«Я самый жалкий из всех живущих. Если то, что я чувствую, разделить на весь род человеческий, на земле не останется ни одной улыбки. Стану ли я лучше — не знаю. Боюсь, что нет, и это ужасно. Оставаться таким, как есть, невозможно. Я должен умереть или стать лучше...» Эти слова принадлежат Аврааму Линкольну, президенту США.
Вот и вы, проснувшись утром, ловите себя на мысли, что солнце недостаточно яркое, и любимый кот топает, как бегемот, и вообще все очень плохо, а вы сами — ужас что такое: голова пустая, взгляд тусклый... Иногда, для того чтобы разочароваться в себе, бывает достаточно негативного мнения уважаемого коллеги, известия о внезапном сокращении на работе или банального «эмоционального спазма», связанного с длительным стрессом и хронической усталостью.
От болезненно заниженной самооценки, как правило, пытаются избавиться с помощью психолога. Но неверие в свои силы часто испытывают и вполне успешные люди, которые, как правило, слишком требовательны к себе или зациклены лишь на своих якобы недостатках. В окружающих же, наоборот, видят только привлекательные стороны и горюют о том, что кто-то умнее, стройнее, успешнее, остроумнее, удачливее.
Как повысить самооценку, перестать грызть себя, взять от жизни то, на что вы способны? Обычно психологи в таких случаях дают советы, которые отвечают на вопрос: ЧТО делать, но не рассказывают, КАК сделать. Мы же коротко остановимся на некоторых ЧТО, чтобы затем поделиться своим опытом из области КАК.
ЧТО делать?
Взглянуть на себя любимого с серьезной улыбкой. Если вы внутренне не соответствуете тому образу, который стараетесь демонстрировать миру, то будете выглядеть карикатурно, а коллеги подсознательно постараются поставить вас на место. Сказанное относится в первую очередь к тем, кто в попытках избавиться от внутренней тревожности явно перебарщивает в коммуникациях: встревает со своим мнением по любому поводу, даже когда его не спрашивают, стремится попасть в центр внимания и продемонстрировать свою эрудицию.
Есть забавный тест, позволяющий понять, насколько ваше истинное «я» отличается от того, которое вы пытаетесь предъявить внешнему миру. Возьмите лист бумаги и напишите подряд названия трех животных по своему выбору. Сделали? Теперь загляните в конец этой статьи, там есть короткая расшифровка теста.
Разберитесь со своим «внутренним критиком». Если дать ему волю, то он своим недоверием и скептицизмом заморозит ваши побуждения к любому действию. «Внутренний критик» приходит из вашего прошлого, связывая вас через время и пространство с теми лицами, которые когда-то были для вас авторитетами. Почти всегда этот голос «озвучивает» усвоенную вами позицию одного или обоих ваших родителей или тех людей, которые руководили вашим поведением в детстве. Вы и сейчас позволите им управлять собой?
Возможно, стоит больше доверять своей интуиции и поменьше слушать других. Кому-то, поверьте, очень небольшому числу людей, для того чтобы достичь задуманного, нужно ставить грандиозные цели и высочайшие планки. Но многим гигантизм лишь вредит. Гораздо продуктивнее ограничиться достижимыми целями и приучиться «есть слона по частям». Ведь любую сложную задачу или на первый взгляд нереальную цель можно разбить на этапы и шаг за шагом выполнять посильные действия, получая удовольствие от процесса здесь и сейчас, а не там и потом.
Перфекционизм, или «синдром отличника», — это «болезнь», полезная для других, но вредная для вас. Осознание этого факта — первый шаг на пути к адекватной самооценке. Вы не можете в любом деле, за которое беретесь, добиваться идеальных результатов. Не можете — и все тут. Идеалы нужны, чтобы к ним стремиться. Если достигнуть идеала, то дальше незачем жить. Вам это надо?
Не бойтесь показаться неучем и, если не знаете чего-то, спрашивайте тех коллег, которым вы доверяете. Поверьте, им приятно будет немножко поучить вас. Когда сослуживец отвечает на ваш вопрос, он думает вовсе не о вас и вашем незнании, а о себе, умном и талантливом.
Не оправдывайтесь, если не достигли поставленной цели. Любой результат, негативный в том числе, важен. Главное — проанализировать причины неудачи и подумать над новыми вариантами реализации задуманного. Довольно часто бывает, что плохой результат зависит вовсе не от ваших способностей, а от объективных обстоятельств и неправильно сформулированной цели.
Постарайтесь вносить элементы творчества в неинтересное задание. Тогда, даже не достигнув цели, вы получите удовольствие от процесса.
Разрушает уверенность в себе страх, поэтому, затевая что-либо, подстрахуйтесь — постарайтесь быть вариативным. Согласитесь, что три сценария достижения цели — наилучший, хороший, неплохой — лучше, чем один.
КАК делать?
Не знаем, работали ли вы когда-либо с коучем? Для тех, кто не имел такого «удовольствия», сделаем несколько пояснений. Когда один из авторов этой статьи учился в российской Академии коучинга, основная его цель была разобраться, действительно ли существует технология, позволяющая не просто консультировать и давать советы, а воздействовать на поведение человека таким образом, чтобы он самостоятельно достигал поставленных целей. Такая технология есть, и выросла она, на наш взгляд, из обобщения опыта великих спортивных тренеров. Конечно же процесс коучинга, или наставничества, предполагает наличие двоих — тренера и человека, желающего достичь результатов в своем личностном росте. Но некоторые секреты коучей могут быть полезны для самостоятельной реализации всего того, что написано выше. Тем, кого коучинг заинтересует, рекомендуем почитать книги Майлза Дауни, директора Лондонской школы коучинга, и Тимоти Гэллуэя.
Для начала введем понятия «внутренней» и «внешней» игры. Навыки и умения, подобно поведению и компетенции, являются компонентами внешней игры. Их можно измерить в каждый конкретный момент времени. Для повышения квалификации мы обучаемся профессии, осваиваем новую технологию. Но сама по себе компетентность не дает представления о том, как себя вести и как достичь цели. Достижение того результата, что вы себе наметили, базируется на внутренней игре, которая является элементом вашего развития и повышения уверенности в своих силах.
Внутренняя игра включает в себя ваш потенциал и действие. Между этими двумя понятиями на практике существует огромный разрыв. Вспомните свое состояние, когда вы должны сделать что-то, например выступить с докладом. Внутренний голос нашептывает: «Запутаюсь в слайдах, забуду слова и примеры, не смогу сосредоточиться, опять руки трясутся и голос осип, а вдруг им будет скучно...» Или еще что-нибудь в том же духе. Гэллуэй и Дауни назвали это состояние интервенцией.
Формула успешного преодоления своей боязни звучит так: «Потенциал минус интервенция равняется действию». То есть чем меньше интервенция, тем качественнее результат. Вам наверняка знакомы формы проявления интервенции: страх невыполнения задачи или боязнь стать объектом критики, чрезмерное усердие, желание произвести впечатление, гнев, излишняя суетливость. Страх и сомнение являются главными виновниками интервенции и наших неудач. Из страха сделать что-то не так мы пытаемся следовать «правильному пути», которого зачастую не существует, но и само это стремление действовать правильно вызывает дополнительную интервенцию. Один из способов снизить интенсивность ее проявления — сосредоточиться на процессе. Наверняка хотя бы раз в жизни вы испытали состояние «потока», когда мысли и действия сливаются в одно целое, время словно бы замедляется. Вы смотрите на часы, оказывается, что прошло уже несколько часов, а вы и не заметили, в результате дело-то уже сделано наполовину. Таким образом, ключевая задача заключается в том, чтобы в нужный момент войти в «состояние потока». «Поток» — это расслабленная концентрация, антипод беспокойства, когда ваши реакции идеально соответствуют меняющимся требованиям задачи. В потоке люди работают на пределе своих возможностей, ими движет истинное удовольствие от своих действий.
Делая что-то, человек частенько разговаривает сам с собою: «Ну и, спрашивается, зачем я это сделал? Говорили тебе, дураку: «Подумай и сделай наоборот...» То есть всегда один из разговаривающих внутри вас совершает действие, а второй дает ему инструкции. В английской школе коучинга внутреннего инструктора называют «первым я», а исполнителя — «вторым я». Первое «я» — это внутренний голос ваших авторитетов: родителей, учителей и других значимых людей. Оно стремится контролировать «второе я» и не доверяет ему. «Первое я» характеризуют излишняя старательность, мнительность и страхи. «Второе я» — это целостный вы с потенциалом и способностями. Его характеризуют доверие, любознательность, повышенная креативность. Войти в поток означает убрать «первое я». Гарантированных методик для этого не существует, частично мы касались способов вхождения в творческое состояние в своей предыдущей статье (см. CRN/RE № 19/2007). Система вопросов, которые задает профессиональный коуч, также позволяет вам включить свое талантливое «второе я».
Майлз Дауни считает, что одним из самых быстрых способов достичь «второго я» является действие через удовольствие, и рассказывает о том, как в юности, будучи теннисистом, получил травму и не смог больше играть. Впоследствии, после операции и реабилитации, он вновь приступил к тренировкам. Однако квалификация была потеряна, он пришел в ужас от того, насколько плохо играет. «Господи, как же я старался, — писал Дауни. — Однако играл все равно отвратительно, игра не доставляла мне удовольствия». В какой-то момент его осенило, что у него и дальше ничего не получится, если он не будет ощущать удовольствия от тренировок. Он выдумал для себя «коэффициент удовольствия» и каждый день измерял его по десятибалльной системе. Эффект был поразительным: чем больше он получал удовольствия на тренировках, тем выше становился технический уровень его игры.
Стоит отметить еще одно наблюдение. Мощную интервенцию создает отсутствие четкой внутренней цели и обратной связи. Речь идет не о долгосрочной цели, а той, которую можно достичь в ближайшее время. Поэтому заключайте с собой контракты на результаты, которых вы лично можете достичь. Под результатом нужно понимать не ответ на стратегический вопрос, как получить полмиллиона долларов с новых продаж в течение ближайших трех месяцев, а как шаг к действию, новую идею или просто продумывание какого-то определенного тактического вопроса, например осознание причин недовольства своим последним публичным выступлением с презентацией нового проекта.
— Почему я недоволен своим выступлением?
— Я растерялся и чувствовал себя неготовым. Занервничал, говорил тихо, несколько раз меня просили повторить сказанное. Меня смутили некоторые вопросы, мне трудно было подыскать на них ответы.
— Что было тяжелее всего?
— Пожалуй, ответы на вопросы.
Итак, ситуация прояснилась, вы поняли, что основной причиной вашего недовольства своим выступлением было то, что вам не удалось ответить на некоторые заданные вопросы.
— В чем причина этого?
— Я не всегда до конца понимал, о чем меня спрашивают, потому что думал о будущем слайде.
— И что же я могу сделать, чтобы этого не повторилось?
— Ну, например, предложить задать все вопросы в конце выступления. Или перед каждым следующим слайдом делать паузу и смотреть в глаза слушателям, сосредоточившись на вопросе, а не на том, что я планировал говорить через пять минут. Или попросить повторить вопрос и уточнить смысл, если не понял.
Итак, решено: на следующей презентации, услышав вопрос, я отвлекусь от своего повествования и посмотрю в глаза спрашивающему. Если не уловлю смысл вопроса, попрошу его повторить.
Такой диалог может происходить с другом, коучем, с самим собой. Не секрет, что порою мы слушаем не для того, чтобы понять, а для того, чтобы ответить и продемонстрировать свою компетенцию или статус. А между тем основа успешной презентации — живой процесс коммуникации со слушателями, а тема и предполагаемый план выступления — лишь повод и канва для этого.
Приведенный внутренний диалог — только один вариант из множества, поскольку причины недовольства собой у всех нас самые разные. Однако в любом случае нужно оценить свои истинные намерения, понять, что мешает выполнить работу, позитивно относиться к процессу ее выполнения и результату, наметить выполнимую цель и придумать подходящие именно вам варианты ее достижения.
Мы создаем будущее из прошлого, и наш опыт заботится о том, чтобы мы не выходили из привычных рамок. Конечно, каждый из нас ограничен своим темпераментом, опытом, профессией, семьей — этот список можно продолжить. Но в рамках любых ограничений мы всегда можем достичь большего. Стоит попробовать.
Расшифровка теста. Первое животное — это ваше представление о своем желаемом образе в глазах других; второе символизирует ваше представление о своем образе в глазах окружающих в настоящий момент, ну а третье — это ваше внутреннее представление о себе.
Наталия Тесакова — директор по развитию объединения «Интеллект Патент», автор книги «Миссия и корпоративный кодекс», соавтор книги «Бренд и торговая марка — развод по-русски».
Владимир Тесаков — консультант по стратегическому маркетингу, соавтор книги «Бренд и торговая марка — развод по-русски».