание клиентов», «Обучение и сертификация партнеров») общая сумма баллов заметно возросла. И теперь она составляет 41,574 балла. При этом победитель, конечно, может порадоваться успеху, но долго почивать на лаврах не стоит. Ведь разница в оценках компаний, стоящих на первой и второй строчках рейтинга, в этот раз сократилась до критической. Она и в прошлом-то рейтинге была не самая значительная — чуть больше 0,8 балла. Но два года спустя «серебру» не хватило до «золота» менее 0,4 балла.
И самое волнительное в данной ситуации, что «серебром» завладел вендор, который не только ни разу не входил в число финалистов в номинации, но и впервые переступил порог канальности как «мониторщик» лишь в 2016 г. Как оценят работу вендора респонденты в следующем рейтинге, остается только догадываться. А пока что партнеры второго уровня поставили компании Lenovo (именно о ней и идет речь) 41,184 балла. А заодно и признали ее лучшей по такому показателю работы как «Техническая поддержка партнеров».
Ну и раз уж речь зашла о финалистах-новичках, сразу скажем и о второй компании, которой не нашлось места в призовой пятерке 2018 г. Тем более, что ей принадлежит бронзовая медаль в нынешнем исследовании. Хотя назвать ее новичком можно лишь с натяжкой. Продавцы мониторов решили не просто вернуть эту компанию в финал нынешнего рейтинга. Они решили ей вернуть и место, на котором она стояла в 2016 г. Итак, приветствуем! Выбывшая в 2018 г. из призовой пятерки компания LG вновь с нами: высшая оценка за критерий «Прибыльность продукции», общая суммарная оценка — 40,851 балла и «бронза» в общем зачете!
Теперь давайте поговорим о тех, кто согласно задумке партнеров второго уровня (а именно они и играют роль «распорядителя» в нашем рейтинге), сделал два шага назад. Тем более что победителю рейтинга 2016 г. не привыкать к таким маневрам. В 2018 г. компания Samsung уже шагнула так широко, что оказалась на третьей позиции. И это при том, что до этого пять рейтингов подряд признавалась лучшей в номинации. Более того, в данной товарной группе вендор на протяжении всей истории рейтинга ни разу не сделал «шага назад» — либо стоял на своем, либо двигался вперед. Но всему когда-то приходится учиться. И судя по всему, шагать назад у Samsung получается не хуже, чем вперед, причем улучшая собственные результаты. Ее итоговая оценка в этом году 39,77 балла (против 34,293 в 2018 г.). И это только последняя строчка в списке призеров. Возможно, небольшим утешением для вендора послужит высшая оценка за такой критерий работы как «Соотношение цена/качество». А он, забегая вперед скажем, даже во времена «скупаем все, и побольше-побольше» оказался самым важным для наших респондентов.
Еще один «шагатель назад» — компания Dell. Именно этот вендор сдал позиции новичку — компании Lenovo. Оставив принадлежавшую ему в 2016 г. вторую строчку рейтинга, он переместился на четвертую ступеньку пьедестала почета. Напомним, что два года назад наши респонденты решили, что у мониторов именно этого вендора самое лучшее качество. Высшую оценку за одноименный критерий они поставили Dell. В итоге компания смогла заработать 36,089 балла. В этот раз вендор остался без высших наград за критерии работы, зато смог улучшить собственный результат, набрав 40,016 балла.
И скажем пару слов о тех, с кем мы в этом году не встретились в финале номинации «Мониторы»: это NEC и Phillips. Два года назад они стояли соответственно на четвертой и пятой ступеньке рейтинга. В этот раз партнеры решили, что есть более достойные кандидаты на победу.
В предыдущем исследовании мы откровенно признались, что полученные тогда результаты нас слегка шокировали. Согласно волеизъявлению канала продаж, в итоговый список призеров вошли и даже оказались на высших ступеньках компании, которые считались больше «компьютерными и для которых мониторный бизнес был одним из сопутствующих», а многие «мониторные» производители вообще оказались за пределами списка финалистов. Но похожая тенденция наблюдалась не только в итогах исследования мнения реселлеров, но и в отчетах по продажам, которые предоставляли аналитические агентства. Таким образом, каналу вновь стало интересно продавать не только игровые модели, но и мониторы для бизнеса, которые при покупке настольных систем вполне логично приобретать (при схожих качестве и цене) у того же производителя... И в течение последних двух лет этот тренд продолжил развиваться. Вновь на двух первых строчках — представители «компьютерщиков», а не классических «мониторщиков». Наложившаяся на все тенденции рынка ситуация с пандемией и переходом на «все дистанционное» только усилила их. Более того, как сообщили нам в кулуарах представители партнеров второго уровня, именно «компьютерные» призеры двух последних рейтингов в последнее время активизировались в данном направлении и смогли добиться неплохих результатов, возможно, и за счет более тесного сотрудничества с партнерами.
Критерии и оценки
Два года назад главное, что волновало продавцов мониторов, — прибыльность. Одноименный критерий занял в рейтинге важности первое место, получив 0,782 балла, и это была самая высокая оценка критерия во всех номинациях. А на другом конце турнирной таблицы восьмой раз подряд самым малозначимым был признан критерий «Обучение и сертификация партнеров», которому досталось 0,507 балла. В этом году произошла смена приоритетов. Самым важным для данной группы респондентов оказалось «Соотношение цена/качество». Они поставили этому критерию 0,885 балла. Всего на 0,001 балла меньше получил критерий «Качество продукции». И это оказалась самая низкая оценка этого критерия во всех номинациях рейтинга.
Кроме того, продавцы мониторов оказались самыми нечувствительными к таким характеристикам сотрудничества с вендорами как «Техническая поддержка партнеров», «Сервисное обслуживание клиентов», «Обучение и сертификация партнеров», выставив им самые низкие оценки среди всех респондентов рейтинга: 0,578 балла, 0,691 балла и 0,455 балла, соответственно. Причем последняя оказалась еще и самой низкой оценкой всего рейтинга: за все критерии, во всех номинациях. Стоит ли говорить, что критерий «Обучение и сертификация партнеров» в этом году вновь стал для продавцов мониторов самым незначимым?