Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского рынка информационных технологий в 2007 г.
Компьютеры и комплектующие
Компьютеры. Общий объем рынка компьютеров — настольных ПК с учетом «самосбора», ноутбуков и серверов стандартной архитектуры (x86) составил чуть более 9400 тыс. шт. Около 71% продаж в натуральном выражении приходится на настольные ПК, более 27% — на ноутбуки, около 2% — на серверы. По сравнению с 2006 г. объем поставок десктопов увеличился на 9,5% (в 2007 г. впервые анализ проводился по новой методологии, учитывающей как готовые ПК, так и продукцию «самосбора»). На рынке серверов рост составил 35,3%, а ноутбуков было продано на 63,9% больше, чем в 2006 г.
В лидирующую группу компаний по итогам 2007 г. входят Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, Kraftway и K-Systems (здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке). При этом доля первой пятерки составила около 18% продаж настольных ПК в натуральном выражении.
В сегменте ноутбуков лидировали Acer, ASUSTeK, Rover Computers, Samsung и Toshiba, на их долю приходится почти 3/4 всех продаж.
В сегменте серверов первые пять производителей этого класса техники — Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway — контролируют 72,7% продаж в натуральном выражении.
Дисковые накопители. В 2007 г. было продано чуть более 9 млн шт. HDD производства компаний Hitachi, Samsung, Seagate (включая Maxtor) и Western Digital, что составляет примерно 97% этого сегмента. По отношению к показателям 2006 г. продажи выросли примерно на 18%, при этом основной сегмент — 3,5-дюйм PATA- и SATA-диски для ПК — росли медленнее рынка и составили «всего» 92% проданных устройств. На диски для рабочих станций и серверов начального уровня приходится менее 3%, а остаток — на SCSI- и SAS-диски, а также мобильные и внешние устройства. Из основных трендов можно выделить быстрый рост поставок 500-Гб винчестеров для ПК, чья доля в течение года увеличилась почти до 12% в деньгах. На недавнего лидера продаж — 80-Гб HDD — к концу прошлого года приходилось менее 10% рынка.
Устройства hardcopy
Принтеры и МФУ. Общие продажи принтеров и настольных МФУ увеличились до 5,3 млн. шт., а в денежном выражении объем рынка приблизился к отметке в 1,1 млрд. долл. В количественном выражении рынок вырос на 13% (в 2006 г. — 9,6%), темпы роста в деньгах были чуть меньше. Второй год подряд общую положительную динамику рынка обеспечили МФУ, на долю которых пришлась почти половина устройств печати.
Лазерных и струйных МФУ было продано около 2,4 млн. шт. (рост на 45%), причем по-прежнему между двумя технологиями сохраняется количественный паритет (что заметно отличает российский рынок от рынков других стран, в большинстве которых доминируют струйные устройства).
Спад в 2007 г. на принтерном рынке целиком связан с уменьшением спроса на струйные аппараты, в то время как лазерных и матричных продано больше, чем в 2006 г. В целом принтеров было продано 2,9 млн. шт. на 613 млн. долл. В лазерном сегменте позитивная динамика оказалась даже лучше, чем в 2006 г., однако в денежном выражении темпы роста сократились.
Как и все последние годы, большая часть продаж принтеров и МФУ приходится на компании Canon, Epson, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox.
Сканеры. В 2007 г. продолжалось снижение спроса на рынке планшетных сканеров. Всего было продано немногим более 580 тыс. устройств, что на 19% меньше, чем в 2006 г. Спад затронул все ценовые сегменты рынка, кроме самого старшего, где представлены профессиональные графические устройства и планшетные сканеры, ориентированные на оцифровку многостраничных документов. Уменьшение потребности в традиционных сканерах обусловлено растущей конкуренцией со стороны настольных МФУ. В офисной среде для сканирования все чаще используются лазерные МФУ, а у домашних пользователей — струйные.
Тройку ведущих производителей рынка сканеров составили компании Canon, Epson и Hewlett-Packard.
Копиры. В 2007 г. было продано около 230 тыс. копировальных устройств, что в денежном выражении составляет 300 млн. долл. Более 93% рынка в деньгах пришлось на цифровой сегмент. По количеству проданных устройств в первую тройку входят Canon, Kyocera и Xerox.
Расходные материалы. Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 23,6 млн. шт. в натуральном выражении, при этом в денежном выражении объем рынка впервые преодолел 1 млрд. долл. По сравнению с 2006 г. рынок увеличился соответственно на 32 и 43%.
Совместимых картриджей (имеются в виду струйные картриджи для принтеров Canon и Epson) было продано 6,8 млн. шт. на сумму 30,8 млн. долл.
Цифровые фотокамеры. В 2007 г. было продано около 4,9 млн. устройств (без учета «серых» поставок), что на 41% превышает показатель 2006 г. В денежном выражении объем рынка составил 1,4 млрд. долл. Технологическим лидером стали 7-Мп устройства, отобравшие пальму первенства у 6-Мп камер.
По количеству проданных фотокамер в ведующую пятерку входят Canon, Olympus, Panasonic, Samsung и Sony: почти 75% всех продаж в натуральном исчислении вместо около 70% годом ранее.
Устройства визуализации
Мониторы. Объем рынка мониторов составил 8,08 млн. шт. на сумму 2,18 млрд. долл. Показатели предыдущего года были превышены на 12 и 11% соответственно.
ЭЛТ-устройства фактически ушли с рынка. Самыми популярными остаются ЖК-мониторы с диагональю 17 дюймов. Продолжают активно расти продажи широкоформатных устройств (соотношение сторон 16:9) — их доля за год увеличилась более чем втрое.
В 2007 г. лидером рынка оставалась компания Samsung, в ведущую группу входят также Acer, BenQ, LG, NEC и ViewSonic. Лидирующая группа компаний занимает почти 88% рынка.
Мультимедийные проекторы. Емкость рынка мультимедийных проекторов (MMP) в 2007 г. превысила 130 тыс. устройств, что на 48% больше, чем годом ранее.
Из технологических тенденций отметим продолжающийся рост доли XGA-устройств, превысившей по итогам года половину продаж в натуральном выражении, в то время как продажи проекторов с базовым разрешением SVGA снизились почти до 35%.
DLP-устройства продолжают доминировать на рынке проекторного оборудования, хотя их доля снизилась по сравнению с предыдущим годом.
В группу ведущих брендов, показавших значительные объемы продаж, входят Acer, BenQ, Epson, NEC, Sanyo и Toshiba.
Плазменные панели и телевизоры. Рынок этих устройств превысил 300 тыс. шт., но темпы его развития продолжают снижаться. Если год назад мы говорили о 50%-ном росте, то в 2007 г. рынок увеличился всего на 25%, в денежном отношении превысив отметку в 700 млн. долл.
В технологическом плане по-прежнему доминируют панели с диагональю 42 дюйма, кроме того, наметился структурный сдвиг в сторону 50 (55) дюймов. Доля устройств со встроенным тюнером за год увеличилась еще на 6% в натуральном выражении. Устройства без тюнера, как и годом ранее, в основном присутствуют в диагоналях от 50 дюймов.
Безоговорочным лидером сегмента стала марка Panasonic. В группу ведущих брендов входят также компании LG, Philips, Pioneer и Samsung.
Жидкокристаллические телевизоры. По итогам 2007 г. продажи составили 2,7 млн. устройств, показав почти 65% рост относительно 2006 г., в денежном выражении почти достигнута отметка 3 млрд. долл.
На телевизионном рынке продолжается структурный сдвиг в большие диагонали, фаворитами стали телевизоры с диагональю 32 дюйма (более 30% продаж).
Главная технологическая тенденция здесь — значительное увеличение доли телевизоров высокой четкости (HD), в структуре продаж она превысила 70% и продолжает расти.
Лидером стала компания Samsung, в ведущую группу поставщиков ЖК-ТВ входят компании LG, Philips, Sharp, Sony и Toshiba.
ИБП. В 2007 г. было продано около 3 млн. устройств на сумму более 470 млн. долл.. Показатели 2006 г. превышены на 19 и 18% соответственно. Самыми активно растущими оказались online-устройства малой (3–10 кВ·А) и высокой мощности (более 120 кВ·А), а также резервные ИБП.
Основными соперниками устройств APC на массовом рынке по-прежнему являются ИБП под торговыми марками Ippon, Powercom и Powerman. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC прочные позиции занимают компаний Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Neuhaus, Newave и Socomec UPS.
Полная версия опубликована в журнале «Бестселлеры IT-рынка» № 1/2008.