За последние несколько лет в MERLION появились проекты «ПОЗИТРОНИКА», «Сеть компьютерных клиник», создан системный интегратор MERLION Projects. В этом году стартовал новый розничный проект — СИТИЛИНК. Этой теме посвящена беседа корреспондента CRN/RE Дениса Золотова с генеральным директором MERLION Вячеславом Симоненко и руководителем проекта Сергеем Коваленко.
CRN/RE: Расскажите, пожалуйста, вкратце о сути начинания.
Сергей Коваленко: MERLION участвует в нем ресурсами, помогает организационно, но идеологически не довлеет. Суть проекта — выйти на розничный рынок с теми товарами, которыми традиционно богат MERLION. В качестве формата торговли выбран дискаунтер: магазины не в центральной части города, с не очень обширной выкладкой товара, но с хорошими складскими мощностями, максимально низкими ценами и возможностью обслужить много клиентов одновременно. Торговать будем посредством электронного каталога, который представлен как в Интернете, так и в наших терминалах обслуживания.
Думаю, что через Сеть на начальном этапе будет продаваться не более 30% товара. Во-первых, людям важно увидеть, что они платят деньги реально существующей организации. Это даст им уверенность, что товар, который они приобретают, не бракованный, а гарантия не липовая. Во-вторых, формат дискаунтера предполагает, что немногие захотят платить за дополнительные сервисы, в том числе и за доставку.
CRN/RE: Почему для нового проекта выбран бренд СИТИЛИНК?
С. К.: Такая компания уже была в истории MERLION. Citilink был одним из сбытовых офисов, входящих в тогда еще LC-Group. Мы решили возродить этот бренд в таком виде. Не уверен, что это лучшее возможное название проекта, но уж точно не плохое. Перевод для использования этого названия — «связь с городом», кажется мне приятным для слуха.
CRN/RE: Почему вы решили заняться прямой розницей?
Вячеслав Симоненко: Ключевая компетенция нашей компании — поставки. Эволюционируя, мы стараемся находиться как можно ближе к месту, где есть живые деньги. А дальше есть просто несколько коммерческих интерфейсов по сбору таких денег. Один из них, направленный на предприятия, у нас уже функционирует — MERLION Projects. Теперь решили приблизиться к розничным покупателям. Формат дискаунтера нам наиболее близок по духу — большие объемы, маленькая наценка и т. п.
CRN/RE: Какую реакцию вы ожидаете от партнеров? В первую очередь от участников проекта «ПОЗИТРОНИКА»?
В. С.: «ПОЗИТРОНИКА» изначально позиционировалась как сеть средних по размеру магазинов для небольших городов. А люди, как правило, не ездят в другой город за покупками. Соответственно эти два проекта разнесены географически — магазины СИТИЛИНК могут быть открыты только в городах-миллионерах. Они не только не будут мешать друг другу, но, наоборот, в чем-то дополнят, так как в идеале точки СИТИЛИНК должны служить и некими логистическими центрами для магазинов «ПОЗИТРОНИКИ».
Если же говорить о партнерах в крупных городах, то да, мы ожидаем определенного напряжения. С этим мы ничего поделать не можем. Так же как и в случае, когда вендор открывает склад в России. Вообще, наш формат не будет напрямую конкурировать с большинством магазинов — у нас разная целевая аудитория. Люди, которые хотят получить консультацию, по-прежнему пойдут в специализированные салоны, а те, которые точно знают, чего хотят (продвинутые пользователи, ИТ-специалисты и т. п.), и так были нечастыми посетителями таких магазинов.
CRN/RE: Как вы намерены сочетать формат дискаунтера с «рекомендованными розничными ценами» некоторых производителей?
В. С.: Мы считаем, что цены не должны быть одинаковыми в дорогом бутике с плановой наценкой в 50% и в нашем магазине низких цен. В этом вопросе подход к каждому вендору должен быть свой. Мы, безусловно, намерены соблюдать все требования, так что если не удастся с кем-то договориться, то этот товар просто не появится на наших полках.
CRN/RE: Где находится первый магазин?
С. К.: Рядом с метро «Черкизовская». Торговая площадь составляет примерно тысячу квадратных метров, общая — около четырех с половиной тысяч. Небольшая выкладка товаров плюс терминалы для заказа, 15–20 человек будут работать с покупателями, часть в зале, часть на телефоне.
CRN/RE: Сколько человек заняты в проекте?
С. К.: На данный момент — около 150, если считать всех, от руководителя до уборщицы. Управленцы, естественно, составляют меньшую часть.
CRN/RE: Как организованы логистика, сервис, продвижение?
С. К.: Пока всей логистикой будет заниматься MERLION. Гарантийный сервис стандартный, в соответствии с законом о защите прав потребителей.
Что касается дополнительного обслуживания техники, то мы рассматриваем возможность размещения в наших магазинах точек «Сети компьютерных клиник».
Надеемся, что в продвижении главную роль сыграют цены, доступность товара и ассортимент. Помимо этого предполагаем использовать интернет-рекламу, форумы и т. п.
CRN/RE: Каков объем инвестиций в проект?
В. С.: Несколько миллионов долларов. Основные расходы — это аренда помещений, реконструкция и написание программной оболочки для управления процессом.
CRN/RE: Ваши планы на ближайшее будущее?
В. С.: До кризиса мы планировали к концу 2009 г. открыть три таких магазина. Сейчас все будет зависеть от рыночной ситуации. Что касается планов по бизнес-показателям, то на данный момент они для нас не результирующие. Нам важно понять, как все это работает, что еще стоит сделать, каким образом развивать проект дальше.