В конце 2008 г. в Москве состоялась конференция IDC по бизнес-аналитике. По этому ежегодному форуму можно проследить развитие рынка BI в России: от первых опытов несколько лет назад до серьезных, масштабных, уникальных решений, реализованных в крупных компаниях.

На этот раз конференция вызвала особый интерес, так как многие вендоры корпоративного ПО в последнее время настойчиво стремятся разыграть BI как козырную карту в кризисной ситуации. Тезис примерно таков: «Даже если у вас нет возможности тратить деньги ни на что другое, без BI-инструментария вам никак не обойтись».

Подобные соображения в последнее время высказывает и часть ИТ-директоров: аналитика в сложных условиях наиболее востребована. Нужны прогнозы, хотя бы какое-то предвидение ситуации и быстрое реагирование на ее изменения.

Что же аналитики IDC и участники конференции думают о роли и месте приложений этого класса в нынешних непростых условиях?

Роберт Фариш, вице-президент и региональный управляющий директор IDC по СНГ, рассказал о результатах исследования (март 2008 г.), проведенного совместно с InfoWorld. В нем приняли участие более 400 ИТ-менеджеров, инженеров и управляющих, участвующих в приобретении решений бизнес-аналитики.

В качестве трех основных бизнес-проблем в BI-проектах они назвали ограниченность бюджета (47%), время, требуемое для внедрения (35%), квалификацию конечных пользователей (28%). Главные технические проблемы: качество данных (45%), интеграция в существующие ИТ-системы и интеграция данных в реальном времени (по 29%). Примечательно, что слишком сложным считают интерфейс BI-продуктов 19% пользователей.

Результаты этого международного исследования вовсе не подтверждают рост спроса на BI-инструменты, который так стараются инициировать производители, напротив, они свидетельствуют о неминуемом спаде.

Другой опрос, проведенный IDC, должен был ответить на вопросы: «В какие функциональные BI-решения планируются будущие инвестиции?» и «Насколько важны преимущества, предоставляемые BI-решениями, для вашей организации?».

Участники опроса сообщили, что среди функций, которые они собираются добавить к своим BI-решениям, на первом месте — хранение данных (54%), на втором — сбор данных (45%), на третьем — управление бизнес-процессами (37%), панели информации (называемые иначе «витрины данных» или «дашборды») — на четвертом.

Наиболее значимым результатом внедрения BI-решений участники исследования посчитали лучшее качество информации и более легкий доступ к ней. И то, и другое в кризисные времена особенно ценно, однако вряд ли достижимо без решения хотя бы упомянутых выше технических проблем.

В IDC выделяют три стадии развития BI: отчеты на мэйнфреймах, хранилища данных и OLAP, всепроникающая система BI. Для первой стадии характерны бизнес-отчеты и статистический анализ, для второй — панели данных, ключевые показатели, самостоятельная работа пользователей, клиент-сервер и веб-ориентированные приложения. Для третьей (началась примерно в 2005 г. и продолжится как минимум до 2020 г.) — интеграция с процессами, использование структурированной и неструктурированной информации, мета- и основные данные, визуализация и ГИС.

По текущим российским открытым проектам хорошо видно, как на наших глазах вторая стадия плавно сменяется третьей.

В качестве глобальных тенденций IDC отметила:

  • переход от транзакционных к основанным на информации вычислениям;
  • переход от управления и работы с разрозненными данными к комплексному анализу;
  • новые приложения предлагают больше функций в реальном времени, ad hoc запросов и отчетов;
  • анализ текста сближается с анализом данных для выработки более понятных результатов.

На развивающихся рынках, к которым относится и Россия, для BI-приложений, по мнению аналитиков IDC, характерны внедрение инструментов и технологий интеграции для консолидации и лучшего использования корпоративных данных, ETL, OLAP, хранилища данных.

Внедрение аналитических приложений при этом характеризуется поиском требуемых ответов непосредственно в приложениях, наличием «замкнутого цикла» информации в отдельно стоящем приложении.

По оценкам IDC, объем рынка BI-средств в России в 2007 г. достиг 105,3 млн. долл., рост инвестиций превысил 60%. В докладе Роберта Фариша были упомянуты более 30 крупных российских компаний, применяющих BI-средства. Он подчеркнул, что еще два-три года назад внедрений просто не было.

В конференции приняли участие традиционные поставщики BI-продуктов, в том числе Teradata, Informatica, Sybase, и крупнейшие производители ПО — IBM, Oracle, SAP, — не так давно купившие разработчиков BI-средств.

На этом фоне довольно неожиданно выглядел доклад Роже Верье, вице-президента фирмы QlikTech, разработчика BI-средства QlikView. Верье утверждает, что вместо традиционных BI и связанных с ними проблем (высокая стоимость, много программ, много разработчиков, владелец — ИТ-отдел, нужны месяцы для внесения изменений) могут быть с успехом использованы продукты его компании, таких недостатков лишенные (низкая стоимость, один разработчик, владелец — бизнес-пользователь, минуты для изменений).

По оценке IDC, компания QlikTech является самым динамично развивающимся поставщиком BI-решений в мире. Фирма основана в Лунде (Швеция), штаб-квартира находится в Рэдноре (штат Пенсильвания, США). В текущем году у QlikTech свыше 9 тыс. клиентов в 90 странах, свыше 500 партнеров и 11 представительств по всему миру.

У этого вендора появились партнеры и в России, в их числе Консультационная группа АТК и ФБ «Консалт».

Конференции, посвященные BI, позволяют сделать вывод, что в ближайшее время интерес к этим решениям действительно будет расти. Что касается платежеспособного спроса, то, скорее всего, он сосредоточится на быстрореализуемых проектах с конкретным, просчитываемым результатом и очевидной пользой для бизнеса.