I. Сказка-ложь

Это в других сказочных королевствах женщины высокого звания не могут участвовать в государственных делах. Ну разве что давать своим мужьям советы. В Айтиании случалось, что они и должности высокие занимали. И вот какая там однажды произошла история.

Жил когда-то принц по имени Макс. На самом деле его имя было подлиннее — Максимиллиан, но так уж там было принято сокращать. И вот когда мальчик начал взрослеть, отправили его, по обычаю, в университет в соседнюю страну. Чтобы его обучали, не считаясь с чинами-званиями. Учился он довольно прилежно, хотя и обычными студенческими развлечениями не пренебрегал, благо человек был компанейский. Особенная дружба у него сложилась с девушкой по имени Анна и юношей Альбертом. Собственно, с Анной он не только дружил, а у Альберта всегда была подруга, четвертая в этой маленькой компании, но... чуть ли не каждую неделю другая.

Наслушавшись лекций о том, как государства ведут между собой дела, ребята часто спорили между собой, как это водится у студентов: а что было бы, если бы тот король поступил так, а другой — эдак?.. Вообще-то спорили в основном Макс с Анной, а Альберт только поддакивал. И надо вам сказать, совсем нередко в спорах Анна побеждала — чаще ей удавалось угадать, как дальше международные события развернутся. Но зато, когда дело доходило до веселых пирушек с песнями и танцами, тут Альберту не было равных.

Однако окончить университет Максу не довелось. Пришло грустное известие, что его отец при смерти от полученных на войне ран. Одно утешение — войну Айтиания выиграла. Пришлось Максу досрочно на родину вернуться. Чтобы успеть с отцом проститься, а потом, после положенного траура, корону принять. Вот так, недоучившись, Макс сделался королем. Ничего удивительного, что на свою коронацию он не забыл пригласить Альберта и Анну, которые потом остались в Айтиании погостить еще некоторое время.

И вот первая королевская забота — нужен новый министр иностранных дел. Дело в том, что прежний в военное время по совместительству служил полководцем и погиб даже раньше короля. На самом деле он в битве пытался короля от вражеских стрел прикрыть, но не получилось — и короля не уберег, и сам погиб героем. Попробовал Макс среди придворных нового министра подобрать, но все не то. Один уже одряхлел, у другого образование устарело, у третьего слишком близкие родственники в соседнем королевстве... Думал Макс, думал, так поворачивал и по-другому и назначил министром... Анну. Придворные, конечно, пытались его отговорить, но ничего не поделаешь — королевская воля.

И ведь совсем неплохой министр из Анны получился! Приходилось ей, конечно, нелегко. Попробуй убедить какого-нибудь посла из азиатских стран, что с женщиной можно вести государственные дела. Но после первых же переговоров послы начинали понимать, что перед ними не просто красивая девушка, а самый настоящий министр.

А Максу между тем пришлось жениться. Невесту выбирать не приходилось: и по завещанию отца, и по всем государственным соображениям надо было брать в жены дочку только что побежденного короля, чтобы владения объединить и мир упрочить. Участь королев известна — на торжественных приемах царствовать да маленьких принцев и принцесс рожать. А король тем временем правит и с фаворитками личную жизнь проводит. Если же королева возражать попробует, выходов всего два: в лучшем случае в монастыре жизнь доживать, в худшем на плахе ее заканчивать. Еще неизвестно, что хуже. Так что королевы обычно предпочитают терпеть эти безобразия.

Вы уже, наверное, догадались, что фавориткой у Макса сделалась Анна. Это, кстати, и на пользу делу пошло, иностранцы, когда узнавали, что Анна не только министр, но еще и королевская фаворитка, куда сговорчивее становились. А дружок короля Альберт тем временем жизнь в столице прожигал, благо молодой король ему должность дал, где можно ничего не делать, а только богатое жалованье получать. Время от времени и король ему по старой дружбе компанию составлял, но редко — некогда было развлекаться.

Так оно и шло до поры, пока дежурные придворные сплетники (где их нет?) не донесли королю Максу, что Анна не раз и не два поздним часом в закрытой карете от резиденции одного посла отъезжала. Макс молодой был, горячий. Проверил слух лично и, когда выяснилось, что это правда, Анну от себя прогнал и из министров уволил. Не стал даже разбираться, личная там измена или государственная. Анна уехала в другой университет, где ее никто не знал, образование заканчивать. Правда, пока она дела передавала, оказалось, что ни в чем девушка не виновата, жена посла просто подругой близкой для нее стала, они и встречались, чтобы по женскому обычаю полакомиться вкусненьким и поболтать о своем женском. Король было извиняться начал, но сделанного не воротишь. Обиделась Анна навеки. Так и расстались. Как уж там дальше Макс личную жизнь устраивал, то ли другую фаворитку завел, то ли с королевой попытался отношения наладить, об этом наша история умалчивает.

А новым министром стал Альберт. Хватит парню дурака валять, решил король, пора и делом заняться. Тем более друг, значит, вредить не будет. Но чего не было у Альберта — это женской гибкости. Для всех случаев у него один рецепт был. Чуть какая проблема с другой державой, он сразу пир устраивает для посла и там между тостами под музыку пытается того по-дружески уговорить. Ясное дело, от такой «дипломатии» международные дела у Айтиании стали идти все хуже и хуже. Король, конечно, знал об этом и даже несколько раз пытался поговорить с Альбертом, но серьезного разговора как-то не получалось. Сначала Альберт кивал и соглашался, потом начинали они вспоминать свои похождения в студенческие времена, потом как-то само собой на столе вино возникало, и пошло-поехало...

В конце концов, когда дело за малым до войны не дошло, король понял: дружба дружбой, но дело тоже делать надо. И снова сменил министра. Однако на этот раз не из близких друзей подобрал, а знающего и опытного, который прежде в другой стране послом Айтиании был, а Альберта вернул на прежнюю бездельную должность. Тот не очень и расстроился.
А в тронном зале король повелел на стене большую надпись золотом сделать для будущих поколений:

Друзья — для дружбы!
Подруги — для любви!

II. Намек-урок

От фаворитизма не только правление Екатерины Великой страдало. В бизнесе это явление тоже много вреда принесло. И еще принесет, если вовремя не задуматься. Уверен, примеры из личной жизни читатель найдет без труда. В дружеской компании хорошо только раскручивать фирму, начинать дело. Потом, когда фирма уже прочно встала на ноги, личные взаимоотношения между руководителями начинают мешать. И не только на уровне «Кто здесь главный, в конце концов?». А уж об интимных отношениях и говорить нечего. Как известно, любимый человек всегда лучше других чуть ли не во всех отношениях, а настоящая любовь всегда навеки — пока не пройдет...