Изменение спроса на определенные виды услуг и технологии системной интеграции происходит плавно. К моменту, когда сами поставщики отмечают рост интереса к определенному направлению, обычно реализуется уже довольно много проектов данного типа. Когда аналитики отметят в своих исследованиях изменение рыночных долей отдельных продуктов, волна интереса к ним уже спадет, положение стабилизируется, а актуальными станут новые идеи. Поэтому изменение интереса любопытно фиксировать еще на ранней, «недокументированной» стадии.
Часть изменений можно увидеть «невооруженным» глазом: по конференциям и форумам, по частным разговорам и блогам, отчасти — по пресс-релизам о недавно состоявшихся сделках. В текущем году ситуация менялась в нескольких сферах: интеграция, аутсорсинг, платежеспособный спрос новых отраслей.
SOA нет, но интеграция есть
Особенно отчетливо заметен рост интереса к интеграционным проектам. Закономерный этап, о приближении которого аналитики предупреждали еще 2–3 года назад: «Как только в распоряжении клиентов появится хотя бы несколько работающих ИТ-систем, сразу же возникнет потребность передавать данные из одного приложения в другое». Сама по себе работа эта — классическая, и необходимость в ней существовала всегда, другое дело — в каких масштабах. Относительно новым в этой области можно считать переход от чисто технических аспектов, когда программисты последовательно связывают одно или несколько приложений до тех пор, пока логику «клубка макарон» теряют даже они сами, к подходу более деловому. При этом приоритеты интеграции расставляет «внутренний заказчик», функциональные подразделения, и эффективность интеграции просчитывается тоже с точки зрения бизнес-эффекта, результирующей производительности и надежности ИТ-систем. Соответственно подход к интеграции становится более комплексным, системным, частью стратегии, а не эпизодом «латания дыр».
Но здесь наблюдается явное противоречие. Вендоры энергично пытаются продвинуть новую парадигму — сервисориентированную архитектуру (SOA), а заказчикам нужно совсем другое. Судя по отзывам ИТ-директоров, SOA пока не пользуется реальным спросом и вызывает скорее любопытство, чем желание тратить деньги. Многие интеграторы не видят никаких подвижек в этом направлении со стороны клиентов. Так считает Илья Пантелеев, генеральный директор компании «АНД Проджект». Он поясняет: «Как мы уже убеждались на примерах других новых для рынка направлений, сначала виден «мыльный пузырь», который в определенный момент лопается. Потом, после провала, он начинает медленно и постепенно расти снова. По нашим ощущениям, этот первый мыльный пузырь в отношении SOA — еще в стадии появления». Как говорят ИТ-директора некоторых энергетических компаний, «даже вендоры еще не разобрались с определениями». Высказывается и серьезный скепсис: Анатолий Степанский, коммерческий директор «Импакт-Софта», не видит будущего SOA, поскольку, по его мнению, развиваться этот подход не будет из-за проблем стандартизации, в которой не заинтересованы крупные поставщики. «Тот, кто все же решится перейти на эту архитектуру, получит существенный рост ТСО», — прогнозирует он.
Есть и другое мнение. Алексей Сорокин, руководитель отдела бизнес-приложений компании «АйТи», считает, что SOA уже сейчас востребована, и спрос на услуги по внедрению SOA-систем будет расти. Однако число собственно интеграционных проектов, в том числе на базе портальных решений, увеличивается, и интерес к ним, вполне платежеспособный, растет.
Сорокин рассказывает о проекте интеграции бизнес-портала B2B-energo (информационно-аналитической и торгово-операционной системы «Рынок продукции, услуг и технологий для электроэнергетики») с Oracle E-Business Suite на основе Web-сервисов.
Вице-президент GMCS Екатерина Воропаева полагает, что объем рынка ERP продолжает расти и большинство проектов, которые ведутся или стартуют сегодня, связано с интеграцией ИС. Возможно, замечает она, что с ростом числа таких проектов в портфеле GMCS будет сформировано самостоятельное подразделение компании.
«Спрос на интеграционные решения уже есть, и, по нашим прогнозам, он увеличится, — говорит Татьяна Бронникова, директор по развитию бизнеса направления SAP компании TopS BI (ГК «Систематика»). TopS BI с 2004 г. участвует в специальной партнерской программе по интеграционной платформе SAP NetWeaver, имеет опыт проектов по созданию систем интеграции на платформе Microsoft BizTalk, активно развивается и практика применения инструментов Oracle Fusion Middleware. TopS BI остается мультивендорной компанией и на новом поприще.
Заметной тенденцией, принимающей устойчивый характер, считает Александр Семенов, директор по развитию компании «Корус Консалтинг», ориентирование и вендоров, и клиентов на сервисы, которые позволяют решать функциональные задачи. При таком подходе, поясняет он, внедряется не система целиком, а используется сервис доступа к конкретному функционалу. Особенно это актуально на развивающихся рынках, где идут процессы слияний и поглощений, когда бизнес-процессы компаний быстро меняются. Для этих фирм важно иметь гибкий инструмент перенастройки информационных потоков, который реализует только SOA. Примером такого подхода может служить создание компанией «Корус Консалтинг» специализированного решения для предоставления услуг электронного обмена коммерческими документами на базе технологии EDI. Этим сервисом в настоящее время пользуются около 4 тыс. клиентов, и их число быстро растет, подчеркивает Семенов. Компания планирует использовать сервисный подход и при реализации других проектов, например в области управления складами. Клиенту предложат не внедрение системы, а доступ к сервису по ее использованию. Временно «отставленная в сторонку» идея ASP-приложений, похоже, обретает новую жизнь не только на знаменитом Salesforce.com, но и в родных пенатах.
«У сервисного подхода большое будущее, — считает Семенов. — Проблема в том, что заказчик, который мало о нем знает, не воспринимает его. Поэтому нам приходится тратить время на разъяснения. Но после того как заказчик поймет идею и увидит, что технически мы готовы к реализации проекта в сервисной архитектуре, он с энтузиазмом принимает наши предложения. У нас уже есть несколько заказчиков в разных отраслях, где мы реализуем проекты именно в сервисориентированной архитектуре».
«Мы хорошо понимаем, что одно из важнейших качеств ИС — интегрируемость, возможность обмениваться данными с другими приложениями, — подчеркивает Игорь Торгов, генеральный директор Columbus IT Russia и корпоративный вице-президент Columbus IT. — Системы становятся все более открытыми. Мы идем к тому, что границы между ними когда-нибудь исчезнут — можно будет «входить» в одну систему и запускать из нее приложения и файлы, созданные в другой. Понимание этой проблемы со стороны наиболее опытных менеджеров уже есть. Ведущие ИТ-руководители, знающие недостатки комплексно-интегрированных систем, осознали, что компонентный подход — будущее рынка бизнес-приложений. Однако в целом по рынку такого понимания еще нет, соответственно нет и спроса. Неизвестны мне и реальные примеры применения сервисного или компонентного подхода в бизнес-практике. Но это, безусловно, будущее. Мы неминуемо отойдем от ERP-подхода. Интеграционные платформы, такие как .NET от Microsoft или NetWeaver от SAP, уже существуют. Осталось реализовать сами компоненты и сделать их широко доступными, а главное, востребованными на рынке».
SOA можно назвать весьма перспективной технологией, с точки зрения потребителя, полагает Николай Красилов, президент корпорации «Галактика». С его точки зрения, главное преимущество этого инструмента в том, что не надо внедрять одну систему вместо нескольких локальных программ. Сервисный подход позволяет соединить продукты различных разработчиков в решение, оптимально подходящее под потребности предприятия, и при этом затратить минимум ресурсов, считает он, и добавляет: «В свою очередь, SOA выгодна и ИТ-компаниям. Если заказчик не заинтересован в приобретении программного продукта целиком, то, может быть, он будет более лоялен к его отдельным функциональным компонентам. Возможность с помощью SOA включить этот компонент в ИС заказчика станет для вас дополнительным преимуществом. Тем самым взаимный интерес потребителей и разработчиков сулит технологиям SOA неплохое будущее».
Реальность хорошо отслеживать по региональным проектам. «К полноценному пониманию и использованию SOA рынок, по крайней мере у нас, в Мурманской области, еще не готов, посмотрим года через 2–3, — говорит Сергей Лазарев, директор по стратегическому развитию NetSL. — Что касается средств интеграции бизнес-приложений, то здесь намечается определенный рост, хотя пока это происходит в основном за счет создания самодельных или заказных шлюзов между различными системами, а не в результате использования распространенных интеграционных платформ. Здесь мы, с одной стороны, «держим руку на пульсе», а с другой — набираемся опыта интеграции разнородных систем как раз путем разработки таких вот специализированных шлюзов — у нас уже есть около 10 завершенных локальных проектов». Лазарев в этой практике не одинок: далеко от Баренцева моря, на Байкале, у иркутских ИТ-компаний ситуация очень похожая.
Несколько огрубляя, можно резюмировать, что хотя спроса на SOA как таковую пока нет, интерес к интеграции есть, он растет, но удовлетворяется за счет других подходов и инструментов. Можно отметить явный рост числа проектов с применением Enterprise Servise Bus (корпоративной шины данных): только в банковском секторе и только открытых — более десяти. Необходимость интеграции требует «очистить» нормативно-справочную информацию (НСИ), объединить справочники и управлять ими. Появляются проекты, направленные именно на это, предлагаются и специализированные инструменты, именно для управления НСИ. Еще год-два назад о таких проектах не было слышно. BPM, управление бизнес-процессами, — термин не новый, ни шатко ни валко консалтинговый бизнес в этом направлении развивается не первый год. Но в текущем году, отчасти в связи ростом интереса к процессному подходу, стимулированному SOA, отчасти, видимо, просто с ростом зрелости бизнеса интерес к BPM, как методу, и соответственно к инструментам его реализации существенно возрос, и, видимо, следующий год будет богат сообщениями о завершении таких проектов.
Аутсорсинговый дефицит
Аутсорсинг, в отличие от SOA, уже перестал быть «горячим маркетинговым пирожком». Где он есть — в услугах связи, в поддержке пользователей, в обслуживании копировально-множительной техники, — там и развивается спокойно. Клиенты, например банк «Сосьете Женераль Восток», считают предложение услуг по поддержке пользователей вполне сложившимся в том смысле, что игроков в этом сегменте уже много, достаточно для того, чтобы было «из кого выбрать» и быстро найти замену, при необходимости сменить неудачливого подрядчика.
Следующий этап — аутсорсинг инфраструктуры, и вот тут как раз складывается любопытное положение, во всяком случае в Москве. Спрос явно превышает предложение. Желающих разместить свой центр обработки данных (ЦОД) в арендованном помещении, полностью или частично передать его обслуживание сторонней организации много больше, чем способных такие услуги предоставить. Не хватает площадей. Не хватает электропитания. Не хватает специалистов. Эти же причины и толкают клиентов на поиск аутсорсеров, но их нет. Во всяком случае в последний месяц сразу несколько ИТ-директоров компаний федерального масштаба со штаб-квартирами в Москве, пожелавших, правда, сохранить инкогнито, сообщили автору статьи о трудностях с поиском площадей для ЦОДов. В основном это компании торговые, быстро растущие и внедряющие «тяжелые» бизнес-приложения. Они столкнулись с острым дефицитом площадей и явным обманом на этой почве: обещанных помещений к нужному сроку не оказывается в наличии, обещанных инженеров — тоже.
Интерес в числовом выражении
По данным отчета IDC Russia Enterprise Application Software 2007–2011 Forecast and 2006 Vendor Shares, объем российского рынка интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) достиший 365,12 млн. долл., что соответствует ежегодному приросту в 54,7%, почти вдвое превысил показатели предыдущего года и средние темпы роста российского рынка ИТ. Согласно IDC, ведущей отраслью российского рынка ИСУП в 2006 г. оставалось непрерывное производство. Энергетика впервые заняла второе место — стала сказываться реструктуризация отрасли. Список наиболее прибыльных для поставщиков ИСУП отраслей в порядке убывания доходов продолжают дискретное производство, связь, розничная торговля и транспорт. IDC считает, что наиболее динамичным будет объединенный правительственный сектор, бизнес-услуги и розничная торговля. Темпами, опережающими средние показатели рынка, будут увеличиваться и затраты в секторах финансов, страхования и энергетики.
Антон Картузов полагает, что финансовый и энергетический секторы экономики автоматизировались столь активно, поскольку происходило изменение стандартов работы банков, развитие их филиальных сетей. Поэтому существенно повысились требования к ИТ-инфраструктуре этих финансовых учреждений, а реформа энергетики потребовала модернизации ИТ-инфраструктуры энергетических компаний.
Есть и оценки клиентских предпочтений другого типа. Второе исследование «Практика применения ИТ на российских предприятиях», проведенное журналом Intelligent Enterprise летом текущего года, позволяет сравнить уровень и планы автоматизации двухлетней давности с актуальными. Картина складывается парадоксальная.
В 2005 г. 86% респондентов (ИТ-директора российских компаний разных форм собственности, начальники служб АСУ) считали, что управление финансами у них автоматизировано. В нынешнем году таких лишь 67%. Управление запасами и складами в 2005 г. считали автоматизированным 80%, два года спустя — 50%. Падение есть и по управлению производством, управлению продажами, управлению документами и совместной работой. Впечатляющие достижения отмечены лишь в области информационной безопасности: рост с 29 до 43%. Отчасти такие результаты связаны с постановкой вопроса: в первом исследовании респондентов спрашивали, «какие бизнес-процессы автоматизированы», во втором — «каков средний уровень автоматизации», поэтому напрямую сравнивать результаты некорректно.
Но в целом, похоже, что актуальность применения ИТ в определенных сферах деятельности лишь растет по мере автоматизации. Тройка функциональных областей, автоматизация которых запланирована на следующий год, за два года почти не изменилась. В 2005 г. всех более всего волновало планирование и бюджетирование (46%), затем — управление документами и совместная работа (44%), третье место поделили управление производством и управление финансами (30%). В нынешнем году 46% ИТ-директоров намеревались в первую очередь заняться управлением документами и автоматизацией совместной работы (67%), затем — планированием и бюджетированием (59%) и, наконец, управленческим учетом и отчетностью (50%).
Интерес к ИБ вырос более чем на треть, к управлению производством и финансами — в полтора раза, почти на столько же — к управлению закупками и запасами.
И самый главный аналитический вывод: 50% респондентов говорят, что в будущем году их ИТ-бюджет увеличится.
Разумеется, рынок реагирует на спрос, и быстрей всего откликаются телекоммуникационные операторы: «Синтерра», «Совинтел», «Комкор» стараются заполнить нишу, ведут строительство и переоборудование помещений для ЦОДов, но, похоже, места в таких комплексах раскупаются заранее, как квартиры в строящихся московских домах.
Но в деле аутсорсинга не хватает не только площадей. Показательно мнение Игоря Киселева, ИТ-директора страховой компании «Наста». Он отмечает, что в 2007 г. приоритеты в ИТ-политике компании начали меняться, и наиболее существенно — в области аутсорсинга. Интеграция процессов и сервисов, внедрение единых, централизованных приложений требуют от ИТ иного уровня ответственности, работы на более высоком качественном уровне и, учитывая территориальную распределенность офисов компании, работы круглосуточной, подчеркивает Киселев. «Насте» есть чем «поделиться»: интересны услуги размещения оборудования в ЦОДах, поддержка сложных приложений, баз данных и т. п. «По моему опыту, — замечает Игорь Киселев, — препятствиями на пути к аутсорсингу чаще всего выступают или неспособность партнеров предложить понятные для компаний услуги, или цены, превышающие затраты компании на создание собственной службы. «Что вы продаете?» — постоянно спрашиваю я на совещаниях с партнерами». «Хотелось бы работать с теми, — продолжает он, — кто предлагает проработанные, продуманные и «прозрачные» продукты, но на рынке пока еще очень мало подрядчиков с четко определенной маркетинговой позицией и, как следствие, с понятным набором услуг».
Видимо, поставщики проблему осознают. Директор по развитию компании «ЮАФИ-Т» Антон Картузов считает, что в ближайшее время территориально распределенными предприятиями все больше будут востребованы услуги ИТ-аутсорсинга. «Это станет стимулом создания мощных сервисных сетей и формирования рынка услуг по комплексному обслуживанию посредством заключения аутсорсинговых договоров», — полагает он.
Тенденции общеэкономического характера
Что рынок ИТ, как зеркало, отражает общую ситуацию в экономике, факт известный. В этом зеркале видны и изменения положения отдельных отраслей.
В рознице наступило время консолидации, объединения игроков рынка, идет бурный рост региональных сетей и мощная экспансия центральных сетей в регионы, напоминает Александр Семенов. В отрасли появилось много новичков, растет конкуренция, увеличивается товарооборот, развивается логистика и складское хозяйство. Поэтому появился спрос на ИС, построенные на «тяжелых» платформах или объединяющие несколько разных приложений на основе единой БД. Благодаря конкуренции проявился спрос со стороны новых, средних по размеру компаний. Рост розничного рынка на огромной территории страны вызвал появление 3PL-операторов, соответственно появился спрос на решения класса WMS (автоматизированная система складского учета). Ответ не заставит себя ждать: Columbus IT Russia, по словам Игоря Торгова, рассматривает возможность пополнения портфеля решений за счет ПО в области автоматизации 3PL-операторов и транспортной логистики.
Рост компаний федерального масштаба и развитие их бизнеса в регионах требуют новых инфраструктурных решений. Системный инженер компании «ЮАФИ-Т» Андрей Карабутов отмечает, что все больше клиентов уделяют внимание решениям, построенным на IP-телефонии, и мультимедиа-видеоконференциям. Так же резко, по его мнению, возросла потребность в построении полноценных ЦОДов. Нельзя не напомнить, что о грядущем спросе на ЦОДы эксперты ведущих фирм-интеграторов говорили и год, и два назад, однако лишь сегодня вместо «планируем» от ИТ-директоров можно все чаще услышать «строим ЦОД».
Так же, как реформа энергетики и расформирование РАО «ЕЭС» стимулировали спрос на ИТ-решения в этой отрасли, так и реформа ЖКХ, вероятно, сыграет похожую роль. Биллинговые и учетные системы в этой сфере только начинают появляться, но фронт работ огромен. Правда, он требует от интеграторов весьма специфических познаний, однако, судя по всему, наиболее прозорливые энергично движутся в эту нишу. Другая подобная, только «просыпающаяся» сфера — архивы, как государственные, так и ведомственные. В том, что задачи ретроконверсии рано или поздно решать придется, никто не сомневался, но средств у архивистов не водилось. В этом году, похоже, положение начало меняться. Но эта сфера также требует весьма специфической экспертизы.
Более общие изменения в экономике тоже дают себя знать. Николай Красилов полагает, что среди общеэкономических изменений, происходящих в стране, наиболее значимыми для рынка ERP-систем, а значит, и системной интеграции в целом, окажутся национальный проект в области строительства и поддержка государством оборонно-промышленного комплекса. По его мнению, реализация проекта «Доступное жилье» обозначила спектр проблем в деятельности строительных компаний, устранить которые можно за счет использования современных ERP-систем, в том числе сокращение себестоимости строительных проектов, жесткий контроль расходов, более четкое планирование строительных работ, оперативное получение отчетности в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, подчеркивает Красилов, благодаря внедрению ERP-системы бизнес строительной компании приобретает необходимую прозрачность и облегчает процесс прохождения проверок со стороны контролирующих органов. «Увеличение количества заказчиков, использующих наше специальное отраслевое решение «Галактика — Управление строительством», подтверждает, что эта сфера по уровню спроса на ERP скоро станет одним из лидеров», — считает он.
Компании этого сектора интересуют и инструменты управления проектами. Так как в целом отрасль автоматизирована слабо, перспективы открываются привлекательные.
Что касается оборонно-промышленного комплекса, то тут увеличился спрос на ИТ в машиностроении. Красилов отмечает, что благодаря государственной поддержке предприятия ОПК стали активнее вкладывать средства в использование новейшего оборудования, совершенствование систем управления, внедрение ERP.
А вот главного эксперта компании «Компас» Игоря Якобсона та же государственная политика настораживает. «Меня тревожит ренационализация промышленности и, как следствие, ее монополизация», — говорит он. Как только сокращается конкуренция, сразу же снижается и мотивация к реинжинирингу бизнеса вообще и к автоматизации управления в частности, замечает он. Это может, полагает Якобсон, отрицательно отразиться на рынке систем управления предприятием. Интерес будет поддерживаться только в тех отраслях, где возможна конкуренция на международном рынке, но такие компании, скорее всего, предпочтут ведущие мировые бренды. «Тогда тенденция увеличения доли отечественного ПО может сойти на нет», — заключает он.