О том, что продавцы ноутбуков оказались, пожалуй, в самом большом выигрыше от ситуации с коронавирусом (и как следствие, от необходимости массового перехода людей на удаленку), не говорит сейчас только ленивый. Единственное, что сдерживало рост продаж этих устройств — дефицит продукции. Мобильные компьютеры были буквально сметены с полок магазинов, со складов дистрибьюторов и даже из всех местных ломбардов. Цены на эти устройства то повышались, то возвращались на прежние позиции. Но полностью удовлетворить спрос как со стороны частных клиентов, так и корпоративных заказчиков до сих пор не удалось. Игроки рынка до сих пор отмечают наличие дефицита ноутбуков. А вот как эту ситуацию описывают аналитики.

«Во втором квартале 2020 г. сегмент ноутбуков увеличился на 47,0% по сравнению с показателями второго квартала 2019 года. Поставки составили 1,059 млн штук. Наибольшее количество ноутбуков, поставленных на российский рынок за отчетный период, выпущены под брендом Lenovo. ASUS, HP Inc., Acer Group и Apple также вошли в пятерку ведущих поставщиков в данном сегменте рынка», — компания IDC подвела итоги исследования российского рынка персональных компьютеров за данный период. По данным IDC PC Quarterly Tracker, в Россию за этот период было поставлено около 1,49 млн настольных и портативных компьютеров, что в общей сложности оказалось на 30,1% больше показателей аналогичного периода 2019 года и значительно превзошло прогноз, данный аналитиками в начале второго квартала.

При этом, как отмечают аналитики, доля потребительских моделей ноутбуков выросла на 3% по сравнению с первым кварталом года. И эти показатели хорошо коррелирует с возросшей покупательской активностью в мае-июне в секторе непродовольственных товаров (по данным ЦБ РФ, рост продаж в секторе составил 5,2% в мае).

«Основными драйверами роста явились удаленная работа и обучение, отложенный спрос и традиционные в кризис инвестиции населения в электронику. Кроме того, ноутбуки стали значительно более персональными устройствами в семьях. Треть поставок ноутбуков пришлись на модели для корпоративных заказчиков. Этот факт является основанием для сдержанного оптимизма для многих игроков рынка», — отмечает Дмитрий Ильин, старший аналитик IDC.

Развитие ситуации в этом сегменте рынка хорошо прослеживается в отчете аналитиков ITResearch, которые утверждают, что рынок ноутбуков в сентябре понизился в сравнении с августом, однако по-прежнему показывает положительную динамику в год-к-году. Всего было поставлено более 410 тыс. устройств. Рост по отношению к прошлогоднему сентябрю составил 29%.

При этом в продажах по-прежнему значимую роль играли поставки мини-трансформеров под Windows, популярных для задач образования. Очевидно, что эта категория продукции в России играет ту же роль, что и «хромбуки» в образовательной сфере на Западе.

В целом эти проектные поставки дешевых устройств влияют на структурную картину рынка, и конечно, на итоговые показатели в денежном выражении. Но даже этот дисконт не может остановить общего ценового роста.

Наблюдается подъем продаж более дорогостоящих моделей ноутбуков плюс общий рост розничных цен из-за снижения курса рубля. В итоге средневзвешенная рублевая цена по рынку, достигнув 58 тыс. руб., ушла на рекордные уровни.

В рейтинге вендоров по итогам продаж в сентябре 2020 г. в тройке лидеров Asus, Lenovo, HP (перечислены по алфавиту). Суммарно эти компании обеспечили 59% сентябрьских продаж ноутбуков. Однако совокупный вклад лидирующей тройки снизился за счет усиления Huawei, а также роста поставок у компаний второго эшелона, где сыграли свою роль сезонные проектные поставки тех самых образовательных мини-ноутбуков и от отечественных компаний, таких как «Аквариус» и iRu.

А что по этому поводу думают партнеры второго уровня, которые принимали непосредственное участие в продажах этих самых ноутбуков?

Претенденты

В предыдущем рейтинге в номинации «Ноутбуки» было 15 «охотников» на звание «Чемпион канала. И половине из перечисленных компаний удалось перешагнуть порог канальности: Acer, Apple, ASUS, Dell, HP Inc., Lenovo, MSI.

В этом году исходный список производителей ноутбуков состоял уже из 17 компаний: Acer, Apple, ASUS, Dell Technologies, Depo Computers, Digma, Fujitsu, Honor, HP Inc., Huawei, IRBIS, iRu, Lenovo, MSI, Prestigio, Xiaomi, “Аквариус”. А получить реальный шанс на победу смогли все те же семь производителей: Acer, Apple, ASUS, Dell Technologies, HP Inc., Lenovo, MSI. А вот удалось ли финалистам предыдущего рейтинга сохранить за собой места, завоеванные в 2018 г. расскажем далее.

Андрей Тарасов, исполнительный директор diHouse (входит в группу компаний ЛАНИТ):

В рейтинге действительно представлена команда сильнейших производителей ноутбуков. Все компании-победители заслуженно считаются лидерами направления благодаря инновационным разработкам, регулярному выпуску новых моделей и отлаженной работе с поставщиками. Нам приятно видеть среди чемпионов компании, с которыми нас связывает длительное сотрудничество, Lenovo, Dell, ASUS, Acer.

Кроме великолепных характеристик продукции, которую выпускают эти производители, хочется отметить их надежность и деловые качества. Несмотря на всю сложность этого года, когда заводы закрывались на карантин, а спрос на ноутбуки только возрастал, наши партнеры находили способы не останавливать поставки. Благодаря экспертизе и грамотно отстроенным процессам, они достаточно быстро начали восстанавливать объемы производства и оперативно реагировать на потребности рынка. Кроме того, чтобы помочь российскому бизнесу в период пандемии, эти компании полностью или частично компенсировали авиадоставку до Москвы и продолжали запускать промоакции на свою технику.

Поздравляем победителей и желаем, чтобы следующий год был успешным и богатым на новинки!

На правах рекламы.

Представляем победителей

Напомним, что два года назад номинация «Ноутбуки» оказалась одной из самых динамичных в нашем рейтинге. Во-первых, не все призеры 2016 г. смогли войти в первую пятерку 2018 г. А из тех, кто стал финалистом, лишь одна компания смогла сохранить позицию, занятую в 2016 г.

В этот раз, глядя на итоговую таблицу номинации, можно сказать только одно: «Тишь, да гладь...». Компании, взошедшие на пьедестал почета в 2018 г. замерли на своих местах и стоят как вкопанные. Изменились лишь итоговые оценки финалисты.

Так, два года назад пятое место принадлежало производителю, который в рейтинге 2016 г. не смог войти в число лидеров. Речь идет о компании Acer, в 2018 г. она набрала 32,922 балла. И тогда этого оказалось достаточно, чтобы оказаться в числе призеров. В этом году оценка вендора заметно увеличилась — 38,011 балла.

Но даже такого широкого шага оказалось недостаточным, чтобы подняться на четвертую ступеньку, где второй рейтинг подряд располагается компания ASUS. Напомним, что в 2018 г. итоговая оценка вендора составила 36,141 балла. Спустя два года этот показатель подрос и составил 39,808 балла.

Бронзовая медаль номинации «Ноутбуки» два года назад принадлежала компании Dell, набравшей 40,011 баллов. Заметно (почти на 5 баллов) увеличив свои оценки, вендор смог за период с 2016 г. по 2018 г. перепрыгнуть с пятого на третье место. И его нынешнее положение в турнирной таблице доказывает, что скачок, сделанный два года назад — это не случайность. В этом году Dell Technologies также стала бронзовым призером в номинации «Ноутбуки». Партнеры оценили работу вендора в 41,929 балла.

В 2018 г. этих баллов с лихвой хватило бы и на серебро. Тогда на вторую ступеньку пьедестала почета поднялась компания Lenovo, набравшая 40,847 балла. В этот раз, чтобы сохранить позиции, вендору пришлось заметно улучшить собственный результат. Компания заработала 44,748 балла. Кроме того, партнеры второго уровня признали ее лучшей сразу по двум критериям: «Прибыльность продукции» и «Соотношение цена/качество».

А теперь о компании, получившей звание «Чемпион канала — 2020» в номинации «Ноутбуки». Речь идет о компании HP Inc. По итогам предыдущего рейтинга этот производитель собрал практически все высшие оценки за критерии работы: семь из восьми. В 2018 г. лучшее «Соотношение цена/качество» оказалось у компании Lenovo, а не у чемпиона. В результате итоговая оценка, полученная тогда HP Inc., составила 42,782 балла. В этом году результат победителя еще более впечатляющий — 45,6 балла. И это при том, что, как уже упоминалось, ближайший конкурент «отобрал» у победителя еще одну высшую оценку в рейтинге критериев. Заметим, что серебряному финалисту удалось почти в два раза сократить разницу в баллах с компанией, стоящей на первом месте. Поэтому основной интригой следующего рейтинга будет, пожалуй, вопрос: а смогут ли все нынешние финалисты вновь сохранить свои места, или мы опять, как в 2018 г. будем с интересом наблюдать за прыжками через голову соседа?

Критерии и оценки

Как и 2 года назад, респонденты поставили оценку выше 0,8 балла сразу трем критериям. Самым важным для них вновь оказалось «Соотношение цены и качества». При этом важность данного критерия в глазах партнеров заметно возросла. В этот раз он получил 0,89 балла (в 2018 г. они оценили его в 0,843 балла). И, что самое интересное, в условиях всеобщего дефицита продукции, когда уходящие на удаленку пользователи были готовы купить «Жигули» по цене «Боинга», именно продавцы ноутбуков оказались самыми требовательными к данному критерию. Именно они поставили ему самый высокий балл из всех респондентов рейтинга.

На втором месте с минимальным отрывом от «лидера» расположилось «Качество продукции» (0,881 балла). Напомним, что по результатам двух предыдущих исследований этот критерий также получил «серебро» в рейтинге значимости. Два года назад важность этого критерия была оценена в 0,835 балла. А «Прибыльность продукции» второй рейтинг подряд получает «бронзу» (0,831 балла). В этом году это самая низкая оценка, выставленная критерию среди всех респондентов рейтинга. И это при том, что четыре предыдущих рейтинга (до 2016 г.) этот критерий был лидером. Напомним, что в 2018 г. его значимость была оценена респондентами в 0,832 балла.

Наименее важным критерием девятый раз подряд признается «Обучение и сертификация партнеров». Что, в принципе, логично. Ноутбуки — не самый сложный товар, и глубокого обучения для партнеров не требуется. Тем более в условиях, когда основным девизом года стало «бери больше, кидай дальше». Разве что сертификация на поставки мобильной техники определенным группам заказчиков делает важность этого критерия для продавцов ноутбуков выше (0,529 балла), чем для продавцов настольных ПК и мониторов. Напомним, что два года назад оценка этого критерия была выше — 0,537 балла.

Партнер проекта «Чемпионы российского ИТ-канала 2020» — компания diHouse