Первый номер нашей газеты вышел в свет 12 лет назад, 22 апреля 1996 г. Тогда она называлась, как и ее американская «старшая сестра», Computer Reseller News.
Появление российского издания было приурочено к открытию очередной выставки «Комтек», самого популярного, авторитетного и влиятельного компьютерного форума 90-х годов. Время для премьеры нового печатного органа выбрали конечно же не случайно. Заявляя о себе на «Комтеке», газета тем самым привлекала повышенное внимание ведущих игроков отечественной ИТ-индустрии, а также представителей зарубежных компаний. Ход, безусловно, выигрышный, но и ответственность при этом возрастала многократно. Ведь если бы надежды и расчеты издательского дома не оправдались и газета вскоре закрылась, то свидетелями фиаско стали бы все те же ведущие компании ИТ-рынка. Впрочем, люди, стоявшие у истоков нашего издания, в успехе проекта ни секунды не сомневались.
Надо сказать, что и рынок сразу воспринял CRN/RE. К тому времени ИТ-бизнес в России уже достиг определенного уровня зрелости и продолжал развиваться быстрыми темпами. Недостатка в компьютерной прессе вроде бы не было, но руководители компаний отмечали, что им не хватает издания, которое фокусировалось бы не столько на технических вопросах, сколько на проблемах организации и развития бизнеса.
Именно эту нишу и должен был заполнить Computer Reseller News. В первом же номере газеты ее главный редактор Илья Липкин четко сформулировал концепцию издания и обозначил его целевую аудиторию. Статья Липкина называлась «Газета компьютерных коммерсантов», что сразу же давало представление о тематике и направленности публикаций. Главред писал о том, что в каждой мало-мальски солидной конторе любой клерк способен почти без запинки произнести фразу: «Пентиум на 90 мегагерц с 17-дюймовым монитором, гигабайтным «винтом» и CD-ROM’oм». Но когда речь заходила о компьютерном бизнесе, научная лексика удивительным образом превращалась в художественно-авантюрную. «Серый рынок», «желтая сборка», «пиратский софт» — термины, скорее присущие триллерам из жизни мафии. Почему же так происходило? Причин здесь множество, дает ответ Липкин, и одна из них очевидна: в России не существовало периодического издания, которое было бы посвящено исключительно компьютерному бизнесу, состоянию, тенденциям и перспективам развития мирового и российского рынков информационных технологий.
Давайте вспомним середину 90-х годов. Отечественные компьютерные издания ориентировались на пользователей, причем преимущественно на технических специалистов. Концепция этих изданий строилась в основном вокруг освещения новейших технологических решений в сфере аппаратуры, коммуникаций и ПО. Компьютерным бизнесменам — от производителей до интеграторов, а также менеджерам компаний, принимающим жизненно важные решения по вопросам покупки и продажи техники и ПО, — для восполнения дефицита коммерческой информации приходилось обращаться к финансовой, экономической и даже рекламной прессе, где специфическому компьютерному бизнесу отводилось далеко не первое место.
Издательский дом «СК Пресс» решил исправить эту ситуацию и начать выпуск газеты Computer Reseller News/Russian Edition. Американское издание Computer Reseller News в те годы уже являлось крупнейшим в мире деловым компьютерным еженедельником, публиковавшим аналитические материалы о состоянии компьютерного рынка, подробные обзоры и новости о производителях, сравнительные технико-экономические характеристики изделий, сведения о дистрибьюторах, реселлерах, VAR’ax, интеграторах и их позициях на рынке.
В США и других компьютерных державах многие участники ИТ-рынка, особенно главы компаний и ведущие специалисты, которым по долгу службы приходилось принимать ответственные стратегические решения, руководствовались информацией, публикуемой в CRN. Поэтому и в российском варианте издания с самого начала уделялось много внимания подготовке оригинальных материалов о состоянии отечественного рынка.
Вторую часть контента газеты составляли переводы статей из американского издания. Для наших читателей опыт зарубежных предпринимателей, а также анализ товарного наполнения ИТ-рынка, динамика спроса и предложения представляли безусловный интерес — ведь ИТ-бизнес в России быстро набирал обороты, мы догоняли рынки западных стран, проходя в ускоренном темпе, за считанные месяцы, все те фазы развития, на которые за рубежом уходили годы и десятилетия.
Старт CRN/RE был успешным. Тиражи первых выпусков составляли 5–6 тыс. экземпляров, но уже через год эта цифра перевалила за 10 тыс., и с тех пор держится на этом уровне. Довольно быстро коллектив редакции понял, какие материалы наиболее интересны российскому читателю. Нельзя сказать, что первые номера «не попали в цель». Напротив, судя по спросу на CRN/RE, газета практически сразу же стала бестселлером, покупателей не смущала даже высокая для того времени цена (для тех, кто, возможно уже не помнит: очень короткое время CRN/RE можно было купить в розницу).
Костяк издания составили опытные журналисты: Илья Липкин, (ставший впоследствии главным редактором CRN/RE), Михаил Новиков и Александр Плитман. Издателем CRN/RE стал Николай Федулов, имевший репутацию одного из ведущих менеджеров ИТ-индустрии. Неоценимую помощь и поддержку коллективу газеты оказали генеральный директор «СК Пресс» Леонид Теплицкий и Рубен Герр, занимавший в то время должность главного редактора PC Magazine/RE.
Прошло всего полгода с момента выхода первого номера CRN/RE, и газета стала издаваться два раза в месяц. Спору нет, нам было чуть легче завоевать аудиторию, ведь многие руководители и топ-менеджеры российских компьютерных компаний читали «материнское» издание. Американский CRN был для них одним из немногих источников знаний о том, как нужно организовывать бизнес, выживать в условиях конкуренции, строить взаимоотношения с партнерами, — словом, о том, как устроен цивилизованный рынок. Понятно, что идти в фарватере авторитетного западного издания проще и удобнее, чем пробиваться в одиночку. Но успех «американца», как ни парадоксально, усложнял нашу задачу: чтобы читали отечественную газету, она должна была подняться на тот же уровень. Тут заокеанский опыт помочь не мог, поскольку наш рынок мало напоминал американский.
«Мы довольно быстро поняли, как делать газету, — вспоминает Николай Федулов. — Сложнее было определиться с тем, а что же в ней должно быть?» Даже публикация переводных материалов оказалась на деле задачей нетривиальной. «Увы, блестящее знание английской компьютерной терминологии очень мало помогало в понимании и правильной интерпретации бизнес-терминов, — продолжает он. — Без преувеличения можно сказать, что перевод некоторых понятий обсуждался часами. Это теперь какие-нибудь «мультивендорные» или «нишевые» дистрибьюторы стали расхожими понятиями, а в 1996 г. и слов-то таких не было, как не было, например, «вертикальных» и «горизонтальных» рынков. Разумеется, они существовали, но кто знал, что они так называются? В целом на поиски направления издания, его стиля, интересной российскому бизнесу тематики ушло не менее полугода».
Итог первого года работы был весьма обнадеживающим: газета обрела стабильную читательскую аудиторию. Как и ожидалось, большинство наших читателей составили владельцы и руководители компаний (генеральные, коммерческие, исполнительные директора, председатели советов директоров, президенты и вице-президенты), главы представительств зарубежных фирм, а также топ-менеджмент (директора по маркетингу, продуктам, развитию бизнеса, начальники отделов закупок, продаж, сервисных служб и т. п.).
Следующей вехой в развитии издания стал выпуск специальных номеров, посвященных отдельным секторам рынка. Их редактором был Юрий Бонкарев, впоследствии возглавивший аналитическую компанию ITResearch. Подготовка спецвыпусков вызвала к жизни такую важную и полезную форму работы с игроками рынка, как проведение тематических «круглых столов», где обсуждаются самые злободневные проблемы. Проведение подобных встреч всегда вызывает большой интерес со стороны топ-менеджеров компаний: они могут выступить не только в качестве экспертов, но и выслушать мнение конкурентов и даже подискутировать с ними практически по любым вопросам. Ну а сотрудникам редакции участие в «круглых столах» дает бесценную информацию не только о процессах, происходящих на ИТ-рынке, но и о глубинных причинах многих событий.
Новый век поставил новые зада чи перед бизнес-сообществом и открыл новые перспективы. Акценты развития компаний сместились в сферу услуг и создания дополнительной стоимости. Развитие Интернета позволяло расширить торговую площадку до размеров земного шара и сделать бизнес по-настоящему непрерывным. Ведь когда у нас ночь, в западном полушарии — день! Разумеется, CRN/RE не мог замкнуться на узком сегменте «боксмуверов». Хотя в некоторых российских компаниях в начале этого десятилетия искренне полагали, что CRN/RE — это издание исключительно для дилеров и дистрибьюторов.
Марина Никитина, занимая в тот момент пост главного редактора CRN/RE, писала в 2000 г.: «Индустрия ИТ — одна из самых быстроразвивающихся, и рынок за время существования CRN претерпел значительные изменения. Наибольшей динамики бизнес достиг в последние пять лет. Если раньше в области высоких технологий акцент делался на изделия, а услуга была лишь сопутствующим продуктом, который позволял продать основной, то теперь создание стоимости переносится именно на услугу, решение».
Следуя за рынком, а зачастую и предсказывая маршрут его движения, наша газета старалась рассказывать обо всем, что происходит на этом тернистом пути. И если в конце 90-х годов главными героями публикаций о рынке были те, кто создают продукт и «доставляют» его потребителю, т. е. вендоры, дистрибьюторы и реселлеры, то в начале XXI в. CRN/RE стал все больше внимания уделять бизнесу системных интеграторов, провайдеров услуг, поставщиков решений, т. е. компаний, создающих технологии для новой экономики.
Чтобы соответствовать духу времени, издатели и редакция Computer Reseller News сделали смелый шаг, изменив дизайн газеты, ее формат, содержание многих разделов и, что очень важно, — название. На смену известному и «раскрученному» бренду Computer Reseller News пришел CRN — издание для тех, кто создает решения и технологии для современной экономики. Вслед за американской газетой мы в январе 2001 г. тоже сменили логотип и название, превратившись из Сomputer Reseller News/RE просто в CRN/RE.
Надо заметить, что первое имя оказалось весьма благозвучным для уха наших соотечественников и очень запоминающимся. Руководители многих ИТ-компаний до сих пор нас величают не иначе, как Computer Reseller News. Да что там руководители. Даже PR-агентства на бейджиках, раздаваемых на пресс-конференциях, нередко пишут Computer Reseller News. Впрочем, мы не в обиде, считаем это данью уважения к нашим прошлым успехам. Даже приятно, что коллеги помнят, откуда мы родом.
В течение первых пяти лет существования CRN/RE отечественный компьютерный рынок трансформировался в рынок ИТ, сетевой сегмент стал частью рынка телекоммуникаций, пришло новое поколение компаний — интернет-компании. «Все это, как в зеркале, отражалось на страницах русской версии Computer Reseller News, — подчеркнула в одной из своих статей Марина Никитина. — Героями наших публикаций стали поставщики решений... Однако не потеряли значимости для рынка и те, кто «двигает коробки» от поставщика к пользователю. Наиболее успешные в этой области компании тоже работают над совершенствованием и расширением спектра услуг. Поэтому мы много пишем об изменении роли и облика дистрибьютора и розничного продавца на быстро меняющемся под влиянием Интернета рынке, ведь доля бизнеса этих компаний по-прежнему велика».
Кстати, некоторые другие издания, решив уйти от надоевшей темы, «похоронили» на своих страницах дистрибьюторов с их «архаичным» бизнесом и принялись писать только «о высоком» — об Интернете. Но спустя некоторое время были вынуждены вновь обратить внимание на традиционных игроков канала сбыта.
Редакция всегда видела свою задачу в том, чтобы дать читателям объективную информацию о событиях, происходящих на рынке ИТ: рассказать о тенденциях, положительном и негативном опыте российских и зарубежных компаний, перспективах их развития. Но бизнес с каждым годом развивался все динамичнее. Чтобы уследить за нарастающим валом информации, донести до читателей ценный опыт, мы были вынуждены увеличить число специальных выпусков — сначала до четырех в году, а затем, с 2005 г., — до шести. Над их тематикой мы даже не задумывались — ее подсказывала сама жизнь. Что интересует капитанов отечественного ИТ-рынка? Конечно же каналы сбыта, итоги работы различных сегментов ИТ-рынка за минувший год, развитие розницы и сферы услуг, тенденции и перспективы. Большой интерес вызывают наши традиционные рейтинги — «Чемпионы канала» и «25 лучших управляющих российских ИТ-компаний».
В начале десятилетия стала особенно актуальной тема развития бизнеса в регионах. И с годами интерес к ней только растет. Это понятно, ведь в столицах и крупных городах ИТ-рынки сформировались раньше и давно поделены. Другое дело — глубинка. Оживает экономика, поступают инвестиции в рамках национальных проектов. Темпы роста ИТ-рынка высоки, как в столицах в первой половине 90-х годов, жизнь кипит, есть свои достижения и проблемы. Появляются новые игроки, иные сходят с дистанции, создаются альянсы, ассоциации. Поэтому репортажи с мест появляются не только в наших ежегодных специальных региональных выпусках, но и в регулярных номерах. За последние несколько лет корреспонденты CRN/RE побывали практически во всех регионах России.
Стремительно летит время. Вот и десятилетний юбилей CRN/RE тоже стал историей. С чем же мы встречаем день нынешний?
Наша тематика вновь расширилась, исключительно «канальная» газета, как отметила главный редактор Элина Золотова, трансформировалась в издание для всех компаний, чей бизнес связан с ИТ. Но неизменным осталось предназначение CRN/RE — помогать читателям делать свой бизнес более эффективным.
Мы практически отошли от описан ия продуктов и технологий. События как таковые тоже не представляют особого интереса для читателей, а значит, и для нас. CRN/RE все в большей степени становится аналитическим, деловым и отчасти даже «светским» изданием для профессионалов ИТ-рынка. В газете появились новые разделы и рубрики — «Государство и бизнес», «Бизнес-практикум», «Взгляд со стороны» (здесь мы публикуем интервью с представителями компаний-заказчиков).
Мы также стараемся больше писать о конкретных людях. Статьи из цикла «Корни» и «Не только бизнес» зачитывают в буквальном смысле до дыр.
В 2007 г. в CRN/RE появился постоянный раздел — «Розница», посвященный бизнесу в сфере ИТ-ретейла. Одновременно мы существенно расширили и базу подписчиков издания, включив в нее руководителей компаний, специализирующихся в этой области. В этом году планируем гораздо чаще писать о рынке ПО и бизнесе компаний, занимающихся его разработкой, продажей, внедрением. Данной теме впервые будет посвящен один из спецвыпусков CRN/RE (№ 3) — «Рынок ПО и услуг».
Несколько слов надо сказать и о наших читателях. Целевая аудитория CRN/RE за 12 лет практически не изменилась. Мы по-прежнему пишем для тех, кто профессионально занимается ИТ-бизнесом, — для президентов и директоров компаний, топ-менеджеров, начальников отделов, маркетологов, специалистов, экспертов, аналитиков — и очень надеемся, что наши материалы помогают принимать правильные и эффективные решения. С большим удовлетворением мы также отмечаем, что и в составе «старой гвардии» читателей CRN/RE не произошло кардинальных изменений. Что изменилось — так это отношение к бизнесу, уровень подготовки руководителей. Энтузиасты и любители, которых мы знали в 90-е годы, давно играют в команде профессионалов.
Поэтому главной нашей темой конечно же останутся рыночные тенденции, события, происходящие в макроэкономике, политике, изменения в законодательстве, — словом, все то, что может оказать непосредственное влияние на развитие ИТ-отрасли.