В декабре 2008 г. IDC представила прессе программный документ «Обоснованность ИТ-инвестиций в условиях экономического кризиса». Это не результат исследования, не данные опроса, а экспертное мнение Роберта Фариша, главы представительства IDC в России и СНГ, и Евгения Колесникова, независимого эксперта по ИТ-менеджменту.
В докладе Роберта Фариша прозвучали некоторые числовые оценки. Рост рынка ИТ в 2008 г. замедлится, он составит 10–15%. В 2009 г. произойдет спад, но насколько сильный — пока неясно. IDC ведет новый проект «С-барометр». Первый опрос уже прошел и будет повторяться раз в квартал. В нем принимают участие два типа респондентов: корпоративные (более трехсот интервью с представителями малых, средних и крупных компаний из разных отраслей) и частные лица (более 1,6 тыс. интервью). Пока получены следующие результаты: 44% компаний по-прежнему планируют увеличить ИТ-бюджеты в 2009 г., но 11% крупных проектов, включающих платежи внешним подрядчикам, отложены на неопределенное время, 14% расходов на ИТ сокращены до уровня базовой поддержки и все текущие проекты отсрочены, 26% компаний планируют сокращение ИТ-персонала.
Основные рекомендации, которые IDC дает ИТ- и другим руководителям в своем программном документе:
- сокращать расходы с особой осмотрительностью и только после того, как проведена надлежащая оценка рисков;
- сокращение расходов и полный отказ от расходов — не одно и то же;
- задача, которую необходимо поставить перед службой ИТ, — делать ту же работу, но лучше и за меньшие деньги.
Судя по прошедшему мероприятию, лишь теперь настало время заняться повышением эффективности «настоящим образом», а не на словах. Об этом говорили Биргер Стен, генеральный директор Microsoft в России, Оуэн Кемп, вице-президент НР и генеральный директор «НР Россия», Вероника Тараба, заместитель генерального директора компании «Крок», Владимир Слинько, руководитель отдела по работе с международными поставщиками компании Intel, и Александр Тасев, глава представительства Autodesk в России и СНГ.
Почти все выступавшие рассказывали о том, как они снижают свои расходы на ИТ. Например, HP перешла в мире от 85 дата-центров к шести глобальным, а в российском представительстве IDC на десятки процентов сократили затраты на командировки, начав шире использовать онлайн-средства коммуникации и видеосвязи. В «Кроке» научились формировать финансовую отчетность за четыре часа вместо восьми, исключили ввод дублирующей информации, доработали CRM-систему.
Вероника Тараба прогнозирует в ближайшем будущем рост потребности в поддержке уже существующих ИТ-систем и конкретно увеличение сегментов ИТ-поддержки и ИТ-аутсорсинга, увеличение спроса на интеграционные проекты и решения в сфере повышения эффективности бизнеса. Она упомянула и направление, о росте популярности которого речь пока не шла: это меры, направленные на снижение зависимости заказчика от внутренних проектных команд. Они включают экспертизу состояния разработки ПО, сбор существующих исходных текстов программ, документации, разработку программы поддержки и развития бизнес-приложений. Сейчас потребность в этих услугах возросла многократно, подчеркнула Тараба. Еще одна услуга, на которую в «Кроке» отмечают рост спроса, — разработка плана восстановления ИТ-систем после аварии. Удаленное управление и мониторинг ИТ-инфраструктуры тоже относятся, по мнению Тарабы, к наиболее востребованным сейчас задачам, так же как и сопровождение, оптимизация и нагрузочное тестирование промышленных систем.
Некоторые упомянули о мерах, принятых в связи с кризисом: Autodesk — о введении временных лицензий сроком на один год и рассрочки платежей; HP — о возможности выкупа своего оборудования у клиентов, выплате им наличных, а затем выдачи того же оборудования в лизинг, и в целом — о возможности кредитования клиентов. Предпринимает определенные шаги и Microsoft. Более гибко, чем раньше, ранжирует своих заказчиков по платежеспособности «Крок».