В середине декабря в Московском цирке прошел традиционный «День Бухгалтерии», который компания «1С» проводит уже много лет. В рамках мероприятия состоялась пресс-конференция, где Борис Нуралиев (см. фото), директор «1С», рассказал о предварительных итогах года.
Окончательные станут известны позже, но и те сведения, которые были обнародованы, представляют значительный интерес, особенно на фоне всеобщей, внезапно наступившей скромности в ознакомлении прессы с показателями развития бизнеса, характерной черты ПР-стратегий ИТ-фирм минувшего года.
Сообщество «1С» устояло и упрочило свои рыночные позиции. Практически все компании работают, операционно прибыльны, коллективы сохранились, продукты и услуги востребованы, удачно расширен продуктовый ряд. Обороты в рублях возвращаются на уровень 2007 г. Заметный рост начался с сентября и продолжался всю осень. Эти тезисы Бориса Нуралиева описывают ситуацию в целом, однако никаких прогнозов на 2010 г. он не дает.
Объем продаж (в долл.) самой «1С» без дочерних, совместных и розничных предприятий снизился по сравнению с 2008 г. на 35%. При этом Борис Нуралиев полагает, что положение «1С» несколько лучше, чем по рынку в целом. Он напомнил известный факт: наличие нескольких смежных направлений бизнеса повышает его устойчивость. Вместе с тем подтверждена надежность ориентации на массовый рынок, а не на одного богатого клиента, и важность циклического обслуживания по постоянным договорам. Два основных тезиса «Дня Бухгалтерии — 2009» — необходимость перехода на восьмую версию «1С:Предприятие» всех тех, кто еще этого не сделал, и привлекательность подписки на ИТС (информационно-технологическое сопровождение). Это направление в «1С» намерены развивать.
Продажи игровых и мультимедийных продуктов фирмы снизились меньше, чем оборот в целом, — на 19% за январь—ноябрь 2009 г. по отношению к тому же периоду 2008 г. Нуралиев считает, что этому помогла своевременная интеграция с «СофтКлаб». Речь идет о выделении в 2009 г. мультимедийного бизнеса «1С» и слиянии его с компанией «СофтКлаб» в СП «1С-СофтКлаб». В кризис самое время переключить энергию конкуренции между компаниями в созидательное русло, подчеркивает Нуралиев, поскольку все равно, считает он, «консолидация рынка неизбежна — мы или успеем в этот процесс или уступим первое место». Игровой бизнес «1С» продолжает активно развиваться — с начала 2009 г. выпущено более 200 игр. Сеть магазинов состоит уже из 37 объектов, в них работает более 250 человек. «Спрос снижен, но работать можно», — уверен Нуралиев. Основной задачей он считает повышение эффективности существующих магазинов, а не увеличение их числа. Результаты франчайзинга в рознице положительные — общий оборот уверенно растет и за 11 месяцев превысил этот показатель 2008 г.
У «1С-Дистрибуция» дела развиваются любопытным образом. Продажи в долларах в целом, по прогнозу, окажутся ниже уровня и 2008, и 2007 гг., лишь ненамного превышая уровень 2006 г. Однако продажи софта российских производителей в рублях за 11 месяцев выросли на 25%. СМБ показал себя более устойчивым рынком в кризисный год, чем корпоративный сегмент, где снижение в начале года было очень заметным. ПО для ИТ-безопасности, антивирусы в первую очередь, процветают: за 11 месяцев снижение в долларах на 9%, в рублях — рост на 16%.
«1С» ведет большой маркетинговый проект, связанный с торговлей ПО, — «1Софт». Нуралиев поясняет: «Клиенты знают, что если нужна «1С:Бухгалтерия», то нужно обратиться к «1С:Франчайзи». Нам хотелось бы, чтобы и за другим софтом они обращались именно к нашим партнерам, поэтому из их сообщества выделяем подмножество, готовое серьезно торговать софтом». Цель программы «1Софт» заключается в формировании сети партнеров, оказывающих услуги по поставке ПО отечественных и зарубежных вендоров на базе дистрибьюторского портфеля «1С». В проекте участвуют 33 региона РФ на базе 10 региональных дистрибьюторов, 251 партнер, число которых с июня 2009 г. увеличилось в 3 раза.
Структура продаж продукта «1С: Предприятие» меняется: доля версии 7.7 падает, доля версии 8 растет. Общее снижение продаж лицензий за 11 месяцев: в долл. — почти на 40%, в руб. — на 18,2%. Хотя наблюдается явное смещение спроса в более дешевый ассортимент, Нуралиев считает, что клиентов фирма при этом не теряет: они возобновят закупки, когда экономика пойдет на подъем. Он отмечает рост интереса к франчайзингу со стороны фирм, раньше торговавших «1С: Предприятие» в небольших масштабах: реселлеров оборудования, комплектующих.
В сентябре выпущена финальная версия платформы 8.2, с существенным развитием функциональности, в частности с реализацией средств поддержки 152 ФЗ (закона о защите персональных данных). Выпуск этой версии Нуралиев считает одним из основных достижений минувшего года.
Изменилась отраслевая востребованность «1С: Предприятие». Резко вырос интерес к продуктам «1С:Управление сельскохозяйственным предприятием» и «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия», «1С:ТОИР и Управление ремонтным предприятием». Максимальное падение спроса — на «1С:Производство строительных материалов». В целом существует 120 отраслевых решений для 26 отраслей, из них 13 выпущены в прошедшем году и 15 планируются к выпуску в наступившем. Растет интерес к продукту «1С:Консолидация», продажи которого в долларах остаются на уровне 2008 г. Не падают и продажи CRM: в рублях прирост продаж составил 9%, в штуках — 31%. В ноябре выпущен «1С:Предприятие 8.CRM КОРП» для автоматизации процессов управления взаимоотношениями с клиентами на крупных предприятиях со значительно более широким, чем в других версиях, спектром возможностей. Продукт предназначен для обеспечения совместной работы сотен сотрудников.
Выпущено еще несколько новых продуктов: «1С:Комплексная автоматизация 8 (КА8)», «1С:Управление небольшой фирмой 8», «1С:Деньги 8» — для ведения личного финансового учета, развивается линейка решений «1С:Предприятие 8 для бюджетных учреждений». Нуралиев видит новый перспективный сегмент: бывшие бюджетники, которых переводят на хозрасчетный план счетов, меняя при этом организационно-правовую форму, в том числе организации образования, культуры, спорта. Для них предназначена «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8». Это большой новый рынок, подчеркивает Нуралиев. По оценкам «1С», в автономные учреждения могут быть преобразованы 20–40% бюджетных, что составит 60–110 тыс. предприятий.
Судя по всему, сообщество «1С» действительно переживает непростые для всех времена относительно успешно, укрепляет и развивает свой потенциал.
Борис Нуралиев упомянул еще о двух направлениях, разной степени зрелости, которые могут существенно упрочить и без того неплохое положение этого сообщества, придать новые импульсы его развитию. Это выпуск программных продуктов для документооборота и аутсорсинг бизнес-процессов. В конце декабря было объявлено о новом прикладном решении «1С:Документооборот 8». Продукт решает задачи автоматизации учета документов, взаимодействия сотрудников, контроля и анализа исполнительской дисциплины, является преемником «1С:Архив 3», уже более десяти лет присутствующего на рынке.
СЭД «1С» уже выпускала, подобное программное обеспечение выводилось на рынок еще в 1996 г., но тогда заметным событием не стало, и российский рынок систем электронного документооборота вырос без участия «1С».
Если новый «заход» окажется удачным, синергетический эффект может оказаться весьма и весьма впечатляющим.
Другое направление — аутсорсинг услуг по ведению бухгалтерии. Пока еще Нуралиев говорит об этом лишь как об идее, а не как о бизнес-плане, готовом к реализации, но если движение в этом направлении последует, российскую бухгалтерию ждут важные перемены.